Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 9 июня 2011 г. N А60-8258/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2011 г. N Ф09-7970/11 по делу N А60-8258/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2011 г. N 17АП-7372/11
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 09 июня 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "ББ-Здоровье" (ИНН 6608002690, ОГРН 1026605623550) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052) о признании недействительными акта проверки от 10 декабря 2010 года, предписания об устранении нарушений от 29 декабря 2010 года и решения о самостоятельном удержании суммы штрафа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Рыбальченко В.А., представитель по доверенности от 22.07.10
от заинтересованного лица: Подкорытора Е.А., представитель по доверенности
от 22.12.10, Бессонова Л.О, представитель по доверенности от 22.12.10,Петрова Е.А., представитель по доверенности от 08.06.11
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено. Ходатайств не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания "ББ-Здоровье" (далее - ООО СК "ББ-Здоровье", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными акта проверки от 10.12.2011г., предписания от 29.12.2010г., а также о признании незаконным решения ТФОМС Свердловской области о самостоятельном удержании суммы штрафа в размере 198718 руб. 75 коп. из ежемесячно направляемой в СМО суммы средств на ведение дела.
В обоснование требований заявитель ссылается на то, что акт проверки от 10.12.2010г., предписание ТФОМС Свердловской области об устранении нарушений в проведении обязательного медицинского страхования граждан, выявленных в ходе проверки (исх. N 21-08/509 от 29.12.2010), а так же решение ТФОМС Свердловской области о самостоятельном удержании суммы штрафа в размере 198718 руб. 75 коп. из ежемесячно направляемой в СМО суммы средств на ведение дела не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы ООО СК "ББ-Здоровье", а также незаконно возлагают обязанности.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает, ссылаясь на обоснованность и правомерность принятых актов по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области на основании приказа исполнительного директора ТФОМС СО N 305 от 30.11.2010 г. "О проведении проверки ООО СК "ББ-Здоровье" в период с 01.12.2010 г. по 09.12.2010 г. проведена внеплановая проверка общества с ограниченной ответственностью страховая компания "ББ-Здоровье".
По результатам проверки составлен акт от 10.12.2010г., и вынесено предписание от 29.12.2010 г. об устранении нарушений в проведении обязательного медицинского страхования граждан, выявленных в ходе проверки.
Информацию о принятых мерах, по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, указанных в акте от 10.12.2010г., обществу предписывалось устранить до 31.01.2011г.
Письмом исх. N 21-06/85 от 07.02.2011г. ТФОМС СО довел до сведения заявителя о том, что на основании приказа N 111 от 14.04.2011г. за ненадлежащее исполнение условий договора о финансировании обязательного медицинского страхования, установленное по результатам контрольной проверки ООО СК "ББ-Здоровье", в соответствии со статьями 34 и 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", разделом XIV Правил обязательного медицинского страхования, п.20 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 год, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области с ООО СК "ББ-Здоровье" было осуществлено удержание штрафа в размере 198718 руб. 75 коп.
Не согласившись с актом проверки от 10.12.2011г., предписанием от 29.2010г., а также решением от 07.02.11 ТФОМС Свердловской области о самостоятельном удержании суммы штрафа в размере 198718 руб. 75 коп., ООО СК "ББ-Здоровье" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что в удовлетворении требований следует отказать исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и " должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198 АПК РФ, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным являются его предполагаемое несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создание препятствий в ее осуществлении либо незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу ст. 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Из текста оспариваемого акта проверки от 10.12.2010г. следует, что в нем лишь фиксируются нарушения требований законодательства в части территориальной программы ОМС.
Сам по себе акт проверки не создает обязанность заявителя нести ответственность за совершенные правонарушения.
Каких-либо властно-распорядительных предписаний, распоряжений, нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы компании в сфере предпринимательской и экономической деятельности, в оспариваемом акте не содержится.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Кроме того, данный акт не является окончательным решением указанного вопроса, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.
Таким образом, акт проверки от 10.12.2010г. не является тем ненормативным правовым актом, вопрос о недействительности которого может быть разрешен арбитражным судом, в связи с чем в указанной части производство по делу следует прекратить.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения и социальная защита.
Медицинское страхование, являясь формой социальной защиты интересов населения Российской Федерации в области охраны здоровья (статья 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ"), находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно требованиям части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 430 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу.
Согласно требованиям статьи 4 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" (далее - Закон) договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
В силу статьи 12 Закона финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Фонды обязательного медицинского страхования ведут базы данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования граждан.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, определяет порядок формирования системы учета и отчетности, а также порядок и условия ведения баз данных и иных информационных ресурсов в системе обязательного медицинского страхования.
Взаимоотношения между Фондом и страховыми медицинскими организациями (далее - СМО), осуществляющими ОМС, регулируются Типовыми Правилами ОМС, утвержденными ФФОМС 03.10.2003 г. N 3856/30-3/и (зарегистрированы в Минюсте РФ от 24.12.2003г. N 5359 (далее - Типовые правила), Правилами ОМС, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 г. N 158н, Территориальными правилами ОМС граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, утвержденными Постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2005 г. N 585-ПП (далее -Территориальные правила), иными нормативными актами, а также условиями договоров, заключенными со СМО.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Правительства Свердловской области N 585-ПП следует читать как 26 июля 2005 г.
Согласно пунктам 4.1, 4.2,4.4 данных Правил ТФОМС финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора ТФОМС со страховой медицинской организацией (СМО). Договор ТФОМС со страховой медицинской организацией заключается на основе Типового договора (приложение к настоящим Правилам) и регулирует взаимоотношения ТФОМС (далее Фонда) и страховой медицинской организации.
Таким образом, взаимоотношения Фонда со страховыми медицинскими организациями регулируются договором о финансировании.
Как следует из материалов дела, между ТФОМС Свердловской области и ООО СК "ББ-Здоровье" заключен договор о финансировании обязательного медицинского страхования от 02 февраля 2009 N 15.
Договор ТФОМС с СМО заключается на основе Типового договора (приложение к настоящим Правилам) и регулирует взаимоотношения ТФОМС и СМО. Страховые медицинские организации, их филиалы в пределах переданных им полномочий, осуществляющие ОМС на соответствующей территории, отвечают перед ТФОМС за соблюдение территориальных Правил обязательного медицинского страхования и обязательств по условиям договоров всеми средствами, полученными от ТФОМС, сформированными резервами, предусмотренными на цели ОМС, другими доходами, связанными с проведением ОМС, в том числе от инвестирования временно свободных средств резервов, и представляют необходимую информацию Фонду.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 4 Закона медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования (между страхователем и СМО), а форма типовых договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Советом Министров Российской Федерации.
В соответствии с заключенным договором N 15 от 02.02.2009 о финансировании обязательного медицинского страхования (далее - договор) заявитель обязан организовать свою деятельность по ОМС в соответствии с действующим законодательством, Территориальными правилами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами.
Согласно Положению о территориальном фонде ОМС, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 г. N 4543-1, Фонд осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых поверок.
Проверки проводятся Фондом на основании Методических рекомендаций по проведению территориальными фондами ОМС контрольных проверок деятельности СМО, осуществляющих ОМС (далее -Методические рекомендации), утвержденных ФФОМС 17.06.1997 г. N 2469/11.
Проверки осуществляются в соответствии с планом работы контрольно-ревизионного отдела, утвержденного руководителем территориального фонда ОМС, либо во внеплановом порядке на основании приказа исполнительного директора территориального фонда ОМС. В ходе проверки проводится анализ учетно-отчетной документации, анализируются материалы предыдущих проверок, проверяются оформление и выполнение договоров ОМС, в частности ведение регистрации договоров, наличие договоров ОМС со страхователями, наличие и ведение реестра застрахованных, соответствие его реестру, переданному в региональный регистр застрахованных, соответствие общего количества застрахованных граждан количеству выданных полисов и реестру учета страховых медицинских полисов, ведение учета страховых полисов в соответствии с установленным порядком учета бланков строгой отчетности. Также в ходе проверки осуществляется проверка соответствия финансирования СМО территориальным фондом заключенному договору, в том числе утвержденным дифференцированным подушевым нормативам финансирования ОМС и численности застрахованных, срокам договора о финансировании ОМС. По результатам проверки составляется Акт, в котором отражаются результаты и отмечается устранение замечаний предыдущей проверки.
Внеплановой проверкой, на основании приказа от 30.11.2010 г. N 305, установлено, что по состоянию на 01.12.2010г. количество полисов ОМС без договоров со страхователями (форма Типового договора утверждена Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 11.10.1993 г. N 1018 - далее Типовой договор) в регистре ТФОМС составляет 19536, к проверке договоры представлены не были.
Обязанность заключать Типовые договоры со страхователями предусмотрена Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1.
Согласно п.8-2 Территориальных правил взаимоотношения страхователя и СМО при ОМС осуществляется на основании договора, таким образом, отсутствие Типовых договоров со страхователями является нарушением Территориальных правил.
Ссылка заявителя на Постановление Правительства Свердловской области от 21.02.1997 г. N 151-ПП, утратившее силу 22.04.2004г. в связи с изданием Постановления Правительства Свердловской области N 302-ПП, и на Постановление Главы администрации Свердловской области от 28.12.1994 г. N 615, утратившее силу в связи с изданием Постановления Правительства Свердловской области от 16.10.2009 г. N 1424-1ТП, как на документы, регулирующие порядок заключения договоров ОМС, выдачи полисов ОМС гражданам и ведения базы данных застрахованных, а также на отсутствие в базе данных Фонда поля с записью о договорах, заключенных Заявителем со страхователями до 01.07.2007г. является не состоятельной.
Пунктом 8-3 Территориальных правил предусмотрено, что отношения по ОМС работающих граждан возникают с момента заключения гражданином трудового договора с работодателем, зарегистрированным в установленном порядке в качестве налогоплательщика в территориальном налоговом органе и уплачивающим единый социальный налог (взнос) или иной налог в части, исчисляемой и уплачиваемой в фонды ОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 Договора Фонд обязан перечислять Заявителю финансовые средства по утвержденным дифференцированным подушевым нормативам 25 числа каждого месяца при наличии финансовых средств у Фонда, на основании представленных Страховщиком договоров ОМС граждан в рамках территориальной программы ОМС, включая сведения о численности застрахованных, внесенные в базу данных. Средства перечисляются на застрахованных лиц при подтверждении страхователем уплаты единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в частях, зачисляемых в Фонд.
Согласно ст. 12 Закона от 28.06.1991г. N 1499-1 Фонд ведет базы данных и иные информационные ресурсы в сфере ОМС. Для актуализации данных в Регистре Фондом в адрес СМО регулярно направляются сведения о ликвидированных страхователях.
В адрес ООО СК "ББ-Здоровье" были направлены письма от 12.03.2010г. N 32-10/1197,от 09.11.2010г.N 21-10/407, в которых сообщались списки страхователей, чьи регистрационные номера ликвидированы по данным налоговых органов (данные страхователи отсутствуют в Едином государственном реестре юридических лиц (прекратили свою деятельность), однако за период с марта по ноябрь 2010г. Заявителем не были предприняты меры по исключению данных страхователей из базы данных Фонда. В проверяемом периоде в базе Заявителя были зарегистрированы договоры со страхователями, действие которых было прекращено. Продолжение взаимоотношений с ликвидированными страхователями является нарушением пункта 8-2 Территориальных правил и является основанием необоснованного получения Заявителем от Фонда финансирования в сумме 738 339 руб. 01 коп.
В соответствии с пунктом 13 Типового договора - договор ОМС прекращается в случае ликвидации страхователя.
Пунктом 15 Типового договора предусмотрено, что при утрате страхователем или страховщиком в период действия договора ООМС прав юридического лица вследствие реорганизации права и обязанности по настоящему договору переходят к соответствующим правопреемникам.
На основании пункта 19 Типового договора действие страховых полисов, выданных в соответствии с настоящим договором, прекращается либо одновременно с прекращением действия договора, либо при увольнении застрахованного лица с места работы, либо в случае его смерти.
В соответствии с пунктом 30 Территориальных правил страховой медицинский полис ОМС является документом, удостоверяющим заключение договора по ОМС граждан.
Проверкой установлено, что заявитель в нарушение ранее проведенной проверки (акт от 20.08.2010г.) не исключает из базы данных убывших работников, общее количество договоров со страхователями у заявителя на 01.12.2010г. составляет 2780 и только по 226 страхователям загружены списки убывших, таким образом заявитель не ведет работу со страхователями по исполнению пункта 6 Типового договора и возврату полисов ОМС уволенными (убывшими) гражданами. Несоблюдение заявителем условий договора ОМС привело к нарушению положений, изложенных в пунктах 8-2, 8-3 и 30 Территориальных правил.
Согласно п.9-1 Территориальных правил заявитель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В названных Территориальных правилах пункт 9-1 отсутствует
В связи с вступлением в силу с 01.01.2010г. Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС" (пункт 15 часть 1 статья 9) не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. С учетом данного положения данная категория граждан не подлежит страхованию по ОМС.
В соответствии с пунктом 3 Территориальных правил субъектами ОМС выступает гражданин, страхователь, СМО, медицинское учреждение. В соответствии с пунктом 7 Территориальных правил страхователями для работающих граждан являются организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды ОМС.
В нарушение данных правил Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области установлено, что по состоянию на 01.12.2010г. у ООО СК "ББ-Здоровье" имеются записи о работающих иностранных гражданах, застрахованных в период с 01.01.2010г. временно находящихся в РФ, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, которые ОМС не подлежат.
Довод заявителя о том, что действующим законодательством не предусмотрен порядок взыскания штрафа (предусмотренного договором N 15 п.20) путем самостоятельного удержания Фондом из ежемесячно направляемой в СМО суммы средств на ведения дела, судом не принимается, поскольку, факт нарушения заявителем Территориальных правил был зафиксирован в акте проверки. Предписание, направленное в адрес заявителя составлено в соответствии с Методическими рекомендациями.
Пунктом 20договора N 15от02.-2.2009г. о финансировании обязательного медицинского страхования предусмотрено, что при установлении экспертами Фонда нарушений Страховщиком требований принятых в субъекте Свердловской области правил обязательного медицинского страхования граждан, порядка контроля качества оказания медицинской помощи и использования страховых средств и порядка оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Фонд взыскивает со Страховщика штраф в размере двадцати пяти процентов суммы средств на ведение дела, полученных Страховщиком в месяце, в котором совершено нарушение требований данных нормативных документов.
Заявитель в срок до 31.01.2011г. не выполнил требования предписания и не перечислил Фонду штраф.
Письмом от 07.02.2011г. N 21-06/85 Фонд уведомил общество, что в связи с неисполнением предписания Фондом будет самостоятельно удержан штраф из ежемесячно направляемой в СМО суммы средств на ведение дела.
Взыскание с ООО СК "ББ-Здоровье" штрафа было осуществлено на основании приказа Фонда от 14.04.2011г.N 111 "О применении штрафных санкций". Данный приказ издан в пределах полномочий Фонда, во исполнение контроля по обеспечению целевого и рационального использования средств ОМС, что не противоречит пункту 20 Договора от 02.02.2009 N 15, а также не нарушает законные права и интересы заявителя.
Довод заявителя на допущенные Фондом нарушения положений Федерального закона от 26.12.2010 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Федеральный закон от 26.12.2008г. N 294-ФЗ) судом не принимается, в силу того, что в соответствии со статьями 1 и 2 данного закона его положения регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Фонд в силу закона не относится к указанным органам, в связи с чем, во взаимоотношениях между Фондом и заявителем положения данного закона применяться не могут.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как 26 декабря 2008 г.
Согласно пункту 12 договора N 15 от 02.02.2009 Страховщик обеспечивает возможность экспертам Фонда осуществлять проверку и (или) ознакомление с деятельностью, связанной с исполнением данного договора, в связи с чем, утверждение заявителя, что в ходе проверки от заявителя были неправомерно затребованы документы, не относящиеся к предмету проведению проверки несостоятельно (запрос руководителя проверки прилагается).
В силу положений ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Как отмечено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п.6).
Согласно ч.ч.2,3 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, и наличие установленного судом нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.п.3,4 ч.1 ст.199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).
Исходя из содержания ст.65 АПК РФ, предусматривающей обязанность лица, участвующего в дела доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, применительно к рассматриваемому спору заявитель по делу должен доказать нарушение прав и законных интересов оспариваемым действием (бездействием). Таких доказательств арбитражному суду не представлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований ООО СК "ББ-Здоровье" не имеется.
Руководствуясь ст.150,ст.ст.110,167,176,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
1. В удовлетворении требований ООО СК "ББ-Здоровье" о признании недействительными, предписания от 29.12.2010г., а также о признании недействительным решения от 07.02.11 ТФОМС Свердловской области о самостоятельном удержании суммы штрафа в размере 198718 руб. 75 коп. отказать.
В части признания недействительным акта проверки от 10.12.2011г. производство по делу прекратить.
2.Возвратить ООО СК "ББ-Здоровье" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000рублей, уплаченную платежным поручением N 596 от 22.03.2011г. Поручение вернуть заявителю.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 9 июня 2011 г. N А60-8258/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника