Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 января 2011 г. N Ф09-10818/10-С2 по делу N А50-6311/2010
Дело N А50-6311/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сухановой Н.Н., судей Артемьевой Н.А., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.07.2010 по делу N А50-6311/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Пермское муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Пермскому краю в лице министерства, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, Министерству социального развития Пермского края (привлечено в качестве соответчика определением арбитражного суда от 28.04.2010) о взыскании 202 400 руб. убытков, причиненных незаконным бездействием Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, выразившемся в невозмещении специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению за 2010 г. в установленный срок, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 14 658, 63 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 16.07.2010 (судья Овчинникова С.А.) исковые требования удовлетворены. С министерства в пользу истца взысканы убытки в сумме 202 400 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 14 658, 63 руб. Производство по делу в части взыскания задолженности за 2009 г. в сумме 929 571,10 руб. прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2010 (судьи Ясикова Е.Ю., Осипова С.П., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что расходы предприятия за 2010 г., связанные с погребением умерших, подлежат возмещению в случае заключения соответствующего договора с Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края, между тем истцом данное условие не выполнено.
Как видно из материалов дела и установлено судами, истец является специализированной организацией, созданной для выполнения городских социально-экономических заказов, в том числе оказания различных услуг по погребению на территории Пермского края.
Между истцом (получатель) и Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по городу Перми (плательщик) 13.04.2009 заключен договор о возмещении расходов в связи с предоставлением гарантированного перечня услуг по погребению, который действовал до 31.12.2009.
В течение 2009 г. предприятие производило захоронение умерших граждан на территории г. Перми, соответствующие расходы возмещены истцу в полном объеме, в том числе, частично оплата произведена в 2010 году.
В период с 01.01.2010 по 29.01.2010 истец произвел захоронение умерших граждан в количестве 44 человек.
В адрес Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми истцом представлены акты выполненных работ, реестры умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, лиц, личность которых не установлена, справки о смерти, справки из отделения Пенсионного фонда, счета-фактуры на сумму 202 400 руб.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая с министерства как главного распорядителя денежных средств на данные цели убытки в заявленной сумме, суды указали на то, что наличие и размер убытков, не возмещенных истцу, подтверждены.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, для применения которой необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего наступление убытков и их размер, противоправность поведения причинителя убытков и его вину, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя убытков и наступившими у истца последствиями.
Статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон) предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также мертворожденных детей по истечении 196 дней беременности. В соответствии с названной нормой права погребение умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно п. 3 ст. 9 Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности. При этом, источники финансирования расходов по погребению умерших, личность которых не установлена в законодательстве не указаны.
Распоряжением Правительства Пермского края от 30.09.2009 N 114-рп стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, согласована в размере 4600 руб.
Указом губернатора Пермского края от 17.03.2006 N 39 утвержден Порядок возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края.
Судами установлен, материалами дела подтвержден и ответчиками не оспаривается факт оказания истцом услуг по погребению умерших и их количество, в связи с чем суды правильно признали доказанным наличие у предприятия соответствующих убытков и взыскали с министерства соответствующую сумму задолженности и процентов.
Доводы министерства о необходимости заключения соответствующего договора ранее приводились в ходе рассмотрения дела и обоснованно отклонены на основании ст. 9, 12 Закона, и с учетом того, что истец является единственной специализированной службой на территории Пермского края, производящей захоронение лиц, поименованных в указанных нормах.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на правильном применении норм права и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.07.2010 по делу N А50-6311/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 3 ст. 9 Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности. При этом, источники финансирования расходов по погребению умерших, личность которых не установлена в законодательстве не указаны.
...
Указом губернатора Пермского края от 17.03.2006 N 39 утвержден Порядок возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края.
...
Доводы министерства о необходимости заключения соответствующего договора ранее приводились в ходе рассмотрения дела и обоснованно отклонены на основании ст. 9, 12 Закона, и с учетом того, что истец является единственной специализированной службой на территории Пермского края, производящей захоронение лиц, поименованных в указанных нормах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 января 2011 г. N Ф09-10818/10-С2 по делу N А50-6311/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника