Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 марта 2011 г. N Ф09-1360/11-С1 по делу N А60-34300/2010-С9
Дело N А60-34300/2010-С9
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Черкезова Е.О., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кловер" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2010 по N А60-34300/2010-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - региональное отделение, административный орган) - Шайханов М.Б. (доверенность от 11.01.2011 N 2);
общества - Алборов Д. П. (доверенность от 16.01.2011 N 1/11).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об отмене постановления регионального отделения от 27.08.2010 N 62-10-502/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 15.11.2010 (судья Плюснина С.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 (судьи Грибиниченко О.Г. , Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, перечисленных в жалобе. По мнению общества, в его действиях отсутствует вина в совершении вменяемого административного правонарушения. В обоснование данного довода жалобы заявитель указывает на отсутствие у общества возможности исполнения предписания регионального отделения 05.05.2010 N 62-10-СК-06/5578, поскольку Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) предусмотрен срок государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав общества и связанных с уменьшением уставного капитала не менее 90 дней, тогда как предписанием установлен меньший срок (30 дней). При этом 24.06.2010 обществом в адрес административного органа было направлено ходатайство о продлении срока представления документов, указанных в данном предписании.
Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением обществом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах региональным отделением установлено, что в нарушение требований п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 25 Закона N 208-ФЗ действующая редакция Устава общества содержит сведения, не соответствующие представленному решению о размещении и редакции Устава общества, утвержденной учредителями акционерного общества. Так в действующей редакции Устава общества были указаны следующие параметры: количество ценных бумаг - 14 000 шт., номинальная стоимость одной ценной бумаги - 1000 руб., общий объем выпуска - 14 000 000 руб. Вместе с тем, из представленных документов, следовало, что выпуск ценных бумаг при размещении имеет иные параметры: количество ценных бумаг - 100 шт., номинальная стоимость одной ценной бумаги - 1000 руб., общий объем выпуска - 100 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием направления 05.05.2010 региональным отделением в адрес общества предписания N 62-10-СК-06/5578 об устранении в течение 30 календарных дней с момента получения данного предписания нарушений законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг и приведении устава в соответствии с параметрами зарегистрированного выпуска акций, размещенных при создании общества (п. 1 предписания). Обществу также предписано представить в регистрирующий орган надлежаще заверенные копию устава (листа изменений к уставу) и копию соответствующего свидетельства о внесении изменений в учредительные документы (п. 2 предписания).
Данное предписание регионального отделения получено обществом 27.05.2010, но в установленный срок исполнено не было.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления региональным отделением в отношении общества протокола от 16.08.2010 N 62-10-609/пр-ап об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 27.08.2010 N 62-10-502/ПН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
Считая постановление регионального отделения незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, а также отсутствия нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности со стороны регионального отделения.
Выводы судов являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно п. 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В силу п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа.
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения региональным отделением предписания от 05.05.2010 N 62-10-СК-06/5578 послужили данные о том, что информация, содержащаяся в действующей редакции устава общества от 08.04.2009 (л. д. 62-63) не соответствует информации в документах, представленных на государственную регистрацию выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, в части касающейся размера уставного капитала.
Факт направления предписания по месту нахождения юридического лица и его получения обществом подтверждается материалами дела (л. д. 33, 35-40).
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 208-ФЗ внесение в устав общества изменений и дополнений, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется по результатам размещения акций общества на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, на основании решения общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций, иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг. При увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций уставный капитал увеличивается на сумму номинальной стоимости размещенных дополнительных акций, а количество объявленных акций определенных категорий и типов уменьшается на число размещенных дополнительных акций определенных категорий и типов.
Согласно п. 1 ст. 25 Закона N 208-ФЗ уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Таким образом, поскольку отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций не прошел государственную регистрацию, общество не имело права вносить изменения в устав, связанные с увеличением своего уставного капитала.
В связи с этим у регионального отделения имелись основания для направления обществу предписания об устранении нарушения законодательства и приведении устава в соответствии с параметрами зарегистрированного выпуска акций, размещенных при создании общества.
Срок, предусмотренный в предписании для устранения выявленного нарушения - до 28.06.2010, то есть более одного месяца с момента обнаружения нарушения был достаточным для приведения устава общества в соответствии с данными зарегистрированного выпуска акций, размещенных при создании общества.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о том, что бездействие общества образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами установлено, что вина общества административным органом исследована и подтверждена материалами дела.
Судами также верно указано на отсутствие нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности со стороны регионального отделения.
При таких обстоятельствах суд пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в связи чем правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны его доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Названным доводам судом апелляционной инстанции дана полная, всесторонняя и исчерпывающая правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2010 по делу N А60-34300/2010-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кловер" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Срок, предусмотренный в предписании для устранения выявленного нарушения - до 28.06.2010, то есть более одного месяца с момента обнаружения нарушения был достаточным для приведения устава общества в соответствии с данными зарегистрированного выпуска акций, размещенных при создании общества.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о том, что бездействие общества образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Судами также верно указано на отсутствие нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности со стороны регионального отделения.
При таких обстоятельствах суд пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в связи чем правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 марта 2011 г. N Ф09-1360/11-С1 по делу N А60-34300/2010-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1360/11-С1