Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 сентября 2010 г. N Ф09-6794/10-С3 по делу N А60-4108/2010-С10
Дело N А60-4108/2010-С10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вдовина Ю.В., судей Гавриленко О.Л., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу предпринимателя Алексеевой Марины Викторовны (далее - предприниматель, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А60-4108/2010-С10 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие:
предприниматель - Алексеева М.В.;
представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Свердловской области - Кострицкий С.И. (доверенность от 09.06.2010 N 09-12/07143).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 03.12.2009 N 1513 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 04.05.2010 (судья Классен Н.М.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 (судьи Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит постановление отменить, решение оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя, при определении кадастровой стоимости земельного участка в 2009 году судом неверно применены положения ст. 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-1111 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП). Предприниматель считает, что указанное постановление является актом, устанавливающим один из элементов налогообложения - налоговую базу, значит, датой его вступления в силу является 01.01.2010, ввиду чего при определении налоговых обязательств по земельному налогу за II квартал 2009 года оно применению не подлежит.
Налоговый орган указывает в отзыве на кассационную жалобу на то, что в проверяемом периоде при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего предпринимателю, необходимо применять постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Как следует из материалов дела, предпринимателем в инспекцию представлен расчет по авансовым платежам по земельному налогу за II квартал 2009 года, согласно которому сумма исчисленных авансовых платежей составила 2476 руб.
Данный авансовый платеж исчислен заявителем исходя из кадастровой стоимости (1 980 991 руб.) принадлежащего ему на праве общей долевой собственности (1/3 доли) земельного участка с кадастровым номером 66:44:01 01 029:0017.
По результатам камеральной налоговой проверки указанного расчета инспекцией составлен акт от 26.10.2009 N 1754 и с учетом возражений налогоплательщика вынесено решение от 03.12.2009 N 1513 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому предпринимателю доначислены авансовые платежи по земельному налогу в сумме 8801 руб. и пени в сумме 370 руб. 77 коп.
Налоговый орган исходил из того, что предпринимателем неверно отражена в расчете кадастровая стоимость земельного участка, в связи с чем неправильно определены налоговая база, а также сумма авансового платежа по земельному налогу за II квартал 2009 года (по данным предпринимателя, кадастровая стоимость составляет 1 980 991 руб., сумма авансового платежа - 2476 руб., по данным инспекции - соответственно 9 022 646 руб. и 11 277 руб.).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 14.01.2010 N 2344/09 решение инспекции от 03.12.2009 N 1513 оставлено без изменения.
Предприниматель, полагая, что оспариваемое решение инспекции является незаконным в связи с неправильным определением кадастровой стоимости земельного участка, нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Оспаривая решение инспекции, заявитель в обоснование своих требований ссылался на то, что решением налогового органа на него возложены излишние налоговые обязательства, поскольку инспекцией применен нормативный акт, не подлежащий применению.
Судами установлено, что, при расчете авансового платежа по земельному налогу за II квартал 2009 года налоговый орган исходил из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 5, 390, п. 1 ст. 391, 393 Кодекса, с учетом позиций, изложенных в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 1047-О-О, от 03.02.2010 N 165-0-0, пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная в приложении к постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-1111, не подлежит применению при определении налоговых обязательств за II квартал 2009 года, поскольку по состоянию на 01.01.2009 указанный акт не вступил в законную силу. Доначисление инспекцией земельного налога на основании названного нормативного акта, по мнению суда, означает применение кадастровой стоимости, введенной в действие в текущем налоговом периоде, что недопустимо.
Апелляционный суд счел выводы суда первой инстанции ошибочными.
В соответствии с п. 1 ст. 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 391 Кодекса установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 3 указанной статьи налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Пунктом 10 указанных правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно п. 11 ст. 396 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 названного Кодекса.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 Кодекса, действовавшей в спорный период).
Пункт 1 ст. 393 Кодекса определяет налоговый период по земельному налогу как календарный год.
Результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
В соответствии со ст. 64 Устава Свердловской области все законы и иные нормативные правовые акты, составляющие законодательство Свердловской области, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области применению не подлежат (п. 1). Официальным опубликованием областного закона, иного нормативного правового акта, относящегося к законодательству Свердловской области, считается публикация его полного текста в "Областной газете". Законы и иные нормативные правовые акты области должны быть официально опубликованы также в "Собрании законодательства Свердловской области" (п. 2).
Согласно п. 2 ст. 103 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-03 "О правовых актах в Свердловской области" официальным опубликованием законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области является публикация их полного текста в "Областной газете", а также в "Собрании законодательства Свердловской области".
Как установлено апелляционным судом, постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП опубликовано в "Областной газете" N 407 24.12.2008 без приложения - утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области.
Текст постановления с указанным приложением опубликован в "Собрании законодательства" 19.03.2010.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2009 N 45-Г09-18 отмечено, что указание в примечании к постановлению на то, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет", соответствует правилам, установленным ст. 64 Устава Свердловской области, ст. 93, 94, 103 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-03 "О правовых актах в Свердловской области".
Более того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет".
Выписки о новой кадастровой стоимости земельных участков, сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет". Эта информация также была опубликована в "Областной газете" N 407 от 24.12.2008 вместе с текстом постановления Правительства Свердловской области.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05.08.2009 N 45-Г09-18 указал, что постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП официально опубликовано для всеобщего сведения и подлежит применению.
Кроме того, в названном определении Верховного Суда Российской Федерации сделан вывод о том, что неопубликование в "Областной газете" приложений к постановлению Правительства Свердловской области не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков.
Как следует из первоначальной редакции постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, оно вступило в силу 01.01.2009 (п. 4). Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2009 N 458-1111 в постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП внесены изменения, в соответствии с которыми оно вступает в силу по истечении 7 дней после официального опубликования. Внесенные в нормативный акт изменения не влияют на его применение при определении налоговых обязательств, в частности, за II квартал 2009 года; факт утверждения кадастровой стоимости в текущем налоговом периоде отсутствует.
Руководствуясь ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что оснований для признания оспариваемого решения налогового органа не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту, нарушающим права и законные интересы налогоплательщика и возлагающим на него излишние обязанности не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит, в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А60-4108/2010-С10 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу предпринимателя Алексеевой Марины Викторовны - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2010 г. N Ф09-6794/10-С3 по делу N А60-4108/2010-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника