Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 мая 2011 г. N А60-5343/2011
Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2011 года
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" (ИНН 6674197227, ОГРН 1069674080816) к инспекции Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании
от заявителя: Е.Б.Бабичева, представитель, доверенность от 04.04.2011 N б/н;
от заинтересованного лица: О.Н.Долгушина, представитель, доверенность от 30.12.2010 N 04-13/38810.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (далее - Заинтересованное лицо) о признании недействительным решения об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией от 09.02.2011 N 631, просит суд обязать заинтересованное лицо внести запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией по представленным документам (вх.N 631 от 02.02.2011).
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, представило отзыв.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
Общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" 08.06.2010 принято решение о добровольной ликвидации общества, назначен ликвидатор Пуринов Сергей Александрович (протокол общего собрания участников от 08.06.2010 N 4).
Регистрирующим органом 21.06.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.
В журнале "Вестник государственной регистрации" N 24 (280) от 23.06.2010 под N 623 опубликовано сообщение о принятии на общем собрании участников решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал". Требования кредиторов предлагалось предъявить в течение 2 месяцев с момента публикации по адресу: 620130, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Циолковского, д. 63, к. 205.
Решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" 10.12.2010 утвержден промежуточный ликвидационный баланс (протокол общего собрания участников от 10.12.2010 N 5).
Решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" 13.12.2010 утвержден ликвидационный баланс (протокол общего собрания участников от 13.12.2010 N 6).
Ликвидатором 02.02.2011 в регистрирующий орган представлено заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" в связи с его ликвидацией и приложены документы: протокол от 13.12.2010 N 6; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации; сведения о публикации.
На основании представленных документов заинтересованным лицом 09.02.2011 принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что представленный для государственной регистрации ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, в связи с чем считается не представленным.
Заинтересованное лицо указало, что при проведении проверки документов было установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" не представлены налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2010 год, сведения о среднесписочной численности за 2010 год, сведения о доходах по форме 2 НДФЛ за 2010 год.
Полагая, что оспариваемое решение вынесено незаконно, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что для государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" в связи с его ликвидацией им в надлежащий регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, процедура ликвидации соблюдена.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют об этом регистрирующий орган с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В силу п.1, п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
На основании п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно ч. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
Согласно п. 2 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
В силу п. 5 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Как видно из материалов дела, сведения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" опубликованы 23.06.2010, следовательно, срок для предъявления требований кредиторами, в том числе и заинтересованным лицом, истек 23.08.2010.
Однако доказательства, подтверждающие обращение заинтересованного лица как кредитора с заявлением требований в отношении имеющейся у общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" задолженности по обязательным платежам до завершения ликвидационных процедур, либо доказательства обращения заинтересованного лица в суд с иском к ликвидатору общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим по истечении двухмесячного срока и при отсутствии требований кредиторов решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" от 10.12.2010 был утвержден промежуточный ликвидационный баланс, а затем 13.12.2010 утвержден ликвидационный баланс, которые представлены в инспекцию.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В материалах дела имеются доказательства того, что ликвидатором общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" заинтересованному лицу были представлены все необходимые документы, перечисленные в ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем заинтересованное лицо было не вправе отказать в государственной регистрации заявителю.
Довод заинтересованного лица о том, что ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" содержит недостоверные сведения, поскольку в него не включена задолженность по обязательным платежам, судом отклоняется.
Как следует из материалов дела, при принятии промежуточного баланса, составленного обществом с ограниченной ответственностью "Кран и Трал", заинтересованным лицом не представлено возражений относительно содержащихся в балансе сведений о размере задолженности по обязательным платежам. Обществом с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" 13.12.2010 получена справка N 15607 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций в том, что по состоянию на 13.12.2010 общество не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. Ликвидационный баланс был составлен и утвержден в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Довод заинтересованного лица о том, что заявителем не представлена налоговая декларация по УСН за 2010 год, сведения о среднесписочной численности за 2010 год, сведения о доходах по форме 2 НДФЛ за 2010 год, в связи, с чем ликвидационный баланс общества не считается представленным, судом не принимается.
В соответствии с п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по УСН по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок представления заявителем декларации по УСН за 12 месяцев 2010 года истекает 31.03.2011.
В силу требований статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов на доходы физических лиц не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.
Согласно п. 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года
Таким образом, срок представления заявителем сведений о доходах по форме 2 НДФЛ за 2010 год - 01.04.2011, сведений о среднесписочной численности за 2010 год - не позднее 20 января 2011 года.
Обязанность ликвидируемого юридического лица по досрочному представлению налоговой декларации по УСН за 2010 год, сведений о среднесписочной численности за 2010 год, сведений о доходах по форме 2 НДФЛ за 2010 год действующим законодательством не предусмотрена.
Следовательно, у заинтересованного лица отсутствовали основания считать ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" не представленным, в связи с недостоверностью содержащихся в нем сведений.
Учитывая, что заявителем соблюден порядок ликвидации, заинтересованному лицу представлены все необходимые документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные ст. 23 указанного Закона, отсутствовали, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, от 09.02.2011 и обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" путем внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кран и Трал" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда "http://17aas.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 мая 2011 г. N А60-5343/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника