Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 3 сентября 2010 г. N А60-4580/2010-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2011 г. N Ф09-11302/10 по делу N А60-4580/2010 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2010 г. N Ф09-6623/10-С5 по делу N А34-3664/2009
Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2010 года
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Уралсвязьинформ" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Свердловской области, ЗАО "Южурал-Транстелеком"
о признании недействительным решения антимонопольного органа
при участии в судебном заседании
от заявителя: П. В.Дятлов, представитель по доверенности от 23.03.2009 г.;
от заинтересованного лица: С.Н.Волков, представитель по доверенности от 14.09.2009 г.;
от Управления Роскомнадзора по Свердловской области: А.А.Никифорова, представитель по доверенности от 11.01.2010 г. N 4;
от ЗАО "Южурал-Транстелеком": А.А.Андреева, представитель по доверенности от 17.08.2009 г., Ю.С.Вакуленко, представитель по доверенности от 01.01.2010 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Открытое акционерное общество "Уралсвязьинформ" (общество, заявитель) просит признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (УФАС по Свердловской области) от 26.01.2010 г. по делу N 109 о признании в действиях общества нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в отказе от исполнения договора о присоединении сетей электросвязи на местном уровне в г. Кургане путем прекращения пропуска трафика на местном уровне от сетей операторов подвижной радиотелефонной связи, присоединенных к сети ЗАО "Южурал-Транстелеком", на абонентов сети местной телефонной связи ОАО "Уралсвязьинформ" и абонентов сетей других операторов связи, присоединенных к сети связи ОАО "Уралсвязьинформ", а также предписание от 26.01.2010 г. о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем возобновления пропуска трафика.
Определением суда от 25.03.2010 г. производство по делу было приостановлено до вступления в силу решения Арбитражного суда Курганской области от 03.03.2010 г. по делу N А34-3664/2009 по иску ЗАО "Южурал-Транстелеком" к ОАО "Уралсвязьинформ" об обязании ответчика исполнять обязательства, предусмотренные договором о присоединении сетей электросвязи на местном уровне N 3682/06 от 04.12.2006 г.
Определением суда от 13.07.2010 г. производство по делу возобновлено.
По мнению заявителя, управлением при оценке действий ОАО "Уралсвязьинформ" по прекращению пропуска трафика на местном уровне неправомерно применены положения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающего технологически или экономически необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора, поскольку таких действий общество не совершало; управлением не соблюдены требования Закона о защите конкуренции об условиях признания ОАО "Уралсвязьинформ" лицом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по пропуску трафика на местном уровне в г. Кургане, а факт отнесения общества к субъектам естественной монополии на рынке услуг общедоступной электросвязи сам по себе не свидетельствует о доминировании общества на самостоятельном рынке услуг по пропуску связи.
Заявитель также ссылается на то, что прекращение пропуска спорного трафика было экономически оправданным и полностью соответствует условиям договора от 13.02.2007 г. N 3682/06 между ОАО "Уралсвязьинформ" и ЗАО "Южурал-Транстелеком" о присоединении сетей электросвязи на местном уровне в г. Кургане, что установлено вступившими в силу судебными актами по делу А34-3664/2009 по иску ЗАО "Южурал-Транстелеком" к ОАО "Уралсвязьинформ" об обязании обеспечить пропуск трафика.
Управление доводы заявителя не признало, пояснив, что общество, являющееся субъектом естественной монополии в области связи, необоснованного прекратило пропуск трафика ЗАО "Южурал-Транстелеком" на местном уровне в г. Кургане, не имея на то экономических и технологических оснований, в связи с чем нарушило установленный пунктом 1 части 5 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрет на уклонение от заключения договора (от его исполнения).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Представитель управления полагает, что выводы об отсутствии основания для возобновления ОАО "Уралсвязьинформ" пропуска трафика ЗАО "Южурал-Транстелеком" на местном уровне в г. Кургане, содержащиеся в судебных актах по делу А34-3664/2009, не противоречат выводам антимонопольного органа о необоснованном прекращении пропуска этого трафика и относятся лишь к предписанию УФАС по Свердловской области от 26.01.2010 г. о необходимости возобновления пропуска трафика, а не к самому решению управления. Судами по указанному делу оценивались обстоятельства, связанные с прекращением пропуска трафика с задействованием определенного ресурса нумерации в коде АВС (код географически определяемой зоны нумерации), тогда как в оспариваемом решении содержится вывод о полном прекращении пропуска трафика на местном уровне на сеть ЗАО "Уралсвязьинформ" и присоединенные к ней сети, что и было признано нарушением антимонопольного законодательства.
ЗАО "Южурал-Транстелеком" полагает, что решение УФАС по Свердловской области является законным и обоснованным и ссылается на то, что без каких-либо экономических и технологических предпосылок ОАО "Уралсвязьинформ" прекратило пропуск трафика между сетями данных операторов, несмотря на то, что ранее данный трафик без всяких ограничений пропускался заявителем на основании договора от 13.02.2007 г. N 3682/06.
Управление Роскомнадзора по Свердловской области полагает, что у ОАО "Уралсвязинформ" имелись основания для ограничения пропуска трафика на местном уровне и обоснованности требований о пропуске этого трафика через зоновый узел связи.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
В УФАС по Свердловской области обратилось ЗАО "Южурал-Транстелеком" с заявлением о необоснованном отказе ОАО "Уралсвязьинформ" от исполнения договора о присоединении сетей электросвязи на местном уровне в части прекращения пропуска трафика с сетей подвижной связи, а также навязывании договора о присоединении на зоновом уровне.
По данным фактам управлением было возбуждено дело N 109, по результатам рассмотрения которого принято решение от 26.01.2010 г. (резолютивная часть оглашена 19.01.2010 г.) о признании в действиях ОАО "Уралсвязьинформ" нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в отказе от исполнения договора N 3682/06 от 04.12.2006 г. о присоединении сетей электросвязи на местном уровне в г. Кургане путем прекращения с 15.12.2008 г. пропуска трафика на местном уровне от сетей операторов подвижной радиотелефонной связи, присоединенных к сети ЗАО "Южурал-Транстелеком", на абонентов сети местной телефонной связи ОАО "Уралсвязьинформ" и абонентов сетей других операторов связи, присоединенных к сетям связи ОАО "Уралсвязьинформ".
На основании данного решения обществу выдано предписание от 26.01.2010 г. о прекращении в течение 10 дней с момента получения предписания указанного нарушения путем возобновления пропуска трафика от сети операторов подвижной радиотелефонной связи, присоединенных к сети ЗАО "Южурал-Транстелеком", на абонентов сети местной телефонной связи ОАО "Уралсвязьинформ" и абонентов сетей других операторов связи, присоединенных к сети связи ОАО "Уралсвязьинформ", согласно подпункту "г" пункта 1 и подпункта "б" пункта 2 Приложения 2 "Перечень услуг по пропуску трафика, оказываемых оператором сети телефонной связи" к Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Южурал-Транстелеком" (оператор) и ОАО "Уралсвязьинформ" (оператор сети местной и внутризоновой телефонной связи) заключен договор от 13.02.2007 г. (дата согласования разногласий к договору) N 3682/06 о присоединении сетей электросвязи на местном уровне в г. Кургане с соответствующими приложениями к нему - протоколом разногласий, протоколом согласования разногласий, техническими условиями присоединения, перечнем услуг, оказываемых сторонами по договору, перечнем узлов доступа.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2. договора ОАО "Уралсвязьинформ" оказывает оператору услуги присоединения и услуги пропуска трафика на условиях и по ценам, определенным договором, а оператор оказывает ОАО "Уралсвязьинформ" услуги пропуска трафика на условиях и по цене, согласно договора.
Согласно пункту 3.1.7 договора ОАО "Уралсвязьинформ" обязалось обеспечивать ежедневно и круглосуточно пропуск трафика от/к абонентам присоединяемой сети оператора, функционирующей в пределах территории города Кургана, за исключением промежутков времени для проведения профилактических и ремонтных работ на оборудовании и сооружениях связи ОАО "Уралсвязьинформ", непосредственно обеспечивающих присоединение сети связи оператора.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 3.2.5 договора ЗАО "Южурал-Транстелеком" обязалось обеспечивать ежедневно и круглосуточно пропуск трафика от/к абонентам присоединяющей сети связи ОАО "Уралсвязьинформ", за исключением промежутков времени для проведения профилактических и ремонтных работ на оборудовании и сооружениях связи оператора, непосредственно обеспечивающих присоединение сети связи ОАО "Уралсвязьинформ", а также времени устранения аварий и повреждений.
Пунктом 5.10 договора стороны установили, что любые изменения условий договора в части организации пропуска трафика оформляются дополнительными соглашениями к договору, которые после подписания сторонами являются его неотъемлемой частью; кроме того, пунктами 13.3, 13.8 договора установлено, что все изменения и дополнения к договору действительны, если они совершены в письменной форме и подписаны обоими сторонами.
Разделом 2 Технических условий на присоединение сети электросвязи оператора к сети электросвязи ОАО "Уралсвязьинформ" на местном уровне, являющихся существенными условиями данного договора, стороны согласовали уровень присоединения на местном уровне в коде АВС с задействованием рекомендуемого плана нумерации в коде АВСа=3522:630000,632999 (общее количество абонентов с выходом на СС011-3000 номеров), а также условия пропуска трафика в соответствии с Требованиями к пропуску трафика в телефонной сети общего пользования, утвержденными приказом Мининформсвязи Российской Федерации от 28.03.2005 N 161.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 8 августа 2005 г. N 98 "Об утверждении требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования"
Пропуск трафика между сетью ОАО "Уралсвязьинформ" и сетью ЗАО "Южурал-Транстелеком" начат с 24.12.2007 г., о чем свидетельствует двусторонний акт от 24.12.2007 N 203т.
В дальнейшем сторонами подписано дополнительное соглашение от 08.09.2008 г. N 2 к договору N 3682/06 о присоединении сетей электросвязи, согласно которому в сферу правоотношений по данному договору дополнительно включены операторы сетей телефонной связи (Инфоцентр, Курганстройсервис, Орбител), а также определена номерная емкость на узлах связи.
ОАО "Уралсвязьинформ" 03.12.2008 г. направило в адрес ЗАО "Южурал-Транстелеком" письмо "О пропуске трафика операторов сотовой подвижной связи", которым сообщило о прекращении пропуска трафика операторов сотовой подвижной связи. При этом в качестве оснований таких действий в письме содержится ссылка на пункт 3.1.7 договора N 3682/06, предусматривающего пропуск трафика только от/к абонентам сети ЗАО "Южурал-Транстелеком" с задействованием диапазона нумерации данного оператора и других операторов в коде АВС (только в кодах географически определенных зон нумерации), что предусмотрено Приложением N 1 к договору, тогда как в нарушение этих условий через местные порты присоединения пропускается трафик операторов сотовой подвижной связи в коде DEF (географически не определяемой зоны нумерации). Письмом разъяснено также, что вопросы пропуска трафика могут быть урегулированы путем внесения соответствующих изменений в договор.
После 15.12.2008 г. пропуск трафика от абонентов-операторов сотовой подвижной связи, присоединенных к сетям ЗАО "Южурал-Транстелеком" был прекращен по основаниям, указанным в письме от 03.12.2008 г.
ЗАО "Южурал-Транстелеком" подготовило и направило в адрес ОАО "Уралсвязьинформ" проекты приложения и дополнительного соглашения к договору, предложив изменить пункты 3.1.7 и 3.2.5 договора, расширив их до пределов, позволяющих пропускать трафик от/к абонентов иных операторов связи; а также включить в сферу правоотношений по данному договору операторов сотовой подвижной связи (ЗАО "Уральский Джи Эс Эм", ОАО "Вымпел-Коммуникации", ОАО "Мобильные ТелеСистемы"), определить номерную емкость на узлах связи указанных операторов.
Данные изменения к договору согласованы и подписаны не были, тем не менее, письмом от 13.01.2009 г. ОАО "Уралсвязьинформ" сообщило ЗАО "Южурал-Транстелеком" о возобновлении пропуска трафика на сеть ОАО "Уралсвязьинформ" и присоединенных операторов от операторов местной связи, присоединенных к сети ЗАО "Южурал-Транстелеком" в г. Кургане. В отношении операторов радиотелефонной подвижной связи данному оператору сообщено, что пропуск зонового трафика должен осуществляться между сетями зоновой телефонной связи, функционирующими в пределах территории субъекта Российской Федерации, либо между сетью оператора зоновой телефонной связи и сетью местной телефонной связи, для чего необходимо присоединение зоновой сети присоединяемого оператора связи к местной сети присоединяющего оператора связи.
Полагая, что пропуск трафика на местном уровне должен быть возобновлен без каких-либо дополнительных условий, так как оказание в точке присоединения на местном уровне услуг завершения вызова (на абонентов сети связи ОАО "Уралсвязьинформ" и абонентов сетей связи других операторов связи, присоединенных к сети связи ОАО "Уралсвязьинформ", от операторов сетей подвижной связи, присоединенных к сети связи ЗАО "Южурал-Транстелеком") ранее уже оказывалось оператором местной связи (ОАО "Уралсвязьинформ"), ЗАО "Южурал-Транстелеком" обратилось в УФАС по Свердловской области.
Делая вывод о совершении ОАО "Уралсвязьинформ" действия, запрещенных пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - экономически и технологически необоснованный отказ оператора связи, занимающего доминирующее положение на рынке услуг местной телефонной связи, от исполнения договора в части пропуска трафика ЗАО "Южурал-Транстелеком" на местном уровне, управление исходило из того, что пункт 3.1.7 договора N 3682/06 о присоединении сетей электросвязи на местном уровне в г. Кургане, предусматривающий пропуск трафика связи между сетями ЗАО "Южурал-Транстелеком" и ОАО "Уралсвязьинформ" исключительно с ресурсом нумерации в коде АВС (в кодах географически определенных зон нумерации), противоречит Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 г. N 161.
В связи с этим в силу п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 167, ст. 168, ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации данное условие публичного договора, который представляет собой договор о присоединении сетей электросвязи, является ничтожным и не влечет каких-либо последствий для сторон. ОАО "Уралсвязьинформ" по договору присоединения должно обеспечивать техническую возможность оказания ЗАО "Юдурал-Транстелеком" всех тех услуг местного завершения вызова, которые предусмотрены Приложением N 2 к Правилам присоединения, а именно - обеспечить пропуск трафика от точки присоединения сети связи данного оператора к своей сети связи как к пользовательскому оконечному оборудованию, подключенному к сети связи ОАО "Уралсвязьинформ" (услуга местного завершения вызова на сеть оператора связи), так и к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи, присоединенного к сети связи ОАО "Уралсвязьинформ" (услуг местного завершения вызова на сеть другого оператора связи).
В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованное уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара определяются статьей 5 Закона о защите конкуренции, согласно которой доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, либо доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
ОАО "Уралсязьинформ" является оператором связи и осуществляет свою деятельность на основании лицензии N 23222 "предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи".
Приказом Россвязьнадзора от 24.10.2005 г. N 40 общество включено в Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования по географически определенным зонам нумерации: "Ямало-Ненецкая" - код 349, "Курганская" - код 352, "Пермская" - код 342, "Екатеринбургская" - код 343, "Тюменская" - код 345, "Ханты-Мансийская" - код 351.
Приказом ФСТ от 11.03.2005 г. N 76-с ОАО "Уралсвязьинформ" зарегистрировано в реестре субъектов естественных монополий в области связи под регистрационным номером 59-2-2.
Приказом ФАС России от 09.03.2006 г. N 50 общество включено в федеральный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, с долей более 65% на рынке услуг местной телефонной связи и услуг внутризоновой телефонной связи в географических границах товарного рынка Свердловской, Челябинской, Курганской, Пермской, Тюменской областей, ХМАО-Югра, ЯНАО.
Пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара; при этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
В связи с указанными обстоятельствами УФАС по Свердловской области сделал правильный вывод о том, что ОАО "Уралсвязьинформ" занимает доминирующее положение в указанных географических границах рынка услуг местной и внутризоновой телефонной связи, и что на общество в полной мере распространяются запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством для таких лиц.
Суд не принимает довод заявителя о том, что управлением не установлено доминирующее положение ОАО "Уралсвязьинформ" на рынке услуг по пропуску трафика на местном уровне в г. Кургане, который является самостоятельным рынком по отношению к рынку услуг телефонной связи.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) трафиком признается нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи; услугой связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; услуга присоединения - это деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи; а услуга по пропуску трафика - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи.
Поскольку пропуск трафика является условием осуществления услуг связи посредством взаимодействующих сетей связи, доминирующее положение на рынке услуг связи предполагает такое же положение по отношению к услугам по пропуску трафика, что подтверждается также наличием у ОАО "Уралсвязьинформ" одной лицензии на предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи и отсутствием лицензии на предоставление услуг по пропуску трафика.
В связи с этим определение продуктовых границ рынка услуг связи проведено УФАС по Свердловской области в соответствии со статьей 4 и частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции; в свою очередь, заявитель не представил доказательств того, что его положение не может быть признано доминирующим.
Статьей 13 Закона о связи установлено, что сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.
В силу ст. 18 Закона о связи операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи. Операторы сети связи общего пользования на основании договоров о присоединении сетей электросвязи обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Договором о присоединении сетей электросвязи должны быть предусмотрены, в том числе, права и обязанности операторов связи при присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии; перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, которые оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, обязан оказывать, а также порядок их оказания.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 8 и 15 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161 (далее - Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия).
Согласно части 3 статьи 19 Закона о связи операторы, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, на основе Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия устанавливают условия присоединения других сетей электросвязи к своей сети электросвязи в части использования сетевых ресурсов и пропуска трафика, включающие в себя общие технические, экономические, информационные условия, а также условия, определяющие имущественные отношения.
В силу пункта 3.1.7 договора ОАО "Уралсвязьинформ" приняло обязательства обеспечивать ежедневно и круглосуточно пропуск трафика от/к абонентам присоединяемой сети оператора, функционирующей в пределах территории города Кургана, при этом разделом 2 Технических условий к данному договора сторонами согласован уровень присоединения на местном уровне только в коде ABC с задействованием рекомендуемого плана нумерации в коде АВС=3522:630000,632999 (общее количество абонентов с выходом на СС011-3000 номеров), а также условия пропуска трафика в соответствии с Требованиями к порядку пропуска трафика в телефонной сети общего пользования.
Данные Требования, утвержденные приказом Мининформсвязи России от 08.08.2005 N 98, предусматривают различные варианты пропуска трафика.
Пунктом 2 Правил присоединения сетей связи и их взаимодействия устанавливает, что сеть связи общего пользования включает в себя: телефонные сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации, а также телефонные сети электросвязи, не определяемые географически в пределах Российской Федерации и ресурса нумерации.
В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 г. N 142 "Об утверждении и введение в действие Российской системы и плана нумерации" к сетям, определяемым географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации, применяется обозначение (код) - АВС, а к сетям, не определяемым географически в пределах территрории Российской Федерации и ресурса нумерации, применяется обохначение (код) - DEF.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Южурал-Транстелеком" и ОАО "Уралсвязьинформ" на основании условий заключенного ими договора о присоединении сетей электросвязи на местном уровне в г. Кургане N 3682/06 определили, что ОАО "Уралсвязьинформ" должен оказывать ЗАО "Южурал-Транстелеком" услуги по пропуску трафика на местном уровне в соответствии с согласованным сторонами пропуском между своими сетями трафика с задействованием определенного ресурса нумераций в коде ABC; пропуск трафика сетей подвижной связи (мобильные операторы) в коде DEF условиями договора не предусмотрен.
Иной порядок пропуска трафика мог быть закреплен в договоре между данными операторами связи, однако дополнительных соглашений об изменении условий договора N 3682/06 в части организации пропуска трафика, стороны не заключали.
Вывод о том, что между сторонами было согласовано условие о пропуска трафика только в коде ABC от абонентов истца и от абонентов иных операторов, к которым не относятся операторы сотовой подвижной связи, и что сторонами не была достигнута договоренность о пропуске спорного трафика с сети ЗАО "Южурал-Транстелеком" от абонентов иных операторов связи, имеющих присоединение к сети ЗАО "Южурал-Транстелеком", был сделан судами при рассмотрении дела А34-3664/2009 по иску ЗАО "Южурал-Транстелеком" к ОАО "Уралсвязьинформ" об обязании обеспечить пропуск трафика (решение Арбитражного суда Курганской области от 03.03.2010 г., постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 г.), к участию в котором было привлечено Управление ФАС по Свердловской области.
При этом суды, исходя из положений статей 309, 310, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклонили довод управления о ничтожности заключенного между ОАО "Уралсвязьинформ" и ЗАО "Южурал-Транстелеком" договора по причине противоречия пункта 3.1.7 договора Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия как несоответствующий требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку обоснованность прекращения ОАО "Уралсвязьинформ" пропуска трафика ЗАО "Южурал-Транстелеком" на местном уровне и отсутствие оснований для понуждения данного оператора местной связи обеспечить пропуск спорного трафика установлены вступившим в законную силу судебным актом, вывод управления о технологически и экономически необоснованном отказе заявителя от исполнения договора о присоединении сетей электросвязи на местном уровне в г. Кургане путем прекращения пропуска трафика на местном уровне от сетей операторов подвижной радиотелефонной связи, присоединенных к сети ЗАО "Южурал-Транстелеком", на абонентов сети местной телефонной связи ОАО "Уралсвязьинформ" и абонентов сетей других операторов связи, присоединенных к сети связи ОАО "Уралсвязьинформ", не может быть признан обоснованным. Предписание, выданное управлением на основании данного решения, является неисполнимым.
Решение управления, содержащее эти выводы, при наличии вступившего в силу судебного акта с иными выводами, создает правовую неопределенность в оценке одних и тех же действий заявителя, что может быть устранено лишь путем признания данных решения и предписания недействительными.
Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.
При обращении в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения и предписания УФАС по Свердловской области заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей (платежное поручение N 26 от 25.01.2010 г.); данные судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат взысканию с УФАС по Свердловской области в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2010 г. по делу N 109 о признании в действиях ОАО "Уралсвязьинформ" нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также предписание от 26.01.2010 г. по данному делу о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в пользу ОАО "Уралсвязьинформ" 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 3 сентября 2010 г. N А60-4580/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2011 г. N Ф09-11302/10 по делу N А60-4580/2010 настоящее решение оставлено без изменения