Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 апреля 2011 г. N А60-45777/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2011 г. N Ф09-5962/11 по делу N А60-45777/2010 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2011 г. N 17АП-4438/11
Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-складской комплекс Технопром-Урал" (ИНН 6670276742, ОГРН 1096670036210) к Главному управлению архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: П.В.Савицкий, представитель по доверенности от 15.02.2011, В.Ю.Сухотин, генеральный директор, приказ от 08.12.2009,
от заинтересованного лица: Е.Н.Нестеров, представитель по доверенности N 21-10/4 от 14.02.2011,
от третьего лица: Н.А.Коновалов, представитель по доверенности от 01.10.2010 N ВО-15023.
Лицам, участвующим в деле процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель заявил ходатайство об уточнении требований в части способа устранения нарушения прав, представил письменные объяснения. Ходатайство на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято, объяснения и приложенный документ приобщены к материалам дела.
Уточнив заявленные требования, общество с ограниченной ответственностью "Производственно-складской комплекс Технопром-Урал" просит признать незаконным решение Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга от 01.11.2010 N 21-04/12489 о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 66:41:0610072:4, расположенного по адресу: г.Екатеринбург, Октябрьский район, восточнее п. Кольцово в составе проекта Планировки и проекта межевания. Обязать Главное управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга в течение 30 дней подготовить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 66:41:0610072:4, расположенного по адресу: г.Екатеринбург, Октябрьский район, восточнее п. Кольцово и выдать его обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-складской комплекс Технопром-Урал".
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признает.
Третье лицо отзыв не представило, в материалы дела приобщен приказ от 09.02.2011г. N 33 .
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Между обществом с ограниченной ответственностью "Производственно-складской комплекс Технопром-Урал" и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области 10.03.2010 заключен договор аренды земельного участка N АЗФ-22/0322 (в порядке реализации преимущественного права арендатора земельного участка, из которого образуется земельный участок, на заключение с ним договора аренды образуемого земельного участка на прежних условиях без проведения торгов (конкурсов, аукционов)).
Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 66:41:0610072:4, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - коммунально-складские и производственные предприятия, станции техобслуживания автомобилей, объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, общей площадью 209931 кв.м., находящийся по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, восточнее п. Кольцово.
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-складской комплекс Технопром-Урал" 14.09.2010 обратилось в Главное управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, необходимого для получения разрешения на строительство.
Письмом от 01.11.2010 N 21-04/12489 Главное управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга (далее - управление) отказало в выдаче градостроительного плана в связи с тем, что названный земельный участок расположен на территории, на которой отсутствует утвержденная градостроительная документация.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным письма.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В силу ч. 1, 2 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
На дату обращения заявителя о подготовке градостроительного плана земельного участка подготовка документации по планировке территории осуществлялась исключительно органами государственной власти и местного самоуправления (п.п. 8, 8.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ)
Согласно ст. 56 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
Суд считает обоснованными доводы заинтересованного лица о необходимости соблюдения требований статей 41,42,43,44 Градостроительного кодекса РФ по подготовке документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, осуществления проекта межевания территории, выполнения и утверждения проекта планировки.
Однако при принятии настоящего решения суд учитывает особенности подготовки градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа.
Градостроительный кодекс РФ отнес градостроительный план земельного участка к документации по планировке территории (ч. 5 ст.41 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч.2 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительного плана земельного участка может осуществляться в виде отдельного документа, вне проекта межевания территории. Порядок подготовки таких градостроительных планов регламентирован непосредственно Градостроительным кодексом РФ частью 17 статьи 46: "в случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы".
Толкование данной нормы закона позволяет сделать вывод, что для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий предусматривают установление порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой только на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
Из п. 4 ст. 11 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/4 следует, что градостроительные планы земельных участков как отдельные документы вне состава проектов межевания территории подготавливаются применительно к ранее сформированным и прошедшим государственный кадастровый учет земельным участкам, правообладатели которых планируют на принадлежащих им земельных участках осуществить строительство новых объектов капитального строительства или реконструкцию, капитальный ремонт существующих объектов капитального строительства и должны подготовить проектную документацию в соответствии с предоставленными им на основании заявления градостроительными планами земельных участков.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного решения следует читать как "N 68/48"
В указанных случаях планировка территории не осуществляется, границы земельных участков не устанавливаются, а градостроительные планы земельных участков подготавливаются с использованием кадастровых планов земельных участков.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 13 названных правил установлено, что градостроительная подготовка территорий, земельных участков - действия, осуществляемые в соответствии с градостроительным законодательством, применительно к ранее сформированным, прошедшим государственный кадастровый учет, принадлежащим физическим и юридическим лицам земельным участкам, осуществляется путем подготовки градостроительных планов земельных участков (как самостоятельных документов - без подготовки документации по планировке территории) с установлением в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ характеристик (за исключением ранее установленных границ земельных участков) с использованием таких планов для подготовки проектной документации.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0610072:4 площадью 209931 кв.м. отмежеван и прошел кадастровый учет, что подтверждается наличием кадастрового паспорта земельного участка. В соответствии со ст. 52-5 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург" спорный земельный участок находится в производственно - складской зоне "ПК-3" (зона производственно-коммунальных объектов). Согласно договору аренды земельного участка N АЗФ-22/0322 от 10.03.2010г. земельный участок предоставлен заявителю с целевым использованием под коммунально-складские и производственные предприятия, т.е. при предоставлении земельного участка соблюдены правила территориального планирования, устанавливающие зоны и цели использования земель в муниципальном образовании "Город Екатеринбург".
Поскольку в рассматриваемой ситуации земельный участок поставлен на кадастровый учет, подготовлен кадастровый план земельного участка, цель использования земельного участка соответствует правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Екатеринбург" суд пришел к выводу о неправомерности отказа управления в выдаче градостроительного плана.
В судебном заседании представитель Управления указал о невозможности предоставления земельного участка, поскольку в границах спорного земельного участка расположен поверхностный водный объект река Малый Исток.
При принятии решения суд учитывает, что данный факт в качестве основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка заинтересованным лицом в оспариваемом решении не указан. Действующим законодательством также не предусмотрено такого основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Предметом настоящего судебного разбирательства является правомерность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, вопрос о правомерности предоставления земельного участка не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела. Судом установлено, что заявитель владеет и пользуется участком на законных основаниях (договор аренды земельного участка N АЗФ-22/0322 от 10.03.2010г). Также в материалы дела представлен ответ на обращение заявителя - письмо Министерства природных ресурсов Свердловской области от 14.07.2010г. N 06-04-5632/10, где указано о возможности получения разрешения о предоставлении водного объекта в пользование, что подтверждает довод заявителя о совершении им действий по правовому урегулированию вопроса пользования водным объектом.
В соответствии с частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство, в том числе, прилагается градостроительный план земельного участка.
Отказ в выдаче градостроительного плана препятствует в подготовке документов и обращению для получения разрешения на строительство или реконструкцию объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что у управления отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка и что такой отказ нарушает законные права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Изложенные в настоящем акте выводы суда подтверждаются сложившейся судебной практикой Федеральных арбитражных судов округов: постановления N Ф09-6780/09-С1 от 15.09.2009г., N Ф09-2133/10-С6 от 01.09.2010г., N А08-4005/2009-17 от 19.03.2010г., N А56-8730/2009 от 16.02.2010г., N А19-10054/09 от 04.10.2010 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга от 01.11.2010 N 21-04/12489.
Обязать Главное управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга в течение 30 дней после вступления в законную силу настоящего решения подготовить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 66:41:0610072:4, расположенного по адресу: г.Екатеринбург, Октябрьский район, восточнее п. Кольцово, и выдать его обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-складской комплекс Технопром-Урал".
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-складской комплекс Технопром-Урал" (ИНН 6670276742, ОГРН 1096670036210) 2000 (две тысячи) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 апреля 2011 г. N А60-45777/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2011 г. N Ф09-5962/11 по делу N А60-45777/2010 настоящее решение оставлено без изменения