Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 августа 2011 г. N А60-13275/2011
Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2011 года
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО Екатеринбургская страховая компания "Пульс"(ИНН 6608006984)
к Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области(ИНН 6658014910)
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
при участии в судебном заседании:
от заявителя: С.Н. Воробьев, директор, протокол N 33 от 03.09.2007, паспорт, А.Н. Пушкарь, представитель по доверенности N 8 от 27.06.2011, паспорт;
от заинтересованного лица: Е.А. Петрова, представитель по доверенности N 79 от 08.06.2011, паспорт; К.Ю. Семенов, представитель по доверенности N 68 от 22.12.2010, паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Екатеринбургская страховая компания "ПУЛЬС" (далее - ООО "ЕСК "ПУЛЬС") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области N 112 от 14.04.2011 о применении штрафных санкций.
Оспаривая данный приказ, заявитель указывает, что Территориальным фондом не доказан факт совершения обществом правонарушений. Заявитель также считает, что самостоятельное удержание суммы штрафа в размере из ежемесячно направляемой в СМО суммы средств на ведение дела не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя, а также незаконно возлагают обязанности.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает, ссылаясь на обоснованность и правомерность принятого приказа, считает, что все нарушения подтверждены материалами дела, документами, представленными в ходе проверки.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области на основании приказа исполнительного директора ТФОМС СО N 323 от 07.12.2010 "О проведении проверки ООО ЕСК "Пульс" в период с 14.12.2010 по 17.12.2010 проведена контрольная проверка общества с ограниченной ответственностью ЕСК "Пульс" по вопросам целевого и рационального использования средств ОМС и устранению недостатков по результатам комплексной проверки от 26.08.2010.
По результатам проверки составлен акт от 17.12.2010г.
На акт проверки обществом представлены возражения и дополнительные документы.
По итогам рассмотрения акта проверки вынесено предписание от 29.12.2010 N 21-08/512 об устранении нарушений в проведении обязательного медицинского страхования граждан, выявленных в ходе проверки.
Информацию о принятых мерах, по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, указанных в акте от 17.12.2010г., обществу предписывалось устранить до 31.01.2011г.
В пункте 2 предписания обществу предписано штраф в соответствии с п. 20 договора "О финансировании ОМС" от 02.02.2009 N 1 в сумме 570381 руб. перечислить на расчетный счет ТФОМС.
В письме N 21-06/82 от 07.02.2011г. ТФОМС СО довел до сведения заявителя, что поскольку до настоящего времени штраф не уплачен, предписание Фонда не исполнено, сумма штрафа в размере 570381 руб. будет удерживаться Фондом самостоятельно из ежемесячно направляемой в СМО суммы средств на ведение дела.
14.04.2011 исполнительным директором ТФОМС СО за ненадлежащее исполнение условий договора о финансировании обязательного медицинского страхования, установленное по результатам контрольной проверки ООО ЕСК "Пульс", в соответствии со статьями 34 и 38 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", разделом Х1V Правил обязательного медицинского страхования (утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н), пунктом 9 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 год и с целью недопущения нарушения законодательства в дальнейшем издан приказ N 112 "О применении штрафных санкций", согласно которому:
1. Финансово-экономическому управлению приказано в период с апреля 2011 года по июнь 2011 финансовые распоряжения на перечисление страхового платежа в ООО "ЕСК "Пульс" готовить с учетом уменьшения платежей на сумму штрафных санкций, предъявленных за ненадлежащее исполнение договорных обязательств, в размере 570381 руб. Уменьшение страхового платежа производить ежемесячно в объеме 190127 руб., начиная с апреля.
2. Управлению бухгалтерского учета и отчетности приказано обеспечить перечисление средств страховой медицинской организации ООО ЕСК "Пульс" в соответствии с финансовыми распоряжениями. В назначении платежа указывать: часть страхового платежа на соответствующий месяц, уменьшенная на сумму штрафных санкций в размере 190127 руб., удержанных из части расходов на ведение дела.
3. Управлению информационно-технического обеспечения в срок до 15.04.2011 обеспечить:
1) дополнение "Справочника КАУ" КАУ 142 "Прочие: удержание средств РВД СМО по приказу ТФОМС";
2) дополнение "Справочника видов платежей" новым видом платежа "Удержание средств РВД СМО по приказу ТФОМС";
3) доработку АРМа "Распоряжения" (А49) на предмет отражения удержаний средств РВД СМО по приказу ТФОМС.
4. Руководителю страховой медицинской организации ООО ЕСК "Пульс" предписано обеспечить:
1) формирование средств расходов на ведение дела с учетом удержанных из суммы страхового платежа штрафных санкций;
2) отразить операции по удержанию средств в АРМ "Денсредства СМО" А83 согласно приведенной таблице.
5. Контрольно-ревизионному управлению в ходе плановой проверки ООО ЕСК "Пульс" обеспечить контроль за формированием резервов в соответствии с условиями заключенного договора и данным приказом.
Не согласившись с данным приказом об удержании из страхового платежа суммы штрафа в размере 570381руб., ООО ЕСК "Пульс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Общество оспаривает данный приказ по двум основаниям:
- по существу - общество указывает, что территориальный фонд не доказал нарушения, выявленные в ходе проверки.
- по процедурным нарушениям - территориальный фонд не вправе в одностороннем порядке удерживать суммы начисленных штрафных санкций из средств, причитающихся страховой компании для финансирования ее основной деятельности.
По существу выявленных нарушений суд установил:
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения и социальная защита.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации
Медицинское страхование, являясь формой социальной защиты интересов населения Российской Федерации в области охраны здоровья (статья 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ"), находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно требованиям части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно требованиям статьи 4 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" (далее - Закон) договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
В силу статьи 12 Закона финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Фонды обязательного медицинского страхования ведут базы данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования граждан.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, определяет порядок формирования системы учета и отчетности, а также порядок и условия ведения баз данных и иных информационных ресурсов в системе обязательного медицинского страхования.
Взаимоотношения между Фондом и страховыми медицинскими организациями (далее - СМО), осуществляющими ОМС, регулируются Типовыми Правилами ОМС, утвержденными ФФОМС 03.10.2003 г. N 3856/30-3/и (зарегистрированы в Минюсте РФ от 24.12.2003 г. N 5359 (далее - Типовые правила), Правилами ОМС, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 г.N 158н, Территориальными правилами ОМС граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, утвержденными Постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2005 г. N 585-ПП (далее -Территориальные правила), иными нормативными актами, а также условиями договоров, заключенными со СМО.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Правительства Свердловской области N 585-ПП следует читать как "26 июля 2005 г."
Согласно пунктам 4.1, 4.2,4.4 данных Правил ТФОМС финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора ТФОМС со страховой медицинской организацией (СМО). Договор ТФОМС со страховой медицинской организацией заключается на основе Типового договора (приложение к настоящим Правилам) и регулирует взаимоотношения ТФОМС (далее Фонда) и страховой медицинской организации.
Таким образом, взаимоотношения Фонда со страховыми медицинскими организациями регулируются договором о финансировании.
Как следует из материалов дела, между ТФОМС Свердловской области и ООО ЕСК "Пульс" заключен договор о финансировании обязательного медицинского страхования от 02 февраля 2009 N 1.
Договор ТФОМС с СМО заключается на основе Типового договора (приложение к настоящим Правилам) и регулирует взаимоотношения ТФОМС и СМО. Страховые медицинские организации, их филиалы в пределах переданных им полномочий, осуществляющие ОМС на соответствующей территории, отвечают перед ТФОМС за соблюдение территориальных Правил обязательного медицинского страхования и обязательств по условиям договоров всеми средствами, полученными от ТФОМС, сформированными резервами, предусмотренными на цели ОМС, другими доходами, связанными с проведением ОМС, в том числе от инвестирования временно свободных средств резервов, и представляют необходимую информацию Фонду.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 4 Закона медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования (между страхователем и СМО), а форма типовых договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Советом Министров Российской Федерации.
В соответствии с заключенным договором N 1 от 02.02.2009 о финансировании обязательного медицинского страхования (далее - договор) заявитель обязан организовать свою деятельность по ОМС в соответствии с действующим законодательством, Территориальными правилами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами.
Согласно Положению о территориальном фонде ОМС, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 г. N 4543-1, Фонд осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых поверок.
Проверки проводятся Фондом на основании Методических рекомендаций по проведению территориальными фондами ОМС контрольных проверок деятельности СМО, осуществляющих ОМС (далее - Методические рекомендации), утвержденных ФФОМС 17.06.1997 г. N 2469/11.
Проверки осуществляются в соответствии с планом работы контрольно-ревизионного отдела, утвержденного руководителем территориального фонда ОМС, либо во внеплановом порядке на основании приказа исполнительного директора территориального фонда ОМС. В ходе проверки проводится анализ учетно-отчетной документации, анализируются материалы предыдущих проверок, проверяются оформление и выполнение договоров ОМС, в частности ведение регистрации договоров, наличие договоров ОМС со страхователями, наличие и ведение реестра застрахованных, соответствие его реестру, переданному в региональный регистр застрахованных, соответствие общего количества застрахованных граждан количеству выданных полисов и реестру учета страховых медицинских полисов, ведение учета страховых полисов в соответствии с установленным порядком учета бланков строгой отчетности. Также в ходе проверки осуществляется проверка соответствия финансирования СМО территориальным фондом заключенному договору, в том числе утвержденным дифференцированным подушевым нормативам финансирования ОМС и численности застрахованных, срокам договора о финансировании ОМС. По результатам проверки составляется Акт, в котором отражаются результаты и отмечается устранение замечаний предыдущей проверки.
В ходе проведения контрольной проверки территориальным фондом установлены нарушения, которые нашли отражение в акте от 17.12.2010.
После составления акта, заявителем неоднократно направлялись возражения по нарушениям, отраженным в акте. Часть нарушений была снята территориальным фондом по итогам рассмотрения возражений.
Также часть нарушений была снята территориальным фондом в ходе рассмотрения данного дела.
По требованию суда заинтересованное лицо предоставило перечень нарушений, влекущих ответственность ООО "ЕСК "Пульс" в соответствии с пунктом 20 договора о финансировании ОМС, согласно которому обществу вменяются нарушения:
1. На момент проверки у СМО отсутствовали договоры ОМС,
подтверждающие факт страхования по ОМС на 15252 граждан, которым были выданы полисы ОМС и на которых СМО получала финансирование из бюджета (страница 3 акта);
2. Наличие в базе данных договоров с ликвидированными страхователями:
- ИП Степанова С.В. - снятие с учета 13.08.2010, по данным СМО договор расторгнут 17.11.2010 (страница 4-6 акта),
- МУ "Лобвинское ГБ" - снятие с учета 13.08.2010, по данным СМО договор расторгнут 09.12.2010 (страница 4-6 акта),
- наличие на момент проверки не расторгнутого договора ОМС с РКЦ ЦБ РФ г. Кировграда при наличии уведомления страхователя о расторжении договора с 01.11.2010, фактически договор расторгнут 10.12.2010 (страница 4-6 акта);
3. Наличие списков убытия (уволенных граждан) по договорам ОМС, не загруженных в Базу данных (страница 7-8 акта, приложения к акту N 8-10);
4. Выдача полисов ОМС иностранным гражданам, временно проживающим на территории Российской Федерации и необоснованное включение этих граждан в договор ОМС как неработающих граждан (страница 10 акта, таблица 11 акта).
За данные нарушения общество привлечено к ответственности по п. 20 Договора N 1 от 02.02.2009 в размере 570381. Согласно представленному расчету, размер штрафа определен территориальным фондом в размере 25 процентов от суммы средств на ведение дела, полученных страховщиком в сентябре, октябре, ноябре месяце 2010 года, в которых совершено нарушение требований нормативных актов.
Пунктом 20 договора предусмотрено, что при установлении экспертами Фонда нарушений Страховщиком требований, принятых в субъекте Свердловской области правил обязательного медицинского страхования граждан, порядка контроля качества оказания медицинской помощи и использования страховых средств и порядка оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Фонд взыскивает со страховщика штраф в размере двадцати пяти процентов суммы средств на ведение дела, полученных Страховщиком в месяце, в котором в котором совершено нарушение требований данных нормативных документов.
По существу выявленных нарушений судом установлено:
По первому нарушению:
В ходе проверки установлено и зафиксировано в акте на странице 3, что по состоянию на 01.12.2010 количество полисов ОМС без договоров со страхователями в регистре ТФОМС составляет 15252, в том числе работающие 6440, неработающие 8812.
По данному нарушению территориальный фонд считает, что обществом нарушен п. 8-2 Территориальных правил ОМС граждан Российской федерации, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2005 N 585-ПП).
Согласно п.8-2 Территориальных правил взаимоотношения страхователя и СМО при ОМС осуществляется на основании договора, таким образом, заинтересованным лицом сделан вывод, что отсутствие Типовых договоров со страхователями по вышеуказанным полисам является нарушением Территориальных правил.
Однако с данным выводом суд не может согласиться исходя из следующего.
Пункт 8-2 Территориальных правил обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области введен постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2007 N 549-ПП с 01.07.2007 и обратной силы не имеет, в то время как все записи в Регистре застрахованных относятся к периоду до 01.07.2007, в связи с чем данные правоотношения не могли регулироваться вышеуказанной нормой, на нарушение которой указывает ТФОМС Свердловской области, и за нарушение которой предусмотрена ответственность п. 20 договора.
Таким образом, факт правонарушения в данной части заинтересованным лицом не доказан.
Кроме того, суд отмечает, что санкция, указанная в п. 20 Договора N 1 от 02.02.2009 не может применяться к правоотношениям, возникшим до начала действия настоящего Договора (02.02.2009). При этом в силу свободы договора страховая компания не имеет объективной возможности заключить договоры страхования с лицами, которым выданы полисы до 01.07.2007.
Также необходимо отметить, что в судебное заседание заявителем представлены договоры, которые были переданы территориальному фонду для проверки и дачи заключения.
По итогам проверки территориальным фондом установлены нарушения в оформлении договоров, за что ответственность п. 20 договора не предусмотрена.
По второму нарушению:
Пунктом 8-3 Территориальных правил предусмотрено, что отношения по ОМС работающих граждан возникают с момента заключения гражданином трудового договора с работодателем, зарегистрированным в установленном порядке в качестве налогоплательщика в территориальном налоговом органе и уплачивающим единый социальный налог (взнос) или иной налог в части, исчисляемой и уплачиваемой в фонды ОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 Договора Фонд обязан перечислять Заявителю финансовые средства по утвержденным дифференцированным подушевым нормативам 25 числа каждого месяца при наличии финансовых средств у Фонда, на основании представленных Страховщиком договоров ОМС граждан в рамках территориальной программы ОМС, включая сведения о численности застрахованных, внесенные в базу данных. Средства перечисляются на застрахованных лиц при подтверждении страхователем уплаты единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в частях, зачисляемых в Фонд.
Согласно ст. 12 Закона от 28.06.1991г. N 1499-1 Фонд ведет базы данных и иные информационные ресурсы в сфере ОМС. Для актуализации данных в Регистре Фондом в адрес СМО регулярно направляются сведения о ликвидированных страхователях.
В проверяемом периоде в базе данных были зарегистрированы договоры со страхователями, действие которых было прекращено. Продолжение взаимоотношений с ликвидированными страхователями является нарушением пункта 8-2 Территориальных правил и является основанием для применения ответственности, предусмотренной п. 20 договора.
Довод заявителя о том, что по данному нарушению должна применяться ответственность по п. 23 договора - за несвоевременное предоставление Фонду информации, предусмотренной п. 14 договора, судом отклоняется, поскольку в данном случае ответственность применена не за несвоевременное предоставление информации, а за непринятие мер по расторжению договора.
Продолжение взаимоотношений с ликвидированными страхователями, а также несвоевременное расторжение договоров ОМС является нарушением пункта 8-2 Территориальных правил.
Таким образом выводы фонда в части нарушения заявителем п. 8-2 Территориальных правил в отношении ИП Степанова С.В. и РКЦ ЦБ РФ г. Кировграда являются обоснованными.
В отношении не расторжения договора с МУ "Лобвинское ГБ" судом установлено, что Постановлением Главы Новолялинского городского округа N 644 от 13.10.2009 МУ НГО "Новолялинская центральная районная больница" была реорганизована в форме слияния с МУ НГО "Лобвинская городская больница".
Согласно п. 2 данного Постановления после реорганизации МУ НГО "Новолялинская центральная районная больница" является правопреемником по всем правам и обязательствам МУ НГО "Новолялинская центральная районная больница" и МУ НГО "Лобвинская городская больница".
В соответствии с пунктом 13 Типового договора - договор ОМС прекращается в случае ликвидации страхователя.
Пунктом 15 Типового договора предусмотрено, что при утрате страхователем или страховщиком в период действия договора ООМС прав юридического лица вследствие реорганизации права и обязанности по настоящему договору переходят к соответствующим правопреемникам.
Таким образом оснований для расторжения договора с МУ НГО "Лобвинское ГБ" не имелось, поскольку права и обязанности по нему перешли МУ НГО "Новолялинская центральная районная больница", в связи с чем выводы территориального фонда о нарушении заявителем п. 8-2 Территориальных правил в указанной части являются необоснованными.
По третьему нарушению:
В ходе проверки установлено и зафиксировано в акте на странице 7-8, что по состоянию на 01.12.2010 не загружено 145 списков выбывших (уволенных) граждан (на 615 человек), что также отражено в приложении N 8. В приложении N 10 к акту проверки отражено наличие списков убывших по страхователям:
- ОАО "Кировградский завод твердых сплавов",
- МУЗ ЦГБ Кировградского городского округа.
На основании пункта 19 Типового договора действие страховых полисов, выданных в соответствии с настоящим договором, прекращается либо одновременно с прекращением действия договора, либо при увольнении застрахованного лица с места работы, либо в случае его смерти.
В соответствии с пунктом 30 Территориальных правил страховой медицинский полис ОМС является документом, удостоверяющим заключение договора по ОМС граждан.
Согласно п. 6 типового договора страхователь представляет страховщику в согласованные сроки полисы уволенных работников и списки вновь принятых работников.
Пунктом 20 типового договора также предусмотрено, что при увольнении страхователь предоставляет страховщику в согласованные сроки полисы уволенных работников.
Проверкой установлено, что заявитель не ведет работу со страхователями по исполнению указанных пунктов Типового договора и возврату полисов ОМС уволенными (убывшими) гражданами, что является несоблюдением заявителем условий договора ОМС. Данные нарушения привели к нарушению положений, изложенных в пунктах 8-2, 8- 3 и 30 Территориальных правил.
По четвертому нарушению:
Согласно п.9-1 Территориальных правил заявитель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В названных Территориальных правилах пункт 9-1 отсутствует
В связи с вступлением в силу с 01.01.2010г. Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС" (пункт 15 часть 1 статья 9) не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. С учетом данного положения данная категория граждан не подлежит страхованию по ОМС.
В соответствии с пунктом 3 Территориальных правил субъектами ОМС выступает гражданин, страхователь, СМО, медицинское учреждение. В соответствии с пунктом 7 Территориальных правил страхователями для работающих граждан являются организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды ОМС.
В нарушение данных правил территориальным фондом установлено, что была осуществлена выдача полисов ОМС иностранным гражданам, временно проживающим на территории Российской Федерации и соответственно необоснованное включение данных граждан в договор ОМС.
Довод заявителя о том, что данные граждане включены в списки, которые утверждены Минздравом Свердловской области, судом отклоняется, поскольку согласно п. 1 Соглашения N 04-03/2008 от 21.03.2008, заключенному между заявителем и Минздравом Свердловской области, страховщик формирует и представляет страхователю списки застрахованных неработающих граждан, а также несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списках.
Учитывая, что ряд нарушений нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд считает, что штрафные санкции по п. 20 договора применены территориальным фондом обоснованно. При этом суд учитывает, что применение штрафа не ставится в зависимость от количества выявленных нарушений.
Довод заявителя на допущенные Фондом нарушения положений Федерального закона от 26.12.2010 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Федеральный закон от 26.12.2008г. N 294-ФЗ) судом не принимается, в силу того, что в соответствии со статьями 1 и 2 данного закона его положения регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Фонд в силу закона не относится к указанным органам, в связи с чем, во взаимоотношениях между Фондом и заявителем положения данного закона применяться не могут.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "26 декабря 2008 г."
Между тем, оспариваемый приказ о самостоятельном удержании суммы штрафа является незаконным, в силу следующего.
В силу вышеприведенных норм законодательства правоотношения между заявителем и ТФОМ носят публичный характер.
Нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, порядок взыскания штрафных санкций не предусмотрен. Не предусмотрен он также и Типовым, и заключенным между сторонами договором.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 04.03.99 N 50-О разъяснил, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафа и иных санкций без их согласия, т.е. при возражениях против указанных взысканий, является неконституционным вне зависимости от органа, принявшего решение о производстве взыскания, и нормативного акта, предоставившего ему такое право. Данное разъяснение распространяется на все органы, в том числе государственной службы и фискальные органы, поскольку ими могут применяться аналогичные санкции, в том числе даже предусматривающие порядок их бесспорного взыскания.
В таком случае, взыскание штрафных санкций контролирующими органами осуществляется в судебном порядке, с учетом положений главы 26 АПК РФ.
В рамках такого спора реализуются функции судебного контроля за законностью наложения санкций и соблюдением порядка досудебного урегулирования спора.
В силу положений ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Как отмечено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N6/8, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п.6).
Согласно ч.ч.2,3 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, и наличие установленного судом нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из текста оспариваемого приказа следует, что подразделениям ТФОМС приказано финансовые распоряжения на перечисление страхового платежа в ООО "ЕСК "Пульс" готовить с учетом уменьшения платежей на сумму штрафных санкций, перечисление средств страховой медицинской организации ООО ЕСК "Пульс" осуществлять с учетом уменьшения на сумму штрафных санкций, заявителю предписано обеспечить формирование средств расходов на ведение дела с учетом удержанных из суммы страхового платежа штрафных санкций.
Таким образом оспариваемый приказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку устанавливает порядок уменьшения финансирования заявителя, минуя судебный порядок взыскания штрафных санкций, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным приказ Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области N 112 от 14.04.2011 о применении штрафных санкций.
3. В порядке распределения судебных расходов ( ст. 110 АПК РФ) взыскать с Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910) в пользу ООО Екатеринбургская страховая компания "Пульс" (ИНН 6608006984) 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 августа 2011 г. N А60-13275/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника