Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 февраля 2011 г. N Ф09-8901/10-С5 по делу N А76-10649/2010-65-472
Дело N А76-10649/2010-65-472
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 ноября 2010 г. N Ф09-8901/10-С5 по делу N А76-10649/2010-65-472
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкасской Г.Н., судей Сирота Е.Г., Вербенко Т.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Челябинска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.08.2010 по делу N А76-10649/2010-65-472 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Детское общественное питание - ДОП" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации о признании незаконным решения Комиссии по контролю в сфере размещения муниципального заказа г. Челябинска Управления экономики администрации города Челябинска от 06.05.2010 о несоответствии конкурсной документации по конкурсу N 10-074, предписания от 06.05.2010 об аннулировании торгов, а также об обязании конкурсной комиссии подвести итоги конкурса.
Определением суда от 08.06.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Комбинат школьного питания Ленинского района" (далее - комбинат).
Определением суда от 02.08.2010 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление муниципального заказа администрации г. Челябинска (далее - Управление муниципального заказа).
Решением суда от 27.08.2010 (судья Воронов В.П.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными решение Комиссии по контролю в сфере размещения муниципального заказа города Челябинска Управления экономики администрации города Челябинска от 06.05.2010 о признании несоответствия конкурсной документации N 10-074 на право заключения муниципального контракта на организацию горячего питания для муниципальных образовательных учреждений города Челябинска для Управления по делам образования администрации города Челябинска и предписание от 06.05.2010 об аннулировании открытого конкурса N 10-074 на право заключения муниципального контракта на организацию горячего питания для муниципальных образовательных учреждений города Челябинска для Управления по делам образования администрации города Челябинска. Суд обязал конкурсную комиссию Управления муниципального заказа подвести итоги открытого конкурса N 10-074 на право заключения муниципального контракта на организацию горячего питания для муниципальных образовательных учреждений города Челябинска для Управления по делам образования администрации города Челябинска.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами при разрешении спора ст. 21, 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ), неправильное применение ст. 421, 432, 708, 779, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя кассационной жалобы, проект муниципального контракта не содержит существенных условий о начальном, конечном и промежуточных сроках, о предмете контракта (отсутствуют сведения о категориях и количестве обучающихся, горячее питание которых исполнитель обязан организовать, в том числе в период проведения летней оздоровительной компании). Поскольку муниципальный контракт, подлежащий заключению по результатам конкурса, является смешанным, заявитель полагает, что он должен содержать все существенные условия договоров поставки и хранения. Заявитель ссылается на то, что принятые по делу судебные акты могут повлиять на права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле, - Управление по делам образования администрации г. Челябинска. Конкурсная комиссия, которую суд обязал подвести итоги конкурса, не является юридическим лицом, создается организатором торгов на период проведения конкурса и не вправе выступать стороной по делу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Управление по делам образования администрации г. Челябинска (заказчик) подало в Управление муниципального заказа заявку на организацию размещения муниципального заказа путем проведения конкурса на право заключения муниципального контракта на организацию горячего питания для муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска от 26.02.2010 N 16-07/517.
Управление муниципального заказа, являющееся организатором открытого конкурса от 05.03.2010 N 10-074 на право заключения муниципального контракта на организацию горячего питания для муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска, разместило на интернет-сайте уполномоченного органа - Управления муниципального заказа информацию о проводимом конкурсе, о сроке подачи заявок (до 12.04.2010), о дате рассмотрения заявок по конкурсу (30.04.2010).
Предмет размещения заказа определен в конкурсной документации: организация ежедневного горячего питания для муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска в соответствии с категориями обучающихся и воспитанников, предусмотренными отраслевой целевой программой "Организация питания воспитанников и обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях города Челябинска на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением главы г. Челябинска от 23.07.2008 N 176-п.
Лот N 1 на организацию питания в муниципальных образовательных учреждениях N 11, 17, 43, 53 (с дошкольным отделением), 56, 58, 80, 83, 98, 105, 110 (с дошкольным отделением), 117, 131 (с дошкольным отделением), 142, 144 (с дошкольным отделением), 145 (с дошкольным отделением), 153. Ориентировочное количество учащихся - 9230 человек, в том числе дети из малообеспеченных семей, дети с нарушением здоровья, дети из многодетных семей и дети одиноких родителей - ориентировочно 2589 человек, дети из малообеспеченных семей, дети с нарушением здоровья - ориентировочно 4137 человек, обучающиеся коррекционных классов общеобразовательных школ - ориентировочно 433 человека, обучающиеся спортивных и кадетских классов - ориентировочно 136 человек, воспитанники дошкольных групп - ориентировочно 230 человек; лот N 2 организация горячего питания в муниципальных образовательных учреждениях N 40, 133, 138, 147 (с филиалом), 62, 81, 106, 107, 112, 120, 123 (филиал), 136. Ориентировочное количество учащихся - 7882 человека, в том числе дети из малообеспеченных семей, дети с нарушением здоровья, дети из многодетных семей и дети одиноких родителей - ориентировочно 2068 человек, дети из малообеспеченных семей, дети с нарушением здоровья - ориентировочно 2569 человек, обучающиеся коррекционных классов общеобразовательных школ - ориентировочно 109 человек, обучающиеся спортивных и кадетских классов - ориентировочно 655 человек, воспитанники дошкольных групп - ориентировочно 188 человек.
Категории воспитанников и обучающихся перечислены в таблице, являющейся приложением N 1 к указанной программе.
Согласно конкурсной документации являются два лота:
По результатам вскрытия конвертов, оформленного протоколом от 12.04.2010 N 1-В, установлено, что в конкурсе по лоту N 1 подано две заявки: от общества и комбината, по лоту N 2 - одна заявка от общества.
По лоту N 1 комбинат предложил цену контракта - 10608600 руб., соответствующая начальной (максимальной) цене контракта, общество предложило - 7700000 руб.
Комбинат, ссылаясь на то, что проекты муниципальных контрактов по спорным лотам не соответствуют требованиям Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, обратился в контрольный орган - Управление экономики с соответствующим заявлением. В заявлении указано на отсутствие в конкурсной документации порядка определения цены контракта, отсутствие количества учащихся, для которых организуется горячее питание, условия об организации питания в школьных учреждениях, а также периодичности оказания услуг.
По результатам проведенной Управлением экономики проверки вынесено решение от 06.05.2010, которым конкурсная документация на право заключения муниципального контракта на организацию горячего питания для муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска признана не соответствующей п. 4 ч. 4 ст. 21, п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Из оспариваемого решения следует, что в конкурсной документации в нарушение п. 4 ч. 4 ст. 21, п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ не четко определен порядок формирования цены контракта, имеются противоречия и неоднозначные толкования составляющих цены, отраженные в п. 1.3 и п. 3.1 проектов муниципальных контрактов; отсутствуют условия о сроке и периодичности оказания услуг (количество дней в неделю и количество раз в день) с учетом ст. 708, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости указания в контракте условия об организации горячего питания не только дошкольных групп, но и обучающихся различных категорий, в том числе в период летней оздоровительной кампании.
Учитывая, что 12.04.2010 проведено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также что устранение нарушений законодательства и выдача предписания о внесении изменений в конкурсную документацию невозможно, Управление экономики выдало уполномоченному органу и муниципальному заказчику предписание об аннулировании торгов и приведении конкурсной документации в соответствие действующему законодательству.
Полагая, что отмена конкурса после вскрытия конвертов с предложениями участников торгов нарушают его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признав решение и предписание Управления экономики противоречащими положениям Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и ст. 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушающими права заявителя как участника конкурса, судебные инстанции удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
На основании ст. 4 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ муниципальными заказчиками выступают соответственно органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В случае, если созданы орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее также -уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.
Постановлением главы г. Челябинска от 21.02.2006 N 85-п утвержден Порядок формирования, размещения и исполнения муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд г. Челябинска (далее - Порядок).
Согласно п. 3 указанного Порядка размещение муниципального заказа - это комплекс мероприятий, проводимый муниципальными заказчиками, уполномоченным органом и комиссиями по размещению муниципальных заказов, имеющий своей целью определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для заключения с ними муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В разд. 3 Порядка предусмотрена предварительная процедура формирования муниципального заказа, которая предшествует последующему проведению торгов и отбору поставщиков и исполнителей работ для муниципальных нужд.
Формирование муниципального заказа осуществляется на основании предварительных заявок муниципальных заказчиков, которые направляют в уполномоченный орган пакет документов для организации и проведения процедур размещения муниципального заказа в соответствии с требованиями действующего законодательства и указанного Порядка. В обязательный пакет документов, направляемых муниципальным заказчиком уполномоченному органу, входят, в том числе заявка на размещение муниципального заказа г. Челябинска, утвержденная руководителем муниципального заказчика или его заместителем, на бумажном и электронном носителе.
Заявка на организацию и проведение конкурса должна содержать следующие сведения: наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона муниципального заказчика; источник финансирования муниципального заказа, сумма выделенных средств, код бюджетной классификации; предмет муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и кратких характеристик товара, работ, услуг; место, условия и сроки (периоды) поставок товара, выполнения работ, оказания услуг; форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг; начальная цена контракта по каждому лоту; предполагаемые критерии оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии со статьей 28 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ; сведения о виде деятельности, подлежащей лицензированию.
Судами установлено, что до направления заявки в уполномоченный орган для организации торгов необходимость в товарах и услугах, которые указаны в заявке, проверяется администрацией г. Челябинска и включается в план муниципального заказа на соответствующий финансовый год.
Проанализировав заявку на организацию размещения муниципального заказа путем проведения конкурса на право заключения муниципального контракта на организацию горячего питания для муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска от 26.02.2010 N 16-07/517, конкурсную документацию, суды пришли к выводу, что предмет размещения заказа, указанный в заявке, аналогичен предмету, содержащемуся в конкурсной документации.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 21, 22 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация должны содержать сведения о предмете контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Судебные инстанции исходили из следующего.
Согласно заявке на организацию размещения муниципального заказа и конкурсной документации предметом размещаемого заказа является организация ежедневного горячего питания в муниципальных образовательных учреждениях г. Челябинска в соответствии с категориями обучающихся и воспитанников согласно отраслевой целевой программе "Организация питания воспитанников и обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях г. Челябинска на 2008-2010 гг.", утвержденной постановлением главы г. Челябинска от 23.07.2008 N 176-п.
Перечень муниципальных образовательных учреждений и имеющихся в них дошкольных групп указан в заявке на организацию размещения заказа, информационной карте и в приложениях N 1 к проектам муниципальных контрактов.
В пункте 2.3.2, 2.3.14 проектов муниципальных контрактов предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить рациональное, сбалансированное питание, разработать примерное меню горячих школьных завтраков и обедов на период не менее двух недель (10-14 дней) и согласовать его с руководителем учреждения и территориальным органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарный эпидемиологический надзор, для организации питания детей 7-11 лет и 11-18 лет (в том числе в группах продленного дня); согласовать режим питания с руководителем учреждения; организовать ежедневное горячее питание в дошкольных группах в учреждении в соответствии с СанПИН 2.4.1.1249-03: с 10-часовым пребыванием детей 3-разовое питание с усилением полдников, с 12-часовым - 4-разовое, с круглосуточным - 5-разовое с дополнительным ужином перед сном.
Оценив конкурсную документацию по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что условие о предмете муниципальных контрактов в конкурсной документации определено и соответствует ст. 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и требованиям, указанным в п. 4 ч. 4 ст. 21, п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, в связи признали оспариваемые решение и предписание противоречащими закону и нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Содержащаяся в оспариваемом решении ссылка на отсутствие указания количества воспитанников и учащихся в тексте проекта муниципального контракта признана судами необоснованной, поскольку данная величина является условной и ориентировочной на момент составления заявки от 26.02.2010. В процессе исполнения контракта данное число может изменяться и будет зависеть от факторов, не относящихся к заказчику муниципального контракта, а именно: воли родителей о направлении детей в дошкольные группы, а также от иных факторов, но не может быть больше установленного возможного числа учащихся и воспитанников на каждое учебное заведение.
Категории учащихся и обучающихся в муниципальных образовательных учреждения указаны в отраслевой целевой программе "Организация питания воспитанников и обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях г. Челябинска на 2008-2010 гг.", утвержденной постановлением главы г. Челябинска от 23.07.2008 N 176-п.
С учетом установленного конкурсной документацией момента подведения итогов конкурса (30.04.2010) и срока на заключение муниципального контракта суды пришли к выводу, что фактическое начало исполнения контракта выпадает на летние каникулы и на новый учебный год, начинающийся с 01.09.2010.
Проанализировав п. 1.3 и 3.1 контракта, суды пришли к выводу, что цена контракта включает все сопутствующие оказанию услуг расходы и не может превышать установленный тарифным органом предел; условия данных пунктов не противоречат друг другу.
Согласно п. 3 Положения об Управлении муниципального заказа администрации г. Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27.12.2005 N 9/13, управление является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, смету расходов, круглую печать с изображением герба г. Челябинска и наименованием учреждения, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы, бланки; имеет право от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, может выступать истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять свою деятельность как орган управления администрации города.
В соответствии с п. 1 постановления главы г. Челябинска от 21.02.2006 N 85-п "О мерах по совершенствованию системы муниципального заказа" Управление муниципального заказа является органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказа города на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Уполномоченный орган в установленном порядке формирует конкурсную, аукционную и котировочные комиссии.
С учетом указанных положений суды правомерно по заявленным требованиям привлекли в качестве надлежащего ответчика Управление муниципального заказа.
Довод администрации о том, что принятые по делу судебные акты могут повлиять на права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле, - Управление по делам образования, отклонен судом апелляционной инстанции, так как в данном деле обжаловались ненормативные правовые акты Комиссии по контролю в сфере размещения муниципального заказа г. Челябинска Управления экономики.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что проект муниципального контракта не содержит существенных условий, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов, сделанных на основе всесторонней и полной оценки доказательств, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.08.2010 по делу N А76-10649/2010-65-472 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Категории учащихся и обучающихся в муниципальных образовательных учреждения указаны в отраслевой целевой программе "Организация питания воспитанников и обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях г. Челябинска на 2008-2010 гг.", утвержденной постановлением главы г. Челябинска от 23.07.2008 N 176-п.
...
Согласно п. 3 Положения об Управлении муниципального заказа администрации г. Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27.12.2005 N 9/13, управление является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, смету расходов, круглую печать с изображением герба г. Челябинска и наименованием учреждения, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы, бланки; имеет право от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, может выступать истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять свою деятельность как орган управления администрации города.
В соответствии с п. 1 постановления главы г. Челябинска от 21.02.2006 N 85-п "О мерах по совершенствованию системы муниципального заказа" Управление муниципального заказа является органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказа города на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2011 г. N Ф09-8901/10-С5 по делу N А76-10649/2010-65-472
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника