Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 1 апреля 2011 г. N А60-4644/2011
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 мая 2012 г. N А60-825/2012
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Человеческий фактор" (ИНН 6673140588, ОГРН 1069673031141) к Екатеринбургскому комитету по управлению городским имуществом (ИНН 6608004472, ОГРН 1026605252178) о признании недействительным решения об отказе в приватизации.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: Л.А. Тихонов, представитель, доверенность N 1/2011 от 01.01.2011г., паспорт;
от заинтересованного лица: А.В. Игренева, ведущий специалист отдела, доверенность N 146 от 30.12.2010г., служебное удостоверение.
Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель просит приобщить к материалам дела дополнительные письменные доказательства. Ходатайство судом удовлетворено. Заинтересованное лицо просит приобщить к материалам дела отзыв и дополнительные письменные доказательства. Ходатайство судом удовлетворено.
После проведения предварительного заседания суд признал дело подготовленным и с согласия обеих сторон открыл судебное заседание.
Общество с ограниченной ответственностью "Человеческий фактор" просит признать незаконным решение Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом, изложенное в письме от 18.01.2011 г. N 02.12-19/1/209, об отказе в приобретении арендованного имущества, а также обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения путем совершения действий, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований общество ссылается на имеющееся у него преимущественное право на приобретение арендуемого имущества в собственность в связи с наличием всех условий, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Заинтересованное лицо требования не признает, ссылаясь на включение объекта в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 г. N 521; на то, что спорное имущество находится во владении общества на основании договора аренды менее двух лет; на непредставление заявителем документов, свидетельствующих об отнесении его к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также на наличие судебных решений о взыскании с общества пеней за просрочку перечисления арендной платы.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:
ООО "Человеческий фактор" является арендатором встроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Лобкова, д. 50 (литер А), площадью 208,3, что подтверждается договором аренды N 69000017 от 01.04.2006 г., дополнительными соглашениями к нему от 06.06.2006г., от 01.04.2006г., от 01.08.2007 г., от 11.06.2008г., от 10.02.2009г.
15.12.2010г. ООО "Человеческий фактор" обратилось в ЕКУГИ с заявлением о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего бизнеса и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
18.01.2011г. ЕКУГИ отказало заявителю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в собственность, изложив основания отказа в письме N 02.12-19/1/209. Как следует из письма, основаниями для отказа является непредставление документов, подтверждающих отнесение общества к субъектам малого и среднего предпринимательства, включение объекта в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 г. N 521, а также то обстоятельство, что имущество находилось во владении общества на основании договора аренды менее двух лет.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно положениям ст.ст. 4, 10, 14 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества, порядок планирования приватизации и порядок принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 159-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
Согласно ст. 3 указанного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктами 2, 3, 4 ст. 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Аналогичные нормы содержит Положение "О порядке отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования "город Екатеринбург" и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", утвержденное решением Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 г. N 13/72, опубликованное в официальном издании "Вестник Екатеринбургской городской Думы" от 20.02.2009 г. N 160. Так, глава 2 указанного Положения предусматривает порядок продажи недвижимого имущества, составляющего местную казну, по инициативе арендатора.
Как видно из представленных в материалы дела копий налоговой и бухгалтерской отчетности, а также заключения Комитета промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга, ООО "Человеческий фактор" соответствует критериям, предъявляемым к субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренным ст.4 Федерального закона от 24.07.2006 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Однако, как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа послужило, в том числе, отсутствие документов, подтверждающих отнесение общества к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Между тем согласно тексту заявления общества от 15.12.2010 г. в ЕКУГИ была представлена копия заключения N 118 от 14.12.2010 г., выданная Комитетом промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга. Указанное обстоятельство свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в данной части. Кроме того, суд отмечает, что в случае необходимости подтверждения указанных в заключении сведений заинтересованное лицо имело возможность обратиться в Комитет промышленной политики и развития предпринимательства, который так же, как и ЕКУГИ, является структурным подразделением Администрации города Екатеринбурга.
Поскольку Закон N 159-ФЗ, опубликованный в "Российской газете" 25.07.2008 г., вступил в силу с 05.08.2008 г., о соблюдении обществом условия, предусмотренного п. 1 ст. 3 указанного Закона свидетельствует нахождение объекта муниципального имущества в пользовании арендатора непрерывно как минимум с 05.08.2006 г. до 05.08.2008 г.
Соблюдение отмеченного условия подтверждается имеющимися в материалах дела копиями договора аренды N 69000017 от 01.04.2006 г. и дополнительных соглашения к нему.
Однако заинтересованным лицом сделан вывод о несоблюдении п. 1 ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ, поскольку договор аренды N 69000017 от 01.04.2006 г. прошел государственную регистрацию 09.11.2006 г. и в силу п. 3 ст. 433 ГК РФ считается заключенным лишь с указанной даты.
Вместе с тем имущество фактически находилось во временном пользовании арендатора и до даты государственной регистрации договора, что подтверждается, в частности, внесением обществом арендных платежей за указанный период.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 4 Информационного письма от 05.11.2009г. N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснил, что договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, может являться основанием для возникновения права на приобретение этого имущества в том случае, если он был зарегистрирован в установленном законом порядке.
Таким образом, для целей применения Закона N 159-ФЗ дата государственной регистрации договора аренды не может иметь самостоятельного правового значения при исчислении срока, установленного ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Задолженность по арендной плате, пеням на момент обращения с заявлением ООО "Человеческий фактор" отсутствует, что свидетельствует о соблюдении предпринимателем условия п. 2 ст. 3 Закона N 159-ФЗ
Ссылка заинтересованного лица на наличие задолженности на момент первоначального обращения общества в ЕКУГИ, а также на вступившие в законную силу судебные акты о взыскании с общества пеней не может быть принята судом во внимание, поскольку на момент обращения общества с повторным заявлением в ЕКУГИ задолженность по пеням заявителем была погашена и данное обстоятельство основанием для отказа не являлось.
Площадь арендуемого помещения, составляющая 208,3 кв.м., не превышает установленные Законом Свердловской области от 19.12.2008 г. N 134-ОЗ предельные значения площади арендуемого имущества.
Указанное обстоятельство свидетельствует о соблюдении обществом условия п. 3 ст. 3 Закона N 159-ФЗ.
Основанием для отказа в реализации преимущественного права, как видно из оспариваемого отказа, явилось также несоблюдения условия, предусмотренного п. 4 ст. 3 Закона N 159-ФЗ, а именно включение спорного объекта в Перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург", утвержденный постановлением Главы Екатеринбурга от 04.03.2009 г. N 521.
Формально отмеченное обстоятельство свидетельствует об отсутствии предусмотренного п. 4 ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ условия для предоставления заявителю преимущественного права на приватизацию арендуемого объекта недвижимого имущества.
Между тем суд отмечает следующее.
Пунктом 7 решения Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 г. N 12/72 "Об утверждении Положения "О порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург" установлено, что в Перечень включаются все отдельно стоящие здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности муниципального образования, арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства; высвобождаемые отдельно стоящие здания, строения, сооружения, нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", предназначенные для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как видно из материалов дела, спорный объект представляет из себя встроено-пристроенные нежилое помещение, находящееся в аренде у заявителя на момент принятия Перечня, то есть не относится к высвобождаемым нежилым помещениям.
При таких обстоятельствах Перечень, утвержденный постановлением Главы Екатеринбурга от 04.03.2009 г. N 521, в части включения в него спорного объекта, являющегося встроенным нежилым помещением, находящимся в аренде у заявителя, противоречит изложенному выше п. 7 решения Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 г. N 12/72, следовательно, в указанной части не подлежит применению.
Таким образом, суд считает отказ заинтересованного лица в приватизации объекта муниципального имущества незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1.Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом "Об отказе в приватизации объекта по адресу: г. Екатеринбург, ул.Лобкова, 50 (литер А)", оформленное письмом N 02.12-19/1/209 от 18.01.2011 г.
Обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных ч.3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2.В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом (ОГРН 1026605252178, ИНН 6608004472) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Человеческий фактор" (ИНН 6673140588, ОГРН 1069673031141) 2000 (две тысячи) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
3.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 апреля 2011 г. N А60-4644/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника