Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 2 сентября 2011 г. N А60-13988/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 марта 2012 г. N Ф09-265/12 по делу N А60-13988/2011 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 декабря 2011 г. N А60-33451/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2011 г. N 17АП-11020/11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2011 г. N Ф09-5888/11 по делу N А60-44561/2010
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2011 года
Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "Золото Северного Урала"(ИНН 6617001534) далее заявитель
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области(ИНН 6608002549) далее налоговый орган
о признании частично недействительными ненормативных правовых актов
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ю.В. Новокрещенова, представитель по доверенности от 31.01.2011, паспорт; Н.С. Ладейщикова, представитель по доверенности N Д-046/230 от 26.11.2010, паспорт; О.А. Дятлова, представитель по доверенности N Д-043/230 от 09.11.2009, паспорт;
от заинтересованного лица: Е.В. Виноградова, представитель по доверенности N 04-32/24222 от 10.12.2010, удостоверение; Е.Н. Самарина, представитель по доверенности N 04-32 от 11.07.2011, удостоверение; Ю.С. Смирнягина, представитель по доверенности от N 04-32 от 11.07.2011, удостоверение, Е.Л.Соловьева, представитель по доверенности N 04-32 от 04.04.2011.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
От заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела расчета заявленных требований, согласованного с налоговым органом Ходатайство судом удовлетворено.
Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о ведении аудиозаписи и приобщении дополнения. Ходатайства удовлетворены.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
ЗАО "Золото Северного Урала" просит признать недействительными решения Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области:
- от 09.12.2010 N 147 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в праве на применение в 1 квартале 2010 ставки НДС 0 процентов по операциям реализации драгметаллов на сумму 201096398 рублей, об отказе в праве на применение в 1 квартале 2010 налоговых вычетов в размере 185573000 рублей и возмещение НДС в размере 185493710 рублей;
- от 09.12.2010 N 138 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
- от 20.12.2010 N 157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в праве на применение во 2 квартале 2010 ставки НДС 0 процентов по операциям реализации драгметаллов на сумму 288343377 рублей, об отказе в праве на применение во 2 квартале 2010 налоговых вычетов в размере 41733468 рублей и возмещение НДС в размере 41733468 рублей;
- от 20.12.2010 N 148 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
Кроме того, просит обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения.
Налоговый орган возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области проведена проверка уточненной декларации по НДС, представленной ЗАО "Золото Северного Урала" за 1 квартал 2010 года, по результатам которой составлен акт от 19.10.2010 N 207 и вынесено решение от 09.12.2010 N 147 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением установлено завышение налоговых вычетов по НДС в сумме 185573000 рубля, в связи с чем, частично отказано в возмещении НДС в сумме 185493710 рублей, а также отказано в праве на применение налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации драгметаллов на сумму 201096398 рублей.
Кроме того, налоговым органом вынесено решение от 09.12.2010 N 138 об отказе заявителю в возмещении из федерального бюджета НДС за 1 квартал 2010 года в сумме 185493710 рублей по уточненной декларации N 1.
Основанием для вынесения указанных решений послужил факт неправомерного применения заявителем методики расчета НДС в организации с 01.01.2010г., в связи с чем, налоговым органом произведен перерасчет НДС, подлежащего возмещению, в соответствии с методикой расчета, действовавшей в организации до указанного периода; а также факт необоснованного возмещения сумм входящего остатка НДС, невозмещенного на 01.01.2010 (с учетом перерасчета НДС по методике до 01.01.2010) и необоснованных вычетов по НДС по счетам-фактурам за 2004,2006 и январь 2007 года, а также необоснованного принятия к вычетам НДС по операциям по реализации драгметаллов, произведенных из покупной руды.
Также, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010, представленной ЗАО "Золото Северного Урала" в налоговый орган, по результатам которой составлен акт от 03.11.2010 N 224 и вынесено решение от 20.12.2010 N 157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По результатам проверки отказано в применении налоговых вычетов по НДС в сумме 41733468 рублей, об отказе в возмещении НДС в сумме 41733468 рублей, а также отказано в праве на применение налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации драгметаллов на сумму 288343377 рублей.
Кроме того, налоговым органом вынесено решение от 20.12.2010 N 148 об отказе заявителю в возмещении из федерального бюджета НДС за 2 квартал 2010 года в сумме 41733468 рублей.
Основанием для вынесения указанных решений послужил факт неправомерного применения заявителем методики расчета НДС в организации с 01.01.2010г., в связи с чем, налоговым органом произведен перерасчет НДС, подлежащего возмещению, в соответствии с методикой расчета, действовавшей в организации до указанного периода; а также факт необоснованного принятия к вычетам НДС по операциям по реализации драгметаллов, произведенных из покупной руды.
Решения от 09.12.2010 N 147, от 20.12.2010 N 157 обжалованы в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области. Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 22/11 от 11.02.2011, от 16.02.2011 N 61/11 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области 09.12.2010 N 147, от 20.12.2010 N 157 оставлены без изменения и утверждены, жалобы ЗАО "Золото Северного Урала" - без удовлетворения.
1. Налоговым органом в ходе камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций по НДС за 1 и 2 кв. 2010 г. установлено несоответствие применяемой Обществом методики расчета НДС требованиям главы 21 НК РФ, в связи с чем, налоговый орган произвел перерасчет сумм НДС, подлежащих вычету в указанных налоговых периодах, с применением методики расчета НДС, действовавшей в Обществе до 01.01.2010 г.
В судебном заседании установлено, что в связи с тем, что обществом осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые по разным налоговым ставкам, а также операции, освобождаемые от налогообложения, то, в соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ, заявителем разработана методика расчета суммы НДС, подлежащей вычету по итогам соответствующего налогового периода, а именно:
Как следует из материалов дела, приказом руководителя ЗАО "Золото Северного Урала" от 25.12.2009 N 01-02/473.2 утверждена учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету организации на 2010 год.
Пунктом 3 приказа установлено, что при ведении налогового учета, подготовке налоговой отчетности следует руководствоваться положениями Учетной политики в соответствии с приложением 1.2.
Пунктом 3 указанного приложения предусмотрено, что для целей исчисления НДС предприятие ведет раздельный учет операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по разным ставкам, и операций, не подлежащих налогообложению:
Реализация драгоценных металлов (0%),
Экспорт продукции (0%),
Выполнение строительно-монтажных работ хозяйственным способом для собственных нужд (18%),
Прочие операции по реализации товаров, работ и услуг (18%),
Операции, не облагаемые НДС.
При этом, распределение сумм входного НДС, подлежащего вычету между видами деятельности, облагаемыми по разным налоговым ставкам, осуществляется расчетным путем.
Методика распределения входного НДС приведена в Приложении N 3.2 к Учетной политике для целей налогообложения - "Регламент по расчету НДС для предприятий, реализующих продукцию, облагаемую НДС по ставке 0%" (далее - "Регламент расчета НДС").
Основными принципами принятия к вычету сумм НДС по таким приобретенным товарам (работам, услугам) по видам осуществляемых операций, согласно принятой в Обществе с 01.01.2010 г. методике расчета НДС, являются:
1) Включение в Расчет сумм НДС по счетам-фактурам, включенным в книгу покупок (в соответствии с требованиями ст. ст. 169, 171-172 НК РФ), по которым товары (работы, услуги) приняты к учету в отчетном периоде (I этап расчета).
В результате данного этапа определена сумма НДС, приходящаяся на стоимость товарно-материальных ценностей, работ, услуг, подлежащая распределению к вычету пропорционально видам деятельности в отчетном периоде.
2) Распределение суммы НДС, подлежащей вычету или отнесению на затраты в отчетном периоде, по видам операций (0%, 18% и необлагаемым), пропорционально выручке по видам таких операций, что соответствует п.4 ст. 170 НК РФ (II этап расчета).
В результате данного этапа определяется доля "входного" НДС, относящегося, соответственно, к операциям, облагаемым по ставке 0%, ставке 18% и необлагаемым операциям, после чего:
доля НДС, относящегося к операциям, облагаемым по ставке 18%, включается в вычеты в раздел 3 налоговой декларации;
доля НДС, относящегося к необлагаемым операциям, относится на расходы;
доля НДС, относящегося к операциям, облагаемым по ставке 0%, и подлежит дальнейшему распределению на следующем этапе расчета.
3) Определение суммы НДС, приходящейся на отгруженные драгоценные металлы (в отношении которых имеется пакет документов согласно п. 8 ст. 165 НК РФ), подлежащей вычету по налоговой ставке 0 процентов, путем применения коэффициента реализованных драгоценных металлов (КРДМ) (III этап расчета).
В результате данного этапа определена доля НДС, приходящаяся на отгруженные драгоценные металлы, которая подлежит вычету по операциям, облагаемым по ставке 0%, и включается в раздел 4 налоговой декларации.
При этом суд принимает во внимание, что налоговым органом оспаривается применяемая методика Общества только в части расчета КРДМ.
Так, третьим этапом предусмотрено следующее: в соответствии с требованиями п.8 ст.165 НК РФ сумма НДС, приходящегося на операции по реализации, облагаемые по ставке 0 процентов корректируется с применением КРДМ, теми самым определяется сумма вычетов, приходящихся на отгруженные драгметаллы.
КРДМ определяется с учетом оборотов по счету 43 "Готовая продукция" по формуле: КРДМ= Р/ (А+Д),
где Р - реализован драгметалл в отчетном налоговом периоде (в граммах); кредит счета 43;
А - остатки драгоценного металла в готовой продукции на начало отчетного налогового периода (в граммах) сальдо счета 43;
Д - получено (извлечено) драгоценного металла в отчетном налоговом периоде (в граммах), дебетовый оборот счета 43.
Результат третьего этапа - в строке 612000 расчета определена сумма вычета по ставке 0 процентов, приходящаяся на отгруженные драгоценные металлы, которая включается в раздел 4 налоговой декларации.
В соответствии с положениями статей 171 и 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, принимаются к вычету после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами указанных товаров (работ, услуг), и (или) иных документов, предусмотренных указанными статьями Кодекса.
Порядок распределения сумм "входного" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, облагаемых по разным налоговым ставкам, предусмотрен п. 4 ст. 170 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
В соответствии с п. 8 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней;
2) документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.
При этом, поскольку главой 21 НК РФ не предусмотрено определение порядка определения суммы вычетов НДС, приходящихся на операции, облагаемые по ставке 0%, налогоплательщики, осуществляющие как облагаемые, так и необлагаемые НДС операции, вправе, при разработке (в соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ) собственной методики расчета, соответствующей требованиям НК РФ, определять сумму вычетов, приходящихся на операции, облагаемые ставкой 0%, в том числе и в соответствии с порядком, определенным в п. 4 ст. 170 НК РФ.
Исходя из анализа указанных норм, а также анализа методики расчета НДС, изложенной в Регламенте расчета НДС, документов, имеющихся в материалах дела, и пояснений Общества, учитывая, что в расчет налоговых вычетов Обществом включаются суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемых для осуществления как облагаемых налогом (по разным ставкам), так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, суд считает, что примененная заявителем методика не противоречит требованиям Налогового кодекса РФ.
Доказательств того, что принятые обществом учетная политика и метод определения налоговых вычетов не соответствуют налоговому законодательству, инспекцией суду не представлено.
Доводы налогового органа о том, что при определении коэффициента реализованных драгоценных металлов (КРДМ) налогоплательщик обязан учитывать стоимость остатков драгоценных металлов, находящихся в незавершенном производстве (НЗП), подлежит отклонению, так как нормы главы 21 Налогового кодекса РФ не предусматривают обязанность налогоплательщика при распределении налоговых вычетов по операциям реализации, облагаемым разными налоговыми ставками, учитывать стоимость остатков незавершенного производства.
Из анализа методики расчета НДС, применяемой Обществом с 01.01.2010 , следует, что коэффициент реализованных драгоценных металлов (КРДМ) применяется к доле НДС, относящегося к операциям, облагаемым по ставке 0%, размер которой определен исходя из выручки (стоимости) реализованных (т.е. отгруженных) драгоценных металлов в отчетном периоде.
Таким образом, коэффициент реализованных драгоценных металлов (КРДМ) является показателем доли реализованных банкам в отчетном периоде драгоценных металлов в общем объеме произведенных (аффинированных) драгоценных металлов (готовой продукции).
Поскольку в расчете КРДМ, согласно методике расчета НДС, учитываются показатели готовой продукции (аффинированных драгоценных металлов), которая может быть реализована банкам с применением к таким операциям реализации налоговой ставки НДС 0%, то использование в расчете КРДМ показателей остатков НЗП неправомерно, так как продукция НЗП не может быть отнесена к готовой продукции, реализация которой подлежит обложению по ставке 0%.
Таким образом, ошибочен вывод налогового органа, о том, что наличие остатков на счетах 20 и 21 свидетельствует о наличии нереализованных аффинированных драгоценных металлов.
В остатках незавершенного производства не содержатся аффинированные драгоценные металлы, операции реализации которых облагаются НДС по ставке 0%.
Налоговым органом не доказано, что применяемая Обществом методика расчета НДС нарушает требования п.3 ст. 172 , п. 8 ст. 165 НК РФ.
Данный довод налогового органа опровергается имеющимися в деле документами, подтверждающими отгрузку драгоценных металлов банкам в 1 кв. и 2 кв. 2010 г., которые представлялись Обществом при проведении камеральных налоговых проверок.
Пункт 3 статьи 172 НК РФ определяет, что вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.
Пункт 1 ст. 167 НК РФ устанавливает момент определения налоговой базы как наиболее раннюю из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Документы об отгрузке драгоценных металлов, имеющиеся в материалах дела, указывают дату отгрузки (1кв. и 2 кв. 2010г.), на которую, в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ устанавливается момент определения налоговой базы (1кв. и 2 кв. 2010г.).
В расчетах НДС за 1 и 2 кв. 2010 г., сделанных Обществом на основании применяемой с 01.01.2010 г. методики расчета НДС, определены суммы вычетов НДС, приходящиеся на отгруженные банкам в данных налоговых периодах драгоценные металлы.
Также, суд при оценке оспариваемых решений в части методики расчета НДС учитывает следующее:
Согласно ст.11 Налогового кодекса РФ учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
В судебном заседании установлено, что признав неправомерность примененной заявителем методики расчета налоговых вычетов по НДС, налоговый орган произвел перерасчет сумм НДС, заявленных к вычету за 1, 2 кварталы 2010 года на основании методики расчета НДС, применявшейся заявителем до 01.01.2010.
Суд полагает, что право налогового органа производить подобные перерасчеты сумм НДС заявленных к вычету не закреплено нормами НК РФ.
Ссылки налогового органа на то, что право произвести перерасчет налоговых вычетов предусмотрено Налоговым кодексом РФ, а именно п. 1 ст. 30 НК РФ, судом не принимаются исходя из следующего:
В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Пунктом 1 ст. 30 НК РФ определено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах является целью камеральной и выездной налоговых проверок (п. 2 ст. 87 НК РФ).
Из анализа данных норм следует, что в ходе осуществления мероприятий налогового контроля (выездных и камеральных налоговых проверок) налоговый орган в пределах своей компетенции проверяет соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Право налогового органа при проведении налоговых проверок производить перерасчет сумм НДС, подлежащих вычету по операциям, облагаемым НДС по ставке 0 процентов, на основании иных методик расчета НДС, помимо утвержденной налогоплательщиком на основании п. 10 ст. 165 НК РФ в учетной политике, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
Учитывая изложенное, суд полагает, что осуществление налоговым органом перерасчета налоговых вычетов НДС за 1 и 2 кв. 2010 г., в ходе камеральных налоговых проверок, является неправомерным.
При этом, доводы налогового органа о необходимости раздельного рассмотрения обоснованности отказа налоговым органом в вычетах НДС по операциям, облагаемым по ставке 18 процентов и отказа в вычетах НДС по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, судом не принимаются, поскольку данные суммы вычетов НДС определены расчетным путем в рамках единого Расчета, который предназначен для распределения суммы вычетов по НДС, на вычеты, относящиеся к операциям, облагаемым по ставке 0 и вычеты, относящиеся к операциям, облагаемым по ставке 18 процентов.
Кроме того, как следует из оспариваемых Решений налоговым органом в ходе камеральных налоговых проверок перерасчет сумм налоговых вычетов за 1 и 2 кв. 2010 г. был произведен в едином расчете - и по ставке 0 процентов и по ставке 18 процентов.
2. Оценивая правомерность оспариваемого решения от 09.12.2010 N 147 в части уменьшения налоговым органом суммы входящего остатка НДС, не возмещенного на 01.01.2010 а также отказа в принятии к вычету НДС по счетам-фактурам за 2004,2006 и январь 2007 года, суд исходит из следующего:
Как следует из оспариваемого решения N 147 от 09.12.2010, в ходе проверки установлено, что заявитель завысил в 1 квартале 2010 года остатки НДС, не возмещенного в предыдущем периоде. По данному основанию признаны неправомерными вычеты в сумме 812332 рубля 50 копеек (с учетом примененной налоговым органом методики, действующей в организации до 01.01.2010)
Переходящий остаток НДС у налогоплательщика включает в себя как суммы входного НДС, не предъявленные ранее до 2010 года к вычету в связи с применением методики расчета вычета, применяемого налогоплательщиком до 01.01.2010, так и суммы входного НДС по старым счетам-фактурам (2003-2006), зарегистрированным в книге покупок за 4 квартал 2009 года, 1 квартале 2010 года, вычеты по которым не были предъявлены ранее по неизвестным основаниям.
Согласно ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные ст.171 налоговые вычеты.
В силу ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. В абз.3 п.1 ст.172 НК РФ указано, что вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.
Согласно п.2 ст.173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Понятие соответствующего налогового периода в Налоговом кодексе РФ отсутствует, следовательно заявление вычета не в период осуществления хозяйственной операции, а в момент получения надлежащего счета фактуры возможно. Однако непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного п.2 ст.173 НК РФ, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.06.2010 N 2217/10.
В силу п.4 ст.166 НК РФ общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям, признаваемым объектом обложения этим налогом, момент определения налоговой базы которых относится к данному налоговому периоду.
В соответствии с положениями ст.ст.171 и 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (услуг, работ), использованных для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, принимаются к вычету после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами указанных товаров (работ, услуг), и (или) иных документов, предусмотренных указанными статьями Кодекса.
Требования к оформлению счетов-фактур установлены ст. 169 НК РФ.
Из приведенных норм следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами приобретения товаров (работ, услуг), принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и наличия соответствующих первичных документов.
Заявителем, кроме счетов-фактур, иных документов, подтверждающих правомерность вычетов в заявленных суммах, не представлено.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленная в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2010 года сумма налоговых вычетов относится к налоговым периодам с ноября 2003 года по декабрь 2006 года, когда товар был приобретен налогоплательщиком.
Следовательно, налоговая декларация за 1 квартал 2010 года, в которой заявлена спорная сумма налоговых вычетов, подана по истечении трех лет после окончания каждого из указанных периодов.
Доводы заявителя о фактическом получении заявителем спорных счетов-фактур в 4 квартале 2009 года противоречат положениям п. 2 ст. 173 НК РФ, ограничивающего право на возмещение налога трехлетним сроком.
Судом апелляционной инстанции также принимаются во внимание Определения Конституционного Суда РФ от 01.10.2008 N 675-О и от 03.07.2008 N 630-О-П, в которых суд указал, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен возможности обратиться за защитой своего права на возмещение НДС, в том числе за пределами установленного п. 2 ст. 173 НК РФ срока, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые к тому действия со стороны налогоплательщика, и т.п.
Указанные обстоятельства при рассмотрении дела не установлены и на их наличие заявитель в обоснование своих требований не ссылался.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что налоговый орган правомерно отказал заявителю в применении налоговых вычетов по в размере 812332,50 рублей, и оснований для признания недействительным решения инспекции в данной части у суда не имеется.
Кроме того, суд учитывает, что обстоятельства неправомерного предъявления к вычетам НДС по "старым" счетам-фактурам 2003-2006 года были предметом рассмотрения в Арбитражном суде Свердловской области.
Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда 17АП-4110/2011-АК от 03.06.2011 по делу N А60-44561/2010 по заявлению ЗАО "Золото Северного Урала" к Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области установлены факты необоснованного применения ЗАО "Золото Северного Урала" вычетов по НДС по старым счетам-фактурам 2003-2006 года в 4 квартале 2009 года.
3. По эпизоду, касающемуся отказа в принятии в 1 и 2 квартале 2010 г к вычету НДС по операциям по реализации драгметаллов, произведенных из покупной руды Дегтярского месторождения, суд установил следующее:
Как следует из материалов дела, налоговым органом сделан вывод о том, что обществом в 1,2 кварталах 2010 неправомерно заявлена к вычету НДС и необоснованно применена ставка 0% процентов к операциям по реализации драгоценных металлов, произведенных обществом из приобретенной у ООО "Уральское геологоразведочное предприятие" руды Дегтярского месторождения за 1 квартал 2010 года на сумму 201096398 рублей, за 2 квартал 2010 на сумму 288343377 рублей.
Основанием для принятия оспариваемых решений, явились выводы налогового органа о том, что налогоплательщиком не соблюдены требования пп. 6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае непосредственно добыча полезных ископаемых осуществляется не заявителем по настоящему делу, а его контрагентом.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Золото Северного Урала" на основании договора N 230(03-1)690 от 01.09.2009, заключенного с ООО "Уральское геологоразведочное предприятие", приобрело у последнего золотосеребросодержащую руду бурожелезняковых образований Дегтярского месторождения для последующего извлечения драгоценных металлов (п.1.4 договора).
В последующем, ЗАО "Золото Северного Урала" осуществляло реализацию драгоценных металлов на сумму 201096398 за 1 квартал 2010 года, на сумму 288343377 рублей за 2 квартал 2010 года ОАО "Газпромбанк", ОАО "ВТБ", ОАО "НОМОС-Банк". Реализованные драгоценные металлы на указанные суммы получены из покупного сырья.
В соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам.
Указанная норма, согласно которой не облагается НДС реализация драгоценных металлов банкам, установлена для всех налогоплательщиков (плательщиков НДС). Исключение составляют налогоплательщики, поименованные в пп. 6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пп.6 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.
Налоговый кодекс РФ не содержит понятия добычи драгоценных металлов, в связи с чем, в соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Процесс добычи включает в себя извлечение драгоценных металлов из месторождений (в рассматриваемом случае в виде руды) и технологический (производственный) процесс по получению концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Указанное толкование напрямую следует из вышеприведенного определения, а также из того факта, что в качестве концентрата и полупродукта драгоценные металлы в естественной среде не встречаются.
Добыча драгоценных металлов и камней возможна посредством извлечения из природной естественной среды. Обычно драгоценные металлы находятся в горных породах, их извлечение представляет собой технологический и производственный процесс добывания и сортировки горных пород в тех местах, где присутствуют драгоценные металлы. При этом драгоценные металлы в природе в чистом виде практически не встречаются, они попадаются в виде сплавов с различными другими металлами, как правило, также драгоценными.
Таким образом, как указано выше, добыча драгоценных металлов включает в себя как извлечение руды из месторождений, так и технологический (производственный) процесс по получению из нее концентратов и полупродуктов, содержащий драгоценные металлы.
Из материалов дела следует, что общество на основании договора N 230(03-1) 690 от 01 сентября 2009 г. приобрело у ООО "Уральское геологоразведочное предприятие" золотосеребросодержащую руду бурожелезняковых образований Дегтярского месторождения для последующего извлечения драгоценных металлов (п. 1.4 Договора).
Поскольку общество приобретало руду, но самостоятельно получало полупродукты, содержащие драгоценные металлы, то исходя из вышеуказанного понятия "добыча драгоценных металлов" заявитель осуществлял добычу драгоценных металлов (извлекал из руды), а соответственно, реализация кредитной организации драгоценных металлов, доведенных налогоплательщиком до товарного вида, в силу положений пп 6 п. 1 ст. 164 НК РФ признается хозяйственной операцией, подлежащей налогообложению по ставке 0%.
В связи с вышеизложенным, доводы налогового органа о том, что в целях применения пп 6 п. 1 ст. 164 НК РФ переработка сырья для получения полезного ископаемого всегда должна иметь место в добывающей организации вместе с процессом добычи (извлечения) сырья из недр и, более того, включаться в него, основаны на неверном, толковании нормы права.
По указанным основаниям не принимаются судом и ссылки на отсутствие у общества лицензии, а кроме того, действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по извлечению из минерального сырья (руды) драгоценных металлов с получением полупродуктов.
При таких обстоятельствах, в данной части решения от 09.12.2010 N 147, от 20.12.2010 N 157 являются неправомерными.
Кроме того, суд учитывает, что обстоятельства, связанные с правомерностью применения налогоплательщиком ставки 0 процентов к операциям по реализации драгметаллов, произведенных обществом из приобретенной у ООО "Уральское геологоразведочное предприятие" руды Дегтярского месторождения, были предметом рассмотрения в Арбитражном суде Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2011 по делу N А60-44561/2010-С6 по заявлению закрытого акционерного общества "Золото Северного Урала" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о признании недействительными ненормативных актов, вступившим в законную силу, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4110/2011-АК от 03.06.2011 установлен факт обоснованного применения ЗАО "Золото Северного Урала" ставки 0 процентов к операциям по реализации драгметаллов, произведенных обществом из приобретенной у ООО "Уральское геологоразведочное предприятие" руды Дегтярского месторождения.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом, суд оценил доводы налогового органа в данной части:
Так, доводы налогового органа о том, что в данном случае покупная руда является комплексной, а соответственно, извлечение из нее драгметаллов - переработка и дальнейшее производство напрямую подпадают под определение производства драгметаллов, а не добычи в ст.1 Федерального закона N 41-ФЗ, со ссылкой на понятие комплексных руд, изложенное в "Горной энциклопедии", а также на письмо Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу от 20.07.2011 N 02-10/12-493, судом не принимаются, поскольку указанные обстоятельства основанием для отказа в применении ставки 0 процентов заявителю не являлись, Горная энциклопедия относится к информационным источникам и не свидетельствуют об обоснованности вышеуказанных доводов. А к содержанию вышеуказанного письма суд относится критически, исходя из следующего:
Как следует из указанного письма, Золото-серебро содержащая руда бурожелезняковых образований Дегтярского месторождения является комплексной, так как состоит из двух полезных компонентов золота и серебра, которые в стоимостном выражении имеют примерно равные доли в общей стоимости извлекаемых драгоценных металлов. Указанный вывод сделан без ссылок на какие-либо правовые нормы, экспертизы, заключения.
Напротив, представленные заявителем суду: мотивированное заключение дипломированного специалиста о характере руды Дегтярского месторождения от 15.07.2011 с приложением документа, подтверждающего квалификацию, Технологический регламент переработки золотосодержащих руд месторождения "Дегтярское" методом кучного выщелачивания, Протокол заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Уралнедра от 25.11.2008, сертификат качества минерального сырья (руды Дегтярского месторождения) не содержат сведений о комплексном характере руды Дегтярского месторождения.
На основании изложенного, учитывая, что налогоплательщиком подтверждено право на вычеты и возмещение НДС за исключением НДС, приходящегося входящий остаток и по старым счетам-фактурам за 1 квартал 2010 года, принимая во внимание, что все расчеты итоговых сумм по иску сторонами были согласованы, суд полагает, что заявленные требования следует удовлетворить частично: следует признать недействительными решения Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области:
от 09.12.2010 N 147 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в праве на применение в 1 квартале 2010 ставки НДС 0 процентов по операциям реализации драгметаллов на сумму 201096398 рублей, об отказе в праве на применение в 1 квартале 2010 налоговых вычетов в размере 184764443 рубля 56 копеек и возмещение НДС в размере 184685153 рубля 56 копеек;
- от 09.12.2010 N 138 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в сумме 184685153 рубля 56 копеек;
- от 20.12.2010 N 157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в праве на применение во 2 квартале 2010 ставки НДС 0 процентов по операциям реализации драгметаллов на сумму 288343377 рублей, об отказе в праве на применение во 2 квартале 2010 налоговых вычетов в размере 41733468 рублей и возмещение НДС в размере 41733468 рублей;
- от 20.12.2010 N 148 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 41733468 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Госпошлина в сумме 8000 руб. 00 копеек, уплаченная заявителем при подаче заявления взыскивается с заинтересованного лица в пользу заявителя в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительными решения Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области:
от 09.12.2010 N 147 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в праве на применение в 1 квартале 2010 ставки НДС 0 процентов по операциям реализации драгметаллов на сумму 201096398 рублей, об отказе в праве на применение в 1 квартале 2010 налоговых вычетов в размере 184764443 рубля 56 копеек и возмещение НДС в размере 184685153 рубля 56 копеек;
- от 09.12.2010 N 138 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в сумме 184685153 рубля 56 копеек;
- от 20.12.2010 N 157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в праве на применение во 2 квартале 2010 ставки НДС 0 процентов по операциям реализации драгметаллов на сумму 288343377 рублей, об отказе в праве на применение во 2 квартале 2010 налоговых вычетов в размере 41733468 рублей и возмещение НДС в размере 41733468 рублей;
- от 20.12.2010 N 148 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 41733468 рублей.
Обязать Межрайонную ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Золото Северного Урала".
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов ( ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (ИНН 6608002549) в пользу Закрытого акционерного общества "Золото Северного Урала" (ИНН 6617001534) 8000 (восемь тысяч) рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2 сентября 2011 г. N А60-13988/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 марта 2012 г. N Ф09-265/12 по делу N А60-13988/2011 настоящее решение оставлено без изменения