Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 сентября 2010 г. N Ф09-6854/10-С1 по делу N А76-44795/2009-62-985/86
Дело N А76-44795/2009-62-985/86
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Слюняевой Л.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - региональное отделение, административный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2010 по делу N А76-44795/2009-62-985/86 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Центр услуг "Надежда" (далее - общество) - Балясникова Д.А. (доверенность от 01.04.2010 б/н).
Представители административного органа в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления регионального отделения от 23.11.2009 N 62-09-514/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2010 (судья Первых Н.А.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе региональное отделение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Кодекса и других норм права, перечисленных в жалобе. В обоснование жалобы административный орган указывает на ошибочность вывода судов о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Как следует из материалов дела, общество, местоположение: 454129, г. Челябинск, ул. Масленникова, 17а, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1057422519880, на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 74 N 002938156, выданного 17.05.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска.
Региональным отделением установлено, что выпуск акций общества не прошел государственную регистрацию акций, размещенных при создании общества. Указанные ценные бумаги являются эмиссионными.
Региональное отделение 03.07.2009 направило в адрес общества предписание N 62-09-АК-06/6837 о предоставлении документов на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при создании общества, оформленных в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 16.03.2005 N 05-4/пз-н, в срок до 03.09.2009. В данном предписании также разъяснено последствие невыполнения указанной обязанности, которым является привлечение к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Уведомлением от 07.09.2009 N 62-09-СФ-06/9090 о внесении изменений в предписание срок исполнения предписания от 03.07.2009 N 62-09-АК-06/6837 продлен до 05.10.2009. Указанное уведомление получено обществом 14.09.2009, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении корреспонденции N62099413356668.
В административный орган 02.11.2009 поступили документы общества на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Региональным отделением в отношении общества составлен протокол от 06.11.2009 N 62-09-785/пр-ап об административном правонарушении по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
На основании данного протокола и собранных материалов, постановлением от 23.11.2009 N 62-09-514/ПН общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
Считая указанное постановление регионального отделения незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из отсутствия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено данным Законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В силу ст. 20 названного Закона государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (п. 1). Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 2). Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации (п. 3).
Статьей 25 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или в случае, предусмотренном п. 2 данной статьи, - уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (п. 1). В отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должна быть указана следующая информация: 1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг; 2) фактическая цена (цены) размещения ценных бумаг; 3) количество размещенных ценных бумаг; 4) доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска; 5) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе: объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг; объем денежных средств в иностранной валюте, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг и выраженных в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на момент внесения; объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации; 6) о сделках, признаваемых федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, которые совершены в процессе размещения ценных бумаг (п. 3). Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг наряду с информацией, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи, дополнительно указывается список владельцев пакетов эмиссионных ценных бумаг, размер которых определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 4). Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 7).
Согласно п. 7 ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в том числе, направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" установлено, что предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 Кодекса невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частями 4, 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судами на основании материалов дела установлено, что общество создано путем преобразования из муниципального унитарного предприятия "Центр Услуг "Надежда" в процессе приватизации. В план приватизации включено все имущество названного предприятия, находящееся на его балансе, в том числе нежилое здание площадью 4719,1 кв.м.
Общество представило в региональное отделение документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.
В соответствии с уведомлением от 15.12.2006 N 12676003/06 региональное отделение приостановило регистрацию выпуска ценных бумаг, так как в план приватизации учредителем - муниципальным образованием "город Челябинск" в лице Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями г. Челябинска (далее - КУиЗО), не был включен земельный участок, занимаемый нежилым зданием, площадью 1665 кв.м (п. 4 предписания).
Административный орган 29.01.2007 отказал в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг общества в связи с наличием противоречий сведений в представленных документах.
Заинтересованным лицом 08.02.2007 вынесено предписание о представлении в региональное отделение до 08.04.2007 полного пакета документов, оформленных в соответствии с действующим законодательством.
Заявитель в ответ на указанное предписание административного органа направил в региональное отделение просьбу продлить срок исполнения предписания ввиду наличия трудностей по внесению изменений в план приватизации и с оформлением правоустанавливающих документов на земельный участок, которые рассмотрены административным органом и удовлетворены.
Заявителю 07.04.2008 предписано вновь представить пакет документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг общества, оформленных в соответствии с действующим законодательством.
Решением от 20.05.2008 N 42 в план приватизации общества внесены изменения в части включения земельного участка для его передачи в собственность обществу. На основании изменений плана приватизации уставный капитал заявителя увеличен на сумму стоимости земельного участка площадью 1665 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Масленникова, 17а.
Общество 05.06.2008 обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - УФРС по Челябинской области) для регистрации земельного участка площадью 1665 кв.м.
Уведомлением от 24.06.2008 N 416/2008-96 УФРС по Челябинской области приостановлена государственная регистрация права на земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Масленникова, 17а, по причине того, что внесение изменений в план приватизации после государственной регистрации юридического лица невозможно, а также в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие собственность муниципального образования на спорный участок.
Согласно уведомлению от 25.07.2008 N 416/2008-96 ФРС по Челябинской области приостановлена государственная регистрация права на земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск ул. Масленникова, 17а, так как из предоставленного кадастрового плана от 28.01.2008 N 36-08/08-01-414 видно, что данный земельный участок сформирован из земельного участка с кадастровым номером - 74:36:03 22 002:0014. В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество имеется запись о регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок площадью 3090 кв.м (кадастровый N 74:36:03 22 002:0014), расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Масленникова, 17а. По мнению регистратора, необходимо прекратить право муниципальной собственности на земельный участок 3090 кв.м в связи с преобразованием объекта и подать заявления от представителя муниципального образования "город Челябинск" на государственную регистрацию права собственности и перехода права собственности на указанный объект.
Судами также установлено и материалами дела подтверждено, что общество обращалось в КУиЗО с просьбой прислать представителя для совместного оформления правоустанавливающих документов в УФРС по Челябинской области (вх. N 19772 от 26.08.2008). Представитель КУиЗО для представления интересов в УФРС по Челябинской области не явился. На совещании КУиЗО по приватизации муниципального унитарного предприятия "Центр услуг "Надежда" (протокол от 08.09.2008) принято решение о сдаче кадастрового плана земельного участка площадью 1665 кв.м. в кадастровую палату для получения кадастрового паспорта, и о последующей передаче кадастровых паспортов в УФРС по Челябинской области для погашения права муниципальной собственности земельного участка площадью 3090 кв.м.
Сообщением от 25.11.2008 N 416/2008-96 УФРС по Челябинской области отказано в государственной регистрации права на земельный участок площадью 1665 кв.м в связи с отсутствием заявления собственника - муниципальное образование "город Челябинск" о регистрации перехода права собственности.
Обществом 20.04.2009 в УФРС по Челябинской области представлен пакет на регистрацию спорного земельного участка с приложением расчета стоимости земельного участка.
Регистрация прав на земельный участок была приостановлена по заявлению общества от 01.06.2009 в связи с необходимостью представления распорядительных документов от собственника земельного участка.
Администрацией г. Челябинска 14.08.2009 вынесено распоряжение о разделе земельного участка по ул. Масленникова, 17а на три участка площадью 994 кв.м., площадью 431 кв.м. и площадью 1665 кв.м.
Общество 11.09.2009 возобновило регистрацию земельного участка в УФРС по Челябинской области.
Общество 02.10.2009 получило сообщение УФРС по Челябинской области (исх. N 01/294/2009-90) об отказе, с указанием того, что для оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, образуемый при разделе земельного участка 3090 кв.м, необходимо заявление собственника в отношении всех земельных участков, образуемых при преобразовании указанного участка. Заявление собственника на полученный при разделении земельный участок площадью 431 кв.м в УФРС по Челябинской области не представлено. Также необходимо представление на указанный земельный участок кадастрового паспорта.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что общество не может предоставить кадастровый план на земельный участок площадью 431 кв.м, а также заявление о регистрации перехода права собственности на него, так как он не является ни пользователем, ни владельцем, ни собственником данного земельного участка. Это обстоятельство не дает УФРС по Челябинской области возможности зарегистрировать земельный участок, вносимый в оплату уставного капитала общества (1665 кв.м). При этом в настоящее время вносятся изменения в кадастровый план и другие документы, необходимые для возобновления регистрации земельного участка вносимого в оплату уставного капитала общества (1665 кв.м).
Судами также установлено, что общество до заседания комиссии регионального отделения по рассмотрению дела о вынесении постановления о назначении административного наказания от 23.11.2009 N 62-09-514/ПН повторно 02.11.2009 представило документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество предприняло все необходимые действия для представления в региональное отделение полного и достоверного пакета документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, но по независящим от него причинам сделать этого не смогло.
Кроме того, как правильно установили суды, вина общества и возможность представления необходимых документов материалами дела не подтверждается.
Таким образом, вывод судов об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Доводы регионального отделения, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2010 по делу N А76-44795/2009-62-985/86 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 сентября 2010 г. N Ф09-6854/10-С1 по делу N А76-44795/2009-62-985/86
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника