Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 октября 2010 г. N Ф09-8389/10-С4 по делу N А34-574/2010
Дело N А34-574/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лиходумовой С.Н., судей Дядченко Л.В., Крюкова А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - инспекция) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А34-574/2010 Арбитражного суда Курганской области по заявлению Вдовина Максима Александровича к инспекции, третьи лица: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане, общество с ограниченной ответственностью "Курганстройспецмаш" (далее - общество), о признании незаконным решения инспекции.
В судебном заседании приняли участие: Вдовин М.А. и представитель инспекции - Ардышев Е.Г. (доверенность от 04.12.2009 N 05-13/36842).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Вдовин М.А., являясь ликвидатором общества, обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением, в котором просит признать незаконным решение инспекции от 27.01.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией ввиду непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов и обязать инспекцию осуществить государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией по заявлению формы Р16001, полученному инспекцией 20.01.2010.
Определением суда от 03.03.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество и государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане.
Решением суда от 15.04.2010 (судья Крепышева Т.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 с учетом определения от 05.07.2010 об исправлении опечатки (судьи Матвеева СВ., Ершова С.Д., Серкова З.Н.) решение суда отменено; заявленные требования удовлетворен: решение инспекции от 27.01.2010 признано незаконным, суд обязал инспекцию осуществить государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией по заявлению по форме Р16001, полученному 20.12.2010.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции оставить в силе, постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции не учтено, что представленный заявителем ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения, поскольку у общества имелась задолженность по налогам и сборам, в связи с чем инспекцией такой ликвидационный баланс не был принят в качестве надлежащим образом представленного ликвидационного баланса; имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт наличия у общества задолженности по налогам и сборам, о наличии задолженности по обязательным платежам ликвидатор общества извещался письмом от 15.10.2009 N 11-29-30153, наличие задолженности по обязательным платежам заявителем не оспаривается, при этом обращение инспекции как кредитора до утверждения ликвидационного баланса в суд с иском к ликвидационной комиссии в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правом, а не обязанностью кредитора.
В отзыве на кассационную жалобу ликвидатор общества Вдовин М.А. просит оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что для регистрации ликвидации общества был представлен весь пакет необходимых документов; в промежуточном ликвидационном балансе не были отражены требования инспекции, поскольку ликвидатором было отказано в удовлетворении требований инспекции, указанных в письме от 15.10.2009, правом на предъявление иска к ликвидатору инспекция не воспользовалась; на основании данных промежуточного баланса был составлен ликвидационный баланс.
Как следует из материалов дела, единственным участником общества Вдовиным М.А. принято решение от 08.10.2009 о ликвидации общества и назначении Вдовина М.А. ликвидатором общества.
Сведения о принятии решения о ликвидации общества и назначении ликвидатора внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 15.10.2009, что подтверждается свидетельствами серии 45 N 001116653, N 001116654.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 21.10.2009 опубликована информация о ликвидации общества с указанием адреса для предъявления требований кредиторами и срока их предъявления - два месяца с момента публикации.
Инспекция письмом от 15.10.2009 N 11-29-30153 уведомила ликвидатора о наличии у общества задолженности по обязательным платежам в сумме 63 075 руб. 92 коп. и просило признать данную задолженность и удовлетворить ее в порядке ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ответ на данное письмо ликвидатор общества письмом от 24.10.2009 N 1 сообщил об отказе в удовлетворении требования налогового органа, указав на то, что в заявлении отсутствуют сведения о моменте возникновения недоимки, объектах налогообложения, применяемых ставках налогов и сборов, периодах и ставках начисления пени, а также на отсутствие доказательств принятия налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности.
Ликвидатором направлено в адрес Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане уведомление о ликвидации общества и о том, что требования кредиторов принимаются до 21.12.2009.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане письмом от 22.12.2009 N 12-45538 сообщило ликвидатору о наличии у общества за период 2004 г. задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию в сумме 4169 руб.
Ликвидатором общества письмом от 12.01.2010 N 5 отказано в признании задолженности в сумме 4169 руб. со ссылкой на отсутствие подробных сведений о недоимке, пропуске срока исковой давности и пропуске двухмесячного срока на предъявление требований.
По истечении двухмесячного срока был утвержден нулевой промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 22.12.2009.
Запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 31.12.2009 (свидетельство серии 45 N 001123867).
Ликвидатор общества 20.01.2010 представил в инспекцию заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложенными к нему документами, в том числе с ликвидационным балансом по состоянию на 20.01.2010, согласно которому у общества не имеется имущества и денежных средств, отсутствует задолженность по обязательным платежам.
Решением инспекции от 27.01.2010 обществу отказано в государственной регистрации ввиду непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов со ссылкой на то, что представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения (наличие сведений об отсутствии удовлетворении требований по обязательным платежам в бюджет) и считается непредставленным.
Не согласившись с указанным решением, ликвидатор общества в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным, ссылаясь на то, что в процессе ликвидации проведена работа по поиску имущества общества, установлению размера и состава требований кредиторов, от Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области получена справка от 12.11.2009 об отсутствии исполнительных производств в отношении общества, от регистрирующих органов получены ответы о том, что зарегистрированного в отношении общества движимого и недвижимого имущества не значится, задолженности по заработной плате не имеется, в связи с чем ликвидационный баланс общества содержит сведения об отсутствии у общества имущества и требований кредиторов.
Возражая против заявленного требования, инспекция ссылается на то, что в ликвидационном балансе по состоянию у общества отсутствует задолженность по обязательным платежам, однако по расчетам, выполненным на основании представленных документов налоговой отчетности, у общества имеется задолженность по обязательным платежам, обществу были направлены требования об уплате налогов и ввиду неоплаты налогов вынесены соответствующие решения о взыскании налогов и сборов за счет денежных средств налогоплательщика от 06.09.2005 N 3245, от 16.09.2005 N 3664, от 12.04.2007 N 961, от 28.05.2007 N 2370, от 25.12.2007 N 8298, от 19.05.2008 N 2479, от 22.07.2008 N 4871.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане, возражая против заявленного требования, указывает на то, что наличие задолженности по страховым взносам подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 17.11.2005 по делу N А34-5845/05, исполнительный лист на взыскание 4865 руб. 11 коп. возвращен в связи с неустановлением места нахождения общества, а также имущества и денежных средств.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают наличие у общества задолженности по обязательным платежам, которая не была отражена в ликвидационном балансе общества.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования заявителя, признав решение инспекции от 27.01.2010 незаконным, исходя из того, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, установленный ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, в инспекцию был представлен весь перечень необходимых документов, предусмотренный п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для государственной регистрации ликвидации общества.
Пунктом 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен двухмесячный срок заявления кредиторами требований к ликвидируемому лицу, исчисляемый с момента публикации сообщения о ликвидации этого юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что сведения о ликвидации общества опубликованы 21.10.2009, следовательно, срок для предъявления требований кредиторами истек 21.12.2009.
Письмом от 24.10.2009 N 1 ликвидатор отказал в удовлетворении требований инспекции, изложенных в письме от 15.10.2009, ввиду отсутствия сведений о моменте возникновения недоимки, объектах налогообложения, применяемых ставках налогов и сборов, периодах и ставках начисления пени, а также ввиду отсутствия доказательств принятия налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности.
Письмом от 12.01.2010 N 5 ликвидатор отказал в признании задолженности по страховым взносам в сумме 4169 руб. ввиду пропуска Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане двухмесячного срока на предъявление требований.
По истечении двухмесячного срока при отсутствии признанных требований кредиторов решением единственного участника общества был утвержден нулевой промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 22.12.2009, а затем и нулевой ликвидационный баланс общества.
Согласно п. 4, 6 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела не имеется доказательств обращения инспекции как кредитора ликвидируемого общества в суд с иском к ликвидатору в порядке, предусмотренном ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане обратилось к ликвидатору с требованием от 22.10.2009, то есть по истечении двухмесячного срока для предъявления кредиторами своих требований.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане 23.03.2010 обратилось в арбитражный суд с иском к Вдовину М.А. об обязании включить в ликвидационный баланс общества сведений о задолженности по страховым взносам в сумме 4169 руб.
Определением суда от 04.05.2010 производство по названному делу прекращено в связи с отказом истца от иска. Основанием для отказа от иска послужило письмо ликвидатора о признании требований истца как подлежащих удовлетворению после требований, включенных в ликвидационный баланс, за счет оставшегося имущества.
Установив данные обстоятельства, принимая во внимание отсутствие возражений инспекции относительно содержащихся в промежуточном балансе сведений об отсутствии задолженности по обязательным платежам, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что у ликвидатора не имелось оснований для включения в ликвидационный баланс сведений о вышеуказанных спорных задолженностях по обязательным платежам.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано на то, что процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов определены действующим законодательство Российской Федерации. Инспекция и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане как кредиторы по обязательным платежам также должны соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации юридического лица. Несоблюдение установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредиторов.
Поскольку из материалов дела следует, что не имеется оснований считать представленный ликвидационный баланс, в котором не отражена данная задолженность, недостоверным, и установлено, что в регистрирующий орган были представлены все документы, перечисленные в п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, суд апелляционной инстанции правомерно признал решение инспекции от 27.01.2010 об отказе в государственной регистрации незаконным как несоответствующее положениям ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и обязал инспекцию осуществить государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недостоверности ликвидационного баланса ввиду наличия у общества задолженности по обязательным платежам были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, постановление суда апелляционной инстанции является законным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А34-574/2010 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2010 г. N Ф09-8389/10-С4 по делу N А34-574/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника