Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 апреля 2011 г. N А60-45587/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 ноября 2011 г. N Ф09-6777/11 по делу N А60-45587/2010 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2011 г. N 17АП-1806/11
Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" (далее - заявитель) к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - заинтересованное лицо)
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кривошеина Е. В., представитель по доверенности от 14.12.2010, Ковалев Л. А., представитель по доверенности от 14.12.2010,
от заинтересованного лица: Купреенков Р. В., представитель по доверенности от 18.02.2011,
от третьего лица: представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя третьего лица.
Процессуальные права и обязанности представителям, участвующим в судебном заседании, разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Заявитель представил возражение на отзыв. Возражение приобщено к материалам дела.
Заинтересованное лицо представило письмо от 10.02.2011 года N 8-13-11, Положение о Министерстве по управлению государственным имуществом по Свердловской области. Названные документы приобщены к материалам дела.
От третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель просит признать Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области "О признании утратившими силу приказов Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.01.2010 г. N 93 недействительным в части признания утратившими силу пунктов 11, 12 Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области "О предоставлении земельных участков для завершения работ по формированию, а также о предоставлении земельного участка ООО "Альтаир Инвест" от 31 марта 2008 года N 833. Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области заключить договор аренды с Обществом с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" на земельный участок общей площадью 173531 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0503011:5, местоположение Свердловская область, г. Екатеринбург, Карасье-Озерский лесной парк, центральное лесопарковое участковое лесничество, центральная часть квартала 88 . организации зоны отдыха земельные участки (категория земель - земли населенных пунктов) на условиях, изложенных в проекте договора аренды земельного участка от 15 декабря 2010 года, направленном Обществом с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" сопроводительным письмом от 15 декабря 2010 года (вх. 20268 от 16 декабря 2010 года). Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области заключить договоры аренды с Обществом с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" на земельный участок общей площадью 65395 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0605023:7, местоположение Свердловская область, г. Екатеринбург, Карасье-Озерский лесной парк, центральное лесопарковое участковое лесничество, южная часть квартала 87 для организации зоны отдыха земельные участки (категория земель - земли населенных пунктов) на условиях, изложенных в проекте договора аренды земельного участка от 15 декабря 2010 года, направленном Обществом с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" сопроводительным письмом от 15 декабря 2010 года (вх. 20268 от 16 декабря 2010 года). Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области заключить договоры аренды с Обществом с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" на земельный участок общей площадью 108377 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0605024:2, местоположение Свердловская область, г. Екатеринбург, Карасье-Озерский лесной парк, центральное лесопарковое участковое лесничество, северо-западная часть квартала 88 для организации зоны отдыха земельные участки (категория земель - земли населенных пунктов), на условиях изложенных в проекте договора аренды земельного участка от 15 декабря 2010 года, направленном Обществом с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" сопроводительным письмом от 15 декабря 2010 года (вх. 20268 от 16 декабря 2010 года).
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третье лицо правовую оценку заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
На основании п. 11 Приказа заинтересованного лица от 31 марта 2008 года N 833 заявителю предоставлен в аренду на 15 лет земельный участок для организации зоны отдыха общей площадью 341775 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов), расположенный в квартале 88 Карасье-Озерского лесного парка.
Согласно п. 12 названного Приказа заявитель обязан установить за свой счет границы земельного участка на местности и провести его кадастровый учет, после чего обратиться к заинтересованному лицу для заключения договора аренды земельного участка.
02 июня 2008 года между заинтересованным лицом (арендодатель) и заявителем (арендатор) заключен договор аренды N Т-57/0323 земельного участка общей площадью 314775 кв.м.
В 2008-2009 году заявителем осуществлено межевание указанного земельного участка.
После межевания земельного участка кадастровой палатой в постановке данного земельного участка на кадастровый учет отказано ввиду того, что участок попадал в три кадастровых квартала.
Заинтересованное лицо утвердило проекты границ на три земельных участка и расформировало земельный участок общей площадью 341775 кв.м. на три: земельный участок общей площадью 173531 кв.м., земельный участок общей площадью 65395 кв.м., земельный участок общей площадью 108377 кв.м.
Кадастровые работы в отношении всех участков заинтересованным лицом переделаны и 16 июня 2009 года земельные участки поставлены на кадастровый учет и им присвоены кадастровые номера 66:41:0503011:5, 66:41:0605023:7, 66:41:0605024:2 соответственно.
Заинтересованное лицо на основании кадастровых паспортов, оформленных за счет заявителя, зарегистрировало право собственности Свердловской области на вышеуказанные земельные участки.
В дальнейшем, 29 января 2010 года заявитель обратился к заинтересованному лицу с письмом (исх. N 20/1-10, вх. N 1511 от 01 февраля 2010 года), которым просил предоставить земельные участки 66:41:0503011:5, 66:41:05023:7, 66:41:0605024 в аренду - заключить долгосрочные договоры аренды.
Заинтересованное лицо сообщило заявителю, что кадастровые работы в отношении земельного участка общей площадью 341775 кв.м. не проведены, Приказ N 833 от 31 марта 2008 года признан утратившим силу Приказом от 29 января 2010 года N 93.
Полагая, что Приказ МУГИСО от 29.01.2010 года N 93 "О признании утратившим силу приказов Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области" в отношении ООО "Альтаир-Инвест" принят незаконно, противоречит нормам земельного и гражданского законодательства, нарушает права ООО "Альтаир-Инвест" и подлежит отмене, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону и нарушения данным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 10 Областного закона "О правовых актах в Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ правовые акты Свердловской области или их отдельные положения могут быть признаны утратившими силу в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, Уставом Свердловской области и (или) законами Свердловской области, в том числе настоящим Законом.
В соответствии с п. 1 ст. 111 Областного закона N 4-ОЗ правовой акт Свердловской области или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:
1) истечения срока действия правового акта Свердловской области или его отдельных положений;
2) принятия тем же органом и вступления в силу другого правового акта Свердловской области того же вида, который полностью заменяет по предмету регулирования ранее принятый правовой акт Свердловской области;
3) признания правового акта Свердловской области или его отдельных положений утратившими силу принявшим его органом;
4) отмены правового акта Свердловской области или его отдельных положений уполномоченным органом;
5) признания правового акта Свердловской области или его отдельных положений утратившими силу по решению суда в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
6) в иных случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
В соответствии со ст. 20 Областного закона "О правовых актах в Свердловской области" от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ текст правового акта состоит из содержательной части и реквизитов. При этом в силу п. 2 ст. 20 Областного закона N 4-ОЗ содержательная часть правового акта - выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия.
Между тем, оспариваемый в части приказ N 93 от 29.01.10 не содержит оснований и положений, разъясняющих цели и мотивы его принятия. Поскольку надлежащим доказательством законности и обоснованности ненормативного правового акта является его соответствующая мотивировочная часть, постольку заинтересованное лицо не представило доказательств законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта.
Как следует из материалов дела 08 февраля 2011 года ООО "Альтаир-Инвест" получило письмо от МУГИСО N 78-1163 от 04 февраля 2011 года, которым МУГИСО предоставило Обществу выписку из Приказа от 18.01.2011 года N 17 "О внесении изменений в приказ от 29.01.2010 года N 93 "О признании утратившим силу приказов Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области".
Из данной выписки следует, что заинтересованное лицо 18 января 2011 года внесло изменения в оспариваемый приказ, в преамбуле к оспариваемому приказу заинтересованное лицо привело нормативное обоснование его издания: ч. 1 ст. 432, ч. 3 ст. 607 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 6, ст. 22, ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст. 3, ч.2 ст. 8 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 N 18-03 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", пункт 1, подпункты 55, 57 пункта 8 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 04.05.2010 года N 714-ПП.
Между тем указанные изменения были внесены уже после подачи заявления в Арбитражный суд Свердловской области.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
По смыслу приведенных процессуальных норм законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия, независимо от дальнейших действий государственного органа.
Заинтересованное лицо ссылается на соответствие действующему законодательству процедуры отмены приказом ранее вынесенного ненормативного правового акта, принятого с нарушением законодательства.
Как следует из резолютивной части оспариваемого приказа на момент его вынесения, ранее принятые ненормативные правовые акты не отменены, а признаны утратившими силу.
При этом ни положение о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, ни областное законодательство, не содержат норм, позволяющих заинтересованному лицу отменять ранее изданные правовые акты.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании ст. 27 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестовыванию соответствующим прокурором или его заместителем в установленным законом порядке, либо заинтересованными лицами в судебном порядке. Перечень возможностей отмены незаконных правовых актов органов государственной власти субъектов является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Между тем, доказательств того, что приказ опротестован прокурором либо отменен иными лицами в судебном порядке не представлено.
Таким образом, суд установил, что заинтересованным лицом не представлено доказательств законности оспариваемого приказа, а также наличия полномочий на отмену приказа, законных оснований для признания утратившим его силу.
Как следует из материалов дела ООО "Альтаир-Инвест" по договору N 19/08-1 от 2008 года на выполнение изыскательских работ для землеустройства от 14 июля 2008 года осуществляло межевание земельного участка территории Карасье-Озерского лесопарка путем уточнения его границ.
Земельный участок площадью 341775 кв.м должен был быть поставлен на кадастровый учет как часть территории Карасье-Озерского лесопарка.
В целях постановки на кадастровый учет территории Карасье-Озерского лесопарка МУГИСО разделило земельный участок, занятый Карасье-Озерским лесопарком, площадью 4 716 413 кв.м. (по результатам проведения кадастровых работ площадь 5 269735 кв.м.) и образовало тридцать два земельных участка, что подтверждается Приказом МУГИСО N 1474 от 24 июля 2009 года "Об образовании земельных участков". После издания данного приказа земельный участок площадью 341775 кв.м., предоставленный ООО "Альтаир-Инвест", был разделен на три земельных участка: 173 531 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0503011:5, земельный участок общей площадью 65 395 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0605023:7, земельный участок общей площадью 108 377 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0605024:2.
Согласно ст. 11.8 Земельного кодекса РФ в случае, если образование земельных участков произошло в процессе оформления заявителем своего права аренды, заявитель сохраняет право оформить договор аренды на вновь образованные участки на основании решения предоставлении земельного участка до его раздела.
Таким образом, у заинтересованного лица имеется обязанность заключить с Обществом три договора аренды на земельные участка с кадастровыми номерами 66:41:0503011:5, 66:41:0605023:7, 66:41:0605024:2 на основании постановления о предоставлении N 833 от 31 марта 2010 года в силу ст. 34 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области "О признании утратившими силу приказов Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.01.2010 г. N 93 в части признания утратившими силу пунктов 11, 12 Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области "О предоставлении земельных участков для завершения работ по формированию, а также о предоставлении земельного участка ООО "Альтаир Инвест" от 31 марта 2008 года N 833.
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области заключить договор аренды с Обществом с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" на земельный участок общей площадью 173531 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0503011:5, местоположение Свердловская область, г. Екатеринбург, Карасье-Озерский лесной парк, центральное лесопарковое участковое лесничество, центральная часть квартала 88 . организации зоны отдыха земельные участки (категория земель - земли населенных пунктов) на условиях, изложенных в проекте договора аренды земельного участка от 15 декабря 2010 года.
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области заключить договор аренды с Обществом с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" на земельный участок общей площадью 65395 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0605023:7, местоположение Свердловская область, г. Екатеринбург, Карасье-Озерский лесной парк, центральное лесопарковое участковое лесничество, южная часть квартала 87 для организации зоны отдыха земельные участки (категория земель - земли населенных пунктов) на условиях, изложенных в проекте договора аренды земельного участка от 15 декабря 2010 года.
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области заключить договор аренды с Обществом с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" на земельный участок общей площадью 108377 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0605024:2, местоположение Свердловская область, г. Екатеринбург, Карасье-Озерский лесной парк, центральное лесопарковое участковое лесничество, северо-западная часть квартала 88 для организации зоны отдыха земельные участки (категория земель - земли населенных пунктов), на условиях изложенных в проекте договора аренды земельного участка от 15 декабря 2010 года, направленном Обществом с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (в пользу ООО "Альтаир-Инвест" 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 апреля 2011 г. N А60-45587/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 ноября 2011 г. N Ф09-6777/11 по делу N А60-45587/2010 настоящее решение оставлено без изменения