Доклад "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2007 году" подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Свердловской области от 20 марта 2006 года N 12-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Свердловской области" ("Областная газета", 2006, 22 марта, N 81-82) с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 8 декабря 2006 года N 86-ОЗ ("Областная газета", 2006, 12 декабря, N 420-422), постановлениями Правительства Свердловской области от 18.03.2005 г. N 220-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года и сроков достижения предельно допустимых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для организаций-природопользователей, расположенных на экологически неблагополучных территориях" (Собрание законодательства Свердловской области, 2005, N 3, ст. 190), от 26.10.2007 г. N 1046-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Свердловской области" ("Областная газета", 2007, 26 декабря, N 455-457) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 29.12.2007 г. N 1378-ПП ("Областная газета", 2008, 29 января, N 24-25), от 02.04.2008 г. N 263-ПП ("Областная газета", 2008, 11 апреля, N 117-118), от 24.06.2008 г. N 633-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 6-3, ст. 961) и от 09.08.2006 г. N 687-ПП "О внесении изменений в учредительные документы Свердловского областного государственного учреждения "Центр экологического мониторинга и контроля" (Собрание законодательства Свердловской области, 2006, N 8, ст. 1027) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 16.03.2007 г. N 191-ПП, от 21.03.2008 г. N 222-ПП, Министерством природных ресурсов Свердловской области совместно со Свердловским областным государственным учреждением "Центр экологического мониторинга и контроля" при участии Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Свердловской области, Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Уральского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научных учреждений и других заинтересованных организаций на основе статистических данных организаций-природопользователей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 декабря 2010 г. N 1873-ПП Постановление Правительства Свердловской области от 18 марта 2005 г. N 220-ПП признано утратившим силу
Доклад "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2007 году" подготовлен с целью анализа состояния окружающей среды, оценки природоохранной деятельности субъектов хозяйственной деятельности, органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, определения приоритетных направлений деятельности в сфере охраны окружающей среды.
Заслушав выводы и рекомендации, содержащиеся в докладе "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2007 году", в целях обеспечения экологической безопасности в Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:
1. Принять к сведению доклад "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2007 году".
2. Согласиться с выводами и рекомендациями доклада "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2007 году" (прилагаются).
3. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области учитывать выводы и рекомендации доклада "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2007 году" при разработке проектов областных государственных целевых программ.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, руководителям организаций-природопользователей, расположенных на территории Свердловской области, использовать информацию, выводы и рекомендации доклада "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2007 году" при планировании природоохранных мероприятий и учитывать при принятии решений по размещению новых производственных мощностей и реконструкции действующих.
5. Министерству природных ресурсов Свердловской области (Крючков К.В.):
1) направить доклад "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2007 году" в органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, контрольно-надзорные и другие заинтересованные организации, расположенные на территории Свердловской области, для ознакомления и руководства в соответствующей сфере деятельности;
2) разместить электронную версию доклада "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2007 году" на официальном интернет-сайте Министерства природных ресурсов Свердловской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра природных ресурсов Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Крючкова К.В.
Председатель Правительства
Свердловской области |
В.А. Кокшаров |
г. Екатеринбург
2 октября 2008 года
N 1046-ПП
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 2 октября 2008 г. N 1046-ПП
Выводы и рекомендации доклада
"О состоянии окружающей природной среды и влиянии
факторов среды обитания на здоровье населения
Свердловской области в 2007 году"
В 2007 году в Свердловской области при росте валового регионального продукта (на 8,6 процента к уровню 2006 года) и сохраняющейся высокой техногенной нагрузке на окружающую среду валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников снизились по сравнению с 2006 годом на 2,5 процента, объем образования и размещения отходов уменьшился соответственно на 2,5 и 6,4 процента, объем использования отходов увеличился на 13 процентов.
Данные позитивные изменения являются результатом реализации мер государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, природоохранной деятельности и модернизации производства на предприятиях металлургического комплекса и энергетики, от которых в основном зависит экологическая безопасность на территории Свердловской области.
В то же время сохраняется проблема загрязнения поверхностных водных объектов в результате сброса загрязненных сточных вод, объем которых увеличился по сравнению с 2006 годом на 6 процентов.
1. Качество окружающей среды
Атмосферный воздух
В 2007 году объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в целом по области составил 1255,1 тыс. тонн, что на 32,2 тыс. тонн (на 2,5 процента) меньше, чем в 2006 году.
Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу обеспечено за счет технического перевооружения производства, совершенствования технологических процессов, рационального использования сырья и топлива, реализации природоохранных мероприятий.
Наибольшего снижения вредных выбросов (от 2,9 до 31,0 тыс. тонн) достигли: Рефтинская государственная районная электрическая станция - филиал открытого акционерного общества "Пятая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"; открытое акционерное общество "Святогор"; Пелымское линейное производственное управление магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Тюментрансгаз" - филиал открытого акционерного общества "Газпром"; Лялинское линейное производственное управление магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Тюментрансгаз" - филиал открытого акционерного общества "Газпром"; открытое акционерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат".
Наряду с этим увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу допустили: "Уральский алюминиевый завод" - филиал открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская алюминиевая компания"; открытое акционерное общество "Высокогорский горно-обогатительный комбинат"; Карпинское линейное производственное управление магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Тюментрансгаз" - филиал открытого акционерного общества "Газпром"; Краснотурьинское линейное производственное управление магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Тюментрансгаз" - филиал открытого акционерного общества "Газпром"; Ивдельское линейное производственное управление магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Тюментрансгаз" - филиал открытого акционерного общества "Газпром"; филиал "Екатеринбургский" открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (Ново-Свердловская теплоэлектроцентраль).
Увеличение выбросов на указанных выше предприятиях связано с ростом объемов производства, увеличением количества капитальных ремонтов газопроводов, нарушениями технологических режимов и правил эксплуатации пылегазоочистных установок.
Средняя степень улавливания и обезвреживания загрязняющих веществ от стационарных источников составляет 88,4 процента и достигается в основном за счет наиболее легко улавливаемых твердых веществ (96,3 процента), процент же улавливания и обезвреживания более токсичных жидких и газообразных веществ значительно ниже - 49,5 процента, из них: диоксида серы - 62,3 процента; оксида углерода - 51,3 процента; диоксида азота - 1,4 процента, летучих органических соединений - 21,2 процента.
Низкий процент улавливания газообразных веществ обусловлен отсутствием эффективного газоулавливающего оборудования.
Выбросы от автотранспорта в целом по области составили 632,0 тыс. тонн, или 33,5 процента от суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (от стационарных и передвижных источников - 1887,2 тыс. тонн).
Увеличение выбросов от автотранспортных средств по сравнению с 2006 годом составляет 22,0 тыс. тонн (3,6 процента), что обусловлено ростом количества автомобилей, низким качеством автомобильного топлива, а также неудовлетворительным состоянием значительной части дорожного покрытия и низкой пропускной способностью дорог в крупных промышленных центрах.
Уровень загрязнения атмосферного воздуха в муниципальном образовании "город Екатеринбург" и городском округе Первоуральск характеризуется как очень высокий. По сравнению с 2006 годом количество муниципальных образований с очень высоким уровнем загрязнения атмосферы уменьшилось на два, из их числа исключены городской округ Краснотурьинск и город Нижний Тагил.
Основными причинами неудовлетворительного состояния атмосферного воздуха в муниципальных образованиях в Свердловской области являются использование устаревших технологических процессов, оборудования, недостаточно эффективная работа пылегазоочистного оборудования.
Водные ресурсы
В Свердловской области основные потребности в воде населения и промышленности удовлетворяются за счет поверхностного, в основном зарегулированного, стока. Забор воды из природных водных объектов в 2007 году составил 1959,7 млн. куб. метров, что на 265,7 млн. куб. метров (15,7 процента) больше, чем в 2006 году. Увеличение забора воды связано с увеличением транзитной переброски воды на 276,3 млн. куб. метров.
Использование воды составило 1174,5 млн. куб. метров, что на 5,6 млн. куб. метров (0,5 процента) меньше, чем в 2006 году.
Мощность систем оборотного водоснабжения и повторного использования воды увеличилась по сравнению с 2006 годом на 11,3 млн. куб. метров (0,1 процента) и составила 12713,2 млн. куб. метров. Увеличение произошло в основном за счет предприятий электроэнергетики и черной металлургии.
Общий объем водоотведения (с учетом отведения в поверхностные водные объекты и транзитный сток) составил 1737,9 млн. куб. метров. Увеличение водоотведения на 294,7 млн. куб. метров (20,4 процента) обусловлено увеличением объема транзитного стока.
Сброс сточных вод, включая шахтные и коллекторно-дренажные воды, в поверхностные водные объекты области увеличился на 25,2 млн. куб. метров (2 процента) и составил 1275,9 млн. куб. метров. Объем загрязненных сточных вод увеличился на 46,7 млн. куб. метров (6 процентов) и составил 868,1 млн. куб. метров в год. Сброс загрязненных сточных вод в общем объеме сброса в поверхностные водные объекты составляет 68 процентов, что на 46,7 млн. куб. метров (5,7 процента) превышает уровень 2006 года. Увеличение сброса загрязненных сточных вод обусловлено ростом объемов производства на предприятиях: открытое акционерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат", открытое акционерное общество Качканарский горно-обогатительный комбинат "Ванадий", открытое акционерное общество "Первоуральский новотрубный завод", открытое акционерное общество "Высокогорский горно-обогатительный комбинат", открытое акционерное общество "Корпорация ВСМПО-АВИСМА".
Качество воды большинства водных объектов не отвечает нормативным требованиям.
Качество воды реки Исеть варьирует от "грязной" (УКИЗВ = 4,5-6,4) до "очень грязной" (УКИЗВ = 5,3-6,7).
Качество воды реки Пышма в створах выше и ниже города Березовского характеризуется как "экстремально грязная" (УКИЗВ = 7,1-6,6). Ниже по течению качество воды улучшается и характеризуется как "грязная" (УКИЗВ = 4,3-4,8). В последние шесть лет в реке Пышма наблюдается дефицит растворенного в воде кислорода.
Качество воды реки Тура в верховьях характеризуется как "грязная" (УКИЗВ = 4,4-5,1), выше города Верхотурья - "очень загрязненная" (УКИЗВ = 3,6). Ниже по течению качество воды ухудшается до категории "очень грязная".
Качество воды рек Тавда, Ляля, Уфа на всем протяжении крайне низкое и характеризуется как "грязная".
Качество воды реки Чусовая колеблется от "грязной" 4 класса разрядов А и Б (УКИЗВ = 4,3-5,2) до "экстремально грязной" 5 класса (УКИЗВ = 6,8-7,1). Характерной особенностью реки Чусовая является хроническое загрязнение ее хромом шестивалентным, максимальная концентрация которого в створе ниже города Первоуральска в 2007 году составила 0,186 мг/л (3,7 ПДК), что значительно ниже, чем в 2005-2006 годах.
Характерной особенностью рек Чусовая, Исеть, Пышма является загрязнение азотом нитритов и фосфатами (по фосфору). Азот нитритов в большинстве створов, а фосфаты в отдельных створах являлись критическими показателями загрязнения воды указанных рек.
В то же время отмечено некоторое улучшение качества воды большинства рек по сравнению с 2006 годом.
Почвы и земельные ресурсы
По данным государственного статистического учета земель, площадь Свердловской области по состоянию на 1 января 2008 года составила 19430,7 тыс. гектаров.
В структуре земельного фонда преобладают земли категории лесного фонда (70,3 процента всей территории) и сельскохозяйственного назначения (21,1 процента).
В отчетном году значительные площади земель были вовлечены в гражданский оборот, продолжались процессы установления (изменения) границ населенных пунктов и приведения правового статуса земель в соответствие нормам действующего законодательства. Переводы земель из одной категории в другую затронули все категории земель, в большей степени это коснулось земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения увеличилась на 5,4 тыс. гектаров по сравнению с данными 2006 года.
Площадь земель, отнесенных к землям населенных пунктов, составила 669 тыс. гектаров (3,4 процента), что на 1,9 тыс. гектаров больше, чем в 2006 году. В основном увеличились площади земель сельских населенных пунктов - на 1,7 тыс. гектаров.
Земли лесного фонда составляют 13652,2 тыс. гектаров (70,3 процента), что на 5,7 тыс. гектаров (10,1 процента) меньше уровня 2006 года. Уменьшение площади земель лесного фонда произошло в связи с переводом их в земли населенных пунктов либо в земли промышленности и иного специального назначения.
На 1 января 2008 года на территории Свердловской области числилось 63,7 тыс. гектаров нарушенных земель, что на 0,5 тыс. гектаров (на 0,8 процента) больше, чем в 2006 году.
Более половины этих земель (56,8 процента) нарушены при разработке месторождений полезных ископаемых (в том числе торфа - 40,8 процента) и проведении геологоразведочных работ, 2,4 процента - вследствие строительства.
За 2007 год предприятиями и учреждениями области рекультивировано и возвращено в народное хозяйство 0,3 тыс. гектаров нарушенных земель, основная доля из них приходится на предприятия цветной металлургии.
Анализ данных государственного мониторинга земель, других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что качество земель сельскохозяйственного назначения продолжает ухудшаться. Почвы, особенно пашни и другие сельскохозяйственные угодия, подвергаются деградации, загрязнению, уничтожению, захламлению отходами производства и потребления, что нередко является следствием истощительного и потребительского использования земель.
Одним из наиболее опасных видов деградации, вызывающей разрушение почв и утрату их плодородия, приводящей к загрязнению водоемов, заилению малых и больших рек, является водная эрозия.
За последние годы в земледелии Свердловской области наблюдалось резкое сокращение вносимых в почву удобрений и мелиорантов, что привело к дефициту минерального питания растений. При таких условиях урожай сельскохозяйственных культур формируется в основном за счет запасов питательных веществ в почве, что ведет к образованию агроистощенных почв.
Аналогичная ситуация наблюдается и в балансе гумуса почв, в котором расход превышает поступление в 2,5 раза. Анализ изменения содержания гумуса показывает, что его запасы в пахотном слое почв снижаются в среднем за год на 0,04 процента, или по 1,0-1,2 тонны с 1 гектара.
Такая же тенденция наблюдается и по другим агрохимическим показателям плодородия почв.
Лесопользование и охрана леса
По состоянию на 1 января 2008 года общая площадь лесов на территории Свердловской области составляет 15,8 млн. гектаров, или 83 процента от общей площади Свердловской области, при лесистости территории 67,6 процента, что на 20 процентов выше средней лесистости по Российской Федерации.
Покрытая лесом площадь составляет 13,1 млн. гектаров, или 83 процента от общей площади лесов. Благодаря ежегодному выполнению установленных объемов работ по воспроизводству лесов за последние пять лет покрытая лесом площадь увеличилась более чем на 150,0 тыс. гектаров.
Основными лесообразующими породами в области являются сосна, ель, береза, на долю которых приходится 34,4; 15,4 и 35,8 процента соответственно.
Общий запас насаждений составляет 2,0 млрд. куб. метров, из них запас спелых и перестойных насаждений составляет 0,8 млрд. куб. метров.
Анализ использования лесных ресурсов показывает, что ежегодно расчетная лесосека по рубкам главного пользования осваивается не более чем на 30 процентов, что позволяет говорить о потенциальной возможности развития крупных лесоперерабатывающих производств по глубокой переработке древесины с вовлечением в эксплуатацию значительных объемов лиственной древесины (целлюлозно-бумажного, по производству фанеры, древесно-стружечных плит и иной продукции). Однако большая часть эксплуатационных запасов лесных ресурсов находится на севере и северо-востоке Свердловской области, а также в труднодоступных и малоосвоенных лесных массивах, для вовлечения которых в эксплуатацию необходимо вложение значительных финансовых средств в развитие лесной инфраструктуры (строительство лесовозных и лесохозяйственных дорог, обустройство территории).
В 2007 году проведены 257 аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, на которых продано 1376 аукционных единиц с общим объемом проданной древесины 1827,9 тыс. куб. метров (в 2006 году - 1070,9 тыс. куб. метров), общая стоимость которой составила 108,0 млн. рублей.
Лесовосстановление выполнено на площади 22,6 тыс. гектаров, в том числе путем посева и посадки лесных культур, посадка леса составила 5,9 тыс. гектаров. В сравнении с 2006 годом объем работ по лесовосстановлению увеличился более чем на 1,0 тыс. гектаров.
Основным показателем качества и количества воспроизводства лесов является ввод молодняков в категорию ценных древесных насаждений, который составил 22,9 тыс. гектаров, в том числе за счет перевода в покрытые лесом земли лесных культур на площади 9,2 тыс. гектаров.
На территории области было зарегистрировано 203 пожара на общей площади 1,1 тыс. гектаров. В сравнении с 2006 годом количество лесных пожаров сократилось почти в 8 раз, а их площадь - в 20 раз, что обусловлено благоприятными погодными условиями.
Ущерб, причиненный лесам пожарами, составил 55,4 млн. рублей.
Подавляющее большинство лесных пожаров (до 85 процентов) ежегодно возникает по вине местного населения, в 10 процентах возникновения лесных пожаров виновны бесконтрольные сельскохозяйственные палы.
Для координации наземных и воздушных сил пожаротушения создан единый диспетчерский пункт, в работе которого в пожароопасном периоде стали использоваться данные аэрокосмического мониторинга.
В результате взаимодействия лесхозов с экологической милицией повысилась эффективность работ по организации рейдов, выявлению случаев незаконной рубки и привлечению виновных к ответственности, что позволило снизить количество случаев и объем незаконной рубки леса. Ущерб от незаконной рубки леса в 2007 году снизился по сравнению с 2006 годом на 136,0 млн. рублей.
Вместе с тем в связи с введением в действие с 1 января 2007 года нового Лесного кодекса Российской Федерации произошла кардинальная реорганизация системы управления лесами и лесопользованием, которая не позволила в полной мере решить ряд вопросов в сфере использования и охраны лесов.
Из-за лишения лесхозов полномочий по осуществлению лесного контроля снизилась оперативность и эффективность в выявлении лиц, нарушающих лесное законодательство.
Ввиду отсутствия необходимых нормативных правовых актов лесные участки практически не передавались в аренду (в частности, для заготовки древесины, живицы, ведения сельского хозяйства).
В связи с запрещением в зеленых зонах и лесопарках (которые на территории Свердловской области занимают более 1,2 млн. гектаров площади земель лесного фонда, или 7,9 процента) разработки месторождений полезных ископаемых и размещения объектов капитального строительства значительно сократилось количество:
предоставления лесных участков для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
переводов земель лесного фонда в земли иных категорий для вышеуказанных видов использования лесов, а также для строительства производственных объектов, социальных объектов и жилья.
Данная ситуация ставит под угрозу срыва реализацию приоритетных национальных проектов по строительству доступного жилья и развитию агропромышленного комплекса, обуславливает дестабилизацию добывающих отраслей и другие негативные последствия.
Особо охраняемые природные территории
В настоящее время на территории Свердловской области существует 1304 особо охраняемых природных территории (далее - ООПТ) общей площадью 1335,5 тыс. гектаров, что составляет 6,9 процента от общей площади Свердловской области.
В число ООПТ входит три территории федерального значения (Висимский государственный природный биосферный заповедник, государственный природный заповедник "Денежкин Камень", национальный парк "Припышминские боры") и 1301 ООПТ областного значения. Из них наибольший интерес представляют четыре природных парка, обеспечивающих создание условий для развития регулируемого туризма и отдыха населения, экологического просвещения, а также охраны и восстановления природных комплексов и объектов.
Кроме того, в числе ООПТ областного значения насчитываются 19 лесных парков, из них 15 расположены на территории муниципального образования "город Екатеринбург", один - в Горноуральском городском округе, один - в Новолялинском городском округе, два в Верхнесалдинском городском округе. Общая площадь лесных парков на 1 января 2008 года составляла 13,9 тыс. гектаров, в том числе площадь лесных парков в муниципальном образовании "город Екатеринбург" - 12,5 тыс. гектаров.
В целях сохранения ООПТ и развития экологического туризма в 2007 году проведены работы по благоустройству лесопарков, обустроены три экологические тропы и три туристские стоянки на территории природного парка "Река Чусовая"; обустроено 4,5 километра дорожно-тропиночной сети в природном парке "Оленьи ручьи".
В целом на мероприятия по сохранению и развитию сети особо охраняемых природных территорий в рамках областной государственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.06.2006 г. N 538-ПП "Об областной государственной целевой программе "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2007 год" ("Областная газета", 2006, 27 июня, N 199-200) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 29.12.2006 г. N 1153-ПП ("Областная газета", 2007, 26 января, N 20-21), от 18.06.2007 г. N 557-ПП ("Областная газета", 2007, 23 июня, N 208), от 17.09.2007 г. N 922-ПП ("Областная газета", 2007, 21 сентября, N 315-316), от 02.11.2007 г. N 1070-ПП ("Областная газета", 2007, 13 ноября, N 392-393) и от 03.12.2007 г. N 1195-ПП ("Областная газета", 2007, 12 декабря, N 438-439), было выделено 41,9 млн. рублей.
На территории Свердловской области обитают 55 видов млекопитающих, 228 видов птиц, 37 видов рыб, 14 видов пресмыкающихся и земноводных, часть из них имеет небольшую численность и нуждается в специальном изучении и охране, в связи с чем они внесены в Красную книгу Свердловской области.
Для снижения отрицательного антропогенного воздействия на животный мир в охотничьих хозяйствах, участках охотничьих угодий общего пользования и государственных охотничьих заказниках осуществляются мероприятия по охране и воспроизводству охотничьих животных.
Проведен учет животных на территориях 47 муниципальных образований.
Рыбохозяйственный фонд Свердловской области составляют озера (340 штук) площадью 75,3 тыс. гектаров, реки длиной 34,7 тыс. километров, водохранилища (81 штука) площадью 57,0 тыс. гектаров, пруды (42 штуки) площадью 3,3 тыс. гектаров.
В 2007 году всеми рыбодобывающими организациями и частными предпринимателями выловлено 178,9 тонны рыбы, в том числе: в озерах - 154,7 тонны, реках - 2,8 тонны, водохранилищах и прудах - 21,4 тонны.
Производство товарной рыбы в садковых, прудовых и озерных хозяйствах составило 148,3 тонны.
В рамках мероприятий по зарыблению водоемов в Свердловской области ценными породами рыб на особо охраняемых природных территориях областного значения (общая сумма - 5,3 млн. рублей) разработаны биологические обоснования зарыбления Верхнемакаровского, Волчихинского водохранилищ (ландшафтный заказник), Невьянского, Висимского, Верхнесысертского, Верхнемартьяновского, Среднемартьяновского прудов, пруда ниже поселка Уралец N 3, Шепелевского пруда, озера Песчаное, озера Бездонное ценными породами рыб.
На основании этих обоснований произведен выпуск в водоемы области молоди карпа в количестве 437 тыс. штук, толстолобика в количестве 62 тыс. штук, белого амура в количестве 26 тыс. штук.
Радиационная обстановка
Радиационная обстановка в 2007 году на территории области оценивается как удовлетворительная.
Ведущими факторами облучения населения по-прежнему являются природные источники (75 процентов) и медицинские рентгенорадиологические процедуры (24 процента). Превышения основных дозовых пределов у населения в 2007 году не отмечено.
Основное аэрозольное загрязнение воздуха техногенными радионуклидами было обусловлено, как и в предыдущие годы, содержанием Cs-137 и Sr-90.
Среднегодовая суммарная бета-активность атмосферных выпадений по Свердловской области (0,41 Бк/кв.м сутки) сопоставима с уровнем 2006 года и в 3,2 раза ниже уровня выпадений 2006 года по территории России (1,3 Бк/кв.м сутки).
При этом следует отметить, что в 2007 году было зарегистрировано семь случаев (в 2006 году - 17 случаев) повышенной бета-активности атмосферных выпадений. Случаи высокой бета-активности атмосферных выпадений в пунктах наблюдений вне 100-километровой зоны радиационно-опасных объектов зарегистрированы в пунктах наблюдений на метеорологической станции (далее - МС) Красноуфимск 4,37 Бк/кв.м сутки; наибольшее высокое загрязнение по выпадениям суммарной бета-активности отмечено на МС Невьянск 20-21 декабря 2007 года - 5,02 Бк/кв.м сутки, что в 22,8 раза выше фонового уровня по этому пункту наблюдения и в 10,5 раза выше среднего значения по территории деятельности Уральского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Уральское УГМС).
Среднегодовая мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на территории Свердловской области в 2007 году варьировала в диапазоне 8-13 мкР/час и находилась на уровне среднего по Уральскому УГМС значения (11 мкР/час).
Коллективная эффективная доза облучения населения области и производственного персонала от природных и искусственных источников в 2007 году с учетом всех дозообразующих факторов составила 17848 чел. - Зв. (2006 год - 18465 чел. - Зв., 2005 год - 18620 чел. - Зв., 2004 год - 18375 чел. - Зв.), что на 3,3 процента ниже дозы 2006 года.
Прямых эффектов от воздействия радиационного фактора на население области и персонал в 2007 году не отмечалось.
К территориям с повышенными суммарными индивидуальными нагрузками, то есть превышающими среднеобластные на 10 процентов и более, относятся 16 территорий (2006 год - 18 территорий). Это муниципальные образования: город Каменск-Уральский, Артемовский городской округ, Режевской городской округ, Кировградский городской округ, Качканарский городской округ, городской округ Первоуральск, Североуральский городской округ, Серовский городской округ, городской округ Краснотурьинск, Алапаевское муниципальное образование, Невьянский городской округ, Сысертский городской округ, Туринский городской округ, Белоярский городской округ, Новолялинский городской округ и Шалинский городской округ, в которых проживает 1,162 млн. человек.
В рамках выполнения приоритетного национального проекта "Здоровье" в лечебно-профилактических учреждениях области в 2007 году произведена замена и установлено 92 единицы (в 2006 году - 102) новой рентгенодиагностической аппаратуры. Однако в целом парк рентгенаппаратов устарел - около 50 процентов рентгенаппаратов в области имеют срок эксплуатации более 15 лет. В течение 2007 года в лечебно-профилактических учреждениях области продолжались работы, начатые в 2005 году, по оценке эксплуатационных свойств рентгенаппаратов с последующей их наладкой, что также позволило снизить лучевую нагрузку на пациентов.
Отходы производства и потребления
В 2007 году в Свердловской области образовалось 185,0 млн. тонн отходов, что составляет 97,5 процента от уровня 2006 года.
Наибольшее количество отходов образовано на предприятиях черной металлургии (67,2 млн. тонн отходов, или 36,3 процента от объема образования отходов по области), предприятиях цветной металлургии (55,6 млн. тонн - 30 процентов), предприятиях по производству строительных материалов (52,8 млн. тонн - 28,5 процента). Объем образования отходов снизился во всех отраслях экономики, за исключением цветной металлургии, строительства и транспорта.
Объем использования отходов увеличился по сравнению с 2006 годом на 9,9 млн. тонн (или на 13 процентов) и составил 86,0 млн. тонн. Доля использования отходов от объема их образования по сравнению с 2006 годом увеличилась на 6,4 процента и составила 46,5 процента.
Использование отходов увеличили открытое акционерное общество "Билимбаевский рудник" - на 7488,0 тыс. тонн; закрытое акционерное общество "Золото Северного Урала" - на 1983,4 тыс. тонн; открытое акционерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат" - на 694,3 тыс. тонн; филиал "Богословский алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании" открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" - на 434,7 тыс. тонн.
Отмечен положительный опыт открытых акционерных обществ "Нижнетагильский металлургический комбинат", "Среднеуральский медеплавильный завод", "Северский трубный завод", "Сухоложскцемент", объем использования отходов на которых составляет соответственно 154,3; 125,3; 266,4; 153,4 процента от объема их образования. При этом использовано 467,7 тыс. тонн отходов металла и 343,3 тыс. тонн отходов металлургических шлаков, полученных от сторонних организаций.
В течение 2007 года размещено 115,0 млн. тонн отходов, что составляет 62,2 процента от объема их образования (в 2006 году - 64,8 процента). Несанкционированное (сверхлимитное) размещение отходов в объектах размещения отходов по сравнению с 2006 годом снизилось с 3,6 до 3,1 процента (от общего объема их размещения) и составило 3,6 млн. тонн.
Всего в объектах размещения отходов и на территории предприятий накоплено 8,49 млрд. тонн отходов производства и потребления.
На территории области на конец 2007 года зарегистрировано 1415 действующих и законсервированных объектов размещения отходов производства и потребления, которые занимают площадь 18,5 тыс. гектаров и принадлежат 761 субъекту хозяйственной деятельности. Из них на 664 объектах размещаются коммунальные отходы. Из 418 субъектов хозяйственной деятельности, которым принадлежат объекты размещения коммунальных отходов, только 48 имеют лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (на 54 объекта размещения отходов).
Использование твердых коммунальных отходов составило 84,0 тыс. тонн и остается практически на уровне 2006 года (3,1 процента от объема их образования против 3 процентов в 2006 году).
Чрезвычайные ситуации
В 2007 году зарегистрировано восемь аварийных ситуаций, в результате которых произошли разрушения дамб на гидротехническом сооружении Заводоуспенское, артели старателей "Невьянский прииск", пометохранилища общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Богдановичская"; допущены загрязнение реки Ближняя Быньга, сбросы неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в реку Исеть и Краснотурьинское водохранилище, произошла утечка хлора из хлорпровода в муниципальном унитарном предприятии "Волчанское жилищно-коммунальное хозяйство" в Волчанском городском округе.
Чрезвычайных ситуаций в 2007 году, вызванных авариями с выбросом (угрозой выброса) аварийных химически опасных веществ, не зарегистрировано.
Произошло пять аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов и один инцидент на химически опасном объекте, не достигшие критерия чрезвычайной ситуации.
В 2007 году произошла одна чрезвычайная ситуация и семь инцидентов радиационного характера.
Наиболее частыми недостатками обеспечения химической безопасности являются отсутствие или необходимость доработки планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций, устаревшие технические системы локализации аварийных ситуаций, неисправные или находящиеся в стадии доработки локальные системы оповещения, отсутствие договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
Риск возникновения аварий на потенциально опасных объектах с различными последствиями экологического характера не имеет тенденции к уменьшению. В связи с этим комплексный подход к решению проблемы защиты территории и населения области от чрезвычайных ситуаций и их экологических последствий будет по-прежнему оставаться актуальной задачей.
2. Эколого-эпидемиологическая обстановка
Население Свердловской области проживает в условиях интенсивной химической нагрузки, обусловленной загрязнением токсичными веществами всех объектов окружающей среды.
В то же время отмечается уменьшение химической нагрузки атмосферных загрязнений на население 12 территорий муниципальных образований (Ивдельский городской округ, городской округ Сухой Лог, Кушвинский городской округ, городской округ Красноуральск, Березовский городской округ, городской округ Ревда, Серовский городской округ, Нижнетуринский городской округ, Муниципальное образование город Алапаевск, город Нижний Тагил, городской округ Верхняя Пышма, городской округ Первоуральск).
Снизилась химическая нагрузка за счет снижения выбросов предприятий и автотранспорта таких вредных веществ, как пыль, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, формальдегид, бенз(а)пирен, гидроксибензол, гидрохлорид, свинец, углеводороды.
На девяти территориях муниципальных образований регистрируется увеличение химической нагрузки на население, обусловленной качеством атмосферного воздуха (Алапаевское муниципальное образование, Асбестовский городской округ, Артемовский городской округ, Полевской городской округ, Качканарский городской округ, Белоярский городской округ, Нижнесергинский муниципальный район, город Каменск-Уральский, муниципальное образование "город Екатеринбург").
Наиболее неблагополучными территориями области по состоянию воздушного бассейна на протяжении многих лет являются: городской округ Красноуральск, Кировградский городской округ, город Каменск-Уральский, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, муниципальное образование "город Екатеринбург", городской округ Ревда, Нижнетуринский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, Полевской городской округ, городской округ Краснотурьинск, Серовский городской округ, Асбестовский городской округ.
В области 2479 тыс. человек (56 процентов населения) пользуются питьевой водой из поверхностных источников водоснабжения, 1682 тыс. человек (38 процентов) - из подземных источников водоснабжения, 267 тыс. человек (6 процентов) - из нецентрализованных источников водоснабжения.
В формировании качества питьевой воды основное значение имеют состояние централизованных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и степень очистки воды на объектах водоподготовки. Загрязнение водных объектов, в первую очередь поверхностных источников водоснабжения, при недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений, а также неудовлетворительное состояние распределительных сетей влечет за собой ухудшение подаваемой потребителям питьевой воды и создает серьезную опасность для здоровья населения на многих территориях области.
В 2007 году на территории области эксплуатировались 1372 источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, из них поверхностных - 45.
Удельный вес источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, не соответствующих требованиям санитарных правил, составляет 13,3 процента (по Российской Федерации 17,4 процента), в том числе не соответствующих санитарным правилам по организации зон санитарной охраны - 12,8 процента (по Российской Федерации 15,2 процента).
За последние три года увеличилось количество источников водоснабжения, для которых разработаны и согласованы с органами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проекты зон санитарной охраны, с 36 в 2004 году до 54 процентов в 2007 году.
Население, проживающее в Талицком городском округе, Тугулымском городском округе, Байкаловском муниципальном районе и Пышминском городском округе, для нужд хозяйственно-питьевого водоснабжения использует высокоминерализованную воду, качество которой в 100 процентах проб не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Остается нерешенной проблема вторичного загрязнения питьевой воды в связи с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием распределительных сетей. Кроме того, в ряде муниципальных образований: Березовском городском округе, городском округе Верхняя Пышма, Камышловском городском округе питьевая вода населению из-за дефицита подается с перебоями по графику.
В 2007 году процент проб питьевой воды в распределительных сетях, не соответствующих требованиям, санитарным правилам, стабилен и составил 15,6 процента (по Российской Федерации - 17,2 процента), а по микробиологическим показателям - 4,6 процента (по Российской Федерации - 6,4 процента). В Городском округе Верхняя Тура, Ивдельском городском округе, Кушвинском городском округе, Кировградском городском округе, а также в части города Нижний Тагил питьевая вода подается без очистки только после обеззараживания.
Приоритетными загрязняющими веществами питьевой воды, подаваемой населению области, по-прежнему являются хлорорганические соединения (хлороформ, 4-хлористый углерод), железо, марганец, остаточный алюминий.
В области эксплуатируются 2443 нецентрализованных источника водоснабжения, более половины которых расположены в сельских поселениях.
Более 250 тыс. человек используют для питьевых целей воду из нецентрализованных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. Качество воды нецентрализованных источников не соответствует гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям (органолептические свойства, нитраты, нефтепродукты и другие) в 43,3 процента случаев.
Высокая антропогенная нагрузка является причиной загрязнения почв населенных мест, земель сельхозиспользования различными веществами, в том числе 1 и 2 классов опасности (свинец, никель, кобальт, кадмий и другие).
Из 3858 исследований проб почвы территорий на загрязнение тяжелыми металлами в 28,5 процента (2006 год - 30,5 процента) обнаружено превышение допустимых уровней. Высокое загрязнение почв тяжелыми металлами выявлено на территории Кировградского городского округа (100 процентов), городского округа Красноуральск (94,1 процента), муниципального образования "город Екатеринбург" (57,6 процента), городского округа Первоуральск (44,8 процента), Асбестовского городского округа (65 процентов).
Большинство указанных выше территорий с неудовлетворительным химическим составом почвы входят и в основной список с наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, что обусловливает многофакторное комплексное воздействие на население.
Под воздействием веществ первого класса опасности (бенз(а)пирен, кадмий, мышьяк, ртуть, свинец, селен, цинк) находятся более 2,7 млн. человек, второго класса (кобальт, медь, никель, сурьма, хром, бор, молибден) - более 2,3 млн. человек.
Почва в Кировградском городском округе характеризуется как чрезвычайно опасная (Zc > 128), на 8 территориях - опасная (Zc от 32 до 128), на 14 - умеренно опасная (Zc от 16 до 32). Почва на остальных территориях области (Zc < 16) оценивается по категории "допустимая".
Серьезной проблемой является очистка населенных пунктов от бытовых отходов.
Схемы санитарной очистки территорий населенных пунктов разработаны только у 54,1 процента населенных пунктов области.
На территориях 634 санитарно-защитных зон предприятий области проживают 396544 человека. Выведены из санитарно-защитных зон 811 человек, из них 679 человек закрытым акционерным обществом "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" (Ревдинская площадка).
3. Государственное регулирование охраны
окружающей среды и природопользования
Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования осуществляется в Свердловской области в соответствии с полномочиями, возложенными на субъекты Российской Федерации федеральными законами в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также законами Свердловской области.
Основополагающим стратегическим документом, определяющим приоритетные направления деятельности в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности в Свердловской области, является Концепция экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года, одобренная постановлением Правительства Свердловской области от 16.06.2004 г. N 505-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 6-1, ст. 859), на основании которой разработаны и реализуются План мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 18.03.2005 г. N 220-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2005, N 3, ст. 190), областная государственная целевая программа "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2007 год, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 21.06.2006 г. N 538-ПП "Об областной государственной целевой программе "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2007 год" с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 29.12.2006 г. N 1153-ПП, от 18.06.2007 г. N 557-ПП, от 17.09.2007 г. N 922-ПП, от 02.11.2007 г. N 1070-ПП и от 03.12.2007 г. N 1195-ПП (далее - областная государственная целевая программа "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2007 год), и областная инвестиционная программа "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 2004-2010 годы, одобренная постановлением Правительства Свердловской области от 22.08.2003 г. N 527-ПП ("Областная газета", 2003, 29 августа, N 189) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 27.12.2005 г. N 1131-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2005, N 12-4, ст. 1735), от 29.02.2008 г. N 142-ПП ("Областная газета", 2008, 12 марта, N 81).
Постановлением Правительства Свердловской области от 28 июля 2009 г. N 865-ПП постановление Правительства Свердловской области от 16.06.2004 г. N 505-ПП признано утратившим силу
Государственный экологический контроль
В 2007 году государственный экологический контроль осуществлялся Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Свердловской области; Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу (далее - МТУ Ростехнадзора по УФО); Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области; Министерством природных ресурсов Свердловской области с участием Свердловского областного государственного учреждения "Центр экологического мониторинга и контроля" (далее - СОГУ "ЦЭМиК"), муниципальных учреждений "Муниципальная экологическая инспекция города Екатеринбург", "Служба экологической безопасности" города Нижний Тагил.
Указанными выше организациями проведены 1974 проверки и обследования организаций-природопользователей в части соблюдения ими требований природоохранного законодательства. В результате выявлено 11196 нарушений; выдано 9993 предписания и рекомендации; оформлено 2858 протоколов; вынесено 2917 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов на юридических, должностных и гражданских лиц на сумму 14,2 млн. рублей, взыскано 11,4 млн. рублей; передано в прокуратуру 106 материалов по нарушениям природоохранного законодательства для принятия мер прокурорского реагирования, в суд и следственные органы - 59 материалов. МТУ Ростехнадзора по УФО взыскано 6,2 млн. рублей по искам за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проведено 36697 инспекционных проверок в рамках осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Выявлено 7078 нарушений, выдано 7078 предписаний, составлен 4101 протокол, вынесено 3534 постановления о назначении административного наказания в виде штрафов на юридических, должностных лиц на сумму 12,2 млн. рублей, взыскано 10,0 млн. рублей; передано в суд 129 материалов, в следственные органы - 67 материалов.
Основными нарушениями, выявленными при осуществлении государственного экологического контроля, являются:
1) осуществление деятельности по обращению с отходами без оформления разрешительных документов;
2) безлицензионное пользование недрами при добыче подземных вод;
3) превышение нормативов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух и водные объекты;
4) самовольное пользование водными объектами;
5) отсутствие регулярного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, эффективностью работы пылегазоочистных установок;
6) нарушения технологии разработки лесосек.
Особое внимание при осуществлении контроля было уделено выявлению мест несанкционированного размещения отходов.
Проверены 172 объекта размещения отходов. Выявлено 591 нарушение, выданы 680 рекомендаций, наложено штрафов на сумму 639,0 тыс. рублей.
Практически в каждом муниципальном образовании выявлена неудовлетворительная организация работ по сбору и вывозу мусора: отсутствуют специально оборудованные контейнерные площадки для сбора отходов, количество контейнеров не соответствует объему собираемых отходов, отсутствует или не соблюдается график вывоза отходов, не организован вывоз отходов с территорий частных домовладений, садоводческих и гаражных кооперативов, не заключены договоры на вывоз отходов со специализированными организациями, отсутствуют схемы санитарной очистки территорий.
Государственная экологическая экспертиза, нормирование
и лицензирование
В соответствии с изменениями, внесенными в законодательство Российской Федерации в 2007 году (исключение из объектов государственной экологической экспертизы объектов строительства), значительно сократилось количество документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу: представлены 377 документов, что составляет 13,6 процента от количества материалов, представленных в 2006 году.
В течение 2007 года рассмотрены и утверждены нормативы предельно допустимых выбросов для 1242 предприятий, которым выданы разрешения на выброс в атмосферный воздух. Из 2489 предприятий (зарегистрированных в МТУ Ростехнадзора по УФО), имеющих на балансе стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разрешение на выброс загрязняющих веществ имеют 2113, что составляет 85 процентов.
Из 422 предприятий, имеющих собственные выпуски сточных вод в поверхностные водные объекты на территории Свердловской области, утвержденные проекты норм предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами имеют 392 предприятия, что составляет 93 процента.
За 2007 год рассмотрены 477 материалов для выдачи разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, по результатам рассмотрения выданы 324 разрешения на сброс; отказано в выдаче разрешения на сброс по причине невыполнения планов мероприятий по достижению нормативов предельно допустимых сбросов и многократного превышения установленных нормативов (более чем в три раза) 153 предприятиям.
Рассмотрены 4 комплекта материалов для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, из них по трем решения выданы, одно заявление отклонено из-за превышения нормативов предельно допустимых сбросов и временно согласованных сбросов.
Из зарегистрированных 8760 предприятий, в процессе деятельности которых образуются отходы, утвержденные проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение имеют 3240, что составляет 37 процентов.
В 2007 году лимит на размещение отходов выдан 2421 предприятию, согласованы 5548 паспортов опасных отходов (в 2006 году - 3920), выданы 373 лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, что составляет 4,3 процента от количества предприятий, стоящих на учете и осуществляющих деятельность по обращению с отходами.
Экологические программы и их реализация
В рамках областной инвестиционной программы "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 2004-2010 годы, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 22.08.2003 г. N 527-ПП (далее - Программа), переработано 14,3 млн. тонн отходов, в том числе 7,3 млн. тонн отходов металлургического комплекса, 6,9 млн. тонн отходов добычи и обогащения, 610,0 тыс. тонн прочих отходов.
Получено следующее количество товарной продукции: меди в пересчете на рафинированную - 6,3 тыс. тонн, железа - 453,3 тыс. тонн, щебня и песков строительных - 10311,3 тыс. тонн, асбеста - 30,8 тыс. тонн, феррохрома - 1,8 тыс. тонн, цемента - 730,3 тыс. тонн, блоков строительных - 130,0 тыс. куб. метров.
Кроме того, произведены глиноземный и хромовые полупродукты, цинк, концентрат алюминия, агломерат, железофлюс, полимер-песчаная черепица, бугорчатые прокладки для упаковки продуктов.
Стоимость производственной продукции составляет 3310,0 млн. рублей. Для получения такого количества продукции из природных материалов потребовалось бы добыть и переработать около 16,8 млн. тонн невозобновляемого природного минерального сырья с образованием до 3,5 млн. тонн отходов.
Согласно косвенной оценке совокупный экономический, экологический и социальный эффект от внедрения проектов Программы составляет около 3,5 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года на 3,5 процента.
На реализацию Программы затрачено 207,3 млн. рублей, что составляет 73,4 процента к плану, в том числе собственных средств предприятий - 163,5 млн. рублей (82,5 процента), средств областного бюджета - 38,2 млн. рублей (88,4 процента), прочих привлеченных средств - 4,8 млн. рублей (24 процента).
Средства областного бюджета предоставлялись в виде бюджетных кредитов на сумму 38,2 млн. рублей закрытому акционерному обществу "Экмас" на проект "Строительство комплекса по переработке отработанных масел" и обществу с ограниченной ответственностью "Ключевская обогатительная фабрика" на проект "Переработка отвальных шлаков" и целевого финансирования в размере 0,8 млн. рублей на реализацию проекта "Переработка ртутьсодержащих отходов".
Мероприятия областной государственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2007 год выполнены на сумму 345,4 млн. рублей, что на 56,1 млн. рублей больше, чем в 2006 году.
Большая часть освоенных средств затрачена на выполнение мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера при осуществлении обращения с отходами производства и потребления (58,2 процента), охране и восстановлению природных объектов (24,1 процента) и обеспечению населения питьевой водой стандартного качества (5,7 процента).
Реализация областной государственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2007 год позволила обеспечить безаварийное функционирование потенциально опасных объектов на территории Кировградского городского округа, Березовского городского округа, городского округа Дегтярск; радиационную безопасность складов для хранения монацитового концентрата в Муниципальном образовании Красноуфимский округ; вывезти за пределы Свердловской области 35,3 тонны особо опасных отходов (просроченные средства защиты растений и агрохимикаты); переработать 84,8 тыс. штук ртутьсодержащих приборов; установить семь сооружений по очистке питьевой воды в областных учреждениях социальной защиты населения; обустроить 378 источников нецентрализованного водоснабжения, в том числе 88 родников, 262 колодца, 28 скважин.
В целях создания системы экологического мониторинга сданы в эксплуатацию автоматизированные посты контроля содержания вредных веществ в атмосферном воздухе в муниципальном образовании "город Екатеринбург", городском округе Верхняя Пышма и Асбестовском городском округе. В настоящее время такие посты установлены в семи из 13 муниципальных образований с экологически неблагополучной обстановкой. В соответствии с планом мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях: в муниципальном образовании "город Екатеринбург", городе Нижний Тагил, городе Каменске-Уральском, городском округе Первоуральск, городском округе Ревда, городском округе Краснотурьинск, Серовском городском округе, Кировградском городском округе, городском округе Красноуральск, проведены биопрофилактика экологически обусловленных заболеваний у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, расположенные в зонах наибольшего техногенного загрязнения (охвачено 3000 человек), и реабилитация 402 детей в детских лечебно-профилактических учреждениях, из них у 90 процентов детей наблюдается улучшение состояния здоровья, в среднем от 2 до 4 раз сократилась длительность и частота экологически обусловленных заболеваний, снизилось содержание токсичных веществ в биосредах; предотвращенный ущерб здоровью населения от экологически обусловленных заболеваний составил 141,3 млн. рублей, эффективность проводимых мероприятий составила 5 рублей на один вложенный рубль.
В целях предупреждения затопления Муниципального образования город Ирбит во время паводка продолжена очистка и дноуглубление реки Ница, с участка протяженностью 195 метров поднято 6296 бревен.
Экологическое просвещение осуществлялось путем проведения курсов повышения квалификации специалистов-экологов, научно-практических конференций и семинаров с участием представителей исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, предприятий, научных и общественных организаций; специализированной выставки "Чистая вода России - 2007" и организации участил 15 предприятий области в 5-й Международной выставке "ВэйстТэк-2007" в городе Москве; массовых экологических акций ("Марш парков", движение "Родники", "Зеленая волна", экологические субботники, лагеря и экспедиции студентов и школьников), участие в которых приняли около 180 тыс. человек.
Активизировалось участие в экологическом воспитании населения средств массовой информации: на "Областном телевидении" в эфир вышли 40 выпусков телевизионной программы "Среда обитания", в которых освещались вопросы экологической безопасности и рационального природопользования, изданы четыре номера журнала "Экономика и экология", информация экологической направленности постоянно освещается в "Областной газете", на информационной ленте Центра "ИТАР-ТАСС", в других газетах и журналах. Изданы и распространены среди заинтересованных организаций и граждан книга "О вкусной и здоровой воде", фотоальбомы по природному парку "Река Чусовая" и "Живая вода Урал-камня".
Экономическое регулирование и финансирование
природоохранной деятельности
Фактически в 2007 году организациями-природопользователями Свердловской области перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 658,0 млн. рублей, что составляет 97,7 процента от размера начисленных платежей, в том числе в консолидированный бюджет Свердловской области - 526,4 млн. рублей, или 120 процентов к годовому плану.
Затраты на строительство, расширение и реконструкцию природоохранных объектов составили 4,0 млрд. рублей (2 процента от общего объема инвестиций в основной капитал организаций области (без субъектов малого предпринимательства). По сравнению с 2006 годом объем природоохранных инвестиций увеличился на 22 процента.
Наибольший объем природоохранных инвестиций осуществлялся в следующих муниципальных образованиях: городской округ Ревда (35,4 процента от общего объема), город Нижний Тагил (14,7 процента), муниципальное образование "город Екатеринбург" (13,4 процента), Серовский городской округ (6,8 процента).
Большая часть (70 процентов) инвестиций направлена организациями металлургического комплекса.
Основным источником инвестиций являются собственные средства организаций (77,2 процента). Доля федерального бюджета составляла 4 процента, консолидированного бюджета области - 18,8 процента.
Более половины средств направлено на охрану атмосферного воздуха. В эксплуатацию введены установки для улавливания и обезвреживания загрязняющих веществ общей мощностью 43,9 тыс. куб. метров газа в час, в том числе на действующих предприятиях муниципального образования "город Екатеринбург" - 12,0 тыс. куб. метров газа в час, Верхнесалдинского городского округа - 18,5 тыс. куб. метров газа в час, городского округа Верхняя Пышма - 10,0 тыс. куб. метров газа в час, Качканарского городского округа - 3,4 тыс. куб. метров газа в час.
Снизился удельный вес затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов на 2 процента, удельный вес затрат на охрану земельных ресурсов от отходов производства и потребления и рекультивацию земель увеличился на 1 процент.
Общий размер затрат на капитальный ремонт снизился на 60 процентов к уровню 2006 года и составил 567,6 млн. рублей.
Суммарные затраты на охрану окружающей среды (природоохранные инвестиции, эксплуатационные затраты и затраты на капитальный ремонт) составили 12,3 млрд. рублей (113 процентов к уровню 2006 года).
4. Основные задачи
Учитывая состояние окружающей среды на территории Свердловской области, в соответствии с предусмотренными Концепцией экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 16.06.2004 г. N 505-ПП, основными направлениями природоохранной деятельности, а также определенными Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным мерами по усилению ответственности хозяйствующих субъектов за соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, повышению энергетической и экологической эффективности отраслей экономики, стимулированию перехода на энергосберегающие и экологические чистые технологии, необходимо направить усилия органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, организаций, общественных объединений Свердловской области на решение следующих задач:
в сфере охраны окружающей среды:
1) достижение нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за счет использования ресурсо- и энергосберегающих технологий, реконструкции, модернизации и технического перевооружения основного производства, в первую очередь на предприятиях металлургического и топливно-энергетического комплексов;
2) снижение негативного воздействия на окружающую среду автомобильного транспорта за счет повышения качества моторного топлива, совершенствования транспортной инфраструктуры городов;
3) снижение негативного воздействия на водные объекты хозяйствующих субъектов, в том числе в первоочередном порядке обеспечивающих эксплуатацию хозяйственно-бытовых очистных сооружений, путем строительства новых, реконструкции и модернизации действующих очистных сооружений, внедрения новых технологий и средств очистки коммунальных, промышленных и ливневых стоков;
4) снижение объемов образования отходов на промышленных предприятиях путем внедрения ресурсосберегающих и малоотходных технологий, максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот, в том числе крупнотоннажных отходов (вскрышные и вмещающие породы и отходы обогащения, гипсы, шлаки, золы теплоэлектростанций, лигнин), с увеличением выпуска строительных материалов;
5) обеспечение централизованного сбора, обезвреживания и утилизации отходов 1-2 классов опасности и ряда отходов 3 класса опасности;
6) постановка на учет всех отходообразующих организаций, уточнение нормативов образования твердых бытовых отходов на основе их инвентаризации с целью обеспечения полноты их сбора, недопущения несанкционированного размещения отходов и захламления населенных пунктов, пригородных лесов и лесопарков, водоохранных зон;
7) обеспечение раздельного сбора, сортировки и использования отходов потребления, являющихся вторичными материальными ресурсами;
8) строительство межмуниципальных комплексов по сортировке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов на территориях управленческих округов Свердловской области;
9) развитие сети стационарных и передвижных пунктов приема отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, с доведением их количества в перспективе до нормативного уровня;
10) разделение твердых бытовых отходов на стадии их сбора на отходы от населения и отходы, образующиеся в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, с целью их передачи для дальнейшего использования;
11) инвентаризация действующих полигонов на территориях муниципальных образований в Свердловской области с целью последующей оптимизации их количества и месторасположения;
12) строительство новых полигонов с учетом оптимизации их размещения на основе типовой проектной документации и реконструкции действующих полигонов с учетом современных требований;
13) оформление разрешительных документов на обращение с отходами в установленном порядке с учетом решения вопроса собственности на передаваемые отходы;
в сфере рационального использования природных ресурсов, охраны и восстановления природных комплексов:
1) рациональное использование природных ресурсов, снижение потерь при добыче и переработке минеральных ресурсов;
2) очистка водных объектов от донных отложений, проведение берегоукрепительных работ, очистка водоохранных зон, реабилитация водосборных и прибрежных территорий, обеспечение их использования для организации культурного отдыха населения;
3) снижение числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих самовольное использование водных объектов, путем активизации работы по оформлению договоров пользования водными объектами и решений о предоставлении водных объектов в пользование;
4) повышение плодородия почв путем внесения необходимого объема удобрений, осуществления агротехнических мероприятий в соответствии с нормативными требованиями;
5) ликвидация мест несанкционированного размещения отходов, увеличение объемов рекультивации нарушенных земель, санация загрязненных почв на территориях с чрезвычайно опасным и опасным уровнем загрязнения;
6) обеспечение нормативного использования расчетных лесосек, повышение комплексности использования лесных ресурсов и увеличение объемов глубокой переработки древесины на основе использования передовых технологий с привлечением инвестиций в область освоения лесов;
7) выполнение лесовосстановительных работ в соответствии с материалами лесоустройства и учетом объемов рубок, профилактика лесных пожаров и оперативная ликвидация локальных пожаров для предупреждения их распространения на большие площади;
8) обеспечение возможности регистрации права собственности Российской Федерации на леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, перевода их в земли лесного фонда и вовлечение их в использование в соответствии с лесным законодательством;
9) разработка в установленные законодательством сроки лесного плана Свердловской области и лесохозяйственных регламентов лесничеств - основных документов, регламентирующих использование лесов на территории Свердловской области с 1 января 2009 года;
10) решение вопросов в части применения установленных лесным законодательством Российской Федерации норм и правил использования лесов, находящихся на землях поселений (населенных пунктов), в том числе изменения границ зеленых зон;
11) повышение рыбопродуктивности водных объектов области путем зарыбления растительноядными рыбами в соответствии с научно обоснованными нормами;
12) сохранение и воспроизводство охотничьих животных за счет предотвращения нарушений правил охоты, регулирования численности животных, их подкормки в зимний период;
13) сохранение уникальных природных объектов на особо охраняемых природных территориях областного значения при активизации их использования для рекреационных целей и развития экологического туризма;
в сфере реабилитации здоровья населения, подверженного негативному влиянию факторов среды обитания:
1) снижение уровня преждевременной смертности и проведение профилактики острых заболеваний у населения, обусловленных загрязнением атмосферного воздуха пылью, сернистым ангидридом, диоксидом азота;
2) снижение канцерогенного риска для здоровья населения;
3) реализация мер по профилактике экологически обусловленных заболеваний и реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях;
4) снижение химической нагрузки на население, связанной с питьевой водой, в том числе по приоритетным загрязнителям (железо, марганец, кремний, хлороформ, кадмий, свинец, хлороформ, азот аммиака, бор, бром, нитраты, кальций; показателям: общая минерализация, жесткость), путем организации зон санитарной охраны на всех источниках централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, осуществления производственного лабораторного контроля в полном объеме на всех водопроводах, своевременной замены трубопроводов;
5) разработка и утверждение на территории Свердловской области мероприятий Федеральной программы "Чистая вода";
6) снижение химической нагрузки на население в связи с загрязнением почв (создание земельного кадастра химических загрязнений почв; разработка и реализация комплексных планов по химической безопасности, связанной с загрязнением почв);
7) проведение санации загрязненных почв, в первую очередь на территориях с чрезвычайно опасным и опасным уровнем загрязнения, а также на территориях расположения дачных участков;
8) проведение мероприятий, направленных на санитарную очистку территорий, утилизацию бытовых отходов;
9) снижение пылевой нагрузки на население путем пылеподавления (полив территории в летний период), благоустройства и озеленения территорий, повышения качества дорожного покрытия, оптимизации транспортных потоков;
10) реализация мер по обоснованию достаточности размеров санитарно-защитных зон промышленных предприятий, вывод населения из санитарно-защитных зон;
11) разработка и согласование проектов нормативов "ПДВ город";
12) снижение радиационной нагрузки на население (внедрение автоматизированных систем радиационного мониторинга с информационным табло в крупных населенных пунктах; создание системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения с учетом диагностических процедур; проведение экспертизы утвержденной ведомственной документации и других материалов, обосновывающих изменение границ санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения вокруг Белоярской атомной станции, с учетом строительства новых блоков, работы в обычном режиме и при возможных радиационных авариях; модернизация медицинского лечебно-диагностического оборудования, контроль дозовой нагрузки за счет медицинских процедур);
13) использование при принятии управленческих решений методов оценки и управления рисками для здоровья населения, обусловленными неблагополучной экологической обстановкой; усиление экономической ответственности работодателей за нарушение законодательства об охране здоровья граждан и охране труда;
14) создание и функционирование системы оповещения населения через средства массовой информации (радио, телевидение) о высоких уровнях загрязнения атмосферы и мерах профилактики их воздействия на здоровье граждан;
в сфере государственного регулирования:
1) совершенствование законодательства и нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в части экономического стимулирования деятельности по внедрению малоотходных технологий, прогрессивных средств и методов охраны окружающей среды, раздельному сбору и переработке отходов;
2) взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и Свердловской области с органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в рамках реализации полномочий, определенных законодательством, путем заключения соответствующих соглашений;
3) повышение эффективности расходов на реализацию областных государственных целевых экологических программ, инвестиционных и муниципальных экологических программ, а также экологических программ и планов мероприятий организаций-природопользователей;
4) ужесточение мер воздействия в отношении юридических лиц, должностных лиц и граждан, допускающих нарушения требований экологического законодательства, в том числе в приоритетном порядке в части несанкционированного размещения отходов;
5) обеспечение нормирования качества окружающей среды, ориентированного на минимизацию вредного воздействия на окружающую среду;
6) совершенствование государственного экологического контроля, включая корректировку порядка проведения проверок организаций-природопользователей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности";
7) постановка на учет всех организаций-природопользователей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе образующих отходы потребления, с целью осуществления контроля и обеспечения полноты сбора платежей за 2008 год;
8) формирование и ведение областного кадастра отходов производства и потребления, создание на его основе биржи отходов и технологий по их переработке;
9) организация системы экологического мониторинга в муниципальных образованиях с неблагополучной экологической обстановкой с использованием автоматических постов наблюдения;
10) оптимизация радиационного мониторинга путем внедрения современных средств и методов, в том числе в первоочередном порядке в зонах влияния предприятий ядерно-топливного цикла;
11) повышение экологической культуры и формирование экологического мировоззрения у населения Свердловской области путем экологического просвещения и пропаганды через средства массовой информации, включения специальных курсов в обучающие программы на всех стадиях обучения, проведения массовых экологических мероприятий (субботники, фестивали, выставки), привлечения общественных организаций и граждан к популяризации экологических знаний;
12) оказание реальной государственной поддержки организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению экологической безопасности, переработке отходов производства и потребления, в том числе предприятиям малого и среднего бизнеса.
Для решения указанных выше задач необходима консолидация усилий органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, хозяйствующих субъектов, общественных объединений, повышение ответственности каждого гражданина за сохранение природных богатств нашего края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 2 октября 2008 г. N 1046-ПП "О докладе "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2007 году"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" от 19 ноября 2008 г., N 10 (2008), ст. 1581