Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 ноября 2010 г. N Ф09-9916/10-С6 по делу N А76-6605/2010-45/219
Дело N А76-6605/2010-45/219
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Столярова А.А., судей Купреенкова В.А., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения по Курчатовскому району города Челябинска" (далее - учреждение "КЦСОН") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 по делу N А76-6605/2010-45-219 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Прокуратуры Челябинской области - Пуртова К.В. (служебное удостоверение);
учреждения "КЦСОН" - Федотова О.В. (доверенность от 24.05.2010 N 25).
Прокурор Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области к администрации города Челябинска в лице Управления по делам образования города Челябинска (далее - Управление по делам образования), Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет по управлению имуществом) о признании недействительными: экспертной оценки от 21.01.2008 и приказа Управления по делам образования от 28.02.2008 N 232-у; приказов Комитета по управлению имуществом от 20.02.2009 N 319, от 02.07.2009 N 792 и от 29.12.2009 N 1747; записи, внесенной в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, N 74-74-01/639/2009-305 и исключении ее из реестра; а также обязании учреждения "КЦСОН" вернуть спорные помещения муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 3" (далее - учреждение "СОШ N 3").
К участию в делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: учреждение "СОШ N 3", учреждение "КЦСОН", Управление Роспотребнадзора по Челябинской области (далее - Управление Роспотребнадзора), Управление государственного пожарного надзора по Челябинской области (далее - Управление пожарного надзора).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.06.2010 (судья Костылев И.В.) требования прокурора удовлетворены частично. Признаны недействительными приказы Комитета по управлению имуществом от 20.02.2009 N 319 и от 29.12.2009 N 1747. На Комитет по управлению имуществом возложена обязанность изъять из оперативного управления учреждения "КЦСОН" муниципальное имущество - нежилое помещение общей площадью 774,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Захаренко, д. 13, и передать данное имущество в оперативное управление учреждению "СОШ N 3". В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 (судьи Баканов В.В., Мальцева Т.В., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "КЦСОН" просит постановление суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом ст. 52, 169, 170, 198, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 209, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях прав ребенка N 124-ФЗ), неправильное применение судом п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования", противоречащего, по мнению заявителя, ст. 13 указанного Закона об основных гарантиях прав ребенка N 124-ФЗ и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель не согласен с выводов судов о неправомерности изъятия собственником имущества у учреждения "СОШ N 3" спорных помещений, указывая на то, что данные помещения являлись для учреждения излишними, исходя из фактического количества обучающихся и нормативных требований по площади помещений. По мнению заявителя, судами также неправильно определен класс функциональной пожарной опасности, к которому относится учреждение "КЦСОН". Помимо этого заявитель считает, что прокурором при обращении в суд с настоящими требованиями пропущен трехмесячный срок, предусмотренный для подачи соответствующих заявлений, указывая, что о существовании оспариваемых актов Комитета по управлению имуществом прокурору стало известно 09.12.2009, в то время как заявление подано 06.04.2010. Кроме того, учреждение "КЦСОН" полагает, что прокурором не доказано наличие у него права на обращение в суд с рассматриваемым требованием.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор, ссылаясь на необоснованность доводов заявителя, просит оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления от 22.01.1999 N УНО-21/421-315, заключенного между Комитетом по управлению имуществом и учреждением "СОШ N 3", за данным учреждением на праве оперативного управления закреплено здание школы полезной площадью 5551,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Захаренко, д. 13.
Комиссией Управления по делам образования 21.01.2008 дана экспертная оценка последствий изменения назначения объектов социальной инфраструктуры - помещений зданий учреждения "СОШ N 3", в соответствии с которой возможное размещение учреждения "КЦСОН" в помещениях первого и третьего этажей школы общей площадью 774,9 кв.м не повлечет за собой неблагоприятных последствий для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей.
Приказом Управления по делам образования от 28.02.2008 N 232-у директору учреждения "СОШ N 3" предписано предоставить помещения общей площадью 900 кв.м для размещения учреждения "КЦСОН".
Приказом Комитета по управлению имуществом от 20.02.2009 N 319 предписано передать с баланса учреждения "СОШ N 3" на баланс и в оперативное управление нежилое помещение общей площадью 785,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Захаренко, д. 13.
На основании данного приказа между учреждениями "КЦСОН" и "СОШ N 3" 20.02.2009 подписан акт приема-передачи указанного нежилого помещения.
Комитетом по управлению имуществом 02.07.2009 издан приказ N 792 о передаче имущества - нежилого помещения общей площадью 785,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Захаренко, д. 13, с баланса и оперативного управления учреждения "КЦСОН" в муниципальную казну г. Челябинска.
За муниципальным образованием "Город Челябинск" 22.09.2009 зарегистрировано право собственности на нежилое помещение площадью 774,9 кв.м (этаж 1-3), расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Захаренко, д. 13, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 74-74-01/639/2009-305.
Приказом Комитета по управлению имуществом от 29.12.2009 N 1747 предписано передать из муниципальной казны г. Челябинска на баланс и в оперативное управление учреждению "КЦСОН" вышеназванное нежилое помещение общей площадью 774,9 кв.м.
Проведенной Прокуратурой Челябинской области совместно с отделом Государственного пожарного надзора Курчатовского района г. Челябинска проверкой установлен факт неправомерного размещения учреждения "КЦСОН" в здании школы с нарушением требований противопожарной безопасности, о чем составлен акт проверки от 18.01.2010.
Учреждение "СОШ N 3" обратилось в Прокуратуру Челябинской области с письмом от 08.02.2010 с указанием о факте неправомерного размещения учреждения "КЦСОН" в здании школы с нарушением требований противопожарной безопасности.
Прокурор на основании ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагая, что вышеназванные ненормативные правовые акты приняты органами местного самоуправления с нарушением требований действующего законодательства, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования частично, суды обоснованно исходили из следующего.
Частью 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в частности с заявлениями об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
На основании п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Особенности распоряжения имуществом образовательных учреждений, специальный порядок его изъятия закреплен в п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования", в соответствии с которым не допускается изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями системы образования, без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установили, что изъятие спорного помещения из оперативного управления учреждения "СОШ N 3" с Министерством образования Российской федерации не согласовывалось, в связи с чем указали на несоблюдение собственником имущества специального порядка изъятия имущества из оперативного управления образовательного учреждения, установленного вышеназванным постановлением.
Кроме того, судами указано на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что изъятые у школы помещения являлись для нее излишними и не использовались по назначению.
Помимо этого суды, руководствуясь п. 5.21* СНиП 21-01-97*, ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", и установив, что учреждение "КЦСОН" относится к организациям социального обслуживания населения, в том числе по оказанию социально-бытовых услуг, пришли к выводу о недопустимости его размещения в спорных помещениях в соответствии с п. 5.4.5.1 Свода правил системы противопожарной защиты СП 4.13130.2009 и нарушении требований противопожарной безопасности.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительными приказы Комитета по управлению имуществом от 20.02.2009 N 319 и от 29.12.2009 по изъятию спорного имущества у учреждения "СОШ N 3" и его передачи в оперативное управление учреждению "КЦСОН", возложив на Комитет по управлению имуществом в порядке ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность изъять имущество у учреждения "КЦСОН" и передать его в оперативное управление учреждению "СОШ N 3".
При этом отказывая в удовлетворении требований прокурора в части признания недействительными экспертной оценки от 21.01.2008 и приказа Управления по делам образования от 28.02.2008, суды исходили из того, что при отсутствии у данного органа местного самоуправления полномочий по распоряжению спорным имуществом, указанные документы не явились основанием для передачи закрепленного за учреждением "СОШ N 3" имущества в оперативное управление учреждению "КЦСОН".
Судами также указано, что заявляя требования о признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 74-74-01/639/2009-305 и исключении ее из реестра, а также недействительным приказа Комитета по управлению имуществом от 02.07.2009 N 792 о передаче спорного имущества с баланса и оперативного управления учреждения "КЦСОН" в муниципальную казну г. Челябинска, прокурором не представлено доказательств каким-образом регистрация права собственности муниципального образования на муниципальное имущество нарушает требования действующего законодательства; а изъятие имущества у учреждения "КЦСОН" и его передача в казну муниципального образования - права и законные интересы организаций и граждан в рамках рассматриваемого спора.
В данной части выводы судов заявителем кассационной жалобы не оспариваются, в связи с чем не проверяются судом кассационной инстанции в силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на нарушение судами ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением требований прокурора, заявленных с пропуском установленного данной нормой трехмесячного срока, отклоняется судом кассационной инстанции. Суды правомерно указали, что в рассматриваемом случае данный срок подлежит исчислению с 18.01.2010, с момента установления факта размещения учреждения "КЦСОИ" в здании школы. На дату подачи рассматриваемого заявления (06.04.2010) срок, установленный вышеназванной нормой, не истек.
Довод учреждения "КЦСОН" об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с соответствующим заявлением не соответствует ст. 52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на неправильное применение судом п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования", противоречащего, по мнению заявителя, ст. 13 Закона об основных гарантиях прав ребенка N 124-ФЗ, является несостоятельной и основана на неверном толковании указанных норм.
Доводы учреждения "КЦСОН", в том числе о том, что изъятые у школы помещения являлись для нее излишними, исходя из фактического количества обучающихся и нормативных требований по площади помещений; а также о неправильном определении судами класса функциональной пожарной опасности, к которому относится учреждение "КЦСОН", были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.06.2010 по делу N А76-6605/2010-45-219 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения по Курчатовскому району города Челябинска" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2010 г. N Ф09-9916/10-С6 по делу N А76-6605/2010-45/219
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника