Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 февраля 2011 г. N Ф09-529/11-С1 по делу N А60-17910/2010-С10
Дело N А60-17910/2010-С10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Уральскому федеральному округу (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2010 по делу N А60-17910/2010-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Конаков Г.А. (доверенность от 02.12.2010 N 6);
федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее предприятие, заявитель) - Мотькин К.В. (доверенность от 12.03.2010 66В 297027);
Федеральной службы по оборонному заказу - Аристархов В.О. (доверенность от 11.01.2011 N 14).
Предприятие в лице филиала - Регионального управления заказчика капитального строительства Приволжско-Уральского военного округа обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий управления Рособоронзаказа, выразившихся в организации и проведении проверки с превышением полномочий и грубым нарушением установленных законом требований и в составлении по результатам такой проверки акта от 19.03.2010 N У/2/6-10к, а также о признании недействительным предписания от 14.04.2010 N 13.
Решением суда первой инстанции от 08.09.2010 (судья Севастьянова М.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 (судьи Грибиниченко О.Г., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление Рособоронзаказа просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование жалобы управление указывает на то, что проверка проведена в соответствии с полномочиями, определенными Положением о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2005 N 56с, Положением о Межрегиональном управлении Рособоронзаказа по Уральскому федеральному округу, утвержденным приказом Федеральной службы по оборонному заказу от 04.05.2007 N 154, других нормативных правовых актов Рособоронзаказа, регламентирующих осуществление контрольно-надзорной деятельности Рособоронзаказом. При проведении контрольного мероприятия нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц) не допущено, права заявителя и третьих лиц проверкой не нарушены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с государственным контрактом от 01.08.2008 N 1/ГЗ-2008, заключенным между предприятием (исполнитель) и Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик), предприятие приняло на себя обязательства по оказанию услуг в сфере организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов Министерства обороны Российской Федерации, перечисленных в Приложении N 1, а государственный заказчик обязался оплачивать оказанные предприятием услуги в объеме и на условиях, установленных контрактом.
Кроме того, между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и предприятием (исполнитель) заключен государственный контракт от 12.01.2009 N 2/ГЗ-2009 на оказание услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации по организации строительства, реконструкции (технического перевооружения, расширения и модернизации) и капитального ремонта (выполнение функций заказчика строительства) объектов, указанных в Приложении N 1.
В рамках указанных государственных контрактов и во исполнение Федеральной целевой программы "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы" предприятие силами филиала - Регионального управления заказчика капитального строительства Приволжско-Уральского военного округа осуществляет организацию строительства зоны хранения в/ч 92922, расположенной в г. Березовском Свердловской области (п. Кедровка), шифр объекта 10/4-19.
На основании указанных контрактов на предприятие возложены функции заказчика строительства зоны хранения в/ч 92922 (шифр объекта 10/4-19).
Строительство указанного объекта осуществляется:
- генеральным подрядчиком - обществом с ограниченной ответственностью "Строительная Корпорация "Зодчий" на основании государственного контракта от 17.05.2007 N 195/С/14-07, заключенного Управлением контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) с указанной организацией. Предприятие стало стороной данного государственного контракта, исполняющей функции заказчика с 05.11.2008, на основании дополнительного соглашения от 05.11.2008 N 5 к названному контракту;
подрядчиком - федеральным государственным унитарным предприятием "1470 управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (в дальнейшем преобразовано в открытое акционерное общество "1470 управление материально-технического обеспечения") на основании государственного контракта от 01.08.2008 N 195/С/16-08, заключенного Управлением контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) с указанной организацией. Предприятие стало стороной данного государственного контракта, исполняющей функции заказчика, на основании дополнительного соглашения от 05.11.2008 N 1 к названному контракту;
генеральным подрядчиком - обществом с ограниченной ответственностью "Спецстрой ДТА", действующим на основании государственного контракта от 19.12.2008 N 4/КС-08, заключенного с указанной организацией Министерством обороны Российской Федерации в лице Главного управления государственного заказчика капитального строительства, предприятием в лице филиала - Регионального управления заказчика капитального строительства Приволжско-Уральского военного округа;
генеральным подрядчиком - обществом с ограниченной ответственностью "Строительный альянс" на основании государственного контракта от 19.12.2008 N 5/КС-08, заключенного с указанной организацией Министерством обороны Российской Федерации в лице Главного управления государственного заказчика капитального строительства, заявителем в лице филиала - Регионального Управления заказчика капитального строительства Приволжско-Уральского военного округа.
Поставку оборудования для зон хранения войсковых частей (в/ч 92922 в п. Кедровка Свердловской области) (пожарные резервуары) осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Руссо-Дизайн" на основании государственных контрактов от 17.08.2007 N 195/О/31-07, от 22.08.2008 N 195/О/03-08, заключенных с указанной организацией Управлением контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации (заказчик).
Сотрудниками управления Рособоронзаказа на основании распоряжения начальника управления от 18.02.2010 N 7-р в период с 02.03.2010 по 19.03.2010 в отношении филиала предприятия - Регионального Управления заказчика капитального строительства Приволжско-Уральского военного округа была проведена тематическая проверка на предмет соблюдения норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в сфере государственного оборонного заказа.
По результатам проверки управлением Рособоронзаказа составлен акт от 19.03.2010 N У/2/6-10к, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
На данный акт проверки предприятие направило в управление Рособоронзаказа письменные возражения, по результатам рассмотрения которых 14.04.2010 управлением дано заключение о правомерности проведенных контрольных мероприятий.
Кроме того, в адрес предприятия выставлено предписание от 14.04.2010 N 13 об устранении выявленных нарушений, согласно которому предприятию необходимо в целях устранения выявленных нарушений: оформить разрешение на строительство объекта в Госархстройнадзоре Министерства обороны Российской Федерации; исключить случаи приемки и акцептования счетов, справок формы КС-3 и актов выполненных работ формы КС-2 фактически невыполненных работ; не допустить повторное предъявление счетов на оплату услуг предприятия согласно условиям контракта от 12.01.2009 N 2/ГЗ по снятым с выполнения работам; исключить выполнение генподрядчиками работ, которые не включены в свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капстроительства; исключить случаи несвоевременного извещения Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации о начале строительства зданий (сооружений). Документы, подтверждающие выполнение данного предписания, необходимо представить в управление Рособоронзаказа до 14.05.2010.
Полагая, что проверка управлением проведена с нарушением действующего законодательства, предписание предприятию вынесено без должных на то правовых оснований, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что проверка предприятия проведена управлением Рособоронзаказа с грубым нарушением требований Закона о защите прав юридических лиц, с превышением полномочий.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2007 N 154 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по оборонному заказу, устанавливающее, что территориальный орган уполномочен осуществлять: контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее именуются - продукция (работы, услуги)) по государственному оборонному заказу; государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований технических регламентов в отношении продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу.
Управление действует на основании Положения о Межрегиональном управлении Рособоронзаказа по Уральскому федеральному округу, утвержденного приказом Федеральной службы по оборонному заказу от 04.05.2007 N 154 (далее - Положение об управлении), в соответствии с которым осуществляет государственный контроль и надзор: за реализацией федеральных (целевых, государственных) программ, предусматривающих мероприятия (задания), выполняемые в рамках государственного оборонного заказа; за деятельностью государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственного оборонного заказа при размещении и выполнении заказов на поставки продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу на предмет ее соответствия основным показателям и направлениям расходов государственного оборонного заказа, в том числе: а) за деятельностью государственных заказчиков на предмет своевременного и полного выполнения финансовых обязательств, соблюдения установленного порядка авансирования; целевого и адресного использования бюджетных средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа; б) за деятельностью организаций - исполнителей государственного оборонного заказа на предмет соблюдения установленного порядка ведения раздельного учета затрат по результатам финансовой и хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту; соблюдения обязательных требований к продукции (работам, услугам) по государственному оборонному заказу в области унификации и стандартизации в процессе ее разработки, испытаний и серийного производства; за организацией и проведением размещения заказов на поставку продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу; за заключением и выполнением государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу (п. 8 Положения).
Согласно п. 9 Положения об управлении в целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности управление имеет право: проводить в установленном порядке плановые и внеплановые проверки по вопросам, отнесенным к полномочиям территориального органа; запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц необходимые для осуществления деятельности территориального органа информацию, документы и материалы; направлять в установленном порядке и в пределах своей компетенции в проверенные организации предписания по результатам проведенных контрольных мероприятий для принятия мер по устранению выявленных нарушений, принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, право на которые предоставлены уполномоченному на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральному органу исполнительной власти; осуществлять контроль за выполнением принятых мер по устранению выявленных в ходе контрольно-надзорной деятельности территориального органа недостатков и нарушений.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Законом о защите прав юридических лиц (ч. 1 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц).
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что данным Федеральным законом устанавливаются, в том числе, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится (п. 2 ст. 18 Закона о защите прав юридических лиц).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ч. 3 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц).
Частью 4 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц установлено, что в ежегодных планах проведения плановых проверок указываются, в том числе сведения о: наименовании юридических лиц, фамилии, именах, отчествах индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам; цели и основании проведения каждой плановой проверки; дате и сроках проведения каждой плановой проверки.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о нарушении управлением при проведении проверки названных положений Закона о защите прав юридических лиц.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае предметом тематической проверки предприятия явилось соблюдение им норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
В программе проведения тематической проверки исполнения заданий государственного оборонного заказа в части капитального строительства от 17.02.2010 и в распоряжении управления от 18.02.2010 N 7-р о проведении тематической проверки в качестве основания проведения проверки указан п. 4.16 раздела VII плана контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по оборонному заказу в 2010 г.
Исходя из анализа раздела VII "Контрольная (надзорная) деятельность территориальных органов" плана контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по оборонному заказу в 2010 г., суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что в п. 4.16 подраздела 4 "Уральский федеральный округ" объектом контроля (предприятие, организация) указан не заявитель, а иное федеральное предприятие, а именно - ФГУП "70 Арсенал МО РФ" г. Березовский Свердловской области.
Доказательства, свидетельствующие о внесении изменений в план контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по оборонному заказу в 2010 г., а также подтверждающие включение предприятия в годовой план проверки, материалы дела не содержат.
Сведения о том, что проведенная в отношении предприятия проверка являлась внеплановой, также отсутствуют.
При названных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что проверка, по своему характеру относящаяся к плановым проверкам, проведена управлением с нарушением требований ч. 3 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц.
Кроме того, судами на основании материалов дела установлено, что управлением нарушены требования ч. 6 ст. 15 Закона о защите прав юридических лиц, устанавливающей ограничения по срокам проведения проверки.
Согласно уведомлению от 16.02.2010, адресованному заявителю, срок проведения проверки определен периодом с 05.03.2010 по 30.03.2010, тогда как в действительности проверка проводилась в период с 02.03.2010 по 19.03.2010.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о защите прав юридических лиц результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Принимая во внимание, что нарушение требований, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц, отнесено к грубым нарушениям, суды обоснованно признали действия управления по проведению в отношении предприятия проверки и по составлению акта проверки от 19.03.2010 N У/2/6-10к незаконными, а вынесенное по результатам такой проверки предписание от 14.04.2010 N 13 - недействительным.
Руководствуясь Положением об управлении, суды также обоснованно указали на то, что в полномочия управления не входит проведение проверки по вопросу наличия разрешительных документов на строительство проверяемого объекта, а также выдача предписаний о необходимости получения разрешения на строительство, то есть управление не вправе осуществлять проверку предприятий, исполняющих функции государственного заказчика капитального строительства государственного оборонного заказа, на предмет соблюдения порядка осуществления градостроительной деятельности.
На основании вышеизложенного суды правомерно удовлетворили заявленные предприятием требования.
Доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судами обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Указанные доводы по существу сводятся к переоценке представленных доказательств и обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела по существу, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2010 по делу N А60-17910/2010-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о защите прав юридических лиц результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Принимая во внимание, что нарушение требований, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц, отнесено к грубым нарушениям, суды обоснованно признали действия управления по проведению в отношении предприятия проверки и по составлению акта проверки от 19.03.2010 N У/2/6-10к незаконными, а вынесенное по результатам такой проверки предписание от 14.04.2010 N 13 - недействительным.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2010 по делу N А60-17910/2010-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 февраля 2011 г. N Ф09-529/11-С1 по делу N А60-17910/2010-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-529/11-С1