Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 декабря 2010 г. N Ф09-10343/10-С5 по делу N А60-8962/2010-С4
Дело N А60-8962/2010-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сирота Е.Г., судей Макарова В.Н., Черкасской Г.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2010 по делу N А60-8962/2010-С4 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
фонда - Бессонова Л.О. (доверенность от 14.12.2009 N 144);
Управления здравоохранения администрации г. Екатеринбурга (далее -управление здравоохранения) - Степанова Л.В. (доверенность от 09.11.2010 N 35/02/4929).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к муниципальному образованию "Город Екатеринбург" в лице администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация) о взыскании за счет казны муниципального образования "Город Екатеринбург" 12 856 700 руб. неосновательного обогащения.
Определениями суда от 22.03.2010, от 28.04.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Уральский институт кардиологии" (далее - учреждение "Уральский институт кардиологии"), общество с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "Урал-Рецепт М" (далее - общество "СМК "Урал-Рецепт М"), управление здравоохранения.
Решением суда от 09.07.2010 (судья Рябова С.Э.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2010 (судьи Снегур А.А., Романов В.А., Жукова Т.М.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами ст. 6, 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не применение подлежащих применению ст. 12 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1), Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования (утверждена приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N 100). По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции ошибочно истолковал приказы Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.06.2002 N 32, от 23.03.2005 N 30, приняв их в качестве основания для регулирования порядка выявления и подтверждения фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования. Фонд указывает на необоснованность удовлетворения заявления ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности, поскольку, по мнению заявителя, срок исковой давности следует исчислять с 30.04.2007, в связи с чем истец обратился в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении дела, фонд в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания проживающим на территории Свердловской области гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2004 - 2005 гг. (утверждены постановлениями Областной думы Законодательного Собрания Свердловской области от 22.12.2003 N 1205-ПОД, от 21.12.2004 N 1170-ПОД осуществлял финансирование оказываемой муниципальным учреждением "Клинический центр "Кардиология" (в настоящее время - учреждение "Уральский институт кардиологии") медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Финансирование учреждения осуществлялось фондом путем оплаты счетов учреждения за оказанную медицинскую помощь и через общество "СМО "Урал-Рецепт", действовавшего на основании договора о финансировании обязательного медицинского страхования.
В 2004 г. учреждению "Уральский институт кардиологии" перечислены средства обязательного медицинского страхования в размере 51 779 520 руб. 79 коп., в 2005 г. - в размере 68 010 923 руб. 73 коп., итого в общей сумме 119 790 444 руб. 50 коп.
В результате проведенной на основании приказа исполнительного директора фонда от 07.03.2007 N 250-р проверки рационального (целевого) использования средств обязательного медицинского страхования, было установлено, что за период с 01.01.2004 по 01.01.2005 учреждение "Уральский институт кардиологии" использовало средства обязательного медицинского страхования в размере 12 856 700 руб. нецелевым способом, а именно: на услуги связи, транспортные услуги, ГСМ, приобретение оборудования, приобретение прочих основных средств, ремонт оборудования, ремонт зданий, содержание имущества, ремонт транспорта, командировочные расходы, прочие расходные материалы, услуги банка, налоги, госпошлины, охрана, программное обеспечение, обучение, юридические, консультационные услуги, сертификацию, подписку, литературу, оплату договоров подряда, обслуживание пожарной сигнализации, оплату проектно-сметной документации, страхование транспорта, услуги ГНИЦПМ.
Факт нецелевого расходования медицинским учреждением, установленный актом проверки, учреждением "Уральский институт кардиологии" не оспаривается.
Полагая, что в связи с невыполнением администрацией обязанности собственника по финансированию медицинского учреждения, на ее стороне возникло неосновательное обогащение, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возражая против иска, администрация заявила о применении судом срока исковой давности.
Исследовав в совокупности представленные в дело документы применительно к требованиям приказов Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.06.2002 N 32, от 23.03.2005 N 30, приняв во внимание признание фондом и учреждением "Уральский институт кардиологии" в порядке ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факта ежеквартальной сдачи-приемки указанными лицами отчетов по форме N 14, суд первой инстанции установил, что истец узнал о нецелевом использовании учреждением "Уральский институт кардиологии" средств обязательного медицинского страхования за весь спорный период не позднее 31.01.2006.
В связи с тем, что фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области 15.03.2010, то есть за пределами трехгодичного срока исковой давности, который следует исчислять с 01.02.2006, арбитражный суд в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал как основанные на полном и всестороннем исследовании доказательств.
При этом суд апелляционной инстанции мотивированно отклонил довод истца об ошибочности ссылки суда первой инстанции на приказы Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.06.2002 N 32, от 23.03.2005 N 30, как основания для регулирования порядка выявления и подтверждения фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Приказами утверждены формы N 14 "Сведения о поступлении и расходовании денежных средств обязательного медицинского страхования медицинским учреждением", N 14-сводная "Сведения о поступлении и расходовании денежных средств ОМС медицинскими учреждениями", Инструкция о составлении форм N 14 и Порядок их заполнения.
Согласно утвержденным приказами Инструкции и Порядку представление отчетов медицинскими учреждениями всех министерств, ведомств и форм собственности, получавшими средства обязательного медицинского страхования, является обязательным и необходимо для получения сведений о поступлении и использовании средств обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями. Срок предоставления такого отчета - не позднее 45 дней после отчетного периода.
С учетом изложенного отчеты о получении и расходовании средств обязательного медицинского страхования правомерно признаны апелляционным судом официальным источником информации, который поступает в распоряжение фонда в установленном нормативным правовым актом федерального уровня порядке, в связи с чем истец располагает содержащимися в отчетах сведениями с момента их получения.
В порядке ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял во внимание признание представителем истца факта проведения фондом предусмотренных Инструкцией от 17.12.1998 N 100 плановых проверок медицинского учреждения в 2001-2002 гг., в период с 2003 по 2006 гг. проверки не проводились.
При этом апелляционным судом правильно отмечено, что фонд, располагая закрепленной в отчетах за 2004 - 2005 гг. информацией о нецелевом расходовании медицинским учреждением выделенных средств, не выполнил закрепленную в Инструкции обязанность провести проверку ранее 2007 года, правом проведения внеплановых проверок фонд не воспользовался.
Поскольку у истца со дня получения последнего отчета (31.01.2006) имелась полная информация о нецелевом расходовании медицинским учреждением средств фонда в 2004-2005 гг., апелляционный суд со ссылкой на Инструкцию от 17.12.1998 N 100 подтвердил вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что начало течения срока исковой давности следует исчислять с 01.02.2006.
Таким образом, исходя из даты обращения фонда с исковым заявлением, суды правомерно с учетом разъяснений, данных в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", отказали в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции и отклонены обоснованно. Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, согласно указанной норме переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2010 по делу N А60-8962/2010-С4 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - без удовлетворения,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В порядке ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял во внимание признание представителем истца факта проведения фондом предусмотренных Инструкцией от 17.12.1998 N 100 плановых проверок медицинского учреждения в 2001-2002 гг., в период с 2003 по 2006 гг. проверки не проводились.
...
Поскольку у истца со дня получения последнего отчета (31.01.2006) имелась полная информация о нецелевом расходовании медицинским учреждением средств фонда в 2004-2005 гг., апелляционный суд со ссылкой на Инструкцию от 17.12.1998 N 100 подтвердил вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что начало течения срока исковой давности следует исчислять с 01.02.2006.
Таким образом, исходя из даты обращения фонда с исковым заявлением, суды правомерно с учетом разъяснений, данных в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", отказали в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2010 по делу N А60-8962/2010-С4 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - без удовлетворения,"
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2010 г. N Ф09-10343/10-С5 по делу N А60-8962/2010-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника