г. Пермь
17 сентября 2010 г. |
Дело N А50-6311/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.
судей Осиповой С.П., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от истца - ПМУП "Ритуальные услуги": Бардасов С.Ю., паспорт, доверенность от 02.10.2008;
от ответчиков - Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми: Кумаитова Р.Д., паспорт, доверенность от 19.08.2010; от Министерства социального развития Пермского края, Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края: не явились;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика- Министерства социального развития Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 июля 2010 года
по делу N А50-6311/2010,
принятое судьей Овчинниковой С.А.
по иску ПМУП "Ритуальные услуги"
к ответчикам: Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, Министерству социального развития Пермского края
о взыскании убытков в размере 1 146 629, 00 рублей,
установил:
Пермское муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" (далее истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, Министерству социального развития Пермского края (привлеченному в качестве соответчика определением арбитражного суда от 28.04.2010), с учетом отказа от исковых требований в части взыскания задолженности за 2009 год, о взыскании 202 400, 00 рублей убытков, причиненных незаконным бездействием Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, выразившимся в не возмещении специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению в установленный срок за 2010 год, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 14 658, 63 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.07.2010 (резолютивная часть решения объявлена 09.07.2010) исковые требования удовлетворены. С Министерства социального развития Пермского края в пользу истца взысканы убытки в сумме 202 400, 00 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 14 658, 63 рублей, а также в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску 7 072, 00 рублей. Истцу из федерального бюджета возвращена госпошлина в сумме 17 394, 29 рублей. Производство по делу в части взыскания задолженности за 2009 год в сумме 929 571,10 рублей прекращено.
Не согласившись с принятым решением, Министерство социального развития Пермского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Министерство, ссылаясь на п. 6 Порядка возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края, утвержденного Указом Губернатора Пермского края от 17.03.2006 N 39, указывает на то, что возмещение расходов возможно только при наличии заключенного договора.
Истец с жалобой не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель истца доводы отзыва поддержал. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми с решением суда не согласно по основаниям, приведенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва и позицию Министерства, пояснив, что виновных действий ответчиков нет, бюджетные средства поступают несвоевременно, а возмещение расходов возможно только при открытых лимитах. Просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представители Министерства социального развития Пермского края и Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали. Министерство социального развития Пермского края заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, данное ходатайство апелляционный суд удовлетворил.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец является специализированной организацией, созданной для выполнения городских социально-экономических заказов, в том числе оказания различных услуг по погребению на территории Пермского края.
Между истцом (получатель) и Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по городу Перми (плательщик) 13.04.2009 был заключен договор о возмещении расходов в связи с предоставлением гарантированного перечня услуг по погребению, который действовал до 31.12.2009 (л.д.150-152).
В течение 2009 года предприятие производило захоронение умерших граждан на территории г.Перми, расходы за 2009 были возмещены истцу в полном объеме, в том числе, частично оплата произведена в 2010 году.
За период с 01.01.2010 по 29.01.2010 истец произвел захоронение умерших граждан в количестве 44 человек.
В адрес Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми истцом были представлены акты выполненных работ, реестры умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя; лиц, личность которых не установлена, справки о смерти, справки из отделения Пенсионного фонда, счета-фактуры на сумму 202 400, 00 рублей (л.д.80-92).
В связи с тем, что между истцом и управлением не был заключен в 2010 году соответствующий договор о возмещении расходов в связи с предоставлением гарантированного перечня услуг по погребению, ответчики отказались возмещать истцу расходы на погребение за январь 2010 в сумме 202 400, 00 рублей.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая с Министерства социального развития Пермского края как главного распорядителя денежных средств на данные цели убытки в заявленной сумме, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер убытков, не возмещенных истцу, подтверждены.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст.71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, для применения которой необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего наступление убытков и их размер, противоправность поведения причинителя убытков и его вину, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя убытков и наступившими у истца последствиями.
Статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также мертворожденных детей по истечении 196 дней беременности. В соответствии с названной нормой права погребение умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности. При этом, источники финансирования расходов по погребению умерших, личность которых не установлена в законодательстве не указаны.
Распоряжением Правительства Пермского края N 114-рп от 30.09.2009 стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, согласована в размере 4600 рублей.
Указом губернатора Пермского края от 17.03.2006 N 39 утвержден Порядок возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края.
Судом первой инстанции установлен, материалами дела подтвержден и ответчиками не оспаривается факт оказания истцом услуг по погребению умерших и их количество.
Таким образом, факт несения убытков по настоящему делу истцом, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является доказанным.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что в соответствии с законом Пермского края от 17.12.2009 N 560-ПК "О бюджете Пермского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" главным распорядителем средств бюджета Пермского края на возмещение расходов на погребение является Министерство социального развития Пермского края, правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме и взыскал понесенные убытки с Министерства.
При решении вопроса о взыскании убытков с одного из ответчиков суд первой инстанции исследовал отчет, представленный Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, и установил отсутствие у данного ответчика необходимых денежных средств для оплаты понесенных расходов на погребение.
Далее суд установил, что Министерству социального развития Пермского края в 2010 году выделено на социальное погребение 24 145 300 руб. и остаток денежных средств на указанные цели на 06.04.2010 на счете Министерства составил 1 237, 03 тыс. руб.
С учетом установленных обстоятельств суд правильно определил лицо, за счет которого подлежат возмещению убытки истца и доводы жалобы выводы суда в этой части не опровергают.
Кроме того, в связи с тем, что возмещение истцу расходов по погребению за 2009 было произведено после истечения сроков на оплату оказанных услуг, суд первой инстанции на основании ст. 395 ГК РФ, с учетом правильности представленного истцом расчета, взыскал с Министерства проценты за пользование чужими денежными средствами в заявленной сумме. Оснований для переоценки выводов суда о наличии оснований для взыскания процентов апелляционный суд не усматривает. Расчет процентов в судах первой и апелляционной инстанций ответчиками не оспаривается.
Возражения ответчиков относительно возможности начисления процентов правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку ответчики не указали на наличие обстоятельств, исключающих их вину в неисполнении обязанности по возмещению истцу расходов по погребению умерших.
Анализ ст.ст. 9, 12 Закона о погребении, учитывая, что истец является единственной специализированной службой на территории Пермского края, производящей захоронение лиц, поименованных в вышеназванной статье, не позволяет сделать вывод о том, что обязательным условием для возмещения понесенных специализированной службой расходов является наличие заключенного договора, на что также верно указал суд первой инстанции.
Ссылка апеллятора на п. 6 Порядка возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края, утвержденного Указом Губернатора Пермского края от 17.03.2006 N 39, судом апелляционной инстанции признана несостоятельной, так как отсутствие заключенного договора в силу ст. 15 ГК РФ не является основанием для освобождения от ответственности по возмещению понесенных истцом убытков, размер которых надлежащим образом доказан.
Аналогичный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции и суд, отклоняя его, указал, что незаключение договора не исключает обязанность исполнительного органа возместить специализированной службе расходы на погребение при предоставлении последней документов, поименованных в ст. 9 Закона N 8-ФЗ.
Кроме того, суд обоснованно указал, что отсутствие договора не является основанием для отказа истцу в возмещении понесенных им расходов, которые являются для него убытками.
Довод жалобы о том, что суд не дал оценку нормам Указа губернатора, отклонен как необоснованный, поскольку в мотивировочной части решения суд проанализировал положения Указа и сделал соответствующие выводы.
Доводы управления, озвученные в заседании, о несвоевременном поступлении денежных средств на лицевые счета со ссылкой на п. 4.6 договора и об отсутствии виновных действий отклонены апелляционным судом, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции, основанные на правильном применении норм Закона N 8-ФЗ.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Иных доводов, влекущих отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Судебные расходы по оплате госпошлины распределены судом первой инстанции в соответствии с нормами АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 июля 2010 года по делу N А50-6311/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.Ю. Ясикова |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6311/2010
Истец: ПМУП "Ритуальные услуги"
Ответчик: Министерство социального развития Пермского края, Министерство финансов Пермского края, Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края, Территориальное Управление Министерства Социального развития Пермского края по г. Перми, Территориальное управление Министерство социального развития ПК по г. Перми, ТУ Минсоцразвития по г. Перми Пермского края