Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 2 марта 2011 г. N А60-39493/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 сентября 2011 г. N Ф09-5542/11 по делу N А60-39493/2010
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2011 г. N 17АП-3870/11
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 02 марта 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации Полевского городского округа к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области о признании недействительным предписания
при участии в судебном заседании
от заявителя - О.А.Хвостова, представитель по доверенности N 43 от 21.10.2010 г., Е.И.Шевченко, представитель по доверенности N 6 от 24.01.2011 г.;
от заинтересованного лица - А.В.Власов, представитель, доверенность от 01.10.2010 г. N 05-28/338, паспорт; Е.Р.Абсатарова, представитель, доверенность от 16.12.2010 г. N 01-01-05-28/377, служебное удостоверение; И.А.Кусина, доверенность от 07.12.2010 г. N 01-01-05-28/355, служебное удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заявитель уточнил требования, уточнения судом приняты.
Администрация Полевского городского округа обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 29.07.2010 г. об устранении нарушений санитарных правил.
В соответствии с уточнением Администрация оспаривает откорректированное требование Управления в редакции от 07.02.2011 г., которое заявитель просит признать недействительным в части пунктов 1 и 2 и пункта 4 в части указания о приведении Администрацией Полевского городского округа в соответствие с нормами повышенных уровней шумов по адресам: перекресток ул. Декабря-Степана Разина, 52; дорога на станцию Полевской; перекресток ул. Малышева и дороги на станцию Полевской; ул. Майская (по дороге на мосте); ул. Володарского, 100 (АТП); ул. Крылова (около ПФМЗ); ул. Школьная (около ИП Черкашин).
По мнению заявителя, при проведении проверки в отношении юридического лица - Администрации Полевского городского округа, контролирующим органом фактически незаконно проведена проверка в отношении всего муниципального образования Полевского городского округа, который является самостоятельным субъектом гражданских прав. Указание в пунктах 1 и 2 предписания на обязанность Администрации разработать и утвердить генеральный план и правила землепользования и застройки является незаконным, поскольку данные вопросы отнесены к компетенции иных органов местного самоуправления, в том числе Думы Полевского городского округа. В остальной части предписание не может быть исполнено в установленные в нем сроки, поскольку расходы на мероприятия по корректировке Генеральной схемы санитарной очистки территории населенных пунктов могут быть запланированы лишь в бюджете Полевского округа на 2012 год, что делает невозможным выполнение данных мероприятий в 2011 году.
Оспаривая требование Роспотребнадзора в части выполнения мероприятий по снижению уровней шумов, заявитель ссылается на то, что часть замеров уровней шумов проведена в непосредственной близости от промышленных предприятий (в их санитарно-защитной зоне), обязанных в силу закона самостоятельно проводить профилактические мероприятия по снижению уровня шума.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области доводы заявителя считает необоснованными, ссылаясь на то, что в силу положений градостроительного законодательства принятие решения о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления, а обязанность по снижению уровней шумов, т.юе. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, возложена на органы местного самоуправления Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
На основании распоряжения от 31.05.2010 г. N 01-01-08.31/4643 Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области проведена плановая выездная проверка Администрации Полевского городского округа в части соблюдения обязательных требований, обеспечивающих предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан, загрязнения окружающей среды на территории Полевского городского округа.
По результатам проверки составлен акт от 29.07.2010 г. о выявленных нарушениях и выдано предписание от 29.07.2010 г., которым Администрации Полевского городского округа (в тексте предписании содержится указание о его выдаче ОАО "Первоуральский новотрубный завод", что является опечаткой и не влияет на содержание предписания), в соответствии с которым Администрации Полевского городского округа предписано выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу Генерального плана развития Полевского городского округа; откорректировать Правила землепользования и застройки с учетом требований санитарных норм и правил; откорректировать генеральную схему санитарной очистки населенных пунктов Полевского городского округа с целью обеспечения на территории Полевского городского округа рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономической целесообразности утилизации бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятии торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
В соответствии с данным предписание Администрации Полевского городского округа предписано также обязательно соблюдать требования санитарных норм; учитывать в нормативно-технических, регламентирующих планировочные решения документах требования санитарных норм; проводить профилактические мероприятия по борьбе с шумом; проводить оценку уровней шума на территории жилой застройки муниципального образования.
Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании недействительным данного предписания, ссылаясь в том числе на то, что предписание не содержит указание на конкретные нарушения и те мероприятия, которые необходимо исполнить для устранения этих нарушений.
По инициативе суда стороны предпринимали меры к внесудебному урегулированию спора, в результате чего Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области с учетом доводов заявителя Администрации Полевского городского округа выдан откорректированный вариант предписания от 07.02.2011 г., содержащий указание на необходимость проведение мероприятий по устранению нарушений и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий, в том числе:
1. откорректировать Правила землепользования и застройки с учетом требований санитарных норм и правил, а именно:
1.1. в статье 10 главы 4 необходимо отразить, что при градостроительной подготовке земельных участков, сформированных из состава государственных и муниципальных земель, для последующего предоставления физическим и юридическим лицам, не допускается осуществлять градостроительную подготовку и распоряжение земельными участками без указания ограничений хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил.
1.2. карты градостроительного зонирования и спецификации к ним необходимо выполнить в читаемом масштабе, с целью возможности достоверной оценки соответствия границ зон с особыми условиями использования территорий, действующими санитарным нормам и правилам, а также правильность нанесения границ санитарно-защитных зон, зон санитарной охраны в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил.
1.3. при определении основного вида использования:
- для зон Ж1, Ж2 и Ж3 при размещении существующей жилой застройки в санитарно-защитных зонах предприятий исключить возможность "реконструкции и восстановления" жилого фонда. Разрешить "сохранение" и текущий ремонт, предусмотрев поэтапный вынос жилой застройки, а также запрещение не только нового строительства, но и реконструкцию существующего жилого фонда без изменения назначения зданий;
- для зоны ОД (С-2) при размещении лечебных учреждений в санитарно-защитных зонах предприятий допускается сохранение, текущий ремонт, реконструкция и восстановление существующих зданий, соответствующих зоне ОД (С-2) за исключением лечебных учреждений стационарного типа. В соответствии с действующими санитарными нормами и правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция с изменениями) должны быть предусмотрены перепрофилирование или вынос лечебных учреждений стационарного типа и запрещение реконструкции лечебных учреждений стационарного типа и их нового строительства;
- для зоны ОД (С-5) при размещении спортивных сооружений в санитарно-защитных зонах предприятий не допускается сохранение, реконструкция и восстановление существующих спортивных сооружений открытого типа, соответствующих зоне ОД (С-5) без изменения их назначения;
- для зон П1-П4 вводимыми градостроительными регламентами должен быть предусмотрен вынос существующей жилой застройки и иных объектов, размещение которых в пределах СЗЗ запрещено действующими санитарными нормами и правилами (раздел 5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
1.4. При определении вспомогательного вида использования:
- Для зоны Ж2 необходимо ввести запрет на размещение в составе зоны во встроено-пристроенных объектах обслуживания химчисток производительностью 160 и более кг/смену, разрешив размещение только приемных пунктов химчисток. Также необходимо указать на обязательность соблюдения санитарных разрывов от приобъектовых стоянок до фасадов и торцов жилых домов, территорий школ, детских учреждений, площадок отдыха, игр и спорта, а также территорий лечебных учреждений стационарного типа и др. в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил.
- Для зоны ЖЗ должен быть введен запрет на размещение во встроено-пристроенных объектах обслуживания химчисток производительностью 160 и более кг/смену, разрешив размещение только приемных пунктов химчисток. Необходимо указать, что в зоне ЖЗ допускается размешать паркинги подземные и наземные, автомойки не более чем на 2 поста при условии соблюдения санитарных разрывов до нормируемых объектов, ориентировочных размеров и возможности организации СЗЗ в соответствие с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
- В зоне ОД (С-5) допускается размещать стоянки открытые наземные, паркинги подземные и наземные при условии соблюдения санитарных разрывов в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
- В зоне ОД (С-6) необходимо указать, что допускается размещать спорткомплексы открытого типа, предприятия общественного питания, объекты торговли, офисные здания, стоянки автомобилей при условии соблюдения нормативных размеров земельных участков учебных заведений в соответствии с требованиями санитарных норм и правил и ориентировочных размеров санитарно-защитных зон и санитарных разрывов от автопарковок указанных объектов в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
1.5. При определении условно разрешенного вида использования:
- Для зон Ж1 и Ж2 указать, что: размещение отдельно стоящих объекты обслуживания, общественного питания и торговли, наземных стоянок автомобилей вместимостью до 50 м/м, производственных, складских и коммунальных объектов с классом опасности по действующей санитарной классификации - не выше V-гo допускается только при условии соблюдения санитарных разрывов до нормируемых объектов, ориентировочных размеров и возможности организации СЗЗ в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; размещение площадок для сбора мусора допускается только на специально отведенных местах на территории общего пользования, при условии их расположения и оборудования в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
- Для зон ЖЗ, ОД (С-2), ОД (С-3) указать, что допускается размещение указанных в Правилах объектов различного назначения при условии соблюдения санитарных разрывов до нормируемых объектов, ориентировочных размеров и возможности организации СЗЗ в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
1.6. Откорректировать перечень санитарно-защитных зон (СЗЗ, СЗЗу, СЗЗр), т.к. данный перечень составлен неправильно и не соответствует СанПиН 2.2.1/2.1.11200- 03, а именно:
- указаны не все предприятия и иные объекты, являющиеся источниками воздействия на среду обитания;
- не указаны классы опасности и размеры ориентировочных СЗЗ в соответствии с соответствует СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 (новая редакция с изменениями);
- при указании размеров окончательно установленной СЗЗ должны быть ссылка на документ (для объектов I-II классов опасности - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для объектов III-V классов опасности - Решение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя);
- не указаны санитарные разрывы для воздушных линий передач (ВЛ) напряжением белее 220 кВ, от магистральных газопроводов и компрессорных станций (указанные в Правилах размеры зон И-3(1) и И-1(1) не соответствуют требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
1.7. Откорректировать таблицу 2 ст. 45 Правил землепользования и застройки "Перечень зон с особыми условиями использования территорий" с учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПиН 2.1.4.1110-02, в части режимов использования зон с особыми условиями использования территорий. Указать и нанести на графический материал зоны санитарной охраны II и III поясов источников питьевого водоснабжения, расположенные на территории Полевского городского округа.
1.8. В связи с тем, что по данным социального - гигиенического мониторинга, проводимого службой Роспотребнадзора по Свердловской области порядка 22866 человек на территории Полевского городского округа проживает в неудовлетворительных условиях по показателям шумовой нагрузки, необходимо откорректировать карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты с учетом указанных данных социально-гигиенического мониторинга (санитарно-гигиенические паспорта Полевского городского округа были направлены в адрес Главы Полевского городского округа, письма от 10.09.2009 г. N 01-01-09-10-04/5536 и от 06.08.2010 г. N 01-01-09-10- 04/7015).
2. Откорректировать Генеральный план, в соответствии с которым разработаны и утверждены Правила землепользования и застройки Полевского городского округа, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, с учетом корректировки Правил землепользования и застройки Полевского городского округа по п. 1 данного предписания;
3. Откорректировать генеральную схему санитарной очистки населенных пунктов Полевского городского округа с целью обеспечения на территории Полевского городского округа рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономической целесообразности утилизации бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятии торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта);
4. Организовать проведение профилактических мероприятий по охране окружающей среды, среды обитания населения, в т.ч. по борьбе с шумом, а именно: привести повышенные уровни шума (максимальный и эквивалентный уровни) в соответствие с требованиями п. 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 по следующим адресам: г. Полевской, перекресток ул. Декабря - ул. Степана Разина, 52, перекресток ул. Степана Разина - ул. Ленина, ул. Коммунистическая (школа N 14), площадь Ленина около магазина "Каменный цветок", дорога на Станцию-Полевской, пер. Малышева и дороги на Станцию - Полевской, ул. Советская, 100, перекресток ул. Карла Либкнехта - ул. Советская, перекресток ул. Макаренко - ул. Красноармейская, перекресток, ул. Малышева - ул. Карла Либкнехта, ул. Малышева школа N 1, ул. Володарского, 100 (АТП), перекресток ул. Володарского - ул. Крылова, перекресток ул. Калинина ул. Ильича, ул. Карла Маркса, 16, переулок ул. Володарского - ул. Победы, перекресток ул. Володарского - ул. Карла Маркса, ул. Победы (около ДК), ул. Карла Маркса, 19, перекресток ул. Бажова, ул. Карла Маркса, дорога на п. Зюзельский, ул. Крылова (около ПМФЗ), ул. Школьная (около ИП Черкашин), по дороге с. Полдневая, ул. Карла Маркса - ул. Западная, перекресток ул. Некрасова - ул. Нахимова, перекресток ул. Сталеваров - ул. Суворова, перекресток ул. Вершинина - ул. 8 Марта, ул. Степана Разина - ул. Майская, ул. Пионерская - ул. Октябрьская, ул. Майская (по дороге на мосте), м-н Сосновый Бор, 18, м-н Зеленый Бор, д/сN 67, м-н Зеленый Бор,32, м-н Зеленый Бор, 29, перекресток ул. Горького - ул. Кунгурская, переулок ул. Меркулова - пер. Красногорский, перекресток ул. Сталеваров - ул. Горького, перекресток ул. Декабристов - ул. Добролюбова, ул. Декабристов - ул. Нахимово, перекресток ул. Декабристов с дорогой на К.Горку, перекресток ул. Мичурина - ул. Меркулова.
5. Проводить оценку уровней шума на территории жилой застройки муниципального образования.
В соответствии со ст. 1 и 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, а также посредством государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В силу ст. 44. Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя комплекс мероприятий, в том числе контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, которым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Статьей 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарных правил и о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирующего порядок проведения проверок при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по результатам проверки лицу, в отношении которого проведена проверка, одновременно с актом проверки выдается предписание об устранении выявленных нарушений, которое является приложением к акту.
Указанному праву должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, корреспондирует обязанность проверяемых лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений данных должностных лиц (статья 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Как следует из материалов дела, предписание Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 29.07.2010 г. вынесено должностным лицом в пределах его полномочий и при наличии установленных законом оснований - устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения Полевского городского округа и необходимость проведения дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих это благополучие, в том числе в части корректировки Правил землепользования и застройки с учетом требований санитарных правил.
Последующее изменение данного предписания и указание в новой редакции предписания от 07.02.2011 г. на перечень необходимых мероприятий (их конкретизацию), не противоречит указанному выше законодательству, регулирующему полномочия государственного органа при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора, направлено на обеспечение выполнимости предписания, и не нарушает прав и законных интересов лица, которому оно выдано. Предписание Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в редакции от 07.02.2011 г. связано с предметом проведенной проверки, о чем свидетельствует ссылка на акт проверки от 29.07.2010 г. и тождественность мероприятий, необходимых для устранения нарушений.
Оспариваемыми заявителем пунктами 1 и 2 предписания в редакции от 07.02.2011 г. Администрации Полевского городского округа предписано откорректировать Правила землепользования и застройки с учетом требований санитарных норм и правил, а также откорректировать Генеральный план, в соответствии с которым разработаны и утверждены Правила землепользования и застройки Полевского городского округа, приведя его в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.
Статьей 12 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии со ст. 31, 56, 87 Земельного кодекса Российской Федерации на земельные участки, которые включены в состав зон с особыми условиями использования земель может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Режимы использования земельных участков, расположенных в пределах зон с особыми условиями использования территорий, регламентируется в том числе санитарными нормами и правилами.
В силу п. 8 ст. 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Как следует из материалов дела, проведенным в ходе проверки экспертным исследованием установлено, что Правила землепользования и застройки Полевского городского округа, утвержденные решением Думы Полевского городского округа от 11.12.2008 г. N 712, не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, санитарным нормам и правилам, поскольку разработаны с использованием в качестве исходных данных устаревших материалов Генерального плана Полевского городского округа (экспертное заключение N 520-643 от 29.07.2010 г. Федерального государственного учреждения науки "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья промпредприятий").
В частности, в Правилах не указан порядок перевода из одной категории в другую для земельных участков, разрешенное использование которых не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны по основному, вспомогательному и условно разрешенному видам использования, в которой расположен земельный участок; карта градостроительного зонирования представлена в нечитаемом масштабе, что не позволяет оценить соответствие границ зон с особыми условиями использования территорий действующим санитарным нормам и правилам, а также правильность нанесения границ санитарно-защитных зон, зон санитарной охраны, водоохранных зон в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Не представлены сведения о санитарно-защитных зонах предприятий, а также полная спецификация всех промышленных предприятий и иных объектов различного назначения, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами должны быть установлены санитарно-защитные зоны. Отдельные виды использования территориальных зон и регламент их использования не соответствуют требованиям законодательства, перечень санитарно-защитных зон не соответствует требованиям санитарных правил и норм, в Правилах в перечне зон с особыми условиями использования не указаны и не нанесены на графический материал зоны санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных на территории Полевского городского округа.
Экспертным исследованием выявлено несоответствие Правил землепользования и застройки Полевского городского округа санитраным нормам и правилам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", разработанных на основании Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и с учетом Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ, а также Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, и используемых при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации предприятий, планировке и застройке населенных мест, а также иным санитарных нормам и правилам.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В связи с этим у Управления Роспотребнадзора по Свердловской области имелись основания направить Администрации Полевского городского округа предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на приведение в соответствие действующему санитарно-эпидемиологическому законодательству документы территориального планирования городского округа, к которым в силу ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся Генеральный план развития Полевского городского округа, а также Правила землепользования и застройки Полевского городского округа.
Доводы заявителя о том, что утверждение указанных документов территориального планирования отнесено к компетенции представительного органа - Думы Полевского городского округа, в связи с чем предписание не может быть адресовано Администрации округа, являются несостоятельными.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок утверждения правил землепользования и застройки (статьи 31 - 32 данного Кодекса) также предусматривает, что решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. В решении также определяется последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа).
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, а орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования, который принимает решение о проведении публичных слушаний и впоследствии принимает решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В соответствии со ст. 33 Устава Полевского городского округа, утвержденного Решением Думы Полевского городского округа от 30.10.2008 N 686, Глава городского округа - высшее должностное лицо городского округа, наделенное Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава возглавляет Администрацию городского округа, исполняет полномочия Главы Администрации городского округа.
Подпунктами 18 и 19 ст. 34 Устава к полномочиям Главы отнесено принятие решения о подготовке проекта генерального плана городского округа, решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план городского округа, утверждение состава и порядка подготовки планов реализации документов территориального планирования городского округа; принятие решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки с установлением этапов градостроительного зонирования городского округа.
Статьей 38 Устава Полевского городского округа предусмотрено, что Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления общей компетенции, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Свердловской области, а разделом 2 Положения об Администрации Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 09.12.2010 г. N 257, к полномочиям Администрации отнесено: организация сбора, накопления, вывоза, обезвреживания, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа; осуществление использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов городского округа; выдача разрешений на строительство; разработка и организация планов и программ комплексного социально-экономического развития городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды.
Из этого следует, что приведение в соответствие действующему санитарно-эпидемиологическому законодательству, санитарным нормам и правилам документов территориального планирования городского округа, в том числе Генерального плана городского округа и Правил землепользования и застройки Полевского городского округа, отнесено к компетенции Администрации Полевского городского округа, возглавляемой Главой администрации округа. Указанные в требовании Управления Роспотребнадзора по Свердловской области мероприятия направлены на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения Полевского городского округа, поэтому должны быть исполнены указанным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Довод заявителя об отсутствии финансового обеспечения мероприятий для устранения нарушений, которые заявителем не оспариваются, не может быть признан обоснованным, поскольку относится к вопросам организации деятельности органов местного самоуправления и не связан с законностью предписания.
Адресованное Администрации требование об организации проведения профилактических мероприятий по снижению уровня шумов в местах, где соответствующими исследованиями установлено превышение их допустимых уровней (перечислены в предписании Управления в редакции от 07.02.2011 г.), также является обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Статей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 52-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что шум выше предельно-допустимых уровней оказывает вредное воздействие на физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" следует читать как "N 96-ФЗ"
Согласно ст. 20 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека, при этом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Как установлено проверкой, на территории Полевского городского округа 22866 человек проживает в неудовлетворительных условиях по показателям шумовой нагрузки, вместе с тем Администрация Полевского городского округа не осуществляет меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе не разрабатываются программы по снижению вредного воздействия шума на население, не проводятся профилактические шумозащитные мероприятия, не проводится оценка уровней шума на территории жилой застройки муниципального образования, в нормативно-технических, регламентирующих планировочных решениях и документах не учитываются требования соответствующих санитарных норм.
Это подтверждено актом проверки от 29.07.2010 г., протоколами лабораторных исследований N 1764 с от 11.06.2010 г., N 1500 с от 19.05.2010 г., N 2297 с от 01.09.2010 г., N 2296 с от 28.09.2010 г., N 3241 с от 14.10.2010 г., N 3236 с от 15.10.2010 г., проведенными ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Полевской".
Таким образом, администрация Полевского городского округа обязана принимать соответствующие меры, направленные на снижение уровней шумов на территории Полевского городского округа.
Довод заявителя о том, что ряд мест, в которых установлено превышение уровней шумов, относятся к санитарным зонам промышленных предприятий, которые сами обязаны принимать меры к снижению загрязнения атмосферного органа, не может быть признан обоснованным.
Обязанность хозяйствующих субъектов по снижению вредного воздействия шума на население не освобождает соответствующий орган местного самоуправления также принимать меры, обеспечивающие соответствие атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, что может быть достигнуто лишь комплексным подходом к данным проблемам и совместными действиями всех заинтересованных лиц, в том числе со стороны государственных надзорных органов путем направления соответствующих требований.
Данные выводы вытекают из приведенных выше положений Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также из статьи 24 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", содержащего требования к обеспечению защиты от шума при размещение зданий или сооружений на местности, в технической и проектной документации мероприятия по благоустройству прилегающей территории
Методическими рекомендациями N 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях", утвержденными 05.04.2007 Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, определено, что оценка уровня шума на соответствие гигиеническим нормативам проводится с учетом всех источников шума, оказывающих воздействие на помещение или территорию. При этом применяются требования, учитывающие особенности оценки шума отдельных источников, установленные настоящими Методическими указаниями. Для оценки вклада отдельных источников шума в общую акустическую обстановку необходимо проводить измерения уровня звука (звукового давления), последовательно включая или исключая отдельные источники шума.
Из этого следует, что исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления обязан проводить мониторинг, выявлять и устанавливать источники шумов, и принимать меры к снижению вредной нагрузки на атмосферный воздух на территории всего муниципального образования, в том числе и в отношении источников шума, принадлежащих иным лицам.
Таким образом, предписание Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 29.07.2010 г. в редакции от 07.02.2011 г. является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2 марта 2011 г. N А60-39493/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника