Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 декабря 2010 г. N Ф09-9831/10-С5 по делу N А50-3785/2010
Дело N А50-3785/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Васильченко Н.С., судей Гайдука А.А., Черкасской Г.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" (далее - учреждение "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 по делу N А50-3785/2010 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" - Кокшарова В.П. (доверенность от 22.12.2010 N7); открытого акционерного общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (далее - общество "Корпорация ВСМПО-АВИСМА") - Гребнева Т.Л. (доверенность от 23.04.2010 N 57-10).
Учреждение "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (филиал "АВИСМА") о взыскании 410 136 руб. 00 коп. долга по договору от 24.08.2006 N 2006 на создание и содержание подразделения Государственной противопожарной службы по охране "АВИСМА - филиал общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" от пожаров.
Решением суда от 08.06.2010 (судья Шатунов А.В.) иск удовлетворен. С общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (филиал "АВИСМА") в пользу учреждения "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" взыскано 410 136 руб. 00 коп. долга.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 (судьи Булкина А.Н., Жукова Т.М., Романов В.А.) решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе учреждение "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на неполное выяснение судом апелляционной инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное толкование судом п. 17, 18 постановления Правительства Российской Федерации от 22.03.1993 N 941. Заявитель указывает на доказанность размера выплат уволенным сотрудникам, в обоснование ссылается на ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, п. 9 контракта о службе в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бедствий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941
Как установлено судом, между государственным учреждением 1-отряд Государственной противопожарной службы МЧС России Пермской области (далее - Государственная противопожарная служба) и обществом "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (далее - организация) заключен договор от 24.08.2006 N 2006 на создание и содержание подразделения Государственной противопожарной службы по охране "АВИСМА - филиал общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", в соответствии с которым Государственная противопожарная служба организует и осуществляет силами и средствами штатной численностью личного состава подразделения Государственной противопожарной службы, указанной в п. 1.2, пожарно-профилактическое обслуживание и тушение пожаров на объектах организации в соответствии с установленным нормативными актами Государственной противопожарной службы МЧС России порядком, а организация содержит штатную численность личного состава подразделения Государственной противопожарной службы в количестве 57 единиц (п. 1.2).
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что в своих взаимоотношениях договаривающиеся стороны руководствуются Федеральным законом от 26.12.1994 N 35 "О пожарной безопасности", другими законодательными актами, приказами МВД России и МЧС России, а также условиями названного договора.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
Подразделение пожарной охраны, охраняющее организацию от пожаров, входит в гарнизон пожарной охраны. Порядок организации тушения пожаров в гарнизоне устанавливает Государственная противопожарная служба, расписание выездов ПЧ-15 согласовывается с исполнительным директором организации (п. 1.4).
По условиям договора охраняемая организация обязуется нести отражаемые в смете-обосновании расходы по содержанию численности личного состава подразделения Государственной противопожарной службы, включающего в себя 57 человек, в предусмотренном договором порядке (п. 1.5, 2.1).
Согласно п. 2.6 договора оплата выходного пособия при увольнении сотрудников и работников Государственной противопожарной службы, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, производится организацией по отдельному счету-фактуре.
Срок действия договора от 24.08.2006 N 2006, определенный п. 4.1 на период с 24.08.2006 по 24.08.2007, соглашениями сторон от 23.12.2008 и от 25.05.2009 продлен до 31.07.2009.
Государственная противопожарная служба обязательства по договору от 24.08.2006 N 2006 исполнила полностью, что подтверждается подписанными актами выполненных работ.
В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 18.05.2009 N 243 "Об организационно-штатных вопросах" 31.07.2009 исключены и сокращены 57 единиц личного состава ПЧ-15 из штата Государственного учреждения 4-ОГПС МЧС России Пермского края, из них 19 сотрудников Государственной противопожарной службы уволены по сокращению штатов. Перечень лиц, уволенных из Государственной противопожарной службы МЧС России по сокращению штатов указан в приказе Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 29.07.2009 N 99-НС, приказе Государственного учреждения 4-ОГПС МЧС России по Пермскому краю от 30.07.2009 N 37-НС (л. д. 38-53).
В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 25.12.2009 N 753 "О договорном подразделении Федеральной противопожарной службы - государственном учреждении "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" с 01.01.2010 Государственное учреждение 4-ОГПС МЧС России по Пермскому краю переименовано в учреждение "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" (л. д. 57-58).
Согласно п. 1.2 Устава учреждения "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)", утвержденного приказом Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 25.12.2009 N 750, учреждение "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" является правопреемником Государственного учреждения 4-ОГПС МЧС России по Пермскому краю.
В письме от 29.09.2009 N 573-4 Государственное учреждение 4-ОГПС МЧС России по Пермскому краю направило ответчику уточненный расчет сумм, необходимых для выплаты сокращенному личному составу 15-ПЧ на сумму 582 530 руб., с приложением сметы, списка сотрудников, имеющих выслугу лет менее 15 лет, счета-фактуры от 31.07.2009 N 73 (л. д. 24, 25, 32-34).
Размер выплат личному составу, уволенному по сокращению, окладов по специальному званию в течение года определен из размеров окладов на день увольнения, указанных в приказах Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 29.07.2009 N 99-НС и Государственного учреждения 4-ОГПС МЧС России Пермского края от 30.07.2009 N 37-НС, а также в соответствии с п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 603 "О повышении в 2009 году денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" размеры окладов проиндексированы на 1,085.
Впоследствии истец направил ответчику претензию от 21.12.2009 N 723, указав на нарушение им п. 1.3, 2.6 договора, а также необходимость на основании п. 17, 18 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 выплатить выходное пособие и оклады по специальному званию уволенным по сокращению штатов.
В письме N 726 истец направил в адрес "АВИСМА - филиал общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" измененный расчет суммы, подлежащей оплате, в размере 410 136 руб.
Невыполнение обществом "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" договорных обязательств, указанных в претензии, и не перечисление денежных средств на выплату окладов по специальным званиям послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с данным иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя из того, что п. 2.6 договора от 24.08.2006, п. 17, 18 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 предусмотрено обязательство общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" по выплате выходного пособия при увольнении сотрудников и работников Государственной противопожарной службы. Суд пришел к выводу о том, что выплаченное ответчиком единовременное пособие в сумме 1 398 666 руб. 33 коп. составляет возмещение лишь части расходов, связанных с выплатой выходного пособия при увольнении сотрудников и работников Государственной противопожарной службы.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исковые требования по выплате окладов по специальным званиям личному составу 15-ПЧ в связи с его увольнением учреждение "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" обосновывает обязанностью ответчика уплатить выходное пособие, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, по отдельному счету-фактуре в силу п. 2.6 договора.
Согласно п. 2.6 договора оплата выходного пособия при увольнении сотрудников и работников Государственной противопожарной службы, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, производится организацией по отдельному счету-фактуре.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" при увольнении по сокращению штатов личному составу Государственной противопожарной службы подлежат выплате: согласно п. 17 - единовременное пособие; согласно п. 18 - ежемесячное социальное пособие лицам, имеющим общую продолжительность службы от 15 до 20 лет, а лицам, имеющим продолжительность службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому (специальному) званию. При этом, если в течение указанного срока выплаты ежемесячного социального пособия и оклада по воинскому (специальному) званию повышаются (индексируются) оклады денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, состоящей на военной службе (службе), соответственно увеличиваются также размеры пособия и оклада (п. 18 названного Постановления).
Толкование условий п. 17 и 18 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 в порядке, установленном ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, позволило суду апелляционной инстанции сделать правильный вывод о том, что выплата оклада по специальному званию не является выходным пособием, что, в свою очередь, исключает утверждение истца об обязанности ответчика осуществить выплаты на основании п. 2.6 договора. Условие о выплате ответчиком истцу окладов по специальному званию уволенных работников сторонами договора не согласовано.
Кроме того, суд апелляционной инстанции верно указал, что п. 18 названного Постановления содержит требование, согласно которому выплата оклада по воинскому (специальному) званию производится Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба) и в котором военнослужащие (лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы) проходили военную службу (службу) перед увольнением, в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти.
Судом апелляционной инстанции установлено, что факт выплаты ответчиком единовременного пособия истцу во исполнение условий п. 2.6 договора, п. 17 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 в размере 1 398 666 руб. 33 коп. подтверждается платежным поручением от 27.10.2009 N 8709.
Довод учреждения "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" об обязанности ответчика нести расходы по выплате окладов по специальному званию уволенным по сокращению штата служащим 15-ПЧ со ссылкой на ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
Статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в течение 2006-2009 годов финансирование деятельности созданных ранее на основе договоров с организациями объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, в составе которых проходят службу лица рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, осуществляется за счет средств организаций - собственников охраняемых объектов, поступающих на лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в установленном порядке в органах федерального казначейства.
Как правильно отметил апелляционный суд, в названной правовой норме указывается о финансировании деятельности Государственной противопожарной службы, а не о предусмотренных законодательством выплатах в виде пособий и компенсаций при увольнении сотрудников Государственной противопожарной службы, не связанных с содержанием пожарной части.
Кроме того, порядок и правовой механизм финансирования объектовых подразделений Государственной противопожарной службы ни Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ни каким либо иным законодательством не регламентирован.
Согласно Уставу учреждения "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю" его финансовое и материальное обеспечение осуществляется установленным порядком в соответствии с законодательным и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами МЧС России за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции также правомерно сослался на ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности", которая предусматривает финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу.
Ссылку истца на ст. 178 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции верно отклонил в связи с тем, что указанная статья к правоотношениям спорящих сторон не применима.
С учетом изложенного, поскольку обязанность ответчика по выплате истцу оклада по специальному званию не предусмотрена ни договором от 24.08.2006 N 2006, ни законом, а также с учетом того, что ответчиком полностью исполнена обязанность по выплате истцу единовременного пособия, в удовлетворении исковых требований судом апелляционной инстанции отказано правомерно.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о неправильном толковании судом апелляционной инстанции условий п. 17, 18 постановления Правительства Российской Федерации от 22.03.1993 N 941, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 по делу N А50-3785/2010 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю (договорной)" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно отметил апелляционный суд, в названной правовой норме указывается о финансировании деятельности Государственной противопожарной службы, а не о предусмотренных законодательством выплатах в виде пособий и компенсаций при увольнении сотрудников Государственной противопожарной службы, не связанных с содержанием пожарной части.
Кроме того, порядок и правовой механизм финансирования объектовых подразделений Государственной противопожарной службы ни Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ни каким либо иным законодательством не регламентирован.
Согласно Уставу учреждения "12 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю" его финансовое и материальное обеспечение осуществляется установленным порядком в соответствии с законодательным и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами МЧС России за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции также правомерно сослался на ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности", которая предусматривает финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу.
Ссылку истца на ст. 178 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции верно отклонил в связи с тем, что указанная статья к правоотношениям спорящих сторон не применима.
...
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о неправильном толковании судом апелляционной инстанции условий п. 17, 18 постановления Правительства Российской Федерации от 22.03.1993 N 941, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2010 г. N Ф09-9831/10-С5 по делу N А50-3785/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника