Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 апреля 2011 г. N Ф09-1614/11-С1 по делу N А60-35608/10-С9
Дело N А60-35608/10-С9
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2011 г. Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезов Е.О., судей Лукьянов В.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО Компания "СпецСтройМаш" (далее - общество) на решение Арбитражный суд Свердловской области от 15.11.2010 по делу N А60-35608/10-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - отделение, административный орган) - Заякина Е.Л. (доверенность от 15.03.2011 N 22);
общества - Кучукова Н.В. (доверенность от 20.11.2010 б/н).
Общество (ИНН: 6673211091, ОГРН: 1106673000279) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к отделению (ИНН: 6658076401, ОГРН: 1036603498975) о признании незаконным и отмене постановления от 24.09.2010 N 62-10-562/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 500000 руб.
Решением суда от 15.11.2010 (судья Плюснина С.В.) в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 (судьи Осипова С.П., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, а также на малозначительность совершенного обществом административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, административным органом было установлено, что выпуск акций общества не прошел государственную регистрацию, в связи с чем в адрес общества 21.06.2010 направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг и предоставлении в срок до 26.07.2010 документов для государственной регистрации выпуска акций.
Поскольку в установленный срок предписание обществом не исполнено, отделением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 10.09.2010 N 62-10-676/пр-ап, на основании которого вынесено постановление от 24.09.2010 N 62-10-562/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.15 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 500000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
Пунктом 5.3.7 данного Положения предусмотрено право Федеральной службы по финансовым рынкам выдавать эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также другим лицам, обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
Судами установлен и материалами дела подтвержден и обществом по существу не оспаривается факт неисполнения им в установленный срок (до 26.07.2010) требований законного предписания административного органа N 62-10-СФ-06/7364, выданного в связи с установленными нарушениями требований законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды с учетом положений названных норм правомерно отметили, что вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение предписания административного органа.
Обществом не применена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения норм публичного права, установленных действующим законодательством, что свидетельствует о виновности общества в совершении указанного правонарушения, выраженной в пренебрежительном отношении к обязанности общества выполнить предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Судами правомерно отклонен довод общества об отсутствии его вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения, со ссылкой на заключенный между ним и обществом с ограниченной ответственностью "Консильери" договор от 18.01.2010 на юридическое обслуживание.
Суды обоснованно указали, что обязанность выполнения законного предписания управления возложена именно на общество. Гражданско-правовые отношения хозяйствующих субъектов находятся за пределами публичных обязательств, вытекающих из требований действующего законодательства.
Довод заявителя кассационной жалобы о малозначительности совершенного им административного правонарушения судом кассационной инстанции отклоняется.
Согласно ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Оснований для переоценки данного вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражный суд Свердловской области от 15.11.2010 по делу N А60-35608/10-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Компания "СпецСтройМаш" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 9 ст. 19.5 Кодекса установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
...
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Согласно ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2011 г. N Ф09-1614/11-С1 по делу N А60-35608/10-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1614/11-С1