Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 декабря 2010 г. N Ф09-10673/10-С1 по делу N А60-23816/2010-С10
Дело N А60-23816/2010-С10
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2011 г. N Ф09-2839/11
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 марта 2011 г. N А60-601/2011
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Василенко С.Н., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью магазин "Елена" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2010 по делу N А60-23816/2010-С10.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Тимофеева Е.Б. (доверенность от 17.12.2010 б/н);
Главы Березовского городского округа - Панков С.Н. (доверенность от 20.07.2010 N16/01-79).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим постановления Главы Березовского городского округа от 07.07.2008 N 245-1 "Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" в части включения в него помещения, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, ул. Транспортников, 48, общей площадью 189,4 кв.м, в том числе к. 26, 27, 6, 7 согласно договору аренды от 28.10.2005 N 51, заключенному с Комитетом по управлению городским имуществом Березовского городского округа (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 15.10.2010 (судьи Пономарева О.А., Тимофеева А.Д., Классен Н.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление Главы Березовского городского округа от 07.07.2008 N 245-1 "Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" в части включения в него помещения, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, ул. Транспортников, 48, общей площадью 189,4 кв.м, в том числе к. 26, 27, 6, 7 согласно договору аренды от 28.10.2005 N 51, заключенному с Комитетом по управлению городским имуществом Березовского городского округа, признано соответствующим положениям ч. 4, 4.1, 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации), п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления), ст. 3, 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества).
В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Березовского городского округа от 07.07.2008 N 245-1 утвержден Перечень муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Между обществом и Комитетом по управлению городским имуществом Березовского городского округа заключен договор аренды от 28.10.2005 N 51 нежилого помещения, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, ул. Транспортников, 48, общей площадью 189,4 кв.м.
Общество 12.03.2010 обратилось в Комитет по управлению городским имуществом Березовского городского округа с заявлением о приватизации нежилого помещения, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, ул. Транспортников, 48, общей площадью 189,4 кв.м, в том числе к. 26, 27, 6, 7.
Письмом от 15.03.2010 N 123 обществу в приватизации названного нежилого помещения отказано в связи с включением его в Перечень муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Главы Березовского городского округа от 07.07.2008 N 245-1.
Считая постановление Главы Березовского городского округа от 07.07.2008 N 245-1 "Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" в части включения в него помещения, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, ул. Транспортников, 48, общей площадью 189,4 кв.м, в том числе к. 26, 27, 6, 7, незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из соответствия нормативного правового акта Главы Березовского городского округа в оспариваемой части положениям ч. 4, 4.1, 4.2 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, ст. 3, 8 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
Выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления следует, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу ч. 4 ст. 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в собственности городских округов может находиться имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как указано в п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в частности определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
На основании п. 1 ст. 22, подп. 5 п. 2 ст. 23 Устава Березовского городского округа, принятого решением Березовской городской Думы от 27.06.2005 N 115, представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, является Дума Березовского городского округа, в исключительной компетенции которой находится, в частности определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Пунктом 1 ст. 53 Устава Березовского городского округа предусмотрено, что официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в газете "Березовский рабочий" или ином печатном средстве массовой информации, определенном решением Думы Березовского городского округа.
Согласно п. 2.5, 3.5 Положения о порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества Березовского городского округа, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного решением Думы Березовского городского округа от 26.02.2009 N 36, Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Березовском городском округе утверждается постановлением Главы Березовского городского округа. Включение имущества в Перечень, исключение имущества из Перечня, внесение изменений в Перечень производятся на основании постановления главы Березовского городского округа.
Судом установлено, что постановление от 07.07.2008 N 245-1 "Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" принято Главой Березовского городского округа, опубликовано в газете "Березовский рабочий" от 16.09.2008 N 118 (7239), размещено в сети "Интернет" на общественно-информационном портале г. Березовского 08.08.2008.
Судом с учетом правильного применения указанных норм, а также фактических обстоятельств дела сделан вывод о том, что при принятии постановления от 07.07.2008 N 245-1 "Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" Глава Березовского городского округа действовал в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Пунктом 4 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу п. 4.1, 4.2 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения общества в Комитет по управлению городским имуществом Березовского городского округа с заявлением о приватизации нежилого помещения) порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в ч. 4 названной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в ч. 4 названной статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Как указано в п. 4 ст. 3 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что, в частности арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Статьей 8 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества внесены изменения в ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, п. 4 названной статьи изложен в новой редакции, статья дополнена п. 4.1, 4.2.
Пунктом 4 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (в действующей редакции) предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд пришел к правомерному выводу о соответствии постановления Главы Березовского городского округа от 07.07.2008 N 245-1 "Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" в оспариваемой части положениям ч. 4, 4.1, 4.2 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, ст. 3, 8 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
При этом суд указал на отсутствие нарушений оспариваемым нормативным правовым актом Главы Березовского городского округа прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на то, что о незаконности постановления Главы Березовского городского округа от 07.07.2008 N 245-1 "Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" в оспариваемой части свидетельствует то обстоятельство, что Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества опубликован 25.07.2008, а оспариваемый нормативный правовой акт лишь 16.09.2008, подлежит отклонению.
Факт опубликования постановления Главы Березовского городского округа от 07.07.2008 N 245-1 "Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" 16.09.2008 сам по себе требованиям действующего законодательства о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления не противоречит. Доказательств его принятия ранее даты опубликования материалы дела не содержат, судом не установлено.
Ссылка общества на тот факт, что при опубликовании оспариваемого акта допущено злоупотребление правом, поскольку такое опубликование намеренно произведено лишь после появления в средствах массовой информации текста Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, подлежит отклонению как необоснованная и не влияющая на законность выводов суда первой инстанции.
Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на то, что с момента опубликования постановления Главы Березовского городского округа от 07.07.2008 N 245-1 "Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" часть чужих объектов, включенных в названный перечень, приватизирована на основании постановлений Главы Березовского городского округа, что, по мнению заявителя кассационной жалобы, также является доказательством злоупотребления правом со стороны Главы Березовского городского округа, также подлежит отклонению.
Вопросы удовлетворения либо отказа в удовлетворении заявлений о приватизации конкретных объектов недвижимости предметом данного конкретного спора не являются и, соответственно, не могут быть рассмотрены в рамках названного дела.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2010 по делу N А60-23816/2010-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью магазин "Елена" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (в действующей редакции) предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд пришел к правомерному выводу о соответствии постановления Главы Березовского городского округа от 07.07.2008 N 245-1 "Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" в оспариваемой части положениям ч. 4, 4.1, 4.2 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, ст. 3, 8 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2010 г. N Ф09-10673/10-С1 по делу N А60-23816/2010-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника