Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 сентября 2011 г. N А60-17514/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2012 г. N Ф09-9703/12 по делу N А60-56160/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2012 г. N 17АП-5109/12
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 2012 г. N ВАС-5313/12
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 апреля 2012 г. N Ф09-2142/12 по делу N А60-17514/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2011 г. N 17АП-12354/11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2011 г. N Ф09-4719/11 по делу N А60-41108/2010
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2011 г. N 17АП-2687/11
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 февраля 2011 г. N А60-41108/2010-С9
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлениям закрытого акционерного общества "ГАЗЭКС" (г. Каменск-Уральский, ОГРН 1036600620440, далее - общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление) о признании недействительным решения и об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОАО "Уральские газовые сети" (г. Екатеринбург, ОГРН 1056604083854), Федеральная служба по тарифам (г.Москва), ООО "Управляющая компания "Уралагрострой" (г.Первоуральск), ООО "Управляющая организация "Наш Дом" (г.Краснотурьинск), граждане Чекунов П.В., Кондратьева Н.А. и Поластров В.Ф. (г.Камышлов).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители: общества и ОАО "Уральские газовые сети" - Чебурахин А.Е., управления - Сухоруков А.С., Курбатова Н.О.
Обществом представлены почтовые квитанции от 05.09.2011 о направлении копии искового заявления вновь привлечённым третьим лицам.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями о признании недействительным решения управления от 12.04.2011 по делу N 74 (дело N А60-17514/2011) и о признании незаконным и отмене постановления управления от 10.06.2011 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 28 об административном правонарушении (ст. 14.31 КоАП РФ) (дело N А60-21069/2011).
Определением от 01.07.2011 дела N А60-17514/2011 и А60-21069/2011 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Управление требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица отзывов не представили.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Дело N 74 было возбуждено управлением 09.08.2010 по признакам нарушения ОАО "Уральские газовые сети" пунктов 1 и 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО), а также в установлении различных цен в зависимости от категории потребителей, и по признакам нарушения обществом в составе группы лиц с ОАО "Уральские газовые сети" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в инициировании установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества, эксплуатируемым ОАО "Уральские газовые сети" по договору с обществом, только без учёта расходов на обслуживание ВДГО в условиях отсутствия альтернативных специализированных организаций.
Основанием для возбуждения дела явились жалобы ООО "Управляющая компания "Уралагрострой", ООО "Управляющая организация "Наш дом" и граждан Чекунова П.В., Кондратьевой Н.А. и Полюстратова В.Ф.
Жалобы названых граждан были мотивированы следующим.
В ноябре 2007 года индивидуальные жилые дома, расположенные по адресу г. Камышлов, ул. Молодежная, Сиреневая были подключены к системе газоснабжения. Поставка газа производилась обществом на основании заключённых с ним договоров поставки газа. Обслуживание входных и внутренних газопроводов и ВДГО в жилых домах осуществлялось ОАО "Уральские газовые сети" на основании соответствующих договоров.
В июле 2008 года ОАО "Уральские газовые сети", ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", направило в адрес абонентов, проживающих в индивидуальных жилых домах по адресам г.Камышлов ул. Молодежная (дома с 1 по 16), ул. Сиреневая (дома с 3 по 11), предупреждения о необходимости перезаключения договора на техническое обслуживание ВДГО. Данные предупреждения содержали в себе угрозу прекращения поставки газа при отсутствии заключенных договоров на техническое обслуживание ВДГО. Поскольку на территории Камышловского городского округа отсутствуют иные специализированные организации, оказывающие услуги по техническому обслуживанию ВДГО, жители названных домов были вынуждены обратиться для заключения нового договора на техническое обслуживание ВДГО к ОАО "Уральские газовые сети". При этом во вновь заключённых договорах изменился порядок расчёта цены услуги. Если прежними договорами предусматривался расчёт в зависимости от общей площади жилого помещения, а стоимость услуг составляла 0,18 руб./кв.м, то в новых договорах был предусмотрен расчёт в зависимости от состава обслуживаемого оборудования. В результате ежемесячная плата за техническое обслуживание ВДГО увеличилась. Так, для гр-ки Кондратьевой плата увеличилась с 80 рублей (за 444,44 квадратных метров) в 2007 году до 193 рублей 98 копеек в 2008 году. При этом ОАО "Уральские газовые сети" не обосновало повышение цены, а перечень выполняемых работ остался неизменным.
ООО "УК "Уралагрострой" ссылалось на следующее. ОАО "Уральские газовые сети" является единственной специализированной организацией, предоставляющей услуги по техническому обслуживанию ВДГО в г.Первоуральске. Согласно предложенному ОАО "Уральские газовые сети" проекту договора на техническое обслуживание ВДГО стоимость выполняемых работ определяется произведением общей площади жилых помещений обслуживаемых домов на договорную цену за 1 кв. м, которая составляет 8,64 руб. при этом Решением Первоуральской городской думы N 192 от 25.03.2010 для ООО "УК "Уралагрострой" как управляющей организации установлен тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, размер которого зависит от степени благоустройства и составляет от 3,15 руб. до 9,30 руб. за 1 кв.м. При этом расходы на техническое обслуживание ВДГО, которые учтены в данном тарифе, составляют всего 0,25 руб. за 1 кв.м. Таким образом, данный заявитель считал, что цена услуг по договору с ОАО "Уральские газовые сети" является необоснованно высокой. Также заявитель считал, что ОАО "Уральские газовые сети" неправомерно рассчитывает плату в зависимости от площади жилых помещений, поскольку работы по обслуживанию ВДГО производятся в отношении определённого оборудования, состав которого не зависит от площади жилых помещений многоквартирного дома. Кроме того, ООО "УК "Уралагрострой" отмечало, что ОАО "Уральские газовые сети" навязывает ему условия договора, не относящиеся к предмету договора, а именно предлагало обслуживать внутриквартирное газовое оборудование, которое не относится к общему имуществу многоквартирного дома и обязанность обслуживать которое возложена на собственника жилого помещения.
ОАО "Уральские газовые сети" нарушения антимонопольного законодательства не признало, ссылаясь на следующее. При заключении договоров на техническое обслуживание ВДГО с гражданами - собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и собственниками индивидуальных жилых домов ОАО "Уральские газовые сети" применяет единый подход к формированию цены. Цена определяется согласно утвержденному прейскуранту цен на работы и услуги и установлена за единицу обслуживаемого оборудования на основе нормативных затрат и плановой рентабельности. При заключении аналогичных договоров с управляющими организациями, ТСЖ и иными лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, ОАО "Уральские газовые сети" зачастую не применяет установленный прейскурант, поскольку управляющие организации настаивают на предопределяемом органами местного самоуправления способе определения цены исходя из площади жилого помещения. При заключении договоров с управляющими организациями цена услуги определяется совместно с контрагентом в рамках преддоговорного процесса. Минимальный объём работ по обслуживанию ВДГО определяется договором, заключаемым с управляющей организацией, а с 2009 года также приложением N 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования, утверждённому приказом Минрегиона России N 239 от 26.06.2009.
Расчёт стоимости услуг по техническому обслуживанию ВДГО для ООО УК "Уралагрострой" был выполнен в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию цены на техническое обслуживание и текущий ремонт газового оборудования жилищного фонда в Свердловской области, предложенными письмом РЭК Свердловской области от 05.06.2007 N 03-18/1861. Сумма по расчёту составила 0,25 руб. за 1 кв.м площади жилого помещения в месяц. Стоимость услуг по проекту договора, направленному в ООО УК "Уралагрострой", составила 0,25 руб. за 1 кв.м площади жилого помещения в месяц. Однако в процессе переговоров с заказчиком было достигнуто соглашение о снижении цены до 0,24 руб. за 1 кв.м в месяц. В проекте договора N з/2.3-53/10 от 21.12.2009 с ООО УК "Уралагрострой" была указана стоимость работ за три года: 0,24*12*3=8,64 руб. за кв.м. площади жилого помещения. Однако договор в данной редакции подписан не был и не применялся, поскольку сторонами был подписан договор N э/2.3-53/10 от 01.06.2010, согласно которому стоимость услуг составила 0,24 руб. за 1 кв.м площади жилого помещения в месяц.
Общество нарушения антимонопольного законодательства также не признало, ссылаясь на следующее. Тарифы на транспортировку газа на 2010-й и 2011-й годы, установленные обществу ФСТ России, не предусматривают в составляющей тарифа расходы на обслуживание ВДГО. Данное обстоятельство обусловлено тем, что действующие нормативные акты, регулирующие порядок установления тарифа на транспортировку природного газа, не предусматривают однозначную возможность включения расходов на обслуживание ВДГО в качестве составляющей тарифа на транспортировку природного газа по группе "население". Позиция регулирующего органа изложена в Информационном письме ФЭК России N ЮС-1393/9 от 18.06.2004, письмах ФСТ России N СН-3766/9 от 23.06.2005, N СН-3765/9 от 23.06.2005, а также в письме Минрегиона России N 18629-СК/14 от 18.06.2009. В связи с этим общество полагало, что не может обеспечить установление для него тарифов на транспортировку газа с учётом расходов на ВДГО.
По итогам рассмотрения дела N 74 управление вынесло решение от 12.04.2011, которым признало факт нарушения обществом в составе группы лиц с ОАО "Уральские газовые сети" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в инициировании в условиях отсутствия альтернативных газораспределительной организации (не входящих с ней в одну группу лиц) специализированных организаций установления ФСТ России тарифа по группе население на услуги по транспортировке газа по своим газораспределительным сетям только без учёта расходов на эксплуатацию ВДГО, что исключает установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов розничных цен на газ с учётом расходов на эксплуатацию ВДГО, а потому ущемляет интересы контрагентов (населения и исполнителей коммунальных услуг) в достижении баланса интересов, обеспечивающего доступность соответствующих услуг.
Управление также решило выдать обществу предписание о прекращении в течение месяца со дня получения предписания, но не позднее 01.06.2011 злоупотребления доминирующим положением путём обращения в ФСТ России с заявлением об установлении тарифа на услуги по транспортировке газа по своим газораспределительным сетям по группе население с учётом расходов на эксплуатацию ВДГО.
Постановлением управления от 10.06.2011 о назначении административного наказания по делу N 28 об административном правонарушении (ст. 14.31 КоАП РФ) на общество наложен административный штрафа в размере 1 372 700 руб. 36 коп.
Считая решение и постановление управления незаконными и нарушающими его права, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Суд считает, что требования общества следует удовлетворить полностью по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Поскольку общество занимается деятельностью по транспортировке газа, оно в силу пункта 5 статьи 5 статьи Закона о защите конкуренции и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" признаётся занимающим доминирующее положение.
Общество имеет установленные ему в установленном порядке тарифы на транспортировку газа.
Поскольку общество и ОАО "Уральские газовые сети" (агент) связаны между собой агентским договорами, то они образуют группу лиц в смысле пункта 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, что обществом не оспаривается.
Общество осуществляет деятельность по транспортировке газа по своим сетям и сетям, взятым в аренду у ОАО "Уральские газовые сети", а последнее - деятельность по техническому обслуживанию этих сетей, а также по обслуживанию ВДГО по договорам с товариществами собственников жилья, управляющими организациями и гражданами и деятельность в качестве агента общества, в частности по сбору платы с абонентов за газ.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении).
Статьёй 2 Закона о газоснабжении определены следующие основные понятия:
газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;
газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;
поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;
потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
В силу статьи 23 Закона о газоснабжении регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.
Статьёй 32 Закона о газоснабжении установлено, что организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
Из анализа норм Закона о газоснабжении следует, что обязанность по обеспечению безопасной эксплуатации объектов системы газоснабжения возлагается на собственника соответствующей системы газоснабжения.
Статьёй 8 Закона о газоснабжении предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила поставки газа), которые определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Правила поставки газа содержат следующие основные понятия:
"газотранспортная система" - система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях;
"транспортировка газа" - перемещение и передача газа по газотранспортной системе;
"газотранспортная организация" - обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях;
"газораспределительные организации" - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
В соответствии с пунктом 2 Правил поставки газа поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель газа обязаны строго соблюдать правила технической эксплуатации и техники безопасности в целях обеспечения надежного газоснабжения и рационального использования газа.
Таким образом, в отношениях по поставке газа участвуют четыре упомянутых в пункте 2 Правил поставки газа самостоятельных субъекта.
В силу пункта 37 Правил поставки газа поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут в установленном порядке ответственность за техническое состояние принадлежащих им объектов газоснабжения и соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины.
Согласно пункту 29 Правил поставки газа цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке).
Пунктом 29 Правил поставки газа предусмотрено, что условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 31 названных Правил
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7 утверждены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - Методические указания по регулированию тарифов).
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила поставки газа для населения) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549.
Названные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Правила поставки газа для населения содержат следующие основные понятия:
"поставщик газа" - газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества;
"абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать как физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, так и юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Таким образом, данные правила распространяются и на отношения между поставщиком газа и управляющей организацией.
При этом Правила не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно Правилам поставки газа для населения под "поставкой газа" понимается выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке (далее - границы раздела собственности).
В соответствии с пунктами 7, 8, 9, 13 Правил поставки газа для населения обязательным условием для заключения договора газоснабжения является наличие у потребителя (абонента) договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение.
Согласно подпункту "е" пункта 45 Правил поставки газа для населения поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа, в частности, в случае отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.
При этом Правила поставки газа для населения содержит следующее определение:
"внутридомовое газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Пунктом 4 упомянутого Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 Министерству регионального развития Российской Федерации поручено утвердить порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 утвержден Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (далее - Порядок содержания ВДГО), согласно пункту 7 которого проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение. Минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния приведены в приложении N 1 к данному Порядку.
В пункте 23 Порядка содержания ВДГО закреплено, что аварийное обслуживание внутридомового газового оборудования осуществляется аварийно-диспетчерской службой специализированной организации либо организацией, с которой специализированной организацией заключен договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы, на основании заявок физических и юридических лиц.
Таким образом, можно сделать вывод, что обязательным условием для заключения и исполнения договора газоснабжения является наличие у потребителя (абонента) договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение, заключенного именно со специализированной организацией.
В силу пункта 3 Правил поставки газа для населения под "специализированной организацией" понимается газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
До настоящего времени такой порядок допуска к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию ВДГО законодательством Российской Федерации не установлен.
Лицензирование такой деятельности также не предусмотрено.
Вместе с тем согласно пункту 3 Правил поставки газа для населения под специализированной организацией понимается не любая, а именно газораспределительная организация.
Поскольку Правила поставки газа для населения не содержат определения "газораспределительной организации" суд считает возможным использовать понятие, которое дано в общих Правилах поставки газа (ПП РФ от 05.02.1998 N 162), а именно: "газораспределительные организации" - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
Аналогичные разъяснения даны в письме Минрегиона России от 18.06.2009 N 18636-СК/14.
Из этого следует вывод, что в рамках действующего правового регулирования организация, не являющаяся газораспределительной, не может оказывать и услуги по эксплуатации ВДГО.
Таким образом, как граждане, так и управляющие организации и иные субъекты, на которых распространяются Правила поставки газа для населения, должны заключать договоры на техническое обслуживание ВДГО именно со специализированной организацией, то есть с газораспределительной организацией.
Пунктом 2 Правил поставки газа для населения предусмотрено, что поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из следующих принципов, в частности, государственного регулирования розничных цен на газ, потребляемый населением, в том числе тарифов на его транспортировку.
При этом цены (тарифы) на техническое обслуживание ВДГО не отнесены действующим законодательством к регулируемым государством ценам (ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В структуру платы за жилое помещение (статья 154 ЖК РФ) для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе, плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491. в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 9 Правил содержания общего имущества внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающим соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 93 Постановления Правительства от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Порядка поставки газа) предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию ВДГО.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 93 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных названным Постановлением
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила N 170), в соответствии с которыми обязанностью организации, осуществляющей техническое обслуживание жилищного фонда, является проведение комплекса работ по поддержанию в исправном состоянии зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы, а также организация и планирование текущего и капитального ремонта.
Техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий включает в себя диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт (п.1.8 Правил N 170).
При этом организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения (абзац 9 подпункта 5.5.6 Правил N 170).
Размер платы за содержание и ремонт жилья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" определяется исходя из цен на услуги по содержанию жилья (содержание общего имущества жилого дома и техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома) и цен на услуги по ремонту жилья (ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" вышеуказанные цены подлежат регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с Информационным письмом Федеральной службы по тарифам от 23.06.2005 N СН-3765/9 "О расходах на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования" затраты на обслуживание ВДГО должны включаться в оплату жилья и не могут входить в структуру розничной цены газа.
В упомянутом письме ФСТ России разъяснила, что в случае, если газораспределительная организация (далее - ГРО) на основании заключенных договоров с собственниками (юридическими и (или) физическими лицами) жилых и общественных зданий, квартир и газового оборудования или уполномоченными ими организациями оказывает услуги по техническому обслуживанию ВДГО, учёт расходов ГРО на выполнение услуг по указанным договорам ведётся раздельно от регулируемого вида деятельности и не учитывается при формировании расходов для расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям.
В рамках рассмотрения дела N 74 ФСТ России в письме от 11.03.2011 N ДС-1854/13 подтвердила свою официальную позицию, указав, что затраты на обслуживание ВДГО должны включаться в оплату жилья и не могут входить в структуру розничной цены газа ни в качестве составляющей цены на природный газ, реализуемый населению, ни в качестве составляющей тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
В соответствии с вышеупомянутыми Методическими указаниями ФСТ России от 15.12.2009 по регулированию тарифов в расчёт тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям включаются экономически обоснованные расходы, связанные с транспортировкой газа.
В частности, в тарифе учитываются затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию оборудования именно газораспределительных сетей, в состав которого ВДГО не входит. Поскольку ВДГО входит в состав общего имущества собственников многоквартирного жилого дома и не принадлежит газораспределительной организации ни на праве собственности, ни на ином законном основании, то правовые основания для установления тарифа на услуги по транспортировке газа по группе население с учётом расходов на эксплуатацию ВДГО отсутствуют.
Таким образом, суд считает неправомерным вывод управления о том, что общество в составе группы лиц с ОАО "Уральские газовые сети" нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в результате инициировании установления ФСТ России тарифа на услуги по транспортировке газа по своим газораспределительным сетям по группе население только без учёта расходов на эксплуатацию ВДГО.
При таких обстоятельствах суд считает, что следует признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 апреля 2011 года по делу N 74, а также признать незаконным и отменить вынесенное на основании упомянутого решения постановление от 10 июня 2011 года о назначении обществу административного наказания по делу N 28.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 201, 211, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 апреля 2011 года по делу N 74.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 июня 2011 года о назначении административного наказания по делу N 28.
2. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в пользу закрытого акционерного общества "ГАЗЭКС"
судебные расходы в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2011 г. N А60-17514/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника