Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 марта 2011 г. N А60-2576/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2011 г. N Ф09-4527/11 по делу N А60-2576/2011 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2011 г. N 17АП-3947/11
Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен 25 марта 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел 23-25 марта 2011г. в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Уралредмет" (ОАО "Уралредмет") (ИНН 6606002529, ОГРН 1026600726701) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
в судебном заседании участвовали:
от заявителя - Кудоярова Н.П. - представитель, доверенность N 1983 от 25.08.2010г.;
от заинтересованного лица - Волошина Е.Ю. - специалист-эксперт, доверенность от 03.11.2010г.;
Представителям лиц, участвующих в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов составу суда не заявлено.
В судебном заседании, начавшемся 23.03.2011 г., по ходатайству заявителя объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 25.03.2011 г. После перерыва заседание возобновлено.
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловский УФАС России) от 11.01.2011г. о назначении административного наказания в виде штрафа по делу N 78 об административном правонарушении по ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что оно не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 9.5 КоАП РФ (субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии), а также на процессуальные нарушения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду статья 9.15 названного Кодекса
Заинтересованное лицо представило отзыв и дополнение к нему, с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое постановление законным, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя, а также на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:
Свердловским УФАС России в отношении ОАО "Уралредмет" 25.11.2010 г. возбуждено дело N 78 об административном правонарушении по факту нарушения п. 11 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - Стандарты), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 г. N 24, что влечет административную ответственность по ст. 9.15 КоАП РФ.
Определение о возбуждении дела N 78 обществом получено 08.12.2010г.
В отношении общества административным органом 24.12.2010 г. в присутствии защитников по специальной доверенности составлен протокол по делу N 78 об административном правонарушении по ст. 9.15 КоАП РФ Законным представителем общества даны объяснения по вменяемому правонарушению.
По результатам рассмотрения дела заинтересованным лицом вынесено постановление от 11.01.2011г., которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 9.15 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 17.07.2009 г. N 160-ФЗ) нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - Стандарты) утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 г. N 24
Согласно п. 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
- опубликования в электронных средствах массовой информации;
- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Согласно п. 11 Стандартов (в редакции от 21.04.2009 г. N 334, действующей на момент совершения правонарушения) Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальные сетевые организации (далее - сетевые организации) помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, размещают в открытом доступе на своем официальном сайте в сети Интернет следующую информацию:
а) условия договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии и типовые договоры об осуществлении технологического присоединения с указанием источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;
б) сведения о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
в) сведения о размерах потерь, возникающих в электрических сетях сетевой организации, включая:
размеры потерь в сетях, в том числе уровень нормативных потерь и отклонения от них в целом по сетевой организации и по регионам обслуживания с учетом номинальных классов и уровней напряжения с выделением размера оплачиваемых сетевой организацией потерь и размера потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию на оптовом рынке, а также процентное соотношение размера потерь в сетях и количества переданной электрической энергии за год с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
перечень мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также сроки их исполнения и источники финансирования;
источник опубликования методических указаний по определению нормативов потерь в сетях, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
информацию о порядке закупки сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;
г) перечень зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов;
д) сведения о техническом состоянии сетей, в том числе:
количество аварийных ограничений (отключений) за квартал и год по границам территориальных зон деятельности организации с указанием причин аварий и мероприятий по их устранению;
объем недопоставленной в результате аварийных ограничений (отключений) электрической энергии;
е) сведения об общей пропускной способности каждого участка электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием:
текущего резерва мощности для присоединения потребителей (в абсолютных показателях) с учетом присоединенных потребителей и отдельно с учетом заключенных договоров на технологическое присоединение;
планируемого резерва мощности на конец года с учетом присоединенных потребителей, заключенных договоров на технологическое присоединение, поданных заявок на технологическое присоединение и реализации планов капитальных вложений (инвестиционных программ);
ж) отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств);
з) планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием даты расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств);
и) годовые графики капитального ремонта электросетевых объектов, согласованные с системным оператором (его территориальными управлениями), а также сведения о планируемых ограничениях мощности по основным сечениям электрической сети в связи с ремонтными работами;
к) сведения о поданных заявках на технологическое присоединение и заключенных договорах на технологическое присоединение по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием:
количества поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
количества заключенных договоров на технологическое присоединение, присоединяемого объема мощности, сроков и стоимости по каждому договору отдельно;
информации об аннулированных заявках на технологическое присоединение.
Пунктом 12 Стандартов определено, что информация, указанная в подпунктах "а" и "г" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет ежегодно, до 1 марта. Информация, указанная в подпунктах "б", "в", "д", "ж" и "и" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет и в официальном печатном издании ежегодно, до 1 марта. Информация, указанная в подпунктах "е" и "к" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет не реже одного раза в месяц. Информация, указанная в подпункте "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет ежегодно, до 1 марта, и обновлению в течение 10 дней с даты утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы.
Информация, размещенная на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, должна храниться в открытом доступе не менее 3 лет.
Из материалов дела следует, что обществом в 2010 году не раскрыта информация, предусмотренная п. 11 Стандартов, одновременно нарушены установленные Стандартами порядок, способ и срок опубликование информации в официальном печатном издании, а также на официальном сайте сетевой организации.
Факт не раскрытия информации в соответствии со ст. 11 Стандартов заявителем не оспаривается, при этом общество считает, что оно не обязано раскрывать согласно требованиям Стандартов указанную информацию в связи с тем, что не является сетевой организацией.
Статьей 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
В силу требований ст. 3 Закона об электроэнергетике территориальная розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. N 861 (далее - Правила),
"сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии со ст. 2 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. N 861установлена процедура технологического присоединения.
Согласно п. г.1 под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и объектов заявителя (энергопринимающих устройств).
Таким образом, оказание услуг по электрической энергии возможно только при наличии надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
Наличие потребителей, энергопринимающие устройства которых надлежащим образом присоединены к объектам электросетевого хозяйства ОАО "Уралредмет" подтверждается как перечнем таких потребителей, представленного обществом, так и договором оказания услуг по передаче электрической энергии N 41 от 24.11.2006г.
Согласно п. 1.2 указанного договора ОАО "Уралредмет" (Исполнитель) самостоятельно регулирует отношения с владельцами энергооборудования по технологическому присоединению электроутановок к электрической сети Исполнителя.
Как следует из материалов дела и объяснения лиц, участвующих в деле, ОАО "Уралредмет" владеет объектами электросетевого хозяйства, оказывает платные услуги по передаче электрической энергии (договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 41 от 24.11.2006г.).
Заявителю, как электросетевой организации, РЭК Свердловской области утвержден тариф на услуги по передаче электрической энергии (постановление РЭК Свердловской области от 21.12.2009г. N 161-ПК "Об утверждении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области; тарифы действуют с 01.01.2010г. по 31.12.2010г., письмо РЭК Свердловской области от 17.06.2010г. N 04-17/2676).
Таким образом, ОАО "Уралредмет" относится к субъектам рынка электрической энергии, является сетевой организацией, на которую в полной мере распространяются требования законодательства о раскрытии информации раскрытия информации в соответствии со Стандартами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 г. N 24, в связи с чем, судом не принимается довод заявителя о том, что общество не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 9.5 КоАП РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.
При этом судом не принимается довод заявителя, что из оспариваемого постановления невозможно установить, какую именно информацию общество не раскрыло в предусмотренном Стандартами порядке, так как приведенными Стандартами (ст. 11) определен как объем подлежащей раскрытию информации, так и способы, и сроки ее опубликования.
В соответствии с ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя, выразившаяся в непринятии обществом всех зависящих от него мер по исполнению возложенных на него обязанностей, административным органом установлена и указана в обжалуемом постановлении.
При этом заявителем в соответствии со ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства объективной невозможности исполнения обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартами.
Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер и не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не пропущен (поскольку правонарушение является длящимся, срок привлечения исчисляется со дня обнаружения правонарушения, согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
При определении административного наказания заинтересованным лицом учтены смягчающие вину обстоятельства и правомерно назначена минимальная мера наказания.
Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом также не установлено.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Характер совершенного обществом правонарушения и степень его общественной опасности в данном случае не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного административного правонарушения.
В соответствии с п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применение малозначительности возможно только в исключительных случаях. Цель данного положения: применение малозначительности как основания для освобождения от административной ответственности не должно противоречить такой задачи судопроизводства в арбитражных судах, как формирование уважительного отношения к закону.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Так, отсутствие со стороны заявителя своевременных и позитивных действий, направленных на исполнение публично-правовых обязанностей и свидетельствующих о стремлении эти обязанности исполнить в установленный срок, не позволяет суду оценить допущенное правонарушение как малозначительное.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд полагает, что отсутствуют основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Руководствуясь ст.ст. 104, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1.В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 марта 2011 г. N А60-2576/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2011 г. N Ф09-4527/11 по делу N А60-2576/2011 настоящее решение оставлено без изменения