Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 августа 2010 г. N Ф09-5265/10-С2 по делу N А60-819/2010-С10
Дело N А60-819/2010-С10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Юртаевой Т.В., судей Беликова М.Б., Меньшиковой Н.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом логу Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2010 по делу N А60-819/2010-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области (далее - комиссия) - Аглоткова С.В. (доверенность от 21.06.2010), Минеева С.В. (доверенность от 21.06.2010);
закрытого акционерного общества "Новопышминское" (далее - общество) - Мошегова Н.В. (генеральный директор, решение от 26.01.2007 N 2).
Представители третьих лиц, а именно Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области и управления, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий комиссии, выраженных в отказе проведения реструктуризации задолженности, в том числе, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, содержащемся в выписке из протокола заседания комиссии от 15.12.2009 N 07.
Решением суда от 10.03.2010 (судья Тимофеева А.Д.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить в части удовлетворения требований о признании незаконными действий комиссии по отказу в реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Управление ссылается на неправильное применение судами ст. 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ), п. 1 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1092, далее - базовые условия), в силу которых не подлежит реструктуризации задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по налогу на доходы физических лиц, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по оплате труда.
Кроме того, управление считает, что решением суда нарушены требования Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", поскольку суммы недоимки на обязательное пенсионное страхование, несвоевременно поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, не принесут инвестиционного дохода, учитываемого при исчислении трудовой пенсии, что повлечет нарушение прав застрахованных лиц.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в комиссию с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам, а также по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и пеням.
Комиссией 15.12.2009 принято решение о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременное перечисление налогов и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и об отказе в реструктуризации задолженности, в том числе по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, что отражено в выписке из протокола заседания комиссии от 15.12.2009 N 07.
Удовлетворяя требования общества в части признания незаконными действий комиссии по отказу в реструктуризации задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, суды сделали вывод о том, что при утверждении базовых условий Правительство Российской Федерации вышло за пределы своих полномочий, ограничив перечень долгов (налогов), подлежащих реструктуризации путем исключения из него долгов по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Между тем данный вывод судов не соответствует положениям Федерального закона N 83-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона N 83-ФЗ предусмотрено, что данный закон устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 83-ФЗ под долгом понимается просроченная, отсроченная или рассроченная задолженность сельскохозяйственного товаропроизводителя по платежам в бюджеты всех уровней, а также за поставленные ему товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации понятием долга, содержащимся в ст. 2 Федерального закона N 83-ФЗ, не охватываются.
Статьями 13 и 14 Федерального закона N 83-ФЗ установлен порядок включения должника в состав участников программы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей и основания к отказу включения должника в состав таких участников.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество включено в состав участников программы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Расчет показателей финансового состояния должника, включенного в состав участников программы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, регулируется ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ. По правилам данной нормы права такой расчет производится в соответствии с установленной методикой расчета показателей финансового состояния должника. Вариант реструктуризации долгов определяет территориальная комиссия в зависимости от показателей финансового состояния должника и в соответствии с базовыми условиями реструктуризации долгов.
В силу ст. 2 Федерального закона N 83-ФЗ методика расчета показателей финансового состояния должника - это разработанные федеральной комиссией и утвержденные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти методические указания по расчету показателей финансового состояния должника, учитываемых при определении условий реструктуризации долгов; базовые условия реструктуризации долгов - это разработанные федеральной комиссией и утвержденные Правительством Российской Федерации варианты реструктуризации долгов, предлагаемые в зависимости от показателей финансового состояния должника, рассчитанных в соответствии с методикой расчета указанных показателей.
В п. 1 базовых условий предусмотрено, что реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, в том числе задолженность по пеням и штрафам за несвоевременное перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Реструктуризации не подлежит задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Данное положение базовых условий соответствует ст. 2 Федерального закона N 83-ФЗ и необоснованно не применено судами при рассмотрении спора со ссылкой на превышение полномочий Правительства Российской Федерации.
Таким образом, доводы управления о том, что в силу закона задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, не подлежит реструктуризации, являются правильными.
Поскольку выводы судов по данному вопросу основаны на неправильном применении ст. 2, 16 Федерального закона N 83-ФЗ, судебные акты в рассматриваемой части следует отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2010 по делу N А60-819/2010-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по тому же делу отменить в части признания незаконными действий Межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области по отказу в реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, выраженные в выписке из протокола заседания комиссии от 15.12.2009 N 07. В указанной части в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Новопышминское" отказать. В остальной части судебные акты оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2010 г. N Ф09-5265/10-С2 по делу N А60-819/2010-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника