Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 4 апреля 2011 г. N А60-45528/2010
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2011 г. N 17АП-13194/2010
Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Сибирь" (далее - заявитель, общество, ООО "ТК "Сибирь", ИНН 6672193322, ОГРН 1056604464465), Девяшиной Оксаны Михайловны (далее - заявитель, Девяшина О.М.) к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ИНН 66620224371, ОГРН 1046604433347) о признании решения налогового органа недействительным от 26.11.2010
при участии в судебном заседании:
от заявителей:
от общества и от О.М.Девяшиной - Е.В.Хонина, представитель по доверенностям б/н от 24.03.2011, N 66 АА 0450064 от 17.02.2011, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица - А.В.Чиков, гос.налог.инспектор по доверенности N 09-02 от 01.03.2011, предъявлено сл.удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заявители обратились в арбитражный суд с требованием о признании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, принятого инспекцией 26.11.2010, недействительным, полагая, что указанное решение не соответствует ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Одновременно заявители просят признать с 26.11.2010 ООО "Урал" созданным (зарегистрированным), а реорганизацию ООО "ТК "Сибирь" - завершенной, а также обязать инспекцию внести соответствующие записи в ЕГРЮЛ о регистрации ООО "Урал" и завершении процедуры реорганизации ООО "ТК "Сибирь".
Конкурсный управляющий ООО "ТК "Сибирь" направил в материалы дела отзыв, из содержания которого следует, что законный представитель общества не возражает против удовлетворений требований заявителей. Пояснил, что конкурсными кредиторами, включенными в реестр кредиторов, данная сделка не оспаривается.
Инспекция требования заявителя не признала, представила отзыв. Считает оспариваемое решение законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ООО "ТК "Сибирь" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.08.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о создании юридического лица (ОГРН 1056604464465).
14.07.2010 общим собранием участников общества было принято решение о реорганизации общества путем выделения из него нового юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Урал" (далее - ООО "Урал"), в связи с чем утвержден разделительный баланс ООО "ТК "Сибирь". Результаты проведения общего собрания участников общества оформлены протоколом N 1 от 14.07.2010.
14.07.2010 единственным участником ООО "Урал" Девяшиной О.М. принято решение N 1 о создании общества, об утверждении устава юридического лица, о принятии по разделительному балансу от ООО "ТК "Сибирь" прав и обязанностей, поименованных в п. 2 названного решения.
21.07.2010 в инспекцию поступило заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации в форме выделения нового юридического лица, о чем 28.07.2010 заинтересованным лицом в ЕГРЮЛ внесены соответствующие сведения и выдано свидетельство серии 66 N 006511802.
19.11.2010 Девяшина О.М. представила в налоговый орган заявление по форме N Р12001 на государственную регистрацию юридического лица - ООО "Урал", создаваемого путем реорганизации ООО "ТК "Сибирь", с приложением следующих документов: протокола N 1 общего собрания участников ООО "ТК "Сибирь" от 14.07.2010, разделительного баланса ООО "ТК "Сибирь" по состоянию на 14.07.2010 с расшифровкой статей баланса и пояснительной запиской, решения N 1единственного участника ООО "Урал" от 14.07.2010, акта приема-передачи имущественных прав и обязанностей, передаваемых по разделительному баланс, от 14.07.2010, справку из Пенсионного фонда Российской Федерации N 278 от 28.10.2010, доказательства уплаты госпошлины.
Кроме того, реорганизуемым обществом был соблюден установленный ст. 57, 58, 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) порядок уведомления кредиторов о проведении реорганизации общества.
Рассмотрев заявление и представленные документы, инспекция приняла решение от 26.11.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ в связи с непредставлением заявителем определенных ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ документов.
В обоснование отказа заинтересованное лицо ссылается на то, что заявление о внесении записи о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения по форме N Р12001 считается непредставленным, поскольку в отношении ООО "ТК "Сибирь" определением Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2010 по делу N А60-22177/2010 введена процедура наблюдения.
Заявители, не согласившись с выводами налогового органа, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что требования заявителей подлежат удовлетворению в связи исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействии) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 14 указанного закона при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по представлению в регистрирующий орган достоверной информации, представлению учредительных документов, соответствующих требованиям законодательства. Регистрирующий орган не вправе осуществлять правовую экспертизу представленных для государственной регистрации документов.
Отказ в государственной регистрации допускается, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случае, предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации названным Федеральным законом N 129-ФЗ не предусмотрено. Приведенный в ст. 23 названного закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Обязанность указания достоверной информации возложена законодателем на заявителя (пп. "а" п. 1 ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что принимая решение об отказе в государственной регистрации вновь созданного юридического лица, налоговый орган исходил из того, что заявление по форме N Р12001 на государственную регистрацию юридического лица - ООО "Урал", создаваемого путем реорганизации ООО "ТК "Сибирь", считается не представленным, поскольку в отношении реорганизуемого юридического лица введена процедура наблюдения.
Согласно п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица, в том числе в форме выделения, может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Оценив протокол N 1 общего собрания участников ООО "ТК "Сибирь" от 14.07.2010, разделительный баланс ООО "ТК "Сибирь" по состоянию на 14.07.2010, решение N 1единственного участника ООО "Урал" от 14.07.2010, акт приема-передачи имущественных прав и обязанностей, передаваемых по разделительному баланс, суд установил, что данные документы свидетельствуют о волеизъявлении участников ООО "ТК "Сибирь" на его реорганизацию и создание нового юридического лица.
Доказательства того, что целью юридических действий и принятых собранием решений было вывод активов из ООО "ТК "Сибирь" и их передача вновь создаваемому юридическому лицу, в деле отсутствуют и налоговым органом суду не представлено. Не усматривается данное обстоятельство и из содержания вышеупомянутых документов.
Документов, свидетельствующих об оспаривании в судебном порядке реорганизации должника, в частности - решения общего собрания участников ООО "ТК "Сибирь", оформленного протоколом N 1 от 14.07.2010, в материалы дела также не представлено.
Следует также отметить, что в силу п. 3 ст. 64 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации должника после введения в отношении него процедуры наблюдения.
Каких-либо ограничений на реорганизацию юридического лица, в отношении которого принято судом заявление о признании его банкротом, до введения процедуры наблюдения Федеральным законом "О несостоятельности "банкротстве" не установлено.
При таких обстоятельствах, требования заявителей в части признания недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, принятого инспекцией 26.11.2010, признания с 26.11.2010 ООО "Урал" созданным, а реорганизацию ООО "ТК "Сибирь" - завершенной, а также обязания инспекции внести запись в ЕГРЮЛ о регистрации ООО "Урал", являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Что касается требований заявителей об обязании инспекции внести в ЕГРЮЛ записи о завершении процедуры реорганизации ООО "ТК "Сибирь", то оно судом отклонено, поскольку из Федерального закона N 129-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", а также из утвержденных этим постановлением Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, следует, что государственный реестр содержит, в числе прочего, записи об изменении сведений, содержащихся в нем в соответствии с Законом о государственной регистрации.
На момент рассмотрения настоящего дела, несмотря на признание в судебном порядке решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, принятого инспекцией 26.11.2010, недействительным, внесение записи о завершении процедуры реорганизации ООО "ТК "Сибирь" невозможно по причине того, что в ЕГРЮЛ внесена запись о введении в отношении данного общества процедуры конкурсного производства, что явилось основанием для внесения в реестр записи о нахождении организации в процессе ликвидации.
После регистрации юридического лица как находящегося в процессе ликвидации его деятельность должна ограничиваться юридическими действиями, обеспечивающими проведение ликвидации, органы лишаются своих уставных полномочий и не вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица. Все полномочия по управлению делами должника переходят к конкурсному управляющему, в том числе и полномочия по представлению документов и соответствующего заявления в регистрирующий орган. В учредительные документы юридического лица "в ликвидации" не могут быть внесены какие-либо изменения, и регистрирующему органу не разрешено осуществлять государственную регистрацию таких изменений.
Удовлетворение требований заявителей о внесении в ЕГРЮЛ записи о завершении процедуры реорганизации ООО "ТК "Сибирь", признанного банкротом, приведет к неопределенности в правовом статусе названного юридического лица после внесения налоговым органом данных сведений.
Госпошлина в сумме 2200 руб., уплаченная заявителями при подаче иска по двум чекам-ордерам от 25.01.2011, подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителей в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Госпошлина в размере 800 руб., уплаченная Девяшиной О.М. по чеку-ордеру от 25.01.2011, возвращается заявителю как излишне уплаченная.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение, принятое инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (ИНН 66620224371, ОГРН 1046604433347) от 26.11.2010 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов", вынесенного в отношении отказа во внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица- ООО "Урал" путем реорганизации в форме выделения из ООО "Транспортная компания "Сибирь", как не соответствующее ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001.
Признать с 26.11.2010 общество с ограниченной ответственностью "Урал" созданным.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (ИНН 66620224371, ОГРН 1046604433347) внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Урал".
3. В остальной части в иске отказать.
4. В порядке распределения судебных расходов взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (ИНН 66620224371, ОГРН 1046604433347) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Сибирь" (ИНН 6672193322, ОГРН 1056604464465) 2000 руб. госпошлины в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, в пользу Девяшиной Оксаны Михайловны - 200 руб. госпошлины по спору.
5. Возвратить Девяшиной Оксане Михайловне из федерального бюджета 800 руб. госпошлины, излишне уплаченной при подаче иска по чеку-ордеру от 25.01.2011, оригинал которого остается в материалах дела.
6. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
7. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 4 апреля 2011 г. N А60-45528/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника