Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 апреля 2011 г. N А60-5514/2011
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июля 2011 г. N Ф09-5210/11 по делу N А60-5514/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2011 г. N 17АП-4659/11
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя Низовцевой Татьяны Антоновны (ИНН 665807426129, ОГРН 307665810200093) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кузнецов Ю.А. (паспорт 6510 952698) по доверенности от 11.10.2010 года;
от заинтересованного лица - Кочева С.А. (паспорт 6506 935948) по доверенности от 20.12.2010 года N 01-01-05-28/385; Беглецова К. И. (паспорт 6504 261469) по доверенности от 24.12.2010 года N 01-01-05-28/391.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.
Индивидуальный предприниматель Низовцева Татьяна Антоновна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления N 13 от 18 февраля 2011г. о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 рублей.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на нарушение п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ, так как на момент вынесения постановления о назначении административного наказания - 18.02.2011., постановление о прекращении производства по делу от 26.01.2011 по одному и тому же факту совершения противоправных действий вступило в законную силу, кроме этого заявитель ссылается на отсутствие события правонарушения, нарушения срока составления протокола об административном правонарушении, нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Заинтересованное лицо требования не признает по основаниям указанным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
В ходе внеплановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя Низовцевой Татьяны Антоновны, проведенной в период с 16.12.2010 по 20.01.2011 (распоряжение N 01-03/83 от 14.12.2010) обнаружены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
При обследовании объектов: дом ухода за престарелыми (г. Екатеринбург, ул. Прохожая,9), дом ухода за престарелыми (г. Екатеринбург, пос. Исток, ул. Прохладная,2), дом ухода за престарелыми (Сысертский район, д. Малое Седельниково, Опушка Луговая,25) обнаружены нарушения:
-ст.11, ст. 18 п.4, ст.22 п.1, ст.29 п.1, п.З, ст.32, ст.34 п.1, ст.35, ст.36 п.2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
-п.п. 1.5, 2.6, 2.4 СП 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
-п.п. 5.1,5.2, 5.5, 7.1., 7.3, 8.2, 18.3,9.2, 10.1, 10.2, 10.3, 10.4, 10.5. 10.9, 10.11, 10.16, 10.19 СанПиН 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 18.3 имеется в виду пункт 8.3 СанПиН 2.1.2.2564-09
-п. 6.3.1 СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита" раздел VI, раздел X п. 10.4
-п. 2.1, 3.3., 3.4 СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней"
-п.3.6 СП 3.1.1295-03 "Профилактика туберкулеза" раздел III, VII, VIII
В соответствии со ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п.1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Материалами административного дела установлено, что в нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения индивидуальным предпринимателем не организовано проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (в т.ч. за параметрами микроклимата в помещениях) в 2009-2010.
Не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
На территории домовладения не предусмотрена контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов.
Результаты лабораторных измерений параметров микроклимата не представлены.
Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на источник водоснабжения (для нужд учреждения используется вода из собственной скважины).
В районе размещения объекта (пос. Широкая речка) расположены водозаборы подземных источников централизованного водоснабжения, а также нецентрализованных источников водоснабжения. Не установлены пояса ЗСО скважины, по ул. Прохожая,9, что свидетельствует об отсутствии соответствующих режимных мероприятий и может явиться причиной загрязнения воды источников питьевого водоснабжения (отсутствуют документы).
Не предусмотрена очистка и обеззараживание сточных вод на локальных очистных сооружениях, в септике.
Не выделен уборочный инвентарь для сан.узла; не весь инвентарь промаркирован (швабры); не выделен шкаф (помещение) для хранения уборочного инвентаря (хранится в помещении для гигиенической обработки (мытья) лиц, за которыми осуществляется уход (рядом с ванной-джакузи).
Индивидуальным предпринимателем Низовцевой Т.А. не в полном объеме представлены медицинские карты с выпиской из истории болезни (имеются выписки из историй болезни у 10 человек из 18 проживающих - 55%), сведения о результатах обследования на туберкулез в текущем году имеются у 4 человек из 18 проживающих (22%); у всех поступающих лиц отсутствуют результаты лабораторных исследований на группу возбудителей кишечных инфекций, яйца гельминтов, дифтерию; результаты исследований на инфекции, передающихся половым путем, сведения о профилактических прививках и справки об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту проживания.
Не организовано проведение осмотра поступающих лиц, врачом (отсутствуют документальные данные об осмотре).
В течение 2010г. (до 24.12.10г.) дератизационные и дезинсекционные работы не проводились (отсутствуют документальные данные о проведении обработок в помещениях).
Отсутствует информация о проведении осмотра на педикулез и чесотку всех поступающих лиц и о наличии осмотра проживающих в дальнейшем 1 раз в 7 дней.
Отсутствуют данные о флюорографическом обследовании сотрудника (Буцкой Н.А.), осуществляющего уход за проживающими лицами.
Сотрудники, допущенные к приготовлению пищи не прошли профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (Кирьянова Л.Ю., Колесникова М.Ю.).
Охват прививками против гриппа в эпид.сезон 2010/2011 г. составляет 33% (не привиты Кирьянова Л.Ю., Колесникова М.Ю., Глазкова А.И., Буцкая Н.А.), охват должен быть не менее 90%.
Сотрудники, привлекаемые к приготовлению и раздаче пищи (Кирьянова Л.Ю. и Колесникова М.Ю.) не привиты против дизентерии зоне.
Охват прививками против клещевого энцефалита в рамках Календаря профилактических прививок по эпид.показаниям составляет 33% (не привиты Кирьянова Л.Ю., Колесникова М.Ю., Глазкова А.И., Буцкая Н.А.),охват должен быть не менее 95%.
В доме ухода за престарелыми (г. Екатеринбург, пос. Исток, ул. Прохладная, 2) не проводятся лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды с целью оценки влияния выполняемых работ на среду обитания человека и его здоровье.
Не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Не осуществляется производственный лабораторный контроль за качеством подаваемой питьевой воды.
Для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов отсутствует специально оборудованная площадка.
Не обеспечено проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, иммунизации персонала организации.
Поступающие в организацию не имеют медицинскую карту с выпиской из истории болезни, сведениями о результатах обследования на туберкулез, результатах лабораторных исследований на группу возбудителей кишечных инфекций, яйца гельминтов, дифтерию, инфекций, передающихся половым путем, профилактических прививках и справку об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту проживания.
Приём поступающих в организацию осуществляется не через отдельный вход (отсутствует приёмно-карантинное отделение).
Осмотр проживающих на педикулёз и чесотку, помывка больных проводится с кратностью 1 раз в 10 дней, тогда как должны проводиться 1 раз в 7 дней.
Отсутствует договор на проведение камерной обработки в дезинфекционной камере матрацев, подушек, одеял.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней не в полном объеме проводятся предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными болезнями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В доме ухода за престарелыми (Сысертский район, д. Малое Седельниково, ул.Опушка Луговая, 25) не осуществляется проведение производственного контроля за параметрами микроклимата в помещениях (должны быть обеспечены оптимальные условия микроклимата и воздушной среды помещений), а также качеством питьевой воды при эксплуатации собственного источника водоснабжения - вода используется для мытья и ополаскивания посуды, проведения уборки и приготовления рабочих растворов дезинфицирующих средств, мытья проживающих.
Не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на источник водоснабжения (для нужд учреждения используется вода из собственной скважины).
Отсутствуют документы, подтверждающие факт вывоза жидких бытовых отходов (договор с организацией, осуществляющей вывоз стоков, акты выполненных работ, платежные документы). Не предусмотрена очистка и обеззараживание сточных вод на локальных очистных сооружениях, в септике.
Не в полном объеме представлены медицинские карты с выпиской из истории болезни (имеются выписки из историй болезни у 5 из 11 проживающих, что составляет 45%). У всех поступающих лиц отсутствуют результаты лабораторных исследований на группу возбудителей кишечных инфекций, яйца гельминтов, дифтерию, результаты обследования на инфекции, передающиеся половым путем. Не представлены сведения о профилактических прививках и справки об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту проживания у всех проживающих (11 человек).
Не организовано проведение осмотра поступающих лиц врачом (отсутствуют документальные данные об осмотре), отсутствует приемно-карантинное отделение.
Отсутствует изолятор для временного размещения лиц с признаками инфекционных заболеваний из числа проживающих до их госпитализации в стационар.
Не осуществляется ежегодное обследование на туберкулез проживающих лиц. Сведения о результатах обследования на туберкулез в течение года отсутствуют у всех проживающих (11 человек).
В целях предупреждения возникновения и распространения болезней не в полном объеме проводятся предусмотренные санитарными правилами и нормативными актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан: охват профилактическими прививками против клещевого энцефалита составил 33%, против вирусного гепатита А - 33%, против вирусного гепатита В - 50%, против дизентерии Зонне - 16%. Охват профилактическим обследованием на туберкулез составляет 66% от общего количества работающих. Санитарный минимум пройден у 1-го человека из 6 работающих.
Таким образом, в действиях заявителя присутствует правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя на прекращение производства по делу в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении судом не принимается, поскольку статья 24.5. КоАП РФ предусматривает прекращение начатого производства по делу об административном правонарушении при наличии по одному и тому же факту вынесенного постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В протоколе от 20.01.2011г. зафиксированы иные факты совершения Низовцевой Т.А. противоправных действий.
Согласно статье 16 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки составляется акт, в котором указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Часть 1 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает, что одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из акта проверки следует, что в отношении Низовцевой Т.А. 20.01.2011г. в соответствии со статьей 28.1, 28.5 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении от 20.01.2011г., возбуждено дело об административном правонарушении. Таким образом, довод заявителя о незаконности возбуждения дела об административном правонарушении является несостоятельным.
Главный специалист-эксперт отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Долгушина В.А. в соответствии с распоряжением от 14.12.2010г. N 01-03/83 назначена лицом, уполномоченным на проведение проверки и является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
В акте проверки от 20.01.2011г. зафиксировано, что главный специалист - эксперт отдела надзора за состоянием среду обитания и условиями проживания Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Долгушина В.А. является лицом, проводившим проверку. При проведении проверки присутствовала Низовцева Т.А., акт проверки подписан предпринимателем 20.01.2011г. Нарушения обязательных требований действующего законодательства, выявленные в ходе проверки, зафиксированы в акте проверки от 20.01.2011г. и образуют событие административного правонарушения.
Судом установлено, что внеплановая проверка Низовцевой Т.А. проводилась на основании обращения президента Ассоциации Компаний Семейного Сервиса Храмцовой И.А. о нарушениях санитарно-эпидемиологических норм, поступившему из Управления здравоохранения Администрации г.Екатеринбурга , (вх.N 22344 от 09.11.2010г.). Данная проверка согласована решением Прокуратуры Свердловской области от 15.12.2010г. N 7-09-10.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается индивидуальному предпринимателю.
В акте проверки указываются, сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 КоАП РФ со статьей 28.2 КоАП РФ составлен в день подписания акта проверки 20.01.2011г., т.е. в соответствии в установленный действующим законодательством РФ срок.
Таким образом, довод о том, что нарушен срок составления протокола об административном правонарушении является несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Судом установлено, что Низовцева Т.А. своими действиями допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий и сооружений, санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения.
Таким образом, имеет место несколько самостоятельных административных правонарушений, которые образуют отдельные составы административных правонарушений и квалифицируется по отдельным статьям Особенной части КоАП РФ.
При таких обстоятельствах довод заявителя о незаконности и необоснованности составления трех протоколов не может быть принят во внимание, поскольку административным органом правомерно составлено три отдельных протокола по каждому административному правонарушению, совершенному Низовцевой Т.А.
В пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" содержится исчерпывающий перечень требований, содержащихся в распоряжении.
Вопрос о вине общества исследован Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Кушва, г.В.Тура, г.Качканар и отражен в оспариваемом постановлении.
Процессуальных нарушений, допущенных административным органом при составлении протокола, судом не установлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные индивидуальным предпринимателем требования о признании незаконным и отмене постановления N 13 от 18 февраля 2011г. о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 рублей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1.В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить Кузнецову Юрию Анатольевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей,, ошибочно уплаченную по чеку-ордеру N 0555 от 01.03.2011.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2011 г. N А60-5514/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника