Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 апреля 2011 г. N А60-1119/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Свердловский завод безалкогольных напитков "Тонус" (ИНН 662001230, ОГРН 1026605408500) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
от заявителя - С.В. Кедров, представитель по доверенности от 11.01.2011 г., паспорт;
от заинтересованного лица - М.Б. Шайханов, специалист-эксперт, по доверенности N 2 от 11.01.2011 г., удостоверение.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
По ходатайству заявителя определением суда от 30.03.2011 г. судебное разбирательство по делу отложено на 13.04.2011 г.
Открытое акционерное общество "Свердловский завод безалкогольных напитков "Тонус" просит признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе от 28.12.2010 г. N 62-10/ПН о назначении наказания по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на неполучение предписания, пожар в 2007г. и на устранение правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя просит применить положения о малозначительности в связи с тяжелым финансовым положением, отсутствием тяжких последствий и в связи с частичным устранением правонарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв и дополнение к нему, с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя и на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
На основании поручения руководителя Регионального отделения ФСФР России в УрФО (далее - Региональное отделение) от 11.05.2010г. N 62-10-456-03/пч в период с 11.05.2010 г. по 15.09.2010 г. проведена камеральная проверка сведений о возможных нарушениях ОАО "Свердловский завод безалкогольных напитков "Тонус" (далее - общество), установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ требований законодательства РФ об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
В рамках проверки 20 сентября 2010 года Региональное отделение направило в адрес общества предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений действующего законодательства РФ (исх. 62-10-СФ-ОЗЛ 1221) (далее - Предписание), которое необходимо было исполнить в течение 30 календарных дней с даты получения обществом предписания путем:
1. устранения нарушения действующего законодательства РФ, а именно:
1.1. обеспечения доступа на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, к следующей информации:
- к текстам годовых отчетов общества за 2007, 2008, 2009 гг.;
- к текстам головой бухгалтерской отчетности общества по итогам 2007, 2008, 2009;
- к тексту устава общества;
- к текстам списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 2, 3, 4 кварталов 2009 г., 1, 2 кварталов 2010 г.;
- к правилам ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества;
1.2. опубликования на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, банковских реквизитов расчетного счета (счетов) общества и размера (порядка определения размера) расходов по изготовлению копий документов, указанных в п. 1.9. Положения "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных пенных бумаг", утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации).
2. представления в Региональное отделение отчета об исполнении предписания, содержащею информацию о странице в сети Интернет, на которой обществом раскрыта информация, указанная в п. 1 данного предписания, а также документы, подтверждающие исполнение предписания.
Срок исполнения предписания - в течение 30 календарных дней с даты получения данного предписания.
В связи с тем, что предписание обществом получено 30 сентября 2010 г., срок его исполнения - до 01.11.2010 г.
Поскольку в установленный срок предписание исполнено не было, в отношении общества в присутствии защитника общества, действующего по специальной доверенности, составлен протокол об административном правонарушении N 62-10-854/пр-ап от 20.12.2010 г.
Определением от 20.12.2010 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 28.12.2010 г.
По результатам рассмотрения дела Региональным отделением вынесено постановление от 28.12.2010 г. N 62-10/ПН о привлечении ОАО "Свердловский завод безалкогольных напитков "Тонус" к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 500000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частью 9 ст. 19.5 КоАП установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Согласно п. 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе, проведенной в отношении общества Региональным отделением проверки установлено, что обществом на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, отсутствует доступ к следующей информации:
- к текстам годовых отчетов общества за 2007, 2008, 2009 гг.;
- к текстам годовой бухгалтерской отчетности общества (формы N 1, 2, 3, 4, 5) по итогам 2009 гг.;
- к текстам списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 4 квартала 2009 г., 2 квартала 2010 г.;
- к правилам ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества.
Также на странице, используемой обществом в сети Интернет, не опубликована информация о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов.
В силу ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
В соответствии с п. 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 года N 06-117/пз-н (далее - Положение) открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг..., помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать:
а) годовой отчет акционерного общества:
б) годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества;
в) устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
г) сведения об аффилированных лицах акционерного общества;
д) дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения.
В соответствии с п. 8.1.2 Положения о раскрытии информации, обязанность по раскрытию информации, предусмотренной настоящим разделом Положения, возникает: для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества. Акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годового отчета.
Пунктом 8.2.4 Положения установлено, что акционерное общества обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
В соответствии с п. 8.2.5 Положения текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно п. 8.3.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.
В соответствии с п. 8.3.5. Положения акционерное общество, на которое в соответствии с Положением о раскрытии информации не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности.
Пунктом 8.3.6 Положения установлено, что текст годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течении е не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма N 1), отчета прибылях и убытках (форма N 2), отчета об изменениях капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форм пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подле обязательному аудиту.
В соответствии с п. 8.4.1 Положения акционерное общество обязано опубликовать текст устава акционерного общества на странице в сети Интернет позднее 2 дней с даты, определенной в соответствии с пунктом 8.1.2 данного Положения.
В случае внесения изменений и/или дополнений в устав акционерного общества (при устава акционерного общества в новой редакции) текст устава с внесенными изменениями дополнениями (текст новой редакции устава) должен быть опубликован акционерным общества на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты получения акционерным общества письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа государственной регистрации таких изменений и/или дополнений (государственной регистра: новой редакции устава), а если в установленных федеральным законом случаях изменения и/или дополнения в устав акционерного общества приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления уполномоченного государственного органа - не позднее 2 дней с даты такого уведомления.
Согласно п. 8.4.2 Положения текст устава акционерного общества всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями должен быть доступен на странице сети Интернет для открытого акционерного общества - до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества.
В соответствии с п. 8.5.3 Положения акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц
составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.
Согласно п. 8.5.4. указанного положения текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интерне в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
В соответствии с п. 1.9 Положения банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должен быть опубликованы на странице в сети Интернет.
Пунктом 2.4 Положения "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг", утв. приказом ФСФР России 13.08.2009 г. N 09-33/пз-н, открытые акционерные общества обязаны раскрывать правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг на странице в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности,текста устава и иных внутренних документов общества.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2.4 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 13 августа 2009 г. N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг"
По состоянию на 20 декабря 2010 г. Региональным отделением установлено, что обществом выданное ему предписание не исполнено, а именно: не обеспечен доступ на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, к вышеуказанной информации; не опубликована информация о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов; не представлены в Региональное отделение отчет об исполнении предписания, а также документы, подтверждающие исполнение обществом предписания.
При таких обстоятельствах административным органом правомерно сделан вывод о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным органом обоснованно указано в оспариваемом постановлении, что вина общества выразилась в его бездействии по исполнению предписания, в пренебрежительном отношении к своим обязанностям, установленным действующим законодательством..
Предписание получено обществом 30 сентября 2010 г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении N 62099429189403, имеющимся в материалах дела, в связи с чем судом не принимается довод заявителя о неполучении предписания, как несоответствующий имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд не принимает также во внимание довод общества о том, что предписание не могло быть выполнено, поскольку указанные документы были утрачены вследствие произошедшего на предприятии пожара.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 г. N ОЗ-ЗЗ/пс, установлено, что хранению подлежат подлинники документов общества. В случае утраты или повреждения подлинника документа общества хранению подлежит заверенная в установленном порядке копия такого документа. О каждом случае утраты или повреждения подлинника документа общества должен быть составлен соответствующий акт с указанием причины утраты или повреждения, приобщаемый к передаваемой на хранение копии документа общества и подлежащий хранению вместе с ней. Указанный акт должен быть подписан руководителем структурного подразделения и утвержден единоличным исполнительным органом общества, а в случае утраты или повреждения документов бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности - также главным бухгалтером общества.
Из материалов дела следует, что указанные требования заявителем соблюдены не были.
Ссылка заявителя на то, что предписание административного органа на день рассмотрения настоящего дела частично выполнено, свидетельствует о том, что утраченные документы были найдены заявителем и раскрыты на странице в сети Интернет.
Данное обстоятельство подтверждает, что заявитель имел реальную возможность выполнить предписание в установленный срок.
Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер и не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не выявлено.
Оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения судом также не установлено.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2010 N ВАС-5572/10).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 г. N 10 разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2010 N ВАС-5572/10).
Согласно абзацу 12 пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 г. N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Состав правонарушения, предусмотренный частью 9 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, посягает на установленный государством порядок управления, характеризуется высокой степенью общественной опасности, охраняемые им общественные отношения подлежат особой защите.
Особая общественная опасность административного правонарушения, предусмотренного частью 9 ст. 19.5 КоАП РФ, отмечена законодателем.
С 13 апреля 2009 года Федеральным законом РФ от 09 февраля 2009 года N 9-ФЗ "О внесении изменении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах..." штраф для юридических лиц за данное правонарушение составляет от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
При этом формальный состав - в силу высокой степени общественной опасности - является оконченным с момента начала выполнения объективной стороны состава правонарушения, и не требует наступления никаких последствий.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Общество не предприняло необходимых и достаточных мер для исполнения предписания Регионального отделения в установленный срок, проигнорировав требования федерального органа исполнительной власти.
Указание заявителя на нахождение общества в тяжелом финансовом положении, а также на частичное исполнение предписания на день рассмотрения настоящего дела, также не может являться признаком малозначительности совершенного административного правонарушения, а учитывается в качестве смягчающих ответственность обстоятельств.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что административный орган, выявив со стороны заявителя значительные нарушения законодательства в части не соблюдения порядка и сроков раскрытия информации, что образует самостоятельный состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, не привлекло общество к административной ответственности по указанной статье, а обозначило допущенные нарушения в предписании, тем самым, представив заявителю дополнительную возможность устранить данные нарушения посредством исполнения требований предписания.
Однако заявителем и в установленный предписанием срок не исполнены обязанности по соблюдению порядка и сроков раскрытия информации.
Признание деяния малозначительным предполагает наличие таких обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что противоправные действия не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия общественной опасности.
Правонарушение, выразившееся в неисполнении законного предписания органа, уполномоченного в области финансовых рынков, направлено против порядка управления.
Таким образом, суд, учитывая конкретные обстоятельства совершения заявителем данного правонарушения, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
При определении меры наказания административным органом учтено, как смягчающее вину обстоятельство, тот факт, что на момент рассмотрения дела обществом предписание исполнено, в связи с чем правомерно обществу избрана минимальная мера наказания.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Свердловский завод безалкогольных напитков "Тонус" (ИНН 662001230, ОГРН 1026605408500) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 апреля 2011 г. N А60-1119/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника