Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 мая 2011 г. N А60-8650/2011
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2011 года
Полный текст решения изготовлен 13 мая 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ИНН 6608003052, ОГРН 1026600000460, далее ОАО "СКБ-банк" заявитель, банк) к ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6661009067, далее инспекция, заинтересованное лицо) о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя: Н.Б.Сметанина, представитель по доверенности N 330 от 02.03.2011, паспорт;
от заинтересованного лица: Г.И.Галимов, представитель по доверенности N 05-14/03163 от 24.01.2011, сл.удостоверение;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" просит признать незаконным и отменить решение ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга N 17-10/216 от 08.02.2011 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.126 НК РФ. Кроме того, заявитель просит обязать инспекцию возвратить ОАО "СКБ-банк" из федерального бюджета уплаченный штраф в размере 50 руб., наложенный оспариваемым решением.
В обоснование требований заявитель ссылается на наличие противоречий ст.15 ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст.47 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст.42 ФЗ "О банках и банковской деятельности", полагая, что в данном случае следует применять положения п.7 ст.3 НК РФ.
Заинтересованное лицо отзыв представило, требования не признало, считает оспариваемое решение законным.
В связи с тем, что представители сторон присутствуют в судебном заседании и не возражают против рассмотрения спора по существу в настоящем судебном заседании, суд на основании ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о достаточности имеющихся в деле доказательств и соответственно о готовности дела к рассмотрению по существу в первой инстанции. Учитывая изложенное, суд предварительное судебное заседание завершил и открыл судебное заседание по рассмотрению настоящего дела в суде первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка своевременности представления банком бухгалтерской отчетности - аудиторского заключения за 2009 г., по результатам которой налоговым органом составлен акт от 14.01.2011 N 17-10/81, на который налогоплательщик представил свои письменные возражения. По итогам рассмотрения материалов проверки и возражений банка инспекцией вынесено решение от 08.02.2011 N 17-10/216 о привлечении ОАО "СКБ-банка" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 50 руб.
Поскольку данное решение вынесено инспекцией в порядке ст.101.4 НК РФ, то обязательный апелляционный порядок обжалования такого решения в вышестоящем налоговом органе Налоговым Кодексом РФ не предусмотрен на основании следующего.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
Обязательный порядок досудебного обжалования установлен в отношении решений, выносимых по результатам налоговых проверок (статья 101 НК РФ), тогда как по решениям о других нарушениях применяется иной специальный порядок производства (статья 101.4 НК РФ).
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае речь идет о правоотношениях по оспариванию решения налогового органа, который принят в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ. Решением Инспекции от 08.02.2011 N 17-10/216 ОАО "СКБ-банк" привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, обязанность представления которых возложена на налогоплательщика ст. 23 НК РФ, т.е. решение о привлечении организации к налоговой ответственности вынесено на основании статьи 101.4 НК РФ,
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о непредставлении налогоплательщиком в установленный срок копии аудиторского заключения за 2009, которое относится к годовой бухгалтерской отчетности, так как банк представил копию аудиторского заключения 23.12.2010.
Заявитель, не согласившись с решением налоговой инспекции от 08.02.2011, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд. При этом банк не оспаривает соблюдение налоговым органом процедуры вынесения оспариваемого решения, установленную Налоговы кодексом РФ.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд считает, что требования ОАО "СКБ-банк" подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; д) пояснительной записки.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст.15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 86 Приказа Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" предусмотрена, что годовая отчетность должна быть представлена в налоговый орган по месту учета в течение 90 дней по окончания года, т.е. за 2009 налогоплательщик обязан представить отчетность не позднее 31 марта 2010.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) на годовом собрании акционеров рассматривается, в том числе представляемый советом директоров (наблюдательным советом) общества годовой отчет. При этом годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, определяемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Утверждая устав общества, учредители определяют срок проведения годового общего собрания акционеров. При установлении срока проведения годового общего собрания акционеров общества обязаны учитывать требования не только этого Закона, но и норм иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 48 Закона N 208-ФЗ утверждение годовой бухгалтерской отчетности относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 11 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
В соответствии с пунктом 4 статьи 88 Закона N 208-ФЗ годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества - лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.
В отношении кредитных учреждений в силу п. 14 ст. 4, ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и ст. 40 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк России устанавливает обязательные правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями.
В частности статьи 42, 43 ФЗ "О банках и банковской деятельности" устанавливают обязательность проведения ежегодных аудиторских проверок кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов.
Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что указания Банка России отнесены к нормативным актам Банка России.
Согласно п. 1.4 указаний Центрального банка "О порядке составления кредитными организациями годового отчета" от 08.10.2008 N 2089-У, порядок и срок составления годового отчета утверждаются в учетной политике кредитной организации исходя из установленного в соответствии с учредительными документами порядка представления годового отчета на утверждение общего собрания акционеров (участников) и с учетом сроков проведения аудиторской проверки.
Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных учреждениях на территории Российской Федерации регламентируются положением Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2007 N 302-П.
Таким образом, из системного толкования приведенных норм закона следует, что банк обязан представлять налоговому органу бухгалтерскую отчетность, в том числе и копию аудиторского заключения.
Как следует из материалов дела заявителем в установленные сроки представлена налоговому органу годовая отчетность за 2009, за исключением копии аудиторского заключения, которая фактически представлена налогоплательщиком 23.12.2010 по требованию инспекции.
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных данным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу п. 2 ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения исключает привлечение его к ответственности за совершение данного налогового правонарушения.
Принимая во внимание, что в силу положений Федеральных законов "Об акционерных обществах" и "О банках и банковской деятельности" годовое общее собрание акционеров налогоплательщика, на котором утвержден годовой отчет за 2009 и годовая бухгалтерская отчетность (в том числе аудиторское заключение) за 2009 проведено после 31.03.2010, т.е. после сроков, установленных ст. 15 ФЗ "О бухгалтерском учете", следовательно, банк не имел возможности своевременно представить инспекции копию аудиторского заключения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что общество по объективным причинам не имело возможности предоставить годовую отчетность, в том числе аудиторское заключение в срок, предусмотренный п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", так как это привело бы к нарушению установленного учредительными документами порядка представления годового отчета, предусмотренного п. 1.4 Указаний Центрального банка "О порядке составления кредитными организациями годового отчета" от 08.10.2008 N 2089-У и представлению в налоговый орган неточной информации.
Кроме того, суд согласился с доводом заявителя о наличие противоречий норм, содержащихся в п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и в п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст.40, 42 ФЗ "О банках и банковской деятельности" в части установления сроков представления данного аудиторского заключения налоговому органу, что в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд считает, в данном случае отсутствует вина налогоплательщика в совершении вменяемого ему налогового правонарушения, что на основании ст.109 НК РФ является обстоятельством исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.
Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению: решение от 08.02.2011 N 17-10/216 следует признать недействительным, а штраф в размере 50 руб., уплаченный заявителем платежным поручением N 2573611 от 25.02.2011 на основании оспариваемого решения инспекции, подлежит возврату ОАО "СКБ-банк" из федерального бюджета.
Вместе с тем, суд отмечает, что налоговый орган принял от заявителя налоговую отчетность за 2009, представленную банком в сроки, установленные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ, без каких-либо замечаний. Данный факт налоговая инспекция не отрицает. Инспекция только 15.11.2010, т.е. после истечения сроков на проведение камеральной проверки, установленных п.2 ст.88 НК РФ (три месяца со дня представления налогоплательщиком документов), направила в адрес банка сообщение N 1762 о необходимости представления копии аудиторского заключения, которое исполнено банком 23.12.2010.
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на то, что в нарушение требований п.2, 7 ст.101.4 НК РФ ни акте камеральной проверки N 17-10/81 от 14.01.2011, ни в тексте оспариваемого решения отсутствуют выводы налогового органа об установлении вины ОАО "СКБ-банка" в совершении вменяемого налогового правонарушения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга взыскивается в пользу ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" 2000 рублей копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, уплаченных платежным поручением N 15 от 10.03.2011.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить решение ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга N 17-10/216 от 08.02.2011 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Обязать ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем возврата из бюджета уплаченного штрафа в размере 50 рублей.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6661009067) в пользу ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ИНН 6608003052) 2000 рублей копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, уплаченных платежным поручением N 15 от 10.03.2011.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 мая 2011 г. N А60-8650/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника