Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 января 2011 г. N Ф09-11058/10-C1 по делу N А34-2249/2010
Дело N А34-2249/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее - отделение, административный орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.07.2010 по делу N А34-2249/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
От отделения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Открытое акционерное общество "Звериноголовское хлебоприемное предприятие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения от 06.04.2010 N 62-10-178/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 07.07.2010 (судья Григорьев А.А.) заявление общества удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 (судьи Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на необоснованное применение судами ст. 2.9 Кодекса.
Как следует из материалов дела, административным органом на основании поручения от 13.10.2009 N 62-09-218-08/пч в период с 13.10.2009 по 21.12.2009 проводилась камеральная проверка деятельности общества на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.
По результатам проверки составлен акт от 25.12.2009, в котором отразились выявленные в ходе проведения проверки нарушения законодательства по раскрытию информации и принято решение о направлении в адрес общества предписания об устранении требований законодательства и о принятии соответствующих мер.
Предписанием от 29.12.2009 N 62-09-АК-08/13677 отделение обязало общество устранить нарушения действующего законодательства в срок не позднее 30 дней с даты получения предписания путем:
1. Опубликования в сети Интернет: годового отчета общества за 2006 г.; годовой бухгалтерской отчетности в составе 1, 2, 3, 4, 5 форм за 2007, 2008 г.; пояснительных записок к годовой бухгалтерской отчетности за 2006, 2007, 2008 г.; аудиторских заключений о достоверности годовой бухгалтерской отчетности за 2006, 2007, 2008 г. (в случае непроведения аудиторской проверки представить информацию о причинах); ежеквартальных отчетов эмитента за 4 квартал 2006 г., 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 г., 1, 4 кварталы 2008 г., 1,2 кварталы 2009 г.; списков аффилированных лиц за 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 г., 1,2,3,4 кварталы 2008 г., 1, 2, 3 кварталы 2009 г.; банковских реквизитов расчетного счета (счетов) общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов; устава общества.
Опубликования в ленте новостей: существенных фактов о подготовке и проведении годового общего собрания акционеров по итогам 2008 г. (сведения о принятых советом директоров (наблюдательным советом) решениях, сведения о решениях общих собраний; сведения о дате закрытия реестра акционеров).
Представления в отделение документов, подтверждающих исполнение предписания, которыми могут быть: скриншот страницы в сети Интернет, подтверждающий размещение вышеуказанных документов общества в сети Интернет; скриншот ленты новостей; уведомление информационного агентства, уполномоченного Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Принятия мер, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации в части нарушения срока раскрытия информации на странице в сети Интернет и ленте новостей в установленные законодательством сроки. Представления в отделение отчета об исполнении предписания с указанием мер, принятых обществом в целях недопущения в дальнейшей деятельности нарушения сроков раскрытия информации на странице в сети Интернет и ленте новостей с приложением объяснений по факту нарушения срока опубликования информации в сети Интернет и ленте новостей.
Предписание получено обществом 18.01.2010.
Поскольку предписание обществом в установленный срок не было исполнено, отделением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 22.03.2010 N 62-10-193/пр-ап, на основании которого вынесено постановление от 06.04.2010 N 62-10-178/ПН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, однако признали названное правонарушение малозначительным.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно п. 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в установленный срок законное предписание отделения от 29.12.2009 N 62-09-АК-08/13677 исполнено обществом не в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами установлено, что вина общества административным органом исследована и подтверждена материалами дела.
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Вместе с тем согласно ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суды, признавая правонарушение малозначительным, исходили из фактических обстоятельств дела и характера вменяемого обществу деяния, а именно: действия общества не повлекли каких-либо общественно-опасных последствий и угрозы охраняемым интересам, не причинили экономического ущерба интересам государства, отсутствие умысла на причинение государству какого-либо ущерба и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а также частичное исполнение обществом предписания административного органа в установленный срок.
В связи с этим суды, применив ст. 2.9 Кодекса, обоснованно признали незаконным и отменили постановление административного органа о привлечении к административной ответственности.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Довод отделения, изложенный в кассационной жалобе, о невозможности применения положений ст. 2.9 Кодекса подлежит отклонению, поскольку Кодекс не ограничивает применение ст. 2.9 Кодекса и не устанавливает конкретные нормы, к которым указанная статья не может быть применена.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.07.2010 по делу N А34-2249/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суды, признавая правонарушение малозначительным, исходили из фактических обстоятельств дела и характера вменяемого обществу деяния, а именно: действия общества не повлекли каких-либо общественно-опасных последствий и угрозы охраняемым интересам, не причинили экономического ущерба интересам государства, отсутствие умысла на причинение государству какого-либо ущерба и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а также частичное исполнение обществом предписания административного органа в установленный срок.
В связи с этим суды, применив ст. 2.9 Кодекса, обоснованно признали незаконным и отменили постановление административного органа о привлечении к административной ответственности.
...
Довод отделения, изложенный в кассационной жалобе, о невозможности применения положений ст. 2.9 Кодекса подлежит отклонению, поскольку Кодекс не ограничивает применение ст. 2.9 Кодекса и не устанавливает конкретные нормы, к которым указанная статья не может быть применена."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2011 г. N Ф09-11058/10-C1 по делу N А34-2249/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11058/10-C1