Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 января 2010 г. N Ф09-10655/10-С6 по делу N А07-3946/2010
Дело N А07-3946/2010
По-видимому, в реквизитах настоящего Постановления допущена опечатка. Дату следует читать как "17 января 2011 г."
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Смирнова А.Ю., судей Семеновой З.Г., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром траисгаз Уфа" (далее - общество "Газпром траисгаз Уфа"), администрации муниципального района Иглииский район (далее - администрация), Каразбаевой Амины Мухаметовны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2010 по делу N А07-3946/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по тому же делу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует читать как "20.10.2010"
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Газпром траисгаз Уфа" - Чаркин Е.Н. (доверенность от 06.12.2010 N 17/160), Сидоров Д.В. (доверенность от 06.12.2010 N 17/156);
Каразбаевой A.M. - Гимранов П.И. (доверенность от 02.04.2010).
Ходатайство открытого акционерного общества "Газпром" (далее - общество "Газпром") о рассмотрении дела в отсутствие его представителя рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Газпром трансгаз Уфа" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными и. 3, 4, 5, 6 постановления Главы администрации от 15.10.2007 N 10-1680 о предоставлении Каразбаевой Амине Мухаметовне земельного участка общей площадью 2502 кв.м с кадастровым номером 02:26:16 15 01:0150, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, д. Блохино, ул. Полевая, в аренду сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Каразбаева A.M., общество "Газпром".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2010 (судья Масалимов А.Ф.) требования общества "Газпром трансгаз Уфа" удовлетворены. Признаны недействительными п. 3, 4, 5, 6 постановления Главы администрации от 15.10.2007 N 10-1680 о предоставлении Каразбаевой A.M. земельного участка с кадастровым номером 02:26:161501:0150, общей площадью 2502 кв.м, относящийся к категории земель населенных пунктов в аренду сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, д. Блохино, ул. Полевая.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда отменено, в удовлетворении требований общества "Газпром трансгаз Уфа" отказано.
В кассационной жалобе общество "Газпром трансгаз Уфа" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом ст. 1, 30, 34, 56, 69, 70, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон о личном подсобном хозяйстве N 112-ФЗ), ст. 2, 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов N 116-ФЗ), ст. 28, 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении" (далее - Закон о газоснабжении N 69-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", п. 4.1, 4.3, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 2 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), п. 3.2.12, 2.4.7 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов (ВРД 39-1.10-006-2000), утвержденных обществом "Газпром" 09.12.1999 и несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции делая вывод о возможности предоставления спорного земельного участка, расположенного в 25-мстровой охранной зоне магистрального газопровода и 100-метровой зоне минимально-безопасных расстояний, для ведения личного подсобного хозяйства, не принял во внимание, что сам газопровод в силу вышеназванных норм относится к категории опасных производственных объектов, и его предоставление третьему лицу для ведения личного подсобного хозяйства, предусматривающего длительное нахождение на нем людей, создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также нарушает обязанность эксплуатирующей организации - общества "Газпром трансгаз Уфа", установленную законом, по обеспечению надлежащей эксплуатации газопровода.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 24 апреля 1992 г., утвердившего Правила охраны магистральных трубопроводов, следует читать как "N 9"
В кассационных жалобах администрация, Каразбаева A.M. просят отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части вывода о том, что обществом "Газпром трансгаз Уфа" трехмесячный срок для обжалования ненормативного акта органа местного самоуправления не пропущен, ссылаясь на нарушение судами ст. 65, 71, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявители полагают, что суды ошибочно установили начало течения трехмесячного процессуального срока с 31.12.2009 - с момента получения обществом "Газпром трансгаз Уфа" оспариваемого постановления. При этом администрация полагает, что в данном случае срок подлежит исчислению с 05.10.2009, то есть с момента, когда обществом "Газпром трансгаз Уфа" были получены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельствующие, в том числе о предоставлении спорного земельного участка Каразбаевой Л.М. По мнению самого землепользователя, обществу "Газпром трансгаз Уфа" стало известно о наличии оспариваемого им постановления 16.07.2009 из заявления Каразбаевой A.M. о согласовании строительства дома и хозяйственных построек. Кроме того, как считает Каразбаева A.M., обществом "Газпром трансгаз Уфа" не доказано нарушение своих прав оспариваемым постановлением, так как строительство самого газопровода осуществлено с отклонением от проекта без внесения в него соответствующих изменений, что подтверждается экспертным заключением по делу N А07-3948/2010, имеющем непосредственное отношение к настоящему спору.
В отзывах на кассационные жалобы администрации, Каразбаевой A.M. общество "Газпром трансгаз Уфа", ссылаясь на несостоятельность доводов заявителей, просит оставить их жалобы без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, п. 3 постановлением Главы администрации от 15.10.2007 N 10-1680 Каразбаевой A.M. для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, общей площадью 2502 кв.м с кадастровым номером 02:26:161501:0150, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, д. Блохино, ул. Полевая.
Пунктами 4, 5, 6 названного постановления на Каразбаеву A.M. возложена обязанность использовать земельный участок по целевому назначению, своевременно вносить арендную плату, а также заключить договор аренды земли с Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Иглинскому району (далее - Комитет) и зарегистрировать его.
Во исполнение данного постановления между Каразбаевой A.M. и Комитетом 09.11.2007 заключен договор N 559-07-26-зем аренды указанного земельного участка с кадастровым номером 02:26:161501:0150 сроком на 49 лет.
Согласно данным, имеющимся в кадастровом деле N 02:26:161501:0150, материалам геодезической съемки, акту от 26.07.2010, акту обследования земельных участков от 01.04.2010, спорный земельный участок с кадастровым номером 02:26:161501:0150, предоставленный Каразбаевой A.M. в аренду, расположен в охранной зоне и зоне минимальных безопасных расстояний от магистрального газопровода - отвода к АГРС п. Акбердино в д. Блохино Иглинского района Республики Башкортостан.
Из технического паспорта имущественного комплекса, состоящего из газопровода - отвода и АГРС п. Акбердино от 06.12.2004 следует, что назначением газопровода - отвода является транспортировка газа к АГРС п. Акбердино; местом подключения - 94,9 км магистрального газопровода "Поляна-КСПХГ"; диаметр труб - 219 мм; рабочее давление - 5,5 МПа; год ввода в эксплуатацию - 1995.
Собственником сооружения газопровода - отвода к АГРС п. Акбердино является общество "Газпром" на основании акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией от 30.10.1995, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04АА N 179678.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан от 01.11.2005 N 354 обществу "Газпром" предоставлены в аренду сроком на 49 лет (с 01.11.2005 по 31.10.2054) земельные участки, расположенные в границах Иглинского района Республики Башкортостан, для эксплуатации наземных объектов газопровода - отвода к АГРС п. Акбердиио.
На основании данного распоряжения 28.02.2006 заключен договор N 8965 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:160000:0003, находящегося в федеральной собственности. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.02.2006 за N 02-04-23/001/2006-105.
План границ земельного участка газопровода - отвода к АГРС п. Акбердино в административных границах Иглинского района Республики Башкортостан согласован с главой администрации Иглинского поссовета, главой администрации Акбердинского сельсовета, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Иглинского района и всеми смежными землепользователями.
Вышеназванный газопровод - отвод эксплуатируется обществом "Газпром трансгаз Уфа" на основании договора аренды имущества от 30.09.2009 N 01/1600-Д-36/2010, заключенного с собственником имущества - обществом "Газпром", пунктом 4.4 которого на общество "Газпром трансгаз Уфа" возложена обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию арендуемого имущества.
Аналогичные обязанности по обеспечению надежной и безопасной эксплуатации магистральных газопроводов и объектов газового хозяйства, принятых по договорам от общества "Газпром", в соответствии с действующими нормами и правилами содержатся в п. 3.1, 3.2, 3.4 Устава общества "Газпром трансгаз Уфа".
В целях выполнения требований нормативных актов и во избежание возведения строений в зоне минимально безопасных расстояний магистрального газопровода обществом "Газпром трансгаз Уфа" в заинтересованные инстанции, осуществляющие согласование проектов застройки земельных участков, регулярно направлялись сведения о наличии па территории Иглинского района Республики Башкортостан действующих магистральных газопроводов высокого давления, являющихся источником повышенной опасности.
Согласно актам за 2002-2007 года и справкам от 09.12.1999, 19.02.2002 на карте землепользования Иглинского района нанесен газопровод - отвод на ГРС "Акбердино" Ду 219 с указанием зоны минимально безопасных расстояний.
Общество "Газпром трансгаз Уфа", полагая, что предоставление Каразбаевой A.M. на основании оспариваемого постановления Главы администрации для ведения личного подсобного хозяйства вышеназванного земельного участка, расположенного в охранной зоне и зоне минимально безопасного расстояния газопровода - отвода к АГРС и. Акбердино, не соответствует п. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 28 Закона о газоснабжении N 69-ФЗ, п. 4.1, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, п. 3.16 СНиП 2.05.06-85 и нарушает его права и обязанности в сфере обеспечения безопасной эксплуатации соответствующего газопровода - отвода к АГРС и. Акбердино, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Возражая против удовлетворения данного заявления, администрация и Каразбаева A.M. указали, в том числе на пропуск обществом "Газпром трансгаз Уфа" трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для оспаривания ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
Кроме того, Каразбаева A.M. в суде апелляционной инстанции представила экспертное заключение, изготовленное по определению Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.07.2010 по делу N А07-3948/2010, в котором установлено, что трасса газопровода - отвода Ду 200 вблизи с. Блохино на протяжении 2 км от точки подключения проложена с отступлением от проекта N 171.191.01-ТХ.
Удовлетворяя требования общества "Газпром трансгаз Уфа" о признании недействительными и. 3, 4, 5, 6 постановления Главы администрации от 15.10.2007 N 10-1680, суд первой инстанции исходил из того, что срок на обжалование данного постановления заявителем не пропущен; предоставление спорного земельного участка, расположенного в охранной зоне и зоне минимально безопасного расстояния от действующего магистрального газопровода, являющегося объектом повышенной опасности, для целей ведения личного подсобного хозяйства, законодательством не допускается и нарушает права заявителя как эксплуатирующей организации соответствующего газопровода.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований общества "Газпром трансгаз Уфа", суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обжалование постановления главы администрации от 15.10.2007 N 10-1680, названным обществом не пропущен. Вместе с тем, апелляционный суд, принимая во внимание, что действующим законодательством не установлено прямого запрета на предоставление земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства в охранной зоне трубопроводов, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит действующему в момент его вынесения законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Выводы суда апелляционной инстанции в данной части не могут быть признаны законными в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В рассматриваемом случае суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие, по мнению администрации и Каразбаевой A.M., о пропуске обществом "Газпром трансгаз Уфа" процессуального срока на подачу настоящего заявления, в том числе заявление Каразбаевой A.M. от 16.07.2009, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.10.2009 в отношении спорного земельного участка, а также, принимая во внимание письмо начальника Муниципального управления земельных и имущественных отношений от 23.12.2009 N 863, полученное обществом "Газпром трансгаз Уфа" 31.12.2009, пришли к выводу о том, что данному обществу о наличии оспариваемого постановления стало известно не ранее 31.12.2009, в связи с чем трехмесячный срок на обжалование соответствующего ненормативного акта подлежит исчислению именно с указанной даты и на момент подачи заявления в суд (09.03.2010) не пропущен.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, общество "Газпром трансгаз Уфа" ссылалось на то, что спорный земельный участок, предоставленный Каразбаевой A.M. на основании оспариваемого постановления для ведения личного подсобного хозяйства, расположен в охранной зоне и зоне минимально безопасного расстояния газопровода - отвода к АГРС п. Акбердино.
В силу ст. 2 Закона о газоснабжении N 69-ФЗ охранная зона объектов системы газоснабжения это территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с п. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Аналогичные положения содержится в ст. 28 Закона о газоснабжении N 69-ФЗ, согласно которой на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов установлено, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.
В соответствии с п. 3.16 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" зона минимально безопасного расстояния от оси газопровода - отвода к АГРС п. Акбердино, Ду 219 мм составляет 100 м в каждую сторону.
Пунктом 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов предусмотрено, что в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается: возводить любые постройки и сооружения; высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда; сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды; производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы; производить всякого рода открытые и подземные, горны, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установили, что земельный участок с кадастровым номером 02:26:161501:0150 расположен в охранной зоне и зоне минимально безопасного расстояния от магистрального газопровода - отвода к АГРС п. Акбердино в д. Блохино Иглинского района Республики Башкортостан, являющего опасным производственным объектом.
Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно п. 3 постановления главы администрации от 15.10.2007 N 10-1680 указанный земельный участок, отнесенный к категории земель населенных пунктов, предоставлен Каразбаевой A.M. в аренду сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии со ст. 4 Закона о личном подсобном хозяйстве N 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Как указано выше, пунктом 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов предусмотрено, что в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается, в том числе, размещать сады и огороды.
Статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлено, что к садовым земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Огородным земельным участком в силу указанной нормы признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Таким образом, вся деятельность лица на выделенном ему для ведения личного подсобного хозяйства земельном участке должна быть направлена на размещение сада либо огорода и возведения строения, что возможно на основании п. 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов только с письменного согласия предприятия трубопроводного транспорта.
Соответствующее предприятие - общество "Газпром трансгаз Уфа", не только не давало такого согласия, но и категорически возражает против такого вида деятельности. Аналогичную позицию занимает и собственник газопровода - общество "Газпром".
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что ведение личного подсобного хозяйства включает в себя те виды деятельности, осуществление которых на спорном земельном участке, имеющим специальный режим, ограничены действующим законодательством, пришел к верному выводу о неправомерности действий администрации по предоставлению спорного земельного участка в указанных целях, в связи с чем обоснованно указал на несоответствие п. 3, 4, 5, 6 оспариваемого постановления п. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 28 Закона о газоснабжении N 69-ФЗ, а также п. 4.1, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов и п. 3.16 СНиП 2.05.06-85*.
При этом, учитывая, что согласно Приложению N 1 к Закону о промышленной безопасности опасных производственных объектов N 116-ФЗ газопровод относится к категории опасных производственных объектов, суд первой инстанции также правомерно указал, что оспариваемое постановление непосредственно препятствует осуществлению обществом "Газпром трансгаз Уфа" обязанностей, возложенных на него ст. 9 названного Закона, как на организацию, эксплуатирующую соответствующий опасный производственный объект и обязанную обеспечить безопасную эксплуатацию этого объекта.
Выводы суда апелляционной инстанции о соответствии оспариваемого постановления действовавшему па момент его приятия законодательству в связи с отсутствием в законе прямого запрета на предоставление земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства в охранной зоне трубопроводов, а также об отсутствии нарушений законных прав и интересов заявителя, основаны на неверном толковании вышеназванных норм, а также противоречат одному из принципов земельного законодательства, устанавливающему приоритет охраны жизни и здоровья человека, закрепленному в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом того, что газопровод - отвод к ЛГРС п. Акбердино относится к объектам повышенной опасности. Напротив, суд первой инстанции произвел правильное толкование норм права, рассмотрев их в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь установленным законом приоритетом безопасности для жизни и здоровья людей.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), решение суда является законным, его следует оставить в силе.
Довод администрации и Каразбаевой A.M. о пропуске обществом "Газпром трансгаз Уфа" трехмесячного срока для обжалования ненормативного акта органа местного самоуправления, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был предметом исследования суда первой инстанции. При этом судом из оценки всех имеющихся в деле доказательств установлено, что на момент обращения общества "Газпром трансгаз Уфа" с рассматриваемым заявлением в суд данный срок не пропущен. Оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обстоятельства строительства самого газопровода с отклонением от проекта без внесения в него соответствующих изменений, на которые ссылается Каразбаева A.M. в своей кассационной жалобе, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора с учетом того, что сам по себе газопровод существует и является действующим, ввиду чего должны соблюдаться требования безопасности его эксплуатации.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные обществом "Газпром трансгаз Уфа" по кассационной жалобе, подлежат взысканию с администрации в сумме 1000 руб.
Излишне уплаченная обществом "Газпром трансгаз Уфа" по платежному поручению от 22.10.2010 N 934 государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 1000 руб. подлежит возврату заявителю в соответствии с подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная Каразбаевой A.M. по квитанции от 20.12.2010 N 0000-11 государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 100 руб. подлежит возврату заявителю в соответствии с подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по тому делу N А07-3946/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2010 по тому же делу оставить в силе.
В удовлетворении кассационных жалоб администрации муниципального района Иглинский район и Каразбаевой Амины Мухаметовны отказать.
Взыскать с администрации муниципального района Иглинский район в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Уфа" 1000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Уфа" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной платежным поручением от 22.10.2010 N 934, находящимся в материалах дела.
Возвратить Каразбаевой Амине Мухаметовне из федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по квитанции от 20.12.2010 N 0000-11, находящейся в материалах дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, принимая во внимание, что ведение личного подсобного хозяйства включает в себя те виды деятельности, осуществление которых на спорном земельном участке, имеющим специальный режим, ограничены действующим законодательством, пришел к верному выводу о неправомерности действий администрации по предоставлению спорного земельного участка в указанных целях, в связи с чем обоснованно указал на несоответствие п. 3, 4, 5, 6 оспариваемого постановления п. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 28 Закона о газоснабжении N 69-ФЗ, а также п. 4.1, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов и п. 3.16 СНиП 2.05.06-85*.
При этом, учитывая, что согласно Приложению N 1 к Закону о промышленной безопасности опасных производственных объектов N 116-ФЗ газопровод относится к категории опасных производственных объектов, суд первой инстанции также правомерно указал, что оспариваемое постановление непосредственно препятствует осуществлению обществом "Газпром трансгаз Уфа" обязанностей, возложенных на него ст. 9 названного Закона, как на организацию, эксплуатирующую соответствующий опасный производственный объект и обязанную обеспечить безопасную эксплуатацию этого объекта.
Выводы суда апелляционной инстанции о соответствии оспариваемого постановления действовавшему па момент его приятия законодательству в связи с отсутствием в законе прямого запрета на предоставление земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства в охранной зоне трубопроводов, а также об отсутствии нарушений законных прав и интересов заявителя, основаны на неверном толковании вышеназванных норм, а также противоречат одному из принципов земельного законодательства, устанавливающему приоритет охраны жизни и здоровья человека, закрепленному в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом того, что газопровод - отвод к ЛГРС п. Акбердино относится к объектам повышенной опасности. Напротив, суд первой инстанции произвел правильное толкование норм права, рассмотрев их в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь установленным законом приоритетом безопасности для жизни и здоровья людей."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2011 г. N Ф09-10655/10-С6 по делу N А07-3946/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10655/10-С6
20.10.2010 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9314/10
16.09.2010 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7630/10
30.07.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-3946/10