Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 8 сентября 2010 г. N А60-17910/2010-С10
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 февраля 2011 г. N Ф09-529/11-С1 по делу N А60-17910/2010-С10
Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 08 сентября 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" в лице филиала - Региональное Управление заказчика капитального строительства Приволжско-Уральского военного округа к Межрегиональному управлению Федеральной службы по оборонному заказу по Уральскому федеральному округу
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Федеральной службы по оборонному заказу
о признании незаконными действий, недействительным предписания от 14.04.2010г. N 13,
при участии в судебном заседании
от заявителя: К.В. Мотькин, представитель по доверенности 66В 297027 от 12.03.2010г.,
от заинтересованного лица: А.Ю.Долгов, помощник начальника по правовым вопросам по доверенности N 8 от 02.09.2009г.,
от третьего лица: по окончании перерыва в судебном заседании - А.Ю.Долгов, представитель по доверенности N 163 от 02.09.2010г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
В судебном заседании, открытом 06.09.2010г., объявлялся перерыв до 08.09.2010г.
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" в лице филиала - Региональное Управление заказчика капитального строительства Приволжско-Уральского военного округа (далее - предприятие, заявитель, ФКП "УЗКС МО РФ) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Уральскому федеральному округу (далее - Управление, заинтересованное лицо), выразившихся в организации и проведении проверки с превышением полномочий и грубым нарушением установленных законом требований и в составлении по результатам такой проверки акта от 19.03.2010г. N У/2/6-10к, а также о признании недействительным предписания от 14.04.2010г. N 13.
Заявленные требования рассматриваются судом с учетом уточнений, изложенных в письменных возражениях предприятия на отзыв заинтересованного лица, а также с учетом дополнений к возражениям на отзыв и изложения в письменном виде позиции заявителя.
Заинтересованным лицом и третьим лицом в материалы дела представлены отзывы, заявленные требования не признаны со ссылкой на проведение в отношении заявителя проверки в соответствии с полномочиями Управления и действующим законодательством и законностью вынесенного предписания.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Согласно свидетельству серии 77 N 010987936 03.04.2008г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации".
В соответствии с государственным контрактом N 1/ГЗ-2008 от 1.08.2008г. между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и федеральным казенным предприятием "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (исполнитель) предприятие приняло на себя обязательства по оказанию услуг в сфере организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов Министерства обороны Российской Федерации, указанных в Приложении N 1, а государственный заказчик обязался оплачивать указанные услуги предприятия в объеме и на условиях, установленных контрактом.
Кроме того, между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и федеральным казенным предприятием "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (исполнитель) заключен государственный контракт N 2/ГЗ-2009 от 12.01.2009г. на оказание услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации по организации строительства, реконструкции (технического перевооружения, расширения и модернизации) и капитального ремонта (выполнение функций заказчика строительства) объектов, указанных в Приложении N 1.
В рамках указанных государственных контрактов и во исполнение Федеральной целевой программы "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы" предприятие силами филиала - Региональное Управление заказчика капитального строительства Приволжско-Уральского военного округа осуществляет организацию строительства зоны хранения в/ч 92922, расположенной в г. Березовском Свердловской области (п. Кедровка), шифр объекта 10/4-19.
Таким образом, согласно вышеприведенным государственным контрактам на предприятие возложены функции заказчика строительства зоны хранения в/ч 92922 (шифр объекта 10/4-19).
Строительство указанного объекта осуществляется:
- Генеральным подрядчиком ООО "Строительная корпорация "Зодчий" на основании государственного контракта N 195/С/14-07 от 17.05.2007г., заключенного Управлением контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) с указанной организацией. ФКП "УЗКС МО РФ" стало стороной данного государственного контракта, исполняющей функции заказчика с 05.11.2008г. на основании дополнительного соглашения N 5 к названному контракту.
- Подрядчиком ФГУП "1470 Управление материально-технического обеспечения" (в дальнейшем преобразовано в ОАО "1470 Управление материально-технического обеспечения") на основании государственного контракта N 195/С/16-08, заключенного Управлением контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) с указанной организацией. ФКП "УЗКС МО РФ" стало стороной данного государственного контракта, исполняющей функции заказчика также с 05.11.2008г. на основании дополнительного соглашения N 1 к названному контракту.
- Генеральным подрядчиком ООО "Спецстрой ДТА" на основании государственного контракта N 4/КС-08 от 19.12.2008г., заключенного с указанной организацией Министерством обороны Российской Федерации в лице Главного управления государственного заказчика капитального строительства, заявителем в лице филиала Региональное Управление заказчика капитального строительства Приволжско-Уральского военного округа.
- Генеральным подрядчиком ООО "Строительный альянс" на основании государственного контракта N 5/КС-08 от 19.12.2008г., заключенного с указанной организацией Министерством обороны Российской Федерации в лице Главного управления государственного заказчика капитального строительства, заявителем в лице филиала Региональное Управление заказчика капитального строительства Приволжско-Уральского военного округа.
Поставку оборудования для зон хранения войсковых частей (в/ч 92922 в п. Кедровка Свердловской области) (пожарные резервуары) осуществляет ООО "Руссо-Дизайн" на основании государственных контрактов N 195/О/31-07 от 17.08.2007г., N 195/О/03-08, заключенных с указанной организацией Управлением контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации (заказчик).
17 февраля 2010г. Федеральной службой по оборонному заказу утверждена программа проведения тематической проверки исполнения заданий государственного оборонного заказа в части капитального строительства хранилища в/ч 92922 в г. Березовском Свердловской области (п. Кедровка) в период 2008-2009г.г., установлен срок проведения проверки с 2 по 19 марта 2010г. и временной период охвата контрольного мероприятия 2008-2009г.г. Руководителем рабочей группы назначен Конаков Г.А. Основанием для проведения проверки указан пункт 4.16 раздела VII плана контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по оборонному заказу на 2010 год.
Согласно указанной программе целью проводимого мероприятия является предупреждение, профилактика, пресечение нарушений норм и правил, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
Задачами проверки, в соответствии с названной программой, является определение законности и обоснованности деятельности региональных органов заказа Минобороны России, их должностных лиц по выполнению норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации в сфере исполнения государственных контрактов при строительстве объектов в рамках ФЦП "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы". В программе также указаны следующие вопросы проверки:
1. Анализ выполнения требований законодательства при планировании, организации, подготовки и проведения размещения заказов по государственному оборонному заказу. Наличие исходных документов и разрешений для строительства объектов.
2. Контроль исполнения и финансирования государственных контрактов. Проверка исполнения договоров субподрядными организациями и взаиморасчетов с ними.
3. Проверка организации строительно-монтажных работ непосредственно на объектах, ведение исполнительной документации. Анализ деятельности по соблюдению требований технических регламентов, государственных стандартов.
4. Выборочный обмер объемов выполненных и оплаченных работ.
5. Анализ устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок.
В данной программе руководителю рабочей группы предоставлено право уточнения в ходе проверки перечня проверяемых вопросов.
18 февраля 2010г. начальником Управления издано распоряжение N 7-р о проведении тематической проверки Регионального Управления заказчика капитального строительства ПУрВО, в котором указаны: задачи проверки, содержащиеся в программе проведения тематической проверки исполнения заданий государственного оборонного заказа, утвержденной Федеральной службой по оборонному заказу от 17.02.2010г.; правовые основания проведения проверки - пункт 4.16 раздела 7 плана контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по оборонному заказу на 2010 год; временной период охвата контрольного мероприятия 2008-2009г.г.; период проверки с 02 марта 2010г. по 19 марта 2010г. В распоряжении также указан предмет проверки - соблюдение норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлена копия уведомления Федеральной службы по оборонному заказу N 5/837 от 16.02.2010г., адресованного ФКП "УЗКС МО РФ", о направлении в филиалы рабочих групп для выполнения контрольных (надзорных) мероприятий размещения и исполнения государственного оборонного заказа в части капитального строительства объектов ФЦП "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы", в частности в Региональное Управление заказчика капитального строительства ПУрВО с 5 марта 2010г. по 30 марта 2010г. В доказательство направления указанного уведомления в материалы дела представлена копия реестра N 192 от 17.02.2010г. на корреспонденцию, направляемую через государственную фельдъегерскую службу.
Уведомлением N 105 от 19.02.2010г. до Регионального Управления заказчика капитального строительства ПУрВО доведены до сведения вопросы проводимого мероприятия, указанные в программе Федеральной службы по оборонному заказу, а также запрошены документы.
По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт от 19.03.2010г. N У/2/6-10к, предприятию вынесено предписание об устранении выявленных нарушений N 13 от 14.04.2010г.
В результате анализа выполнения требований законодательства при планировании, организации, подготовки и проведении размещения заказов по государственному оборонному заказу и проверки наличия исходных документов и разрешения для строительства объекта (раздел 1 акта) установлено нарушение пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившееся в отсутствии разрешения на строительство объекта.
В ходе контроля исполнения и финансирования государственных контрактов по государственному оборонному заказу, выполнения условий государственных контрактов, проверки исполнения договоров с субподрядными организациями и взаиморасчетов с ними (раздел 2 акта) заинтересованным лицом установлено, что заявителем нарушен установленный порядок приемки работ, выполненных ООО "Строительная Корпорация "Зодчий", что выразилось в оплате фактически невыполненных указанным генеральным подрядчиком работ; а также работ, выполненных ООО "Спецстрой ДТА" и ООО "Строительный альянс", что выразилось в превышении объемов кредитования генподрядчиков (авансирования работ) вследствие принятия заявителем работ, которые фактически указанными организациями выполнены не были. В связи с тем, что предприятие за выполнение функций государственного заказчика работ по государственному контракту от 12.01.2009г. N 2/ГЗ получает вознаграждение в размере 1,64 процента от объема принятых и оплаченных работ, а проверяющими установлено снятие с выполнения работ, то предприятию в пункте 2.6 акта указано на возвращение плательщику 3216823 руб. 77 коп.
Пунктом 2.7 акта установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 01.01.2010г. ООО "Строительная Корпорация "Зодчий" и ООО "Строительный Альянс" выполняют ряд строительных работ, которые не включены в свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капстроительства (земляные работы, работы по монтажу пожарно-охранной сигнализации, по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком и др.).
В ходе проверки организации строительно-монтажных работ непосредственно на объектах, ведения исполнительной документации и анализа деятельности по соблюдению технических регламентов, государственных стандартов (раздел 3 акта) проверяющими установлено нарушение предприятием ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что выразилось в несвоевременном извещении Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации о начале строительства зданий (сооружений) 3 этапа 1-го пускового комплекса 1-ой очереди строительства объекта. В этом же разделе акта отражены нарушения требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, допущенные ООО "Спецстрой ДТА" и ООО "Строительный Альянс", а также отмечено, что строительный контроль со стороны заказчика осуществляется инспекцией технического надзора Регионального Управления заказчика капитального строительства ПУрВО, устранение выявленных нарушений со стороны последней контролируется на должном уровне.
В разделе 4 акта проверки при выборочном обмере объемов выполненных и оплаченных работ, выполненных ООО "Строительный Альянс", установлено завышение объемов выполненных работ на сумму 1139729 руб. 94 коп.
На акт проверки от 19.03.2010г. N У/2/6-10к предприятие направило в Управление письменные возражения, по результатам рассмотрения которых, 14.04.2010г. Управлением дано заключение о правомерности проведенных контрольных мероприятий и вынесено предписание N 13 об устранении выявленных нарушений.
В предписании Управление указало на необходимость принятия предприятием следующих мер в целях устранения выявленных нарушений:
- оформить разрешение на строительство объекта в Госархстройнадзоре Министерства обороны Российской Федерации;
- исключить случаи приемки и акцептования счетов, справок формы КС-3 и актов выполненных работ формы КС-2 фактически невыполненных работ;
- не допустить повторное предъявление счетов на оплату услуг ФКП "УЗКС МО РФ" согласно условиям контракта N 2/ГЗ от 12.01.2009г. по снятым с выполнения работам;
- исключить выполнение генподрядчиками работ, которые не включены в свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капстроительства;
- исключить случаи несвоевременного извещения Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации о начале строительства зданий (сооружений).
Полагая незаконными действия управления в организации и проведении проверки, заявитель ссылается на то, что таковая проведена без распоряжения на проведение проверки, так как в годовом плане контрольной и надзорной деятельности Рособоронзаказа в 2010г. отсутствует указание на включение предприятия в проверку; распоряжение Управления N 7-р от 18.02.2010г. не содержит всех обязательных сведений, предусмотренных в статье 14 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Заявитель также считает, что Управление превысило свою компетенцию в связи с проверкой соблюдения порядка осуществления градостроительной деятельности, что относится к компетенции иных государственных органов.
Кроме того, предприятие ссылается на неправомерное истребование Управлением документов, не относящихся к предмету проверки; превышение срока проведения проверки; невручение акта проверки непосредственно после завершения проверки и его несоответствие установленной форме; нарушение периодичности проведения плановых проверок.
Предприятие считает предписание, вынесенное по результатам проверки незаконным, по тому основанию, что сама проверка организована и проведена с грубыми нарушениями, а требования предписания не соответствуют действующему законодательству, а также являются неисполнимыми.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, при этом исходит из следующего.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2007г. N 154, зарегистрированным в Минюсте РФ 17 мая 2007 г. N 9495, утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по оборонному заказу.
Управление действует на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) от 04.05.2007г. N 154 (далее - Положение об Управлении).
В соответствии с пунктом 8 Положения об Управлении данный государственный орган осуществляет контроль и надзор, в частности:
- за реализацией федеральных (целевых, государственных) программ, предусматривающих мероприятия (задания), выполняемые в рамках государственного оборонного заказа;
- за деятельностью государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственного оборонного заказа при размещении и выполнении заказов на поставки продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу на предмет ее соответствия основным показателям и направлениям расходов государственного оборонного заказа, в том числе:
а) за деятельностью государственных заказчиков на предмет своевременного и полного выполнения финансовых обязательств, соблюдения установленного порядка авансирования; целевого и адресного использования бюджетных средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа;
б) за деятельностью организаций - исполнителей государственного оборонного заказа на предмет соблюдения установленного порядка ведения раздельного учета затрат по результатам финансовой и хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту; соблюдения обязательных требований к продукции (работам, услугам) по государственному оборонному заказу в области унификации и стандартизации в процессе ее разработки, испытаний и серийного производства;
- за организацией и проведением размещения заказов на поставку продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу;
- за заключением и выполнением государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 приведенного Положения в полномочия Управления также входит принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 9 Положения об Управлении в целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности оно имеет право:
проводить в установленном порядке плановые и внеплановые проверки по вопросам, отнесенным к полномочиям территориального органа;
запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц необходимые для осуществления деятельности территориального органа информацию, документы и материалы;
направлять в установленном порядке и в пределах своей компетенции в проверенные организации предписания по результатам проведенных контрольных мероприятий для принятия мер по устранению выявленных нарушений, принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, право на которые предоставлены уполномоченному на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральному органу исполнительной власти;
осуществлять контроль за выполнением принятых мер по устранению выявленных в ходе контрольно-надзорной деятельности территориального органа недостатков и нарушений.
Рассмотрев представленные в дело доказательства в их совокупности, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о нарушении заинтересованным лицом порядка проведения проверки в отношении предприятия, который, в силу пункта 9 Положения об Управлении, должен соответствовать действующему законодательству.
Федеральным законом от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008г. N 294-ФЗ) регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Приведенным законом установлены:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Довод заинтересованного лица о неприменении положений Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ к проверкам, проводимым Рособоронзаказом, судом отклоняется, поскольку часть 3 статьи 1 приведенного закона таких исключений не устанавливает.
Ссылка Управления на то, что предметом проверки явилось исполнение предприятием государственных контрактов, судом признается несостоятельной, поскольку из программы проведения тематической проверки исполнения заданий государственного оборонного заказа в части капитального строительства хранилища в/ч 92922 в г. Березовском Свердловской области (п. Кедровка) в период 2008-2009г.г., утвержденной Федеральной службой по оборонному заказу 17 февраля 2010г., которой руководствовалось Управление, следует, что при проверке Управлению поручено проанализировать выполнение требований законодательства при планировании, организации, подготовки и проведении размещения заказов по государственному оборонному заказу. Кроме того, в распоряжении Управления N 7-р о проведении тематической проверки четко указан предмет проверки - соблюдение норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом (часть 2 статьи 2 приведенного закона).
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Проверкой, в силу части 6 приведенной статьи закона, является совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В связи с этим, поскольку предметом тематической проверки предприятия явилось соблюдение им норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, то применительно к проведенной в отношении заявителя проверке, Управление должно руководствоваться Федеральным законом от 26.12.2008г. N 294-ФЗ.
Как было указано выше, данный вывод следует и из пункта 9 Положения о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2005 г. N 56с.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения, в частности: наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам; цель и основание проведения каждой плановой проверки; дата и сроки проведения каждой плановой проверки.
В программе проведения тематической проверки исполнения заданий государственного оборонного заказа в части капитального строительства от 17.02.2010г. и в распоряжении Управления N 7-р от 18.02.2010г. о проведении тематической проверки в качестве основания проведения проверки приведен пункт 4.16 раздела VII плана контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по оборонному заказу в 2010 году.
В разделе VII "Контрольная (надзорная) деятельность территориальных органов" плана контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по оборонному заказу в 2010 году в подразделе 4 "Уральский федеральный округ" содержится указание на проведение мероприятий, проводимых в рамках тематических проверок профильных управлений Рособоронзаказа. Между тем, в пункте 4.16 данного подраздела 4 раздела VII плана объектом контроля (предприятие, организация) определено иное федеральное предприятие, а именно - ФГУП "70 Арсенал МО РФ" г. Березовский Свердловской области.
В целях выяснения вопроса об основаниях проведения проверки в отношении заявителя, наличие которых им оспаривается, определением суда по настоящему делу от 10.08.2010г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Федеральная служба по оборонному заказу.
Однако пояснений по данному вопросу от заинтересованного и третьего лица не поступило. Сведений о внесении изменений в план контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по оборонному заказу в 2010 году, а также каких-либо документов, подтверждающих включение предприятия в годовой план проверки, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о нарушении заинтересованным лицом положений статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ, выразившимся в проведении проверки, по своему характеру относящейся к плановым проверкам, в отсутствие факта включения предприятия в ежегодный план проверок на 2010г. Сведений о том, что проведенная в отношении предприятия проверка являлась внеплановой, а также соответствующих тому доказательств, в материалы дела не преставлено.
В качестве документа, регламентирующего проверку, судом также не может быть принято во внимание уведомление Федеральной службы по оборонному заказу от 16.02.2010г. N 5/837, адресованное ФКП "УЗКС МО РФ", поскольку сведений о том, что в план проверок на 2010г. был включен заявитель, в материалы дела не представлено.
Кроме того, в указанном уведомлении определен срок проведения проверки с 5 марта по 30 марта 2010г., в то время, как фактически проверка в отношении заявителя начата Управлением ранее указанной даты, а именно 2 марта 2010г., что также свидетельствует о нарушении заинтересованным лицом требований части 6 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ, которым введены ограничения по установленным срокам проведения проверки.
В части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ приведены основания признания недействительными результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона, к которым относятся нарушения положений, в частности, установленных частью 3 статьи 9 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), что выразилось в проведении плановой проверки в отношении предприятия в отсутствие факта его включения в разработанный органом государственного контроля (надзора) ежегодный план на 2010 год, а также частью 6 статьи 15 данного закона в части превышения установленных сроков проведения проверки, содержащихся в уведомлении Федеральной службы по оборонному заказу от 16.02.2010г. N 5/837.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В связи с установленными судом нарушениями порядка проведения в отношении предприятия проверки, регламентированном Федеральным законом от 26.12.2008г. N 294-ФЗ, и относящимся в соответствии с ним к грубым нарушениям, не могут быть признаны законными действия по составлению акта проверки от 19.03.2010г. N У/2/6-10к, а также вынесенное по результатам такой проверки предписание от 14.04.2010г. N 13.
Выше установленные нарушения, допущенные заинтересованным лицом, в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ, являются самостоятельными основаниями для признания действий заинтересованного лица при организации и проведении проверки незаконными, принятых по результатам такой проверки актов - недействительными.
С учетом изложенного, требования заявителя о признании незаконными действий Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Уральскому федеральному округу, выразившихся в организации и проведении проверки, в составлении по результатам такой проверки акта от 19.03.2010г. N У/2/6-10к, а также о признании недействительным предписания от 14.04.2010г. N 13 подлежат удовлетворению.
Суд полагает также обоснованными доводы заявителя о превышении Управлением своей компетенции, установленной Положением о межрегиональном управлении Федеральной службы по оборонному заказу по Уральскому федеральному округу, утвержденным приказом Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) от 04.05.2007г. N 154, в связи с проверкой соблюдения порядка осуществления градостроительной деятельности.
Проверка данной сферы деятельности предприятий, исполняющих функции государственного заказчика капитального строительства государственного оборонного заказа, в силу указанного Положения об Управлении, не относится к полномочиям последнего.
Статьей 3 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ установлены основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, к которым относится проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц (часть 4); недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 5); разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации (часть 10).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" полномочиями в сфере осуществления государственного контроля (надзора) наделены:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти;
Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора.
В связи с изложенным проведение Управлением проверки по вопросу наличия разрешительных документов на строительство проверяемого объекта, а также выдача заинтересованным лицом предписания предприятию о необходимости получения разрешения на строительство не соответствует полномочиям Управления. Указанное также следует из документов, представленных в материалы дела заявителем по проведенным в отношении предприятия 140 отделом государственного архитектурно-строительного надзора проверки по вопросу строительства объекта капитального строительства на соответствие выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации при строительстве объекта шифр 10/4-19 "Первоочередные объекты зоны хранения войсковой части 92922" по адресу: Свердловская область, п. Кедровка, в том числе в период с 02 по 04 марта 2010г., то есть в период проведения проверки Управлением.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением требований заявителя с заинтересованного лица подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконными действия Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Уральскому федеральному округу, выразившиеся в организации и проведении проверки в отношении Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" в лице филиала Региональное Управление заказчика капитального строительства Приволжско-Уральского военного округа и в составлении по результатам такой проверки акта от 19.03.2010г. N У/2/6-10к.
3. Признать недействительным предписание Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Уральскому федеральному округу от 14.04.2010г. N 13.
4. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Уральскому федеральному округу в пользу Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" 2000 (Две тысячи) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 8 сентября 2010 г. N А60-17910/2010-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника