Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 марта 2011 г. N А60-3873/2011
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен 23 марта 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Верх-Исетского района г. Екатеринбурга к Обществу с ограниченной ответственностью "Неоклуб" (ИНН 6674336777, ОГРН 1096674015613) о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Журавлева А.А., предъявлено удостоверение., Зворыгина О.С., представитель по доверенности от 24.02.2011г.
от заинтересованного лица: представитель не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
В судебном заседании 09.03.2011г 10-30 объявлен перерыв до 16.03.2011г 12-30. После перерыва судебное заседание продолжено.
От заявителя поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела. Ходатайство судом удовлетворено.
Другие заявления и ходатайства не поступили.
Прокуратура Верх-Исетского района г. Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Неоклуб" (ИНН 6674336777, ОГРН 1096674015613) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Прокуратурой Верх-Исетского района г. Екатеринбурга совместно с ОМ N 8 УВД по МО "город Екатеринбург" 23 декабря 2010 года проведена проверка соблюдения требований Федеральных законов от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" и от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" лиц, осуществляющих деятельность в помещении игрового зала, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 14-42.
В ходе проверки установлено, что по указанному адресу под видом стимулирующей лотереи осуществляет деятельность зал игровых автоматов ООО "Неоклуб" (ИНН 6674336777, ОЕРН 1096674015613, юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Бисертская, д. 4-42).
На момент проверки в помещении зала находились 12 игровых автоматов с серийными номерами: N 18420-304, 18420-305, 18420-306, 18420-307, 18420-208, 18420-309, 18420-313, 18420-314, 18420-303, 18420-300, 18420-302, одна единица оборудования без серийного номера, автоматы находились во включенном состоянии, осуществлялась игровая деятельность.
В ходе осмотра места происшествия изъяты платы игровых автоматов в количестве 10 штук.
По данному факту прокурором Верх-Исетского района г. Екатеринбурга В.А. Чукреевым 31.01.2011г. в отношении общества с ограниченной ответственностью "Неоклуб" (далее - ООО "Неоклуб") вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ООО "Неоклуб" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ), направлены заявителем в арбитражный суд в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ и ст. 203 АПК РФ.
Суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу подпункта 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" до 30 июня 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования подлежала лицензированию, а после 01.07.2009 деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться только в игорных зонах на основании специального разрешения (Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О Государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона
Из совокупности приведенных норм следует, что осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения вне игорных зон также образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Согласно п. 16 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ любые устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, признаются игровым оборудованием.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ предусмотрено, что условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.
Кроме того, частью 8 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ установлено, что проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации, то есть проведение лотереи в режиме реального времени не может осуществляться коммерческой организацией.
Кроме того, лотерея в режиме реального времени проводится с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи (п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Проверкой установлено, что в соответствии с договором аренды лотерейного оборудования от 22.09.2010 ООО "Ситинет" передало в аренду ООО "Неоклуб" лотерейное оборудование "Электронное устройство "Сильвертроник" в количестве, определяемом в спецификациях к договору.
Проверкой установлено, что организатором лотереи является ООО "Неоклуб" ИНН 6674336777, ОГРН 1096674015613, юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Бисертская, 4-42.
В соответствии с договором на оказание услуг от 14.05.2010 ООО "Кентавр" (Организатор) и ООО "Неоклуб" (Оператор), ООО "Неоклуб" обязуется по поручению ООО "Кентавр" осуществлять продажу лотерейных открыток "Милосердие 2010", выпускаемых и предоставляемых организатором, а также проводить ежедневно стимулирующую лотерею "Милосердие 2010".
Вышеперечисленные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра от 23.12.2010, представленными ООО "Неоклуб" договорами аренды оборудования, оказания услуг, Правилами проведения лотереи, объяснениями Баратова Р.К., Рябенко И.В.
ООО "Неоклуб" представлены условия проведения стимулирующей лотереи "Милосердие 2010". Согласно п. 6.1 указанных условий для того, чтобы принять участие в лотерее необходимо приобрести в период с 01.04.010 по 31.03.2011 товар реализуемых ООО "Кентавр" и (или) его операторами, сохранить кассовый чек или иной унифицированный документ, выданный продавцом, предъявить кассовый чек организатору или оператору лотереи в местах продажи товара и стать участником лотереи. Согласно п. 7 указанных условий, розыгрыш призового фонда осуществляется организатором лотереи на специализированном лотерейном оборудовании. Алгоритм определения призов и победителей основан на принципе случайности, при розыгрыше призового фонда в электронном оборудовании используется генератор случайных чисел, при котором невозможно предопределить, выиграет участник или проиграет, и какой приз по номиналу ему достанется в случае если он станет победителем.
Таким образом, электронные устройства фактически использовались для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, присоединенным к игровому оборудованию без участия организатора или его работников. Поскольку в результате игры на данном оборудовании возможно получение выигрыша, который определяется без участия организатора либо оператора, случайным образом, игрок заинтересован в получении денежного выигрыша по результатам игры на оборудовании, следовательно, имеются признаки азартной игры. Тогда как в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" размер выигрыша должен определяться организатором лотереи, а не лотерейным оборудованием.
Основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем. Данных, свидетельствующих об удалении из используемого юридическим лицом оборудования центрального блока управления с заложенной игровой программой либо перепрограммирования (установки лотерейной программы) заинтересованным лицом не представлено.
При этом конкретные технические характеристики применяемого в деятельности общества оборудования правового значения для настоящего дела не имеют, поскольку сама осуществляемая обществом деятельность организована таким образом, что отвечает признакам азартной игры, определенным Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Согласно объяснениям представителя ООО "Неоклуб" Сапарова Е.П., по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, 14, общество осуществляет лотерейную деятельность, по указанному адресу находится электронное оборудование "Сильвертроник", предназначенное для розыгрыша призовых фондов, стимулирующих лотерей, призы выдает оператор.
Согласно объяснениям посетителя зала Рябенко И.В., 23.12.2010 он пришел в игровой клуб по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, 14, с целью поиграть в автоматы, для чего передал администратору денежную сумму в размере 1000 рублей, на которую администратор зала поставила ставку на игровом автомате, он поиграл, выиграл приз в денежном эквиваленте в сумме 500 рублей, которые ему вручила администратор. Указанное обстоятельство подтвердил также присутствовавший в зале в момент указанной игры Баратов Р.К.
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ), в соответствии с п. 1 ст. 2 которого лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
В соответствии с п. 14 ст. 2 названного Закона лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован ст. 7 и 9 Закона N 138-ФЗ и конкретизирован приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66Н "Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей".
В соответствии со ст.ст. 9 и 16 Закона N 138-ФЗ условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи, договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
Порядок направления заявки участником стимулирующей лотереи и порядок приема такой заявки определяются организатором стимулирующей лотереи в условиях стимулирующей лотереи. Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи. При прекращении проведения стимулирующей лотереи организатор стимулирующей лотереи обязан опубликовать в средствах массовой информации сообщение о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иным способом публично уведомить о таком прекращении.
Организатор стимулирующей лотереи обязан провести розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи, предназначенного для выплаты, передачи или предоставления выигрышей, и выплатить, передать или предоставить выигрыши выигравшим участникам стимулирующей лотереи, заключившим договоры на участие в такой лотерее до даты опубликования сообщения о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иного публичного уведомления о таком прекращении.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что осуществляемая обществом деятельность может быть расценена как деятельность по проведению лотереи, поскольку обладает признаками азартной игры. Игровые автоматы использовались обществом для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся вне корпуса игрового оборудования без участия организатора или его работников.
При этом конкретные технические характеристики применяемых в деятельности общества электронных устройств и их наименование правового значения для настоящего спора не имеют, поскольку сама осуществляемая обществом деятельность организована таким образом, что не отвечает признакам лотереи, поименованным в Федеральном законе "О лотереях", а организована по принципу азартной игры.
Таким образом, установлено, что ООО "Неоклуб" осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием оборудования, отвечающего признакам игрового, без специального разрешения (лицензии).
Таким образом, в действиях ООО "Неоклуб" имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выражается в виновном действии (бездействии) должностных лиц общества, допустивших осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, без специального разрешения (лицензии).
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства и предотвращению правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не выявлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущены.
Поскольку событие вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела, вина общества установлена и доказана, суд считает, что в действиях ООО "Неоклуб" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, который заявителем установлен и доказан, вследствие чего требование заявителя подлежат удовлетворению.
При этом согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Поскольку заявителем отягчающих обстоятельств не установлено, суд полагает, что наказание должно быть назначено в пределах минимального размера санкции, установленной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, то есть в виде штрафа в размере 40000 руб. с конфискаций изъятого по протоколу осмотра места происшествия от 23.12.2010г. игрового оборудования в количестве 10 штук.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявление Прокуратуры Верх-Исетского района г. Екатеринбурга удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Неоклуб" (ИНН 6674336777, ОГРН 1096674015613; юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Бисертская, д. 4-42) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа 40000 (сорок тысяч) рублей с конфискацией игровых автоматов в количестве 10 (десять) штук, изъятых по протоколу осмотра места происшествия б/н от 23.12.2010г.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
- УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области);
- ИНН 6658033077;
- КПП 665801001;
- р/счет 40105810900000010001;
- л/счет 03621475850;
- БИК 046577001;
- ОГРН 1036602647751;
- ОКАТО 65401364000;
- код бюджетной классификации 41511621010010000140.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 марта 2011 г. N А60-3873/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника