Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 августа 2010 г. N А60-24654/2010-С6
Резолютивная часть решения принята 12 августа 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 16 августа 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судьей, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению прокурора города Качканара Свердловской области к обществу с ограниченной ответственностью "Группа НТК" о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, представитель в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица.
Лицу, участвующему в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.
Прокурор города Качканара Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Группа НТК" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)).
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
08.06.2010 прокуратурой города Качканара Свердловской области с участием инспектора ОБППР и ИАЗ ОВД по Качканарскому городскому округу была проведена проверка исполнения законодательства регламентирующего деятельность по организации и проведению азартных игр в зале проведения стимулирующей лотереи "На встречу удаче!" "Лас-Вегас", расположенного по адресу: г. Качканар Свердловской области, ул. Гикалова, дом 12; и находящегося в пользовании на праве аренды у общества с ограниченной ответственностью "Группа НТК".
В результате проверки установлено, что по вышеуказанному адресу в помещении расположено 3 зала, в одном из которых находится 29 электронных устройств, имеющих полное сходство с ранее используемыми игровыми автоматами. На электронном оборудовании установлены "лотерейные программы" (игры), посредством которых проводится розыгрыш стимулирующей лотереи.
Результаты проведенной проверки отражены в соответствующем акте от 08.06.2010.
30.06.2010 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки направлены в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Группа НТК" к административной ответственности за осуществления медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии) на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Основные понятия даны в ст. 4 Закона N 244-ФЗ, согласно которой азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; пари - это азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет; ставка - это денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; выигрышем признаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
В силу п. 5, 10, 16 ст. 4 Закона N 244-ФЗ организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; участник азартной игры - это физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.
Согласно п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 5 указанного Закона деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Частями 1 и 2 ст. 5 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.
Игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным Законом (ч. 4, ч. 11 ст. 5 Закона N 244-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" часть 11 отсутствует
Согласно ч. 2 ст. 9 названного Закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 3, п. 8 ст. 4, ст. 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, должна быть прекращена до 01.07.2009.
Таким образом, законодатель определил два обязательных условия осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр: первое - осуществление данной деятельности только при наличии соответствующего разрешения (лицензии); второе - осуществление данной деятельности только в определенных игорных зонах. Соответственно, осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что согласно выписки из государственного реестра всероссийских лотерей организатором лотереи "На встречу удаче!" является общество с ограниченной ответственностью "Время Лотереи".
В соответствии с договорами на оказание услуг, заключаемыми с 11.04.2010 ежемесячно, стимулирующую лотерею проводит общество с ограниченной ответственностью "Группа НТК".
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", в соответствии с п. 1 ст. 2 которого лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
В соответствии с п. 14 ст. 2 названного Закона лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
В ст. 3 Закона N 138-ФЗ указаны разные виды лотерей. Виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован ст. 7 и 9 Закона N 138-ФЗ и конкретизирован приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66Н "Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей".
В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой, не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Как следует из объяснения представителя общества от 30.06.2010, обществом с ограниченной ответственностью "Группа НТК" проводилась реализация поздравительных лотерейных открыток "На встречу удаче!", выпускаемых и представляемых ООО "Время лотерей".
Однако из материалов дела видно, что суть стимулирующей лотереи состоит в следующем: лицо, изъявившее желание принять участие в розыгрыше лотереи покупает у оператора лотереи (сотрудника общества с ограниченной ответственностью "Группа НТК") поздравительную лотерейную открытку "На встречу удаче!", имеющую серийный номер, а также отрывную часть с инструкцией по использованию открытки. На отрывной части открытки имеется защитный слой, стерев который участник лотереи видит сколько баллов он выиграл в лотерею (сумма 1 балла эквивалентна 1 рублю). После того, как лицо узнало сумму выигрышных в лотерею баллов, оператор предлагает посетителю принять участие в стимулирующей лотерее, либо забрать выигранную сумму у оператора. Розыгрыш стимулирующей лотереи производится следующим образом: оператор зала стимулирующей лотереи вносит в программное обеспечение электронного устройства сумму баллов, которая указана на открытке, после чего посетитель сам, при помощи кнопок расположенных на электронном автомате, осуществляет розыгрыш. Сумму приза которую участник выиграет определяет автомат (электронное устройство) и программное обеспечение, случайным образом, без участия оператора лотереи. При выигрыше в лотерею сумму выигрыша выдает оператор лотерейного зала, сумма выигрыша указывается на мониторе электронного устройства в виде баллов, где также сумма 1 балла эквивалентна 1 рублю. При помощи ключа, оператор производит с электронного устройства сброс баллов, а также выдачу выигрыша посетителю. Выдача выигрыша и сброс выигранных баллов какими-либо документами не оформляются. Распространяемые открытки имеют номинал: 100 рублей, 500 рублей, 1000 рублей. Электронные устройства принадлежат на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Группа НТК". На электронном оборудовании установлены "лотерейные программы" (игры), посредством которых проводится розыгрыш стимулирующей лотереи.
Для того чтобы стать участником лотереи, лицу необходимо приобрести товар -поздравительную открытку, в которой содержится игровое поле для проведения розыгрыша призового фонда лотереи, защищенное специальным скретч-слоем.. После выполнения данных действий участник выявляет сумму выигрыша, путем стирания защитного скретч-слоя, нанесенного на товар. Участнику следует стереть окно, защищенное скретч-слоем; в таком окне Участник обнаружит текстовую информацию одного из следующих содержаний:
- информацию о том, что данный экземпляр Товара не является выигравшим;
- наименование одного из выигрышей.
Участник признается выигравшим в случае обнаружения под защитным скретч-слоем наименования одного из выигрышей, составляющих призовой фонд лотереи.
Розыгрыш призового фонда состоит в сопоставлении участником обнаруженной под защитным скретч-слоем информации с настоящими условиями лотереи, а также краткими условиями нанесенными на товар.
В случае признания участника выигравшим, он может получить такой выигрыш непосредственно в месте проведения розыгрыша (месте продаж товаров) или в офисе организатора.
Информация об условиях лотереи доводится до сведения участников путем распространения рекламной информации любыми не запрещенными законом способами, в том числе в виде наружной рекламы, размещения объявлений в средствах массовой информации, сети Интернет и пр. Информация о порядке и сроках получения выигрышей, а также иная информация о лотерее может быть получена участником от представителей организатора непосредственно в местах продаж товаров.
Таким образом, процесс розыгрышей обществом был максимально упрощен и изменен. Фактически участнику с использованием электронного оборудования представлялось право непосредственного розыгрыша денежного приза путем нажатия клавиш согласно активированному балансу в сумме, равной внесенной в кассу плате за приобретение, по явно несоразмерной, цене лотерейных билетов, без участия в процессе организатора лотереи.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что осуществляемая обществом деятельность не может быть расценена как деятельность по реализации поздравительных лотерейных открыток или по проведению стимулирующей лотереи, поскольку обладает признаками азартной игры.
Участник лотереи лишь после приобретения за деньги лотерейного билета и вскрытия защитного скретч-слоя с указанием сумму выигрыша, фактически осуществляется допуск к игре участника лотереи. Данная игра не является безвозмездной, а предусмотренная условиями стоимость приобретенного покупателем лотерейного билета явно завышена и является скрытой формой игровой ставки.
Материальный выигрыш при использовании данного оборудования, как и у игровых автоматов, определяется случайным образом устройством, находящимся в составе такого игрового оборудования, без которого данное игровое устройство не будет работать, без участия организатора азартных игр или его работников. Участник, используя установленную в оборудовании специальную программу, фактически осуществляет игру и определяет размер материального выигрыша.
Таким образом, фактически под видом распространения лотерейных открыток и проведения стимулирующей лотереи общество осуществляет деятельность по проведению азартных игр с использованием модифицированных игровых автоматов: покупая открытки (лотерейные билеты), чтобы быть допущенным к игре, участник вносит деньги в кассу, после чего сотрудник активирует баланс автомата и участнику предоставляется право принять участие в азартной игре -выиграть денежный приз.
Определение игрового автомата дано в п. 18 ст. 4 Федерального закона N 244-ФЗ - механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников. Аналогичное понятие содержится и в ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что используемое обществом электронное оборудование имеет сертификат соответствия, между тем, при визуальном сравнении внешнего вида и функциональных элементов программно-аппаратного комплекса (электронный лототрон "Оазис" и типового игрового автомата принципиальным отличием является отсутствие щели акцептора денежных купюр. Законодательно наличие или отсутствие купюроприемника в игровом автомате не предусмотрено. В остальном корпуса идентичны друг другу.
При этом суд отмечает, что основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем, наличие в игровом аппарате устройства для приема и выдачи денежных знаков не является обязательным требованием.
Данных, свидетельствующих об удалении из используемых обществом автоматов центрального блока управления с заложенной игровой программой в материалы дела не представлено.
Обществом не оспаривается, что данное электронное оборудование было модернизировано из игровых автоматов, что подтверждается договором подряда о выполнении работ по модернизации оборудования. Сертификат соответствия на лотерейное оборудование не подтверждает статус оборудования в качестве лотерейного, поскольку лишь устанавливает его соответствие требованиям нормативных документов, предусматривающих требования безопасности электрооборудования.
При этом наличие сертификатов лотерейного оборудования не имеет значения для целей рассмотрения настоящего спора, поскольку в силу Закона N 138-ФЗ лотерейное оборудование не подлежит сертификации, как это предусмотрено для игровых автоматов, которые должны быть сертифицированы в обязательном порядке.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта осуществления обществом в нарушение законодательства без выданного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в области деятельности по проведению лотереи и предотвращению правонарушения в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Изложенное означает, что привлечение к административной ответственности возможно при доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, и соблюдении процедуры привлечения к ответственности.
Нарушение при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10).
В соответствии со статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 названного Кодекса, в частности, объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело и которому должны быть разъяснены предусмотренные кодексом права и обязанности.
Согласно ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения юридического лица не является.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, подлежит выяснению вопрос, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
В судебном заседании установлено, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2010 составлено с участием представителя (директора представительства общества в г. Качканаре) Блогова К.С., действовавшего на основании доверенности от 28.06.2010, в которой его полномочия на представление интересов общества по данному делу об административном правонарушении специально не оговорены. Наличие общей доверенности на представление интересов лица, без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является (п. 24 Постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2007 г. N 46).
Доказательств уведомления законного представителя о времени и месте составления протокола прокуратурой не представлено. Судом установлено, что о времени и месте составления постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении прокуратурой сообщено в требовании от 21.06.2010 на имя Директора общества с ограниченной ответственностью "Группа НТК" И.В. Орлова. Однако названное требование по почте (или телеграммой, телефонограммой, факсом и т.п. ) законному представителю общества не направлялось, а было вручено Блогову К.С.
Между тем Блогов К.С. не является согласно части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законным представителем Общества, и факт вручения ему требования от 21.06.2010 не может рассматриваться как извещение Общества или его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении. Согласно общей доверенности Блогову К.С. не предоставлено полномочий на участие в составлении протокола по конкретному административному делу, а также полномочий по получению корреспонденции и документов адресованных директору общества. Таким образом, фактически извещен о составлении постановления был руководитель представительства общества в г. Качканаре, который законным представителем не является.
Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2010 составлено в отсутствие законного представителя юридического лица и при отсутствии доказательств его надлежащего извещения о времени и месте составления постановления. Материалы дела не содержат надлежащих доказательств того, что законный представитель прокурором заблаговременно извещался о дате, времени и месте вынесения названного постановления.
Составление постановления без участия законного представителя юридического лица и при отсутствии доказательств его надлежащего уведомления является грубым нарушением процессуального порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Указанное нарушение, допущенное заявителем при производстве по делу об административном правонарушении, является существенным, нарушающим гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и служит основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах заявление о привлечении к административной ответственности удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда "http://17aas.arbitr.ru/" или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 августа 2010 г. N А60-24654/2010-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника