Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 января 2011 г. N Ф09-11184/10-С1 по делу N А50-10745/2010
Дело N А50-10745/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Лимонова И.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Свердловского района г. Перми (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.08.2010 по делу N А50-10745/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель 10 отдела Государственного пожарного надзора по Свердловскому району г. Перми и поселку Новые Ляды Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (в настоящий момент названная служба переименована в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю, 2 отдел надзорной деятельности по Свердловскому району и Пермскому муниципальному району г. Перми; далее - отдел государственного пожарного надзора, административный орган) - Федотовских Е.С (доверенность от 17.01.2011 N 57).
Представители администрации в судебное заседание не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания отдела государственного пожарного надзора от 01.02.2010 N 609/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, вынесенного подполковником внутренней службы Сидориным М.В. (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.08.2010 (судья Катаева М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 (судьи Ясикова Е.Ю., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания административного органа от 01.02.2010 N 609/1/1. При этом заявитель указывает, что п. 1 оспариваемого предписания не может быть выполнен, так как в нем нет указания на конкретный вид объектов, в отношении которых вынесено требование об обеспечении сноса бесхозных, неплановых, заброшенных, сгоревших строений, находящихся в противопожарных разрывах. Кроме того, администрация на основании Типового положения о территориальном органе администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 207, обладает полномочиями по сносу только в отношении самовольно установленных (размещенных) некапитальных объектов и самовольных построек и не обладает полномочиями по сносу ряда объектов, указанных в п. 1 предписания административного органа от 01.02.2010 N 609/1/1, находящихся на праве собственности у третьих лиц. Заявитель утверждает, что информация о зарегистрированном праве на названные объекты была представлена суду.
Администрация указывает также на незаконность п. 2 оспариваемого предписания, поскольку требование к администрации в части "обеспечения удаленных микрорайонов и садоводческих кооперативов источниками противопожарного водоснабжения" подразумевает создание данных источников, однако полномочиями по строительству объектов противопожарного назначения, к которым относится противопожарный водопровод, территориальные органы администрации не наделены, финансирование мероприятий не предусмотрено.
Заявитель, основываясь на положениях ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ( далее - Закон о пожарной безопасности), в кассационной жалобе указывает также на вынесение оспариваемого предписания в адрес ненадлежащего лица - администрации. Оснований для проведении внеплановой проверки не имелось.
Как следует из материалов дела, в период с 25.11.2008 по 09.12.2008 отделом государственного пожарного надзора проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Свердловского района г. Перми. По результатам проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, о чем составлен акт проверки от 09.12.2008 N 283. В целях устранения выявленных нарушений при обследовании (проверке) требований пожарной безопасности в соответствии с Законом о пожарной безопасности,администрации выдано предписание N 283. В названном предписании указано, что проверка выполнения предписания будет проведена в рамках внепланового мероприятия по надзору в декабре 2009 года.
Главным государственным инспектором по пожарному надзору Сидориным М.В. вынесено распоряжение от 14.12.2009 N 609 о проведении проверки в отношении администрации на предмет соблюдения установленных требований и выполнения предписания от 25.11.2008 - 09.12.2008 N 283.
В ходе повторной проверки, в присутствии представителя администрации - начальника сектора по взаимодействию с административными органами Аликина В.В., выявлены факты невыполнения вышеназванного предписания. Невыполнение предписания отдела государственного пожарного надзора от 25.11.2008 - 09.12.2008 N 283 выразилось в следующем: администрацией не обеспечен снос бесхозных, неплановых, заброшенных, сгоревших строений, а также строений, находящихся в противопожарных разрывах, что является нарушением п. 21, 22, 24 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила N 313); не в полной мере реализованы полномочия в части обеспечения удаленных микрорайонов и садоводческих кооперативов источниками противопожарного водоснабжения, что является нарушением ст. 3 Закона Пермского края от 21.11.2006 N 31-КЗ и постановления администрации г. Перми от 19.11.2007 N 480.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как 24 ноября 2006 г.
Администрации отделом государственного пожарного надзора в связи с выявленными нарушениями выдано новое предписание от 01.02.2010 N 609/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Полагая, что оспариваемое предписание является незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности выдачи административным органом предписания об устранении нарушений Правил N 313 и отсутствия нарушений прав и законных интересов администрации, в том числе и в связи с отзывом предписания.
Суд апелляционной инстанции, поддержав выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания, указал на ошибочность выводов об установлении факта отзыва предписания от 01.02.2010 N 609/1/1, но поскольку ошибочный вывод суда первой инстанции в данной части не привел к принятию неверного решения по делу, оставил решение суда без изменения.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
Согласно ст. 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со ст. 6 Закона о пожарной безопасности и п. 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Пунктом 1 Правил N 313 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в момент повторной проверки исполнения требований пожарной безопасности на территории Свердловского района г. Перми были нарушены п. 21, 22, 24 Правил N 313. Администрацией в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратного не доказано.
Таким образом, судами обоснованно сделан вывод о правомерности п. 1 оспариваемого предписания об устранении нарушений Правил N 313.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь подп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Закона о пожарной безопасности, постановлением администрации г. Перми от 19.11.2007 N 480 "Об организации первичных мер пожарной безопасности на территории города Перми", п. 3 Типового положения о территориальном органе администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 207, также сделал правомерный вывод о том, что обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах Свердловского района г. Перми возлагается на администрацию как на исполнительно - распорядительный орган.
Поскольку п. 2 предписания административного органа от 01.02.2010 N 609/1/1 об обеспечении удаленных микрорайонов и садоводческих кооперативов источниками противопожарного водоснабжения является первичной мерой по устранению нарушений пожарной безопасности, то обеспечение названных мер возлагается на администрацию.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о соответствии п. 2 оспариваемого предписания закону.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.08.2010 по делу N А50-10745/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Свердловского района г. Перми - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Правил N 313 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в момент повторной проверки исполнения требований пожарной безопасности на территории Свердловского района г. Перми были нарушены п. 21, 22, 24 Правил N 313. Администрацией в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратного не доказано.
Таким образом, судами обоснованно сделан вывод о правомерности п. 1 оспариваемого предписания об устранении нарушений Правил N 313.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь подп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Закона о пожарной безопасности, постановлением администрации г. Перми от 19.11.2007 N 480 "Об организации первичных мер пожарной безопасности на территории города Перми", п. 3 Типового положения о территориальном органе администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 207, также сделал правомерный вывод о том, что обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах Свердловского района г. Перми возлагается на администрацию как на исполнительно - распорядительный орган."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2011 г. N Ф09-11184/10-С1 по делу N А50-10745/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4045/11
25.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4045/11
20.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11184/10
02.11.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10287/10