Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 ноября 2010 г. N А60-27321/2010-С6
Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании материалы дела N А60-27321/2010-С6 по заявлению закрытого акционерного общества "Алапаевское строительно-монтажное управление" к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области, инспекции Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области о признании недействительным ненормативного акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда,
от заинтересованных лиц:
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области - С.В. Белоусов, государственный налоговый инспектор, доверенность N 03-1-13/15 от 18 августа 2010 г.,
от Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области - Е.В.Виноградова, главный государственный налоговый инспектор доверенность N 09-22/20 от 16 марта 2010 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Алапаевское строительно-монтажное управление" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области от 21 апреля 2010 г. N 266, решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 666/10 от 10 июня 2010 г. недействительными в части взыскания с заявителя штрафа.
При этом заявитель ссылается на допущенные налоговым органом процессуальные нарушения, отсутствие вины заявителя, что исключает ответственность.
Заинтересованные лица требования отклонили, представлены отзывы.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
21 апреля 2010 г. по результатам рассмотрения акта N 232 от 18 марта 2010 г. камеральной налоговой проверки инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области вынесено решение N 226 о привлечении закрытого акционерного общества "Алапаевское строительно-монтажное управление" за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации) в виде штрафа в размере 222171 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 346.12, ст. 346.14 Налогового Кодекса Российской Федерации, согласно поданного обществом заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (15 %).
Закрытым акционерным обществом "Алапаевское строительно-монтажное управление" представлена в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 12 месяцев 2008 г. Сумма минимального налога исчислена налогоплательщиком к уплате в бюджет по налоговой декларации в сумме 370285 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 346.23 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, установленный законодательством последний срок представления налоговой декларации по налогу за 12 месяцев 2008 г - 31 марта 2009 г. Налоговым органом установлено, что фактически налогоплательщиком налоговая декларация по налогу представлена 16 февраля 2010г. (количество просроченных месяцев - 11).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 666/10 от 10 июня 2010 г. штраф снижен в два раза с учетом смягчающих обстоятельств. При этом управление согласилось с наличием состава правонарушения, вины общества.
Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации закрытого акционерного общества "Алапаевское строительно-монтажное управление" по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 12 месяцев 2008 года, представленной 16 февраля 2010 года.
По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 18 марта 2010 г. N 232 и вынесено решение от 21 апреля 2010 N 226 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 222171 рубля.
Как следует из представленных материалов, общество в соответствии со статьей 346.12 Кодекса являлось плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с п. 4 ст. 346.13 Кодекса, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 Кодекса, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пп. 2 ст. 346.12 Кодекса, то есть на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2002 г. N . 1834-р Минэкономразвития России ежегодно не позднее 20 ноября публикует согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год.
Приказами Минэкономразвития России от 03 ноября 2005 г. N 284, от 03 ноября 2006 г. N 360, от 22 октября 2007 г. N 357, от 12 ноября 2008 г. N 395 коэффициенты-дефляторы на 2006-2009 годы установлены в размере 1,132, 1,241, 1,34, 1,538, соответственно.
В соответствии с пп. 2 ст. 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В связи с тем, что в 3 квартале 2008 года доходы общества в размере 37156820 рублей превысили ограничение, установленное пп. 4 ст. 346.13 Кодекса на 10358820 рублей (37156820 рублей - (20000000 рублей * 1,34)), общество направило в инспекцию сообщение от 14 января 2009г. об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения и с 4 квартала 2008 года представляло налоговые декларации по общей системе налогообложения.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 мая 2009 N 12010/08 высказана позиция, в соответствии с которой индексация установленной величины предельного размера дохода организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, производится не только на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, общество посчитало, что не утратило право на применение упрощенной системы налогообложения в 4 квартале 2008 года.
По мнению общества, с учетом указанной позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации величина предельного размера дохода организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, на 2008 год составила 37648961,6 рублей (20000000 рублей * 1,132 * 1,241 * 1,34).
В связи с тем, что доходы общества за отчетный период составили меньшую сумму (37298127 рублей) по сравнению с величиной предельного размера дохода организации, ограничивающей право организации перейти на упрощенную систему налогообложения (37648961,60 рублей), общество посчитало себя не утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения в 4 квартале 2008 года и 16 февраля 2010 г. направило в инспекцию письмо с просьбой аннулировать сообщение о переходе на общую систему налогообложения, поскольку оно было ошибочным.
На основании письма от 16 февраля 2010 г. общество подало уточненные налоговые декларации по налогам, уплачиваемым по общей системе налогообложения, письмо, поясняющее причину представления этих деклараций, и заявления от 17 марта 2010 г. о проведении зачетов возникшей переплаты.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций общества по налогам, уплачиваемым по общей системе налогообложения, и вынесены решения о зачете от 29 марта 2010 г. N 251- N 253, от 30 марта 2010 г. N 255, N 257.
Таким образом, инспекцией подтверждено, что общество не утратило право на применение упрощенной системы налогообложения в 4 квартале 2008 г., 2009 г.
В связи с этим, общество 16 февраля 2010 г. представило в инспекцию налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 12 месяцев 2008 года.
В соответствии с п. 1 ст. 346.23 Кодекса налоговые декларации по упрощенной системе налогообложения по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Таким образом, налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 12 месяцев 2008 года должна быть представлена не позднее 31 марта 2009 года, однако, фактически представлена обществом только 16 февраля 2010 года.
В связи с этим, инспекция привлекла общество к ответственности предусмотренной п. 2 ст. 119 Кодекса, в виде штрафа в размере 222171 рублей.
Суд считает, что Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области, инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области не учтен тот факт, что в соответствии со ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Согласно п. 2 ст. 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, является, в том числе, выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Общество указывает, что руководствовалось письменными разъяснениями уполномоченных органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Как пояснил заявитель, 15 января 2009 г. в адрес инспекции Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области было направлено сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения (Форма N 26.2-5, утвержденная Приказом от 19 сентября 2002 г. N ВГ-3-22/495), о переходе с 01 октября 2008 г. с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения в связи с тем, что доходы организации превышают ограничения, установленные п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. В период перехода на общую систему обществом был сдан бухгалтерский баланс за 2008 г. в установленный срок. Указанный бухгалтерский баланс принят налоговым органом без замечаний. Более того, обществом была произведена переплата налога. 12 марта 2010 г., 17 марта 2010 г. были поданы заявления в налоговый орган о проведении зачетов по налогам в связи с переплатой.
При направлении заявителем в налоговый орган вышеуказанного письма, представлении бухгалтерского баланса за 2008г. вместо налоговой декларации за 4 квартал 2008 г., заявитель руководствовался разъяснениями по вопросу о применении упрощенной системы налогообложения (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 апреля 2008 г. N 03-11-04/2/70, от 31 января 2008 г. N 03-11-04/2/22). В соответствии с вышеуказанными разъяснениями Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ, адресованных неопределенному кругу лиц, "величина предельного размера доходов налогоплательщиков, ограничивающая право на применение УСН по итогам отчетного (налогового) периода в 2008 г., равна 26800 тыс. руб. (20 млн. руб. * 1, 34)", т. е. коэффициенты-дефляторы прошлых лет не учитываются.
Кроме разъяснений вышеуказанных уполномоченных органов, ЗАО "АСМУ" за получением соответствующего разъяснения по вышеуказанному вопросу обращалось 14 августа 2009 г. к УФНС по Свердловской области. В запросе был четко сформулирован вопрос (величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение УСН в 2008 г.) указан размер дохода заявителя за отчетный (налоговый) период. Ответ на вышеуказанный запрос был дан 27 августа 2009 г. за N 03-16/30034.
Указанным письмом УФНС России по Свердловской области подтвердило, что величина предельного размера доходов налогоплательщиков, ограничивающая право на применение УСН по итогам отчетного (налогового) периода в 2008 г., равна 26800 тыс. руб. (20 млн. руб. * 1, 34). Указанное письмо было направлено ЗАО "АСМУ" и обстоятельства, которым налоговым органом были даны разъяснения, касались непосредственно обоснованности перехода ЗАО "АСМУ" на общую систему налогообложения при размере доходов за 2008 г. в размере 37648962 рубля, как следствие необходимости перехода ЗАО "АСМУ" на общую систему налогообложения (представление бухгалтерского баланса за 2008 г.).
При этом доходы ЗАО "АСМУ" за девять месяцев 2008г. составили 25438 254 рублей. Доходы ЗАО "АСМУ" за период отчетного (налогового) периода 2008 г. составили 37298127 рублей.
Однако в 2009 г. позиция в отношении применения коэффициентов-дефляторов изменилась. В отношении данной позиции высказывалось несколько уполномоченных органов: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ (Письмо от 03 марта 2009 г. N 03-11-06/2/33, Письмо от 29 января 2009г. N 03-11-06/2/10, Письмо от 22 октября 2009г. N 03-11-06/2/219), Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление от 12 мая 2009 г. N 12010/08). Указанными органами разъяснено толкование и применение ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации по порядку применения коэффициента-дефлятора на который индексируется установленная величина предельного размера дохода организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения. Так вышеуказанными уполномоченными органами определено, что индексация установленной величины предельного размера дохода организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения производится не только на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.
В результате величина предельного размера дохода организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, на 2008 г. должна была быть подсчитана ЗАО "АСМУ" следующим образом: 20000000 рублей * 1, 132 * 1, 241 * 1, 34 = 37648961, 60 рублей. Поскольку доходы ЗАО "АСМУ" за отчетный период составили меньшую сумму (37298127 рублей) по сравнению с величиной предельного размера дохода организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, ЗАО "АСМУ" не утратило право на применение упрощенной системы налогообложения ни в 4 квартале 2008 г., ни в 2009 г.
В связи с изменением позиции уполномоченных органов по применению коэффициента-дефлятора, установлением организацией того обстоятельства, что имеются основания для применения упрощенной системы налогообложения, ЗАО "АСМУ" в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску 16 февраля 2010 г. было направлено письмо с просьбой аннулировать сообщение о переходе на общую систему налогообложения с 01 октября 2008 г.
В основание своей позиции заявитель также ссылается на то, что 16 февраля 2010 г. в связи с возвращением к упрощенной системе налогообложения ЗАО "АСМУ" в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация за 2008г. в соответствии со ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанная норма права предусматривает право налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию по истечении установленного срока подачи налоговой декларации. В соответствии с этим представленная ЗАО "АСМУ" уточненная налоговая декларация 16 февраля 2010 г. представлена в сроки, предусмотренные действующим законодательством, с момента применения упрощенной системы налогообложения. До 16 февраля 2010 г. у ЗАО "АСМУ" отсутствовала обязанность по предоставлению налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения, в связи с применением общей системы налогообложения. Указанная обязанность возникла с момента аннулирования сообщения ЗАО "АСМУ" о переходе на общую систему налогообложения. В результате ЗАО "АСМУ" осуществляло сдачу налоговой отчетности в соответствии с применяемой системой налогообложения.
Суд считает, что общество руководствовалось разъяснениями финансовых и налоговых органов, данными в пределах их компетенции, что является обстоятельством, исключающим вину и ответственность заявителя по ч. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Процессуальных нарушений допущенных налоговым органом судом не установлено, в судебном заседании осмотрены подлинное уведомление N 07-18/2815 от 18 марта 2010 г. о вызове налогоплательщика для рассмотрения материалов камеральной проверки на 20 апреля 2010 г., уведомление от 19 марта 2010 г., реестр почтовых отправлений (строка 45). Почтовое уведомление от 19марта 2010 г. подтверждает вручение уведомления уже 24 марта 2010 г.
Таким образом, суд приходит к выводу о надлежащем извещении налогоплательщика.
Довод заинтересованного лица о том, что общество должно было представить налоговую декларацию за 12 месяцев 2008 г. по упрощенной системе налогообложения отклонен судом, так как с 4 квартала 2008 г. общество перешло на общую систему налогообложения.
На основании изложено суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В порядке распределения судебных расходов надлежит взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области в пользу закрытого акционерного общества "Алапаевское строительно-монтажное управление" 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, с Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в пользу заявителя 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные закрытым акционерным обществом "Алапаевское строительно-монтажное управление" требования удовлетворить.
2. Признать недействительными решение N 226 от 21 апреля 2010 г., принятое инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области, решение N 666/10 от 10 июня 2010 г., принятое Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области .
3. Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области в пользу закрытого акционерного общества "Алапаевское строительно-монтажное управление" (ИНН 6601005702 ОГРН 1026600508758) 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в пользу закрытого акционерного общества "Алапаевское строительно-монтажное управление" (ИНН 6601005702 ОГРН 1026600508758) 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 ноября 2010 г. N А60-27321/2010-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника