Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 апреля 2011 г. N Ф09-1500/11-С6 по делу N А71-5878/2010
Дело N А71-5878/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 февраля 2012 г. N Ф09-9369/11 по делу N А71-3335/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2011 г. N 17АП-8740/11
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Семеновой З.Г., судей Смирнова А.Ю., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "МДМ Банк" (далее - общество "МДМ Банк"), открытого акционерного общества "Буммаш" (далее - общество "Буммаш") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 по делу N А71-5878/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "МДМ Банк" - Садовников Д.А. (доверенность от 24.01.2011);
общества "Буммаш" - Кольцов А.Ю. (доверенность от 21.02.2011 N 54/Д);
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - главное управление МЧС России по Удмуртской Республике) - Вольникова И.П. (доверенность от 29.10.2010);
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике (далее - управление Росимущества по Удмуртской Республике) - Бурменко О.В. (доверенность от 11.01.2011 N 3).
Российская Федерация в лице управления Росимущества по Удмуртской Республике обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммерческой аренды" (далее - общество "Центр коммерческой аренды"), обществу "Буммаш" о признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны - нежилые помещения подвала N 1-14 площадью 762,0 кв.м, расположенные в здании, литера Ю, по адресу: г. Ижевск, Боткинское шоссе, д. 170 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 2, л. д. 44).
Определением от 11.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены главное управление МЧС России по Удмуртской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - управление Росреестра по Удмуртской Республике).
Определением суда от 09.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "УРСА Банк".
Протокольным определением суда от 28.10.2010 на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "УРСА Банк", на его правопреемника - общество "МДМ Банк".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.10.2010 (судья Волкова О.Н.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 (судьи Панькова Г.Л., Дюкин В.Ю., Усцов Л.А.) решение суда отменено. Исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе общество "МДМ Банк" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1), ст. 199, 200, 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель указывает, что при приватизации спорное защитное сооружение не было исключено из состава подлежащего приватизации имущества государственного предприятия "ИжТяжБуммаш", здание столовой на 330 мест, в котором расположено данное сооружение, передано обществу "Буммаш" без исключения из него спорных помещений. Кроме того, нормативные акты о закреплении спорного объекта гражданской обороны в государственной собственности, который не подлежит приватизации, изданы после приобретения обществом данного объекта в порядке приватизации и совершения государственной регистрации права на него. Общество "МДМ Банк" также полагает, что в постановлении от 27.12.1991 N 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны прямо не названы, запрет на их переход из государственной в частную собственность каким-либо нормативным актом на момент приватизации не установлен. Заявитель считает, что судами необоснованно не примен срок исковой давности.
В кассационной жалобе общество "Буммаш" также просит постановление апелляционного суда отменить, поддерживает доводы общества "МДМ Банк" о том, что право собственности возникло в порядке приватизации в связи с тем, что здание, в котором расположено спорное сооружение гражданской обороны передано обществу "Буммаш" полностью, а также о пропуске управлением Росимущества по Удмуртской Республике срока исковой давности. Заявитель также полагает не основанными на имеющихся в материалах дела доказательствах выводы суда апелляционной инстанции о том, что Российская Федерация не утратила владения спорным сооружением до настоящего времени.
Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике и управление Росимущества по Удмуртской Республике в отзывах на кассационную жалобу возражают против изложенных в них доводов, просят постановление апелляционного суда оставить в силе.
Как установлено судами при рассмотрении спора и следует из материалов дела, 26.02.2006 на основании плана приватизации, утвержденного Госкомитетом Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом 26.03.1993, уточненного акта оценки стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств по состоянию на 01.07.1992, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 16.04.2002 N 230П/13-рп, зарегистрировано право собственности открытого акционерного общества "Бумагоделательного машиностроения" на здание столовой на 330 мест площадью 2564,5 кв.м, литера Ю (этажность: 2, подземная этажность: 1), инвентарный номер 40149, расположенное по адресу: г. Ижевск, Боткинское шоссе, д. 170, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 18 АА N 205128 (т. 2, л. д. 12).
В названном уточненном акте указано, что в уставный капитал общества "Буммаш" включается здание столовой на 330 мест, 1978 года постройки, расположенное по адресу: г. Ижевск, Боткинское шоссе, д. 170 (т. 1, л. д. 27-30).
В подвале данного здания столовой находится защитное сооружение гражданской обороны - убежище III класса площадью 819 кв.м и вместимостью 1200 человек. На названное убежище 17.10.1982 составлен паспорт (общие сведения), в котором указано, что оно принято в эксплуатацию 22.12.1978, имеет два входа и один аварийный выход, в мирное время убежище используется под складские помещения энергослужбы завода "ИжТяжБуммаш" (т. 1, л. д. 51, 52).
Упомянутое защитное сооружение гражданской обороны с момента его постройки в 1978 году находилось на балансе государственного предприятия "ИжТяжБуммаш" - правопредшественника общества "Буммаш".
План приватизации государственного предприятия "ИжТяжБуммаш", утвержденный Госкомитетом Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом от 26.03.1993, и уточненный акт оценки стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств по состоянию на 01.07.1992, утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 16.04.2002 N 230П/13-рп, не содержат сведений о передаче в собственность общества "Буммаш" здания столовой на 330 мест вместе с располагавшимся в его подвале защитным сооружением гражданской обороны, в данных документах не указаны площадь и этажность передаваемого здания.
Как следует из учетной карточки защитного сооружения гражданской обороны от 19.07.2006 N 18/N 134 (т. 1, л. д. 41-45), подписанной обществом "Буммаш", помещение общей площадью 819 кв.м, встроенное в здание из 2-х этажей - столовую главного корпуса, является защитным сооружением гражданской обороны, находящимся в федеральной собственности, в мирное время используется под складские помещения энергослужбы предприятия (общества "Буммаш"). Данное защитное сооружение гражданской обороны введено в эксплуатацию 22.12.1978 (п. 23 учетной карточки).
Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Удмуртской Республике и обществом "Буммаш" подписан договор о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 2004 года N 754-281 (т. 1, л. д. 31, 32), согласно которому общество "Буммаш" приняло на ответственное хранение и безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в частности - встроенное защитное сооружение III класса вместимостью 1200 человек. Данный договор согласован Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Ижевска.
Согласно заключению главного управления МЧС России по Удмуртской Республике (т. 1, л. д. 40) нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ижевск, Боткинское шоссе, д. 170, находящееся на балансе общества "Буммаш", является защитным сооружением гражданской обороны, представляет из себя встроенное убежище III класса вместимостью 1200 человек, введено в эксплуатацию в 1978 году, имеет площадь 819 кв.м, ему присвоен инвентарный номер 134.
Распоряжением управления Росимущества по Удмуртской Республике от 21.08.2008 N 1743-ру защитному сооружению гражданской обороны (мобилизационному имуществу), расположенному по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Боткинское шоссе, 170, столовая главного корпуса, общей площадью 819 кв.м, назначение: нежилое, присвоен временный реестровый номер федерального имущества В13180000139.
Открытым акционерным обществом "Бумагоделательного
машиностроения" и обществом "Центр коммерческой аренды" подписан договор купли-продажи от 23.05.2008 N 91/2 (т. 1, л. д. 33-38), согласно которому обществу "Центр коммерческой аренды" в собственность по акту приема-передачи от 23.05.2008 передано данное здание, а также оборудование, наименование и количество которого определены в Приложении N 1 к договору (п. 1.1.1, 1.1.2 договора).
Право собственности общества "Центр коммерческой аренды" на названное здание зарегистрировано 16.06.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 18 АА N 586198 (т. 1,л.д. 39).
Полагая, что помещение защитного сооружения гражданской обороны, расположенное в здании по адресу: г. Ижевск, Боткинское шоссе, д. 170, является федеральной собственностью, Российская Федерация в лице управления Росимущества по Удмуртской Республике обратилась в арбитражный суд с иском по рассматриваемому делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств владения Российской Федерацией спорным объектом недвижимого имущества, на основании чего, руководствуясь ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22), пришел к выводу о том, что данный спор может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска по правилам, установленным ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционным судом решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
Постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению в силе исходя из следующего.
Основания возникновения и приобретения права собственности приведены в ст. 8, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Защита гражданских прав производится, в том числе, путем признания права (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 постановления от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
На основании п. 15 постановления от 27.12.1991 N 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения отнесены к объектам и предприятиям, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства
Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности).
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с доводами лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 65, ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что спорное помещение защитного сооружения гражданской обороны, построенное в 1978 году и поставленое на учет, с момента постройки находилось на балансе государственного предприятия "ИжТяжБуммаш" - правопредшественника общества "Буммаш", решение о его приватизации Правительством Российской Федерации не принималось, сведений о делегировании Правительством Российской Федерации соответствующих полномочий Госкомитету Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом, утвердившему план приватизации названного государственного предприятия, нет, в силу чего данный объект является федеральной собственностью.
Доказательств иного в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
План приватизации от 26.03.1993 и уточненный акт оценки стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств по состоянию на 01.07.1992, являющиеся основаниями для государственной регистрации права собственности общества "Буммаш", не позволяют с достоверностью установить, что здание столовой на 330 мест 1978 года постройки было передано в собственность общества "Буммаш" в порядке приватизации вместе с подвальным помещением защитного сооружения гражданской обороны, так как данные документы не содержат сведений о площади и этажности передаваемого здания.
Установив, что в отношении спорного имущества собственник осуществлял контрольные функции по владению и распоряжению, имущество было передано балансодержателю на ответственное хранение и в безвозмездное пользование, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорным помещением защитного сооружения гражданской обороны с момента его постройки и до настоящего времени владеет и распоряжается Российская Федерация.
Следует также отметить, что в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества "Буммаш" подтвердил, что размещение сооружения гражданской обороны в подвале здания столовой было предусмотрено в проектной документации при его постройке, о чем было известно государственному предприятию "ИжТяжБуммаш" и его правопреемнику - обществу "Буммаш".
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный объект является федеральной собственностью, сделка по его приватизации в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, - недействительной.
Поскольку общество "Буммаш" в нарушение ст. 168, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядилось спорным объектом недвижимого имущества, правом на которые не обладало, договор купли-продажи от 23.05.2008 также является недействительной сделкой.
Отклоняя довод о пропуске срока исковой давности, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что на требование о признании права собственности, с учетом установленного судом факта владения Российской Федерацией спорным имуществом, исковая давность в силу ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил исковые требования о признании права федеральной собственности на спорное защитное сооружение гражданской обороны.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных судом апелляционной инстанции на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 по делу N А71-5878/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационные жалобы открытого акционерного общества "МДМ Банк", открытого акционерного общества "Буммаш" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что в отношении спорного имущества собственник осуществлял контрольные функции по владению и распоряжению, имущество было передано балансодержателю на ответственное хранение и в безвозмездное пользование, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорным помещением защитного сооружения гражданской обороны с момента его постройки и до настоящего времени владеет и распоряжается Российская Федерация.
Следует также отметить, что в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества "Буммаш" подтвердил, что размещение сооружения гражданской обороны в подвале здания столовой было предусмотрено в проектной документации при его постройке, о чем было известно государственному предприятию "ИжТяжБуммаш" и его правопреемнику - обществу "Буммаш".
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный объект является федеральной собственностью, сделка по его приватизации в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, - недействительной.
Поскольку общество "Буммаш" в нарушение ст. 168, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядилось спорным объектом недвижимого имущества, правом на которые не обладало, договор купли-продажи от 23.05.2008 также является недействительной сделкой.
Отклоняя довод о пропуске срока исковой давности, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что на требование о признании права собственности, с учетом установленного судом факта владения Российской Федерацией спорным имуществом, исковая давность в силу ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 по делу N А71-5878/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационные жалобы открытого акционерного общества "МДМ Банк", открытого акционерного общества "Буммаш" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 апреля 2011 г. N Ф09-1500/11-С6 по делу N А71-5878/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9472/11
21.07.2011 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-5878/10
08.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9472/11
05.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1500/11-С6
30.12.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13050/2010