Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 августа 2011 г. N А60-21198/2011
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Регистратор-Капитал" (ИНН 6659035711, ОГРН 1026602947414) к Федеральной службе по Финансовым рынкам Региональное отделение в Уральском федеральном округе
о признании незаконным и отмене постановления N 62-11-251/ПН от 03 июня 2011 года,
от заявителя - Мурзин Д.В., представитель по доверенности от 12.01.2011 N 2, паспорт 6504 522923; Мурзина Н.Ю., представитель по доверенности от12.12.2010, паспорт 6503 198546.
от заинтересованного лица - Клочихин Д.А., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 1.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Открытое акционерное общество "Регистратор-Капитал" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения в Уральскому федеральном округе Федеральной службы по финансовым рынкам (Региональное отделение ФСФР России в Уральском федеральном округе, Отделение) от 03.06.2011 N 62-11-251/ПН о привлечении к административной ответственности по статьи 19.7.3 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 500000 руб. за непредставления в федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом его законной деятельности.
По мнению заявителя, оспариваемое постановление является незаконным, поскольку в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.
Региональное отделение ФСФР России в Уральском федеральном округе с доводами заявителя не согласно, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения и обоснованность применения наказания в виде штрафа.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Регистратор-Капитал" имеет лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг N 10-000-1-00266 от 24.12.2002.
В соответствии с п.1 Приказа ФСФР России от 19.11.2009 N 09-43/пз-н "О порядке и сроках предоставления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - Порядок предоставления отчетности) профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан в установленные сроки предоставлять форму N 1100 "Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер названного Приказа следует читать как "N 09-49/пз-н"
Срок предоставления отчетности профессионального участника рынка ценных бумаг за 4 квартал 2010 года по форме N 1100 Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг" - не позднее 15 апреля 2011 года.
На дату 16.04.2011 от ОАО "Регистратор-Капитал" за 4 квартал 2010 года в бумажной форме и в электронной форме на магнитном носителе (дискетках, компакт-дисках) квартальный отчет в РО ФСФР России в УрФО не поступил.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), и постановлением от 03.06.2011 N 62-11-251/ПН на общество за данное нарушение наложен штраф в размере 500000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, открытое акционерное общество "Регистратор-Капитал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п.1 Приказа ФСФР России от 19.11.2009 N 09-43/пз-н "О порядке и сроках предоставления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - Порядок предоставления отчетности) профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан в установленные сроки предоставлять форму N 1100 "Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг".
На основании п.2.2 Порядка предоставления отчетности, отчетность предоставляется в электронной и бумажной форме или в форме электронного документа с электронной цифровой подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через сеть интернет.
Согласно п. 2.3. Порядка в случае представления отчетности в бумажной форме и в электронной форме на магнитных носителях (дискетах, компакт-дисках) датой представления отчетности считается дата ее поступления в территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам, а в случае представления отчетности в форме электронного документа с электронной цифровой подписью - дата ее поступления, указанная в электронном документе с электронной цифровой подписью, отправленного в адрес профессионального участника и подтверждающего ее получение; 2.4. электронная форма отчетности (отчетность в форме электронного документа) заполняется с использованием программы, размещенной на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам в сети Интернет (www.fcsm.ru) в свободном доступе, и на дату представления в территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам соответствует последним версиям шаблонов электронных документов указанной программы.
Отчетность в форме электронного документа с электронной цифровой подписью направляется в соответствии с требованиями Порядка организации электронного документооборота при предоставлении электронных документов с электронной цифровой подписью в ФСФР России, утвержденного приказом N 10-21/пз-н от 25.03.2010. 3.1.
Все поступающие в ФСФР России электронные документы проходят проверку на подтверждение их подлинности и контроль целостности (входной контроль), а также на соответствие требованиям настоящего Порядка.
3.2. Этапами входного контроля являются:
I этап - этап проверки ЭЦП участника информационного обмена;
II этап - этап проверки формата электронного документа.
По окончании каждого этапа проверки участник информационного обмена получает от ФСФР России соответствующие уведомления о результатах проверки электронного документа (далее - статус проверки).
В соответствии п. 3.10. Уведомление, формируемое и направляемое участнику информационного обмена по завершении II-го этапа проверки, равно как и уведомление "Документу присвоен входящий номер", подтверждает представление участником информационного обмена электронного документа в ФСФР России.
Датой и временем получения электронного документа ФСФР России является дата и время (по московскому времени), указанные в уведомлении, формируемом и направляемом участнику информационного обмена по завершении I-го этапа проверки.
Согласно п. 3.8. В случае если по результатам I-го или II-го этапа проверки участнику информационного обмена поступило уведомление, содержащее информацию об ошибке, участнику информационного обмена необходимо исправить соответствующую ошибку и повторить всю процедуру отправления электронного документа.
Срок предоставления отчетности профессионального участника рынка ценных бумаг за 4 квартал 2010 года по форме N 1100 Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг" - не позднее 15 апреля 2011 года.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, общество 15.04.2011 с использованием программно-технического комплекса ПТК "Миг" на сервер ФСФР России была направлена Форма 1100 "Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг". Электронному документу был присвоен статус - ЭЦП корректна.
15.04.2011 при прохождении 2 этапа (п.3.2 Порядка) - документу был присвоен статус - "Нарушение целостности пакета"
ОАО "Регистратор-Капитал" связалось со службой техподдержки. От указанной службы техподдержки программы "электронная анкета ФСФР России" только 18.04.11 было получено сообщение о некорректности ввода данных, а именно о наличии лишнего пробела в номере лицензии, что засчитывается программой как ошибка при заполнении шаблона.
Поскольку обществом при наличии возможности не были приняты зависящие от него меры по соблюдению требований закона, в его действиях содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.3 Кодекса.
Порядок привлечения общества к административной ответственности управлением соблюден. Протокол составлен в присутствии полномочного представителя. Оспариваемое постановление принято в присутствии директора общества.
Ссылка заявителя на отсутствие вины, судом не принимается, поскольку, доказательств невозможности представления профессиональным участником рынка ценных бумаг отчетности в установленный срок в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, суд полагает, что обстоятельства совершения данного правонарушения свидетельствуют о его малозначительности.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из положений КоАП РФ.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Степень общественной опасности является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.19 Кодекса, являются общественные отношения, связанные с представлением и раскрытием информации на рынке ценных бумаг и обеспечением нормального функционирования этого рынка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 19.7.3 названного Кодекса
В силу положений Закона о рынке ценных бумаг доступность информации достигается установлением регулирующими органами обязательных для соблюдения участниками фондового рынка требований по раскрытию информации, а также установлением административной ответственности за невыполнение этих требований.
Как следует из материалов дела, эта обязанность заявителем выполнена 31.05.2011
Тем самым нарушение срока установленного законом имело место, при этом регистрирующему органу не было создано каких-либо препятствий для оперативной проверки достоверности представленной информации. Намерения скрыть или не представлять информацию в действиях общества не имелось. Отчетность за 4 квартал была направлена в срок, но в виду технической ошибки не поступила в соответствующий орган.
Указанные обстоятельства не свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.
Кроме того, следует отметить, что наложение на общество значительного штрафа в размере 500 000 руб., с учетом конкретных обстоятельств дела, в частности, поведения общества и отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания. Устное же замечание, как мера воздействия за формальное совершение вменяемого правонарушения является для общества достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в ст. 1.2 Кодекса.
Данные обстоятельства не были учтены РО ФСФР России в Уральском федеральном округе при вынесении решения о привлечении общества к ответственности, поэтому постановление от 03.03.2011 N 62-11-251/ПН следует признать незаконным и отменить.
Поскольку наложение на общество за указанное правонарушение штрафа в значительном размере явно несоразмерно степени вины заявителя и не соответствует конституционным принципам соразмерности и справедливости назначения наказания, суд считает возможным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ освободить открытое акционерное общество "Регистратор-Капитал" от административной ответственности в виде штрафа, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе от 03.06.2011 N 62-11-251/ПН о привлечении открытого акционерного общества "Регистратор-Капитал" к административной ответственности по статье 19.7.3 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 500000 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 августа 2011 г. N А60-21198/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника