Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 9 ноября 2011 г. N А60-33618/2011
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2012 г. N 17АП-85/12 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 сентября 2012 г. N А60-30447/2012
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2012 г. N ВАС-6737/12
Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ЗАО "Управление тепловыми сетями" (ИНН 6606017564)
к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора РФ в г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральске Свердловской области (ИНН 6670083677)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: В.В.Рубцов, представитель по доверенности N 373/01-09 от 25.02.2011,
от заинтересованного лица: А.Г.Меньщикова, представитель по доверенности N 01-01-05-28/171 от 07.10.2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела дополнительных документов судом удовлетворено.
Ходатайство заинтересованного лица о приобщении к материалам дела возражения от 18.10.2011 N 01-06-01-11/2925 судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ЗАО "Управление тепловыми сетями" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора РФ в г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральске Свердловской области N 33 от 29.08.2011 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 руб.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора РФ в г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральске Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) возражает в отношении заявленных требований по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора РФ в г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральске Свердловской области проведена проверка ЗАО "Управление тепловыми сетями", в ходе которой обнаружены следующие нарушения:
- не организованы лабораторные исследования за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объектов предприятия,
- проекты санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух по котельным п.Балтым, котельной инфекционной больницы, п.Селен, п.Мостовское не разработаны. Не проводятся натуральные исследования и измерения для подтверждения расчетных параметров.
- в настоящее время не проводятся работы по устранению санитарно-защитной зоны, а именно проведение натурных наблюдений загрязнения атмосферного воздуха и измерений физического воздействия на атмосферный воздух (шум) для подтверждения расчетных параметров рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух для котельных п.Ольховка, п.Соколовка, п.Красный, п.Исеть и п.Кедровое.
По итогам проверки составлен протокол от 12.08.2011 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании материалов проверки заместителем главного государственного врача по городу Верхняя Пышма и городу Среднеуральск Свердловской области вынесено постановление N 33 от 29.08.2011 о назначении ЗАО "Управление тепловыми сетями" административного наказания по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 20000 руб. 00 коп.
Полагая, что данное постановление является незаконным, ЗАО "Управление тепловыми сетями", обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части исходя из следующего.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35).
В соответствии со ст. 52 указанного Закона в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.
Согласно ст. 16, п. 1 ст. 20, 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В статье 20 названного Федерального закона пункт 1 отсутствует
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статьей 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Постановлением от 25 сентября 2007 N 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, указанные положения законов детализировали и предписывают, в частности, разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и определять ее размеры и границы. Так, согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
При этом согласно п. 7.1.10 вышеуказанных СанПиН для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Как установлено материалами дела, ЗАО "Управление тепловыми сетями" осуществляет деятельность по эксплуатации котельных в населенных пунктах с. Балтым, п. Селен, п. Мостовское, котельная инфекционной больницы г. Верхняя Пышма, п. Ольховка, п. Соколовка, п. Красный, п. Исеть, п. Кедровое.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что им в 2010 году разработан "Проект нормативов предельно допустимой выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу", который 29.09.2010 был утвержден Уральским управлением Ростехнадзора Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выдано разрешение N 1195(C) на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также получено санитарно-эпидемиологическое заключение N 66.01.31.000.Т. 000478.02.11 от 11.02.2011 о соответствии проекта требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативам.
На основании Проекта разработаны "План-график контроля нормативов ПДВ на источниках выброса на 2011г." и "Программа лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов для обоснования достоверности границ ориентировочной санитарно-защитной зоны для ЗАО "УТС" на период 2011-2012г.г.", согласованные в ФБУ "ЦЛАТИ по УрФО" 23 марта 2011г. и в ТО Роспотребнадзора по городу Верхняя Пышма и города Среднеуральск 26 марта 2011 года.
Во исполнение "План-графика контроля нормативов ПВД на источниках выбросов на 2011г." ЗАО "УТС" заключило договор N 308/11 от 15.04.2011г., согласно которого ФБУ "ЦЛАТИ по УрФО" обязуется осуществлять отбор и химический анализ проб выбросов в атмосферу.
В целях реализации "Программы лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов на период 2011-2012гг. ЗАО "УТС" заключило с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" договор N 403-К от 11.05.2011 года, однако выполнение лабораторных исследований на данном этапе не представляется возможным в связи с отключение котельных на межотопительный период 2011-2012гг.
При этом суду не представлены какие-либо доказательства того, что обязательные мероприятия выполнялись, либо имели место объективные причины, не позволившие заявителю выполнить установленные требования.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из того, что совершенное обществом административное правонарушение посягает на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, материалами дела не подтвержден факт отсутствия у заявителя возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, суд приходит к выводу о наличии вины общества в совершенном правонарушении.
Поскольку ЗАО "Управление тепловыми сетями" допущены нарушения положений Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", требования санитарных правил, обязательных для соблюдения всеми хозяйствующими субъектами, в его действиях содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для применения в данном случае положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности не имеется в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, суд считает, что оспариваемое постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора РФ в г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральске Свердловской области N 33 от 29.08.2011 следует признать незаконным и отменить в части назначения в части наложения штрафа, превышающего 10000 руб. 00 коп., поскольку суд полагает, что назначение максимального размера санкции, предусмотренной ст.6.3 КоАП РФ (20000 руб.), предполагает наличие отягчающих обстоятельств, которые в нарушение ст.65 АПК РФ административным органом суду не представлены.
В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2.Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора РФ в г. Верхняя Пышма и г.Среднеуральске Свердловской области N 33 от 29.08.2011 о назначении административного наказания в части наложения штрафа, превышающего 10000 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 9 ноября 2011 г. N А60-33618/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2012 г. N 17АП-85/12 настоящее решение оставлено без изменения