Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 сентября 2010 г. N Ф09-5442/10-С4 по делу N А07-1644/2009
Дело N А07-1644/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2012 г. N Ф09-5442/10 по делу N А07-1644/2009
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2011 г. N 18АП-858/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2010 г. N Ф09-5442/10-С4 по делу N А07-1644/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 августа 2010 г. N Ф09-5442/10-С4 по делу N А07-1644/2009
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2009 г. N 18АП-3387/2009
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2009 г. N 18АП-3387/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лиходумовой С.Н., судей Дядченко Л.В., Шершон Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Шарафутдиновой Ирины Камиловны на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 по делу N А07-1644/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан по заявлению Шарафутдиновой И.К. к обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие капитального строительства" ОАО "Крупнопанельное домостроение" (далее - общество "ПКС") о признании его несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании приняли участие:
конкурсный управляющий общества "ПКС" Набиев Р.Х. и представители:
Шарафутдиновой И.К. - Орлов А.Т. (доверенность от 11.03.2009);
муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика и технического надзора" - Фаррахов М.А. (доверенность от 25.12.2009 N 2026), Мирзоев А.С. (доверенность от 20.09.2010).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.12.2009 общество "ПКС" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Набиев Р.Х.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика и технического надзора" (далее - предприятие "Служба заказчика и технического надзора") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника его требования в сумме 5 157 946 руб. 74 коп., из них 4 650 639 руб. 48 коп. - стоимость невыполненных, но оплаченных работ по муниципальному контракту от 30.07.2007 N 67, 507 307 руб. 26 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.12.2008 по 12.03.2010.
Определением суда от 14.04.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление капитального строительства администрации городского округа г. Уфа.
Определением суда от 04.05.2010 (судья Султанов В.И.) в удовлетворении требования отказано.
При пересмотре дела в порядке апелляционного производства предприятие "Служба заказчика и технического надзора" в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказалось от требования в сумме 507 307 руб. 26 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.12.2008 по 12.03.2010.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 (судьи Бабкина С.А., Ершова С.Д., Столяренко Г.М.) определение суда отменено, требование в сумме 4 650 639 руб. 48 коп. признано обоснованным и включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника; производство по требованию в сумме 507 307 руб. 26 коп. прекращено.
В кассационной жалобе Шарафутдинова И.К. просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе определение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции не учтено, что цена по муниципальному контракту в размере 17 830 672 руб. является твердой договорной ценой и в силу ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит уменьшению, дополнительных соглашений об уменьшении договорной цены не имеется, в связи с чем требование о возврате 4 650 639 руб. 48 коп. является неправомерным; в течение двух лет после окончания работ материальные претензии к подрядчику отсутствовали, предприятие "Служба заказчика и технического надзора" не вправе ссылаться на обнаруженные недостатки.
Конкурсным управляющим общества "ПКС" Набиевым Р.Х. представлен отзыв, в котором он поддерживает доводы кассационной жалобы и просит оставить в силе определение суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между Управлением капитального строительства администрации городского округа г. Уфа (муниципальный заказчик), предприятием "Служба заказчика и технического надзора" (заказчик-застройщик) и обществом "ПКС" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 30.07.2007 N 67, по условиям которого муниципальный заказчик, заказчик - застройщик поручают, а подрядчик обязуется выполнить в соответствии с проектно-сметной документацией комплекс строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция по ул. Летчиков, 1 в г. Уфа для МОУ "Уфимская общеобразовательная школа - интернат с первоначальной летной подготовкой Орджоникидзевского района" в сроки, установленные в п. 3.2 контракта.
Согласно п. 1.3, 6.3, 10.1 контракта муниципальный заказчик обеспечивает финансирование объекта с учетом стоимости выполненных работ на основании предоставляемых заказчиком-застройщиком отчетов для расчета с подрядчиком за произведенные затраты в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств; заказчик-застройщик производит приемку и оплату работ на основании актов приемки работ (форма КС-2).
В соответствии с п. 2.1, 2.4 контракта договорная цена подлежащих выполнению подрядчиком работ составляет 26 200 000 руб. и является твердой договорной ценой за исключением случаев изменения объемов и стоимости работ в письменном виде в форме дополнительного соглашения, заключенного сторонами.
Дополнительным соглашением от 18.12.2007 стороны установили, что объем работ (лимит) на 2007 г. составляет 17 830 672 руб.
Предприятие "Служба заказчика и технического надзора" в порядке ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов общества "ПКС" 4 650 639 руб. 48 коп., составляющих стоимость невыполненных, но оплаченных работ по муниципальному контракту от 30.07.2007 N 67.
В обоснование своего требования предприятие "Служба заказчика и технического надзора" ссылается на то, что подрядчику в качестве аванса было перечислено 17 830 672 руб., вместе с тем работы по актам о приемке выполненных работ (формы КС-2) выполнены на объекте на сумму 13 180 031 руб. 92 коп., работы на сумму 4 650 639 руб. 48 коп. не выполнены.
В подтверждение того обстоятельства, что часть работ на сумму 4 650 639 руб. 48 коп. не выполнена, предприятием "Служба заказчика и технического надзора" в материалы дела представлены подписанные сторонами комиссионный акт контрольного обмера от 24.04.2008, акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2008, акты формы КС-2 с отрицательными объемами невыполненных работ, справка по форме КС-3 на сумму - 4 650 639 руб. 48 коп.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования, ссылаясь на отсутствие в акте контрольного замера от 24.04.2008 сведений о средствах измерения, приказа о создании комиссии.
Суд апелляционной инстанции отменил определение суда первой инстанции и удовлетворил требование в полном объеме, исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих факт невыполнения подрядчиком работ на сумму 4 650 639 руб. 48 коп.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, установил, что из акта контрольного обмера от 24.04.2008 следует, что комиссией в составе представителей сторон муниципального контракта определен конкретный перечень и объем невыполненных работ, помимо данного акта сторонами без замечаний подписаны акты по форме КС-2 с отрицательными объемами работ, справка по форме КС-3 на сумму - 4 650 639 руб. 48 коп. и акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2008, согласно которому долг общества "ПКС" составляет 4 650 639 руб. 48 коп.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышеназванные доказательства, суд пришел к выводу, что они в совокупности подтверждают наличие у общества "ПКС" перед предприятием "Служба заказчика и технического надзора" задолженности в сумме 4 650 639 руб. 48 коп. за невыполненные, но оплаченные работы.
Установив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявленное требование является обоснованным и подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не применены положения ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации и не учтено, что предусмотренная контрактом цена подлежащих выполнению работ является твердой и не подлежит уменьшению в одностороннем порядке без подписания сторонами дополнительного соглашения, не принимаются.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано на то, что в данном случае имеет место ненадлежащее исполнение условий контракта в части объемов подлежащих выполнению работ, одностороннее изменение цены контракта при таких обстоятельствах не произошло.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, постановление суда апелляционной инстанции является законным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 по делу N А07-1644/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного кредитора общества с ограниченной ответственностью "Предприятие капитального строительства" ОАО "Крупнопанельное домостроение" Шарафутдиновой Ирины Камиловны - без удовлетворения.
Возвратить Шарафутдиновой Ирине Камиловне из федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 2000 руб., уплаченную по квитанции от 13.08.2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, установил, что из акта контрольного обмера от 24.04.2008 следует, что комиссией в составе представителей сторон муниципального контракта определен конкретный перечень и объем невыполненных работ, помимо данного акта сторонами без замечаний подписаны акты по форме КС-2 с отрицательными объемами работ, справка по форме КС-3 на сумму - 4 650 639 руб. 48 коп. и акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2008, согласно которому долг общества "ПКС" составляет 4 650 639 руб. 48 коп.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не применены положения ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации и не учтено, что предусмотренная контрактом цена подлежащих выполнению работ является твердой и не подлежит уменьшению в одностороннем порядке без подписания сторонами дополнительного соглашения, не принимаются."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2010 г. N Ф09-5442/10-С4 по делу N А07-1644/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2013 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1644/09
05.09.2012 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1644/09
01.08.2012 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8154/12
19.06.2012 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1644/09
17.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5442/10
27.10.2011 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1644/09
23.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5442/10-С4
08.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5442/10-С4
19.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5442/10-С4
10.08.2010 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5442/10
23.06.2010 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5442/10
17.06.2010 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5442/10
16.12.2009 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1644/09
13.11.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3387/2009
11.06.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3387/2009