Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 апреля 2011 г. N А60-2657/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2011 г. N Ф09-6820/11 по делу N А60-2657/2011 настоящее решение отменено
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2011 г. N 17АП-5298/11
Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел 11 апреля 2011 года в судебном заседании дело N А60-2657/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Бажина Игоря Ивановича (ИНН 663100014906, ОГРНИП 310663108800017) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконными действия и ненормативного акта,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Э.В. Кобяков, паспорт 65 05 N 777933, представитель по доверенности 66 АА 0261915 от 11.01.11г.
от ответчиков (заинтересованных лиц):
от Управления Росреестра: А.В. Куйдан, паспорт 65 03 N 962159, представитель по доверенности N 08-18/1390 от 15.12.10г.
от Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля": Писаренко С.В., представитель по доверенности N 9 от 31.01.2011, удостоверение N 1966 от 04.07.2003 г..
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Заявитель представил письменные пояснения и документы согласно приложению к пояснениям: судебная практика, ответы ФГУ ФКЦ "Земля". Пояснения и документы приобщены к материалам дела.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
Индивидуальный предприниматель Бажин Игорь Иванович обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 66:60:0901004:272 площадью 1468 квадратных метров, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Североуральск, ул. Ватутина, 3в, в размере 7600203 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5177 рублей 25 копеек за квадратный метр, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" и о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:60:0901004:272 площадью 1468 квадратных метров, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Североуральск, ул. Ватутина, 3в, в размере 7600203 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5177 рублей 25 копеек за квадратный метр.
Представитель индивидуального предпринимателя Бажина И.И. неоднократно настаивал на том, что требования заявлены в порядке искового производства.
Между тем, как следует из существа заявленных требований дело подлежит рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку требования, подлежащие рассмотрению в порядке искового производства предпринимателем не заявлены.
Заинтересованные лица возражают против заявленных требований, заявили о пропуске заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, а также настаивают на том, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку не были допущены нарушения норм права при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Заявитель суду пояснил, что во время получения кадастровой выписки на спорный земельный участок - 24.02.2010 года - заявитель не догадывался, что кадастровая стоимость указана не верно. В дальнейшем, посчитав ее неверной, он обратился в суд с настоящими требованиями. В связи с чем, заявитель заявил, что считает срок на обращение за защитой нарушенного права не пропущенным.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Индивидуальный предприниматель Бажин Игорь Иванович обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 66:60:0901004:272 площадью 1468 квадратных метров, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Североуральск, ул. Ватутина, 3в, в размере 7600203 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5177 рублей 25 копеек за квадратный метр, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" и о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:60:0901004:272 площадью 1468 квадратных метров, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Североуральск, ул. Ватутина, 3в, в размере 7600203 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5177 рублей 25 копеек за квадратный метр.
При этом заявитель ссылается на недостоверность расчетов, произведенных ФГУП "ФКЦ "Земля" и несоответствие кадастровой стоимости рыночной стоимости спорного земельного участка и рыночной стоимости аналогичных земельных участков.
Заявленные требования взаимосвязаны и не подлежат удовлетворению исходя из следующего:
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, о неправомерном, по мнению Заявителя, указании оспариваемой кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 7600203 рубля заявитель узнал из полученной 24 февраля 2010 года кадастровой выписки номер 6660/201/10-296 на земельный участок с кадастровым номером 66:60:0901004:272.
Трехмесячный срок на обжалование, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляемый с этой даты - 24.02.2010 года , истек 24 мая 2010 года.
Заявление по настоящему делу подано (по почте) в арбитражный суд 04 февраля 2011 года.
Таким образом, суд принимает довод заинтересованных лиц о том, что заявление по настоящему делу подано с нарушением срока.
Ходатайств о восстановлении срока не заявлено, не смотря на то, что суд неонократно разъяснял такое право заявителю.
Уважительных причин пропуска срока судом не установлено.
В силу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определении от 13.10.10 N ВАС-13925/10, пропуск заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определении от 01.04.10 N ВАС-3753/10, в случае, если заявление подано с нарушением установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядка, срок на подачу жалобы судом не восстановлен, у суда не имеется оснований для рассмотрения дела по существу заявленных требований.
Доводы заявителя о том, что заявленные требования являются исковыми - основан на неверном толковании действующего арбитражного процессуального законодательства.
Кроме того, как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Пунктом 2 указанной статьи 1 установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пункту 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
Согласно заявленным требованиям Индивидуальный предприниматель Бажин И.И. просит признать незаконными действия Управления, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:60:0901004:272 в размере 7600203,0 рубля.
Вместе с тем, внесение сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости предусмотрены ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в порядке информационного взаимодействия. Кроме того, кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 7600203 рубля была исключена из государственного кадастра недвижимости в связи с внесением изменений кадастровой стоимости в размере 2833533,60 рублей на основании постановления 125-ПП.
Таким образом, заявитель не доказал факт нарушения его прав установлением кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 7600203 рубля, указанная цена отменена с момента ее установления.
Также принимаются судом и иные доводы заинтересованных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 66:60:0901004:272 площадью 1468 квадратных метров, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Североуральск, ул. Ватутина, 3в, в размере 7600203 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5177 рублей 25 копеек за квадратный метр, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" и о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:60:0901004:272 площадью 1468 квадратных метров, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Североуральск, ул. Ватутина, 3в, в размере 7600203 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5177 рублей 25 копеек за квадратный метр отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 апреля 2011 г. N А60-2657/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2011 г. N Ф09-6820/11 по делу N А60-2657/2011 настоящее решение отменено