Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 марта 2011 г. N Ф09-727/11-С6 по делу N А76-10300/2010
Дело N А76-10300/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2009 г. N Ф09-7222/09-С6
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Маликовой Э.М., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по делу N А76-10300/2010 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Росреестра - Марченко А.В. (доверенность от 07.02.2011 N 133);
общества с ограниченной ответственностью "Челябинский кондитер" (далее - общество "Челябинский кондитер") - Зябрина М.В. (доверенность от 10.09.2010).
Общество "Челябинский кондитер" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра от 08.04.2010 N Ф 36.05/10-2076 о приостановлении в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (дело N А76-10300/2010).
Также общество "Челябинский кондитер" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - кадастровая палата) по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:19:0304002:67, возложении на Управление Росреестра обязанности устранить допущенное нарушение путем исключения из Единого государственного реестра земель записи о данном земельном участке (дело N А76-10302/2010).
Определением суда от 30.07.2010 дела N А76-10300/2010 и N А76-10302/2010 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер А76-10300/2010 (т. 3 л.д. 130).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство промышленности и природных ресурсов по Челябинской области (далее - министерство), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет), общество с ограниченной ответственностью "ЮжУралБТИ" (далее - общество "ЮжУралБТИ"), общество с ограниченной ответственностью "УралГео" (далее - общество "УралГео"), Главное управление лесами по Челябинской области (далее - Управление лесами).
До рассмотрения дела по существу обществом "Челябинский кондитер" неоднократно уточнялись заявленные требования. В соответствии с уточнениями, принятыми судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество "Челябинский кондитер" просило признать незаконным бездействие Управления Росреестра, выразившееся в непринятии решения о необходимости устранения ошибки в государственном кадастре недвижимости относительно земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:0304002:73, 74:19:0304002:67 при принятии решения от 08.04.2010 N Ф 36.05/10-2076 о приостановлении в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости; признать незаконными действия Управления Росреестра и кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 167492+82 с кадастровым номером 74:19:0304002:67; обязать Управление Росреестра устранить допущенное нарушение - снять с кадастрового учета указанный земельный участок путем аннулирования в Государственном кадастре недвижимости записи о нем.
Решением суда от 27.09.2010 (судья Забутырина Л.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 (судьи Карпачева М.И., Баканов В.В., Ермолаева Л.П.) решение суда изменено. Резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Заявленные требования общества "Челябинский кондитер" удовлетворить частично. Признать незаконным, как не соответствующее требованиям ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), бездействие Управления Росреестра, выразившееся в непринятии решения о необходимости устранения ошибки в государственном кадастре недвижимости относительно земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:0304002:73, 74:19:0304002:67 при принятии решения от 08.04.2010 N Ф 36.05/10-2076 о приостановлении в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Обязать Управление Росреестра в пятнадцатидневный срок с момента принятия постановления по настоящему делу принять в порядке п. 5 ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях о земельных участках с кадастровыми номерами 74:19:0304002:73 и 74:19:0304002:67, которое не позднее следующего дня направить заинтересованным лицам. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
В кассационной жалобе управление Росреестра просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ч. 5 ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости", несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости не является решением о выявлении кадастровой ошибки, поскольку Управление Росреестра при проверке представленных заявителем документов и сведений о земельном участке не располагало сведениями о допущении кадастровой ошибки. Заявитель считает, что наличие кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении спорного земельного участка может быть подтверждено только при проведении экспертизы. Заявитель не согласен с выводами апелляционного суда о том, что в распоряжении Управления Росреестра имеются дежурные кадастровые карты, на которых отображено местоположение, изготовленное по время постановки участка на кадастровый учет либо в период инвентаризации ранее учтенных земельных участков, поскольку спорный земельный участок внесен в Государственный кадастр недвижимости на основании оценочной ведомости, которая не содержит сведений о границах земельного участка, а сведения в дежурную кадастровую карту вносятся только по материалам межевания. Кроме того, по мнению Управление Росреестра, поскольку оно не уполномочено проводить кадастровые работы, то не имеет возможности в данном случае достоверно определить наличие кадастровой ошибки.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Челябинский кондитер" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Челябинский кондитер" является собственником здания со складами общей площадью 536,5 кв.м, здания котельной общей площадью 125,1 кв.м, расположенных по адресу: г. Челябинск, пос. Каштак, Детский санаторий, 9.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 74:19:0304002:73.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 26.01.2010 сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:19:0304002:73 площадью 5300 кв.м внесены в государственный кадастр недвижимости 19.10.1998. В п. 16 данной выписки указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Общество "Челябинский кондитер" обратилось в администрацию г. Челябинска с заявлением о выкупе земельного участка площадью 5300 кв.м с кадастровым номером 74:19:0304002:73, с целью эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости.
Отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка послужил основанием для обращения общества "Челябинский кондитер" в арбитражный суд с заявлением о признании этого отказа недействительным (дело N А76-973/2009).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2010 по делу N А76-973/2009 ввиду того, что на момент подачи заявки обществом "Челябинский кондитер" границы испрашиваемого земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, обществу "Челябинский кондитер" отказано в удовлетворении заявленных требований.
По заявке общества "Челябинский кондитер" обществом "ЮжУралБТИ" 24.12.2009 подготовлен межевой план по результатам выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 74:19:0304002:73. По уточненным данным площадь земельного участка составила 4993+25 кв.м.
Общество "Челябинский кондитер", ссылаясь на подготовленный межевой план земельного участка от 24.12.2009, 03.02.2010 обратилось к комитету с просьбой подать в Управление Росреестра заявление об учете изменений объекта недвижимости участка 74:19:0304002:73, связанных с уточнением местоположения границ и площади участка.
Комитет обратился в Управление Росреестра с заявлением от 15.03.2010 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади участка с кадастровым номером 74:19:0304002:73 с приложением межевого плана.
Решением Управлением Росреестра от 08.04.2010 N Ф 36.05/10-2076 на основании ч. 2 ст. 26 Закона "О государственном кадастре недвижимости" проведение кадастрового учета объекта недвижимости приостановлено в связи с тем, что одна из границ участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка с кадастровым номером 74:19:0304002:67, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. При этом в решении указано, что возможной причиной возникновения обстоятельств является ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого осуществлен ранее.
Решением от 08.07.2010 Управлением Росреестра в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, и истечением срока приостановления отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости.
В соответствии с выкопировкой из дежурной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 74:19:0304002:73 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 74:19:0304002:67.
Из выписки из Единого государственного реестра земель следует, что земельный участок с кадастровым номером 74:19:0304002:73 под размещение хлебопекарни, старый кадастровый номер 25;74:19:00.00.0000:00:000000:0000 внесен в Государственный кадастр недвижимости как ранее учтенный 26.11.2007 на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 24.12.2005.
Согласно кадастровому плану территории по состоянию на 07.07.2009 земельный участок с кадастровым номером 74:19:0304002:73, категория земель - земли промышленности, расположенный в квартале 74:19:0304002, на указанную дату информация об указанном земельном участке имелась в Государственном кадастре недвижимости. Графическое изображение земельного участка с кадастровым номером 74:19:0304002:73 на плане размещения земельных участков, входящих в состав кадастрового квартала, не приведено.
Земельный участок с кадастровым номером 74:19:0304002:67 поставлен на кадастровый учет 25.09.2009.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке с кадастровым номером 74:19:0304002:67, в отношении этого участка в государственном кадастре недвижимости содержатся следующие сведения: площадь 167492+82 кв.м, местоположение: Челябинская область, Сосновский район, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обеспечения охраны, использования и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Из раздела 17 кадастровой выписки следует, что сведения о земельном участке носят временный характер.
Общество "Челябинский кондитер", полагая, что действия по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:19:0304002:67 и бездействие заинтересованного лица, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости относительно земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:0304002:73, 74:19:0304002:67, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:19:0304002:67 внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в межевом плане от 29.06.2009, выполненном в форме описания земельного участка, оснований для признания действий по постановке земельного участка на кадастровый учет незаконными не имеется. Суд также пришел к выводу об отсутствии у Управления Росреестра оснований для принятия решения об устранении ошибки в государственном кадастре недвижимости, поскольку в нарушение требований ч. 4 ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением об учете изменений с приложением межевого плана, содержащего сведения о новых значениях характеристик земельного участка, в соответствующий орган уполномоченное лицо не обращалось; документы, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, не являются документами, поступившими в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия; вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки не имеется.
Изменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Управления Росреестра, выразившегося в непринятии решения о необходимости устранения кадастровой ошибки, и обязании заинтересованного лица принять такое решение, и удовлетворяя заявленные требования в указанной части, апелляционный суд исходил из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ч. 1 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с п. 2 ч. 2. ст. 26 Закона "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается, в том числе в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 74:19:0304002:73 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 74:19:0304002:67.
Согласно ч. 3 ст. 26 названного Закона при принятии решения о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании, в том числе, п. 2 ч. 2 настоящей статьи орган кадастрового учета должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).
Частью 8 ст. 26 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении в соответствии с п. 1-3 ч. 2 настоящей статьи, являются ошибки в государственном кадастре недвижимости, исправление таких ошибок осуществляется в установленном ст. 28 настоящего закона порядке.
На основании п. 1, 2 ч. 1 ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В рассматриваемом случае апелляционный суд, установив, что Управлением Росреестра выявлена кадастровая ошибка в местоположении границы земельного участка, допущенная лицом, выполнявшим работы по территориальному землеустройству, которую заинтересованное лицо самостоятельно в соответствии с действующим законодательством устранить не может, правомерно указал на необходимость ее устранения в порядке информационного взаимодействия путем направления решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в орган, уполномоченный на обращение о внесении изменений в сведения о земельном участке.
При этом, принимая во внимание, что доказательств, свидетельствующих о составлении Управлением Росреестра протокола о выявлении кадастровой ошибки в сведениях, принятии решения о необходимости устранения кадастровой ошибки, доведении его до сведения иных лиц, участвующих в исправлении кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия, в материалы дела не представлено (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционный суд правомерно признал бездействие Управления Росреестра незаконным как не соответствующее ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" и, руководствуясь ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязал Управление Росреестра в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях, которое не позднее следующего дня направить в порядке информационного взаимодействия заинтересованным лицам.
Поскольку выводы судов в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий Управления Росреестра и кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:19:0304002:67 не обжалуются, законность судебных актов в указанной части судом кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении судом ч. 5 ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" отклоняются судом кассационной инстанции с учетом вышеизложенного, как основанные на неверном толковании указанной нормы.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов апелляционного суда, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по делу N А76-10300/2010 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае апелляционный суд, установив, что Управлением Росреестра выявлена кадастровая ошибка в местоположении границы земельного участка, допущенная лицом, выполнявшим работы по территориальному землеустройству, которую заинтересованное лицо самостоятельно в соответствии с действующим законодательством устранить не может, правомерно указал на необходимость ее устранения в порядке информационного взаимодействия путем направления решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в орган, уполномоченный на обращение о внесении изменений в сведения о земельном участке.
При этом, принимая во внимание, что доказательств, свидетельствующих о составлении Управлением Росреестра протокола о выявлении кадастровой ошибки в сведениях, принятии решения о необходимости устранения кадастровой ошибки, доведении его до сведения иных лиц, участвующих в исправлении кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия, в материалы дела не представлено (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционный суд правомерно признал бездействие Управления Росреестра незаконным как не соответствующее ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" и, руководствуясь ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязал Управление Росреестра в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях, которое не позднее следующего дня направить в порядке информационного взаимодействия заинтересованным лицам.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении судом ч. 5 ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" отклоняются судом кассационной инстанции с учетом вышеизложенного, как основанные на неверном толковании указанной нормы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 марта 2011 г. N Ф09-727/11-С6 по делу N А76-10300/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-727/11-С6