Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 декабря 2011 г. N А60-33451/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 марта 2012 г. N Ф09-265/12 по делу N А60-13988/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2011 г. N 17АП-11020/11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2011 г. N Ф09-5888/11 по делу N А60-44561/2010
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2 сентября 2011 г. N А60-13988/2011
Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Закрытого акционерного общества "Золото Северного Урала"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области
о признании недействительными ненормативных актов
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Филимонов В.О., представитель, доверенность N 347-Д от 29.11.2011, паспорт; Ладейщикова Н.С., представитель, доверенность N Д-046/230 от 26.11.2010, паспорт;
от заинтересованного лица - Ровнягина М.Н., представитель. доверенность N 04-32 от 31.01.2011, паспорт; Виноградова Е.В., представитель, доверенность N 04-32/24222 от 10.12.2010, уост. УР N 608784.
Отводов суду не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Золото Северного Урала" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов:
1. решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 24.03.2011 г. N 6 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части, касающейся выводов налогового органа:
об отказе Обществу в праве на применение в 3 квартале 2010 года ставки НДС 0 процентов по операциям реализации драгметаллов на сумму 353 452 889 руб. (п. 2 резолютивной части);
об отказе Обществу в праве на применение в 3 квартале 2010 года налоговых вычетов в размере 31 885 553 руб. и в праве на возмещение НДС в размере 31 885 553 руб. (п. 3 резолютивной части).
2. решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 24.03.2011 г. N 8 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению;
3. решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 15.06.2011 г. N 27 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части, касающейся выводов налогового органа:
об отказе Обществу в праве на применение в 4 квартале 2010 года ставки НДС 0 процентов по операциям реализации драгметаллов на сумму 225 713 263 руб. (п. 2 резолютивной части);
об отказе Обществу в праве на применение в 4 квартале 2010 года налоговых вычетов в размере 9 801 099,90 руб. и в праве на возмещение НДС в размере 9 801 099,90 руб. (п. 3 и п. 5 резолютивной части);
4. решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 15.06.2011 г. N 27 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Кроме того, заявитель просит обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области устранить допущенные нарушения путем принятия решений о возмещении сумм налога на добавленную стоимость по уточненной N 1 налоговой декларации по НДС за 3 кв. 2010 г. и налоговой декларации по НДС за 4 кв. 2010 г.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области проведены камеральные налоговые проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года, представленных ЗАО "Золото Северного Урала".
По результатам камеральных налоговых проверок представленных Обществом налоговых деклараций, налоговым органом приняты решения N 6. от 24.03.2011 и N 27 от 15.06.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решения N 8 от 24.03.2011 и N 27 от 15.06.2011 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению. Согласно указанным решениям инспекцией отказано Обществу в праве на применение налоговой ставки 0 процентов к операциям реализации драгоценных металлов, в праве на применение налоговых вычетов и в возмещении НДС.-
Выводы налогового органа о неправомерном предъявлении Обществом НДС к вычету и возмещению в оспариваемых решениях основаны, в частности, на признании не соответствующей требованиям Налогового кодекса Российской Федерации Методики расчета НДС, принятой в учетной политике Общества с 01.01.2010 г. В связи с чем, налоговым органом произведен перерасчет суммы НДС, подлежащей вычету и возмещению за 3 и 4 кварталы 2010 года в соответствии с Методикой расчета НДС, которая применялась Обществом до 01.01.2010 г.
Кроме того, рассчитанная в соответствии с недействующей в 2010 году Методикой сумма налога, подлежащего вычету и возмещению за 3 и 4 кв. 2010 года, уменьшена инспекцией в связи с не подтверждением налоговой ставки 0% при реализации банкам драгоценных металлов, добытых из руды Дегтярского месторождения, приобретенной Обществом у ООО "Уральское геологоразведочное предприятие".
Вместе с тем, заявленная Обществом к вычету за 3 квартал 2010 года сумма НДС, также уменьшена налоговым органом на сумму таможенного НДС (2 357 177руб.), уплаченного при приобретении товара по ГТД 10216120/060810/0028239.
Решениями, вынесенными налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки уточненной N 1 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2010 г. Обществу отказано в праве на применение налоговых вычетов в размере 31 885 553 руб. и возмещении НДС в размере 31 885 553 руб., в том числе:
по налоговой ставке 18% - 1 092 326 руб.
по налоговой ставке 0% - 30 793 227 руб.
Кроме того. Обществу отказано в праве на применение в 3 квартале 2010 года налоговой ставки 0 процентов к операциям реализации драгоценных металлов банкам на сумму 353 452 889 руб.
Решениями, вынесенными налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2010 г. Обществу отказано в праве на применение налоговых вычетов в размере 9 806 959 руб. по причине:
занижения вычетов по налоговой ставке 18% - на 13 680 руб..
завышения вычетов по налоговой ставке 0% - на 9 820 639 руб.
Также Обществу отказано в возмещении НДС в размере 9 809 375 руб. и начислена к уплате сумма НДС в размере 2 416 руб.
Кроме того. Обществу отказано в праве на применение в 4 квартале 2010 года налоговой ставки 0 процентов к операциям реализации драгоценных металлов банкам на сумму 229 452 518 руб., в том числе:
- по операциям реализации драгоценных металлов банкам на сумму 225 713 263 руб.;
- по операциям реализации драгоценных металлов в таможенном режиме экспорта на сумму 3 739 255 руб.
Обществом соблюдена процедура обязательного досудебного обжалования ненормативных актов налогового органа - решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 6 от 24.03.2011 г., и N 27 от 15.06.2011 г. - путем подачи жалоб в Управление ФНС России по Свердловской области.
Решениями УФНС России по Свердловской области от 25.05.2011 г. N 619/11, от 19.08.2011 г. N 1068/11 жалобы Общества оставлены без удовлетворения.
Считая оспариваемые решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Свердловской области незаконными, ЗАО "Золото Северного Урала" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Как следует из заявления, Общество не согласно с решениями, вынесенными налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2010 г., в части:
отказа в применении налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации банкам драгоценных металлов, извлеченных из приобретенной у ООО "Уральское геологоразведочное предприятие" руды Дегтярского месторождения, на сумму 353 452 889 руб.:
отказа в применении налоговых вычетов в размере 31 885 553 руб. и возмещении НДС в размере 31 885 553 руб.. в том числе: по налоговой ставке 18% - 1 092 326 руб.. по налоговой ставке 0% - 30 793 227 руб.
Вместе с тем Общество не согласно с решениями, вынесенными налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2010 г. в части:
- отказа в применении налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации банкам драгоценных металлов, извлеченных из приобретенной у ООО "Уральское геологоразведочное предприятие" руды Дегтярского месторождения, на сумму 225 713 263,0 руб.;
отказа в праве на применение вычетов в размере 9 801 099,90 руб.;
отказа в возмещении НДС в размере 9 801 099,90 руб.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом, в ходе проведения камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций по НДС за 3 и 4 кварталы 2010 года, установлено несоответствие применяемой Обществом Методики расчета НДС требованиям главы 21 НК РФ, в связи с чем, инспекцией произведен перерасчет сумм НДС, подлежащих вычету в указанных налоговых периодах, с применением методики расчета НДС, действовавшей в Обществе до 01.01.2010 г.
Из заявления и пояснений представителя общества следует, что приказом директора ЗАО "Золото Северного Урала" от 25.12.2009 N 01-02/473.2 утверждена учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету организации на 2010 год.
Пунктом 3 приказа установлено, что при ведении налогового учета, подготовке налоговой отчетности следует руководствоваться положениями Учетной политики в соответствии с приложением 1.2.
Пунктом 3 приложения 1.2 к Учетной политики предприятия предусмотрено, что для целей исчисления НДС предприятие ведет раздельный учет операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по разным ставкам, и операций, не подлежащих налогообложению:
Реализация драгоценных металлов (0%),
Экспорт продукции (0%),
Выполнение строительно-монтажных работ хозяйственным способом для собственных нужд (18%),
Прочие операции по реализации товаров, работ и услуг (18%),
Операции, не облагаемые НДС.
При этом распределение сумм входного НДС, подлежащего вычету между видами деятельности, облагаемыми по разным налоговым ставкам, осуществляется расчетным путем.
Методика распределения входного НДС приведена в Приложении N 3.2 к Учетной политике для целей налогообложения - "Регламент по расчету НДС для предприятий, реализующих продукцию, облагаемую НДС по ставке 0%" (далее - "Регламент расчета НДС").
Основными принципами принятия к вычету сумм НДС по таким приобретенным товарам (работам, услугам) по видам осуществляемых операций, согласно принятой в Обществе с 01.01.2010 г. методике расчета НДС, являются:
1. Включение в Расчет сумм НДС по счетам-фактурам, включенным в книгу покупок (в соответствии с требованиями ст. ст. 169, 171-172 НК РФ), по которым товары (работы, услуги) приняты к учету в отчетном периоде (I этап расчета).
В результате данного этапа определена сумма НДС, приходящаяся на стоимость товарно-материальных ценностей, работ, услуг, подлежащая распределению к вычету пропорционально видам деятельности в отчетном периоде.
2. Распределение суммы НДС, подлежащей вычету или отнесению на затраты в отчетном периоде, по видам операций (0%, 18% и необлагаемым), пропорционально выручке по видам таких операций, что соответствует п.4 ст. 170 НК РФ (II этап расчета).
В результате данного этапа определяется доля "входного" НДС, относящегося, соответственно, к операциям, облагаемым по ставке 0%, ставке 18% и необлагаемым операциям, после чего:
доля НДС, относящегося к операциям, облагаемым по ставке 18%, включается в вычеты в раздел 3 налоговой декларации; доля НДС, относящегося к необлагаемым операциям, относится на расходы; доля НДС, относящегося к операциям, облагаемым по ставке 0%, и подлежит дальнейшему распределению на следующем этапе расчета.
3. Определение суммы НДС, приходящейся на отгруженные драгоценные металлы (в отношении которых имеется пакет документов согласно п. 8 ст. 165 НК РФ), подлежащей вычету по налоговой ставке 0 процентов, путем применения коэффициента реализованных драгоценных металлов (КРДМ) (III этап расчета).
В результате данного этапа определена доля НДС, приходящаяся на отгруженные драгоценные металлы, которая подлежит вычету по операциям, облагаемым по ставке 0%, и включается в раздел 4 налоговой декларации.
Так, третьим этапом предусмотрено следующее: в соответствии с требованиями п.8 ст.165 НК РФ сумма НДС, приходящегося на операции по реализации, облагаемые по ставке 0 процентов, корректируется с применением КРДМ, теми самым определяется сумма вычетов, приходящихся на отгруженные драгметаллы.
КРДМ определяется с учетом оборотов по счету 43 "Готовая продукция" по формуле: КРДМ= Р/ (А+Д),
где Р - реализован драгметалл в отчетном налоговом периоде (в граммах); кредит счета 43;
А - остатки драгоценного металла в готовой продукции на начало отчетного налогового периода (в граммах) сальдо счета 43;
Д - получено (извлечено) драгоценного металла в отчетном налоговом периоде (в граммах), дебетовый оборот счета 43.
Результат третьего этапа - в строке 612000 расчета определена сумма вычета по ставке 0 процентов, приходящаяся на отгруженные драгоценные металлы, которая включается в раздел 4 налоговой декларации.
В соответствии с положениями статей 171 и 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, принимаются к вычету после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами указанных товаров (работ, услуг), и (или) иных документов, предусмотренных указанными статьями Кодекса.
Порядок распределения сумм "входного" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, облагаемых по разным налоговым ставкам, предусмотрен п. 4 ст. 170 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых, подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
В соответствии с п. 8 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1. контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней;
2. документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.
При этом, поскольку главой 21 НК РФ не предусмотрено определение порядка определения суммы вычетов НДС, приходящихся на операции, облагаемые по ставке 0%, налогоплательщики, осуществляющие как облагаемые, так и необлагаемые НДС операции, вправе, при разработке (в соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ) собственной методики расчета, соответствующей требованиям НК РФ, определять сумму вычетов, приходящихся на операции, облагаемые ставкой 0%, в том числе и в соответствии с порядком, определенным в п. 4 ст. 170 НК РФ.
Исходя из анализа указанных норм, а также анализа методики расчета НДС, изложенной в Регламенте расчета НДС, документов, имеющихся в материалах дела, и пояснений Общества, учитывая, что в расчет налоговых вычетов Обществом включаются суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемых для осуществления, как облагаемых налогом (по разным ставкам), так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, суд считает, что примененная заявителем методика не противоречит требованиям Налогового кодекса РФ.
Доказательств того, что принятые обществом Учетная политика и метод определения налоговых вычетов не соответствуют налоговому законодательству, инспекцией суду не представлено.
Доводы налогового органа о том, что при определении коэффициента реализованных драгоценных металлов (КРДМ) налогоплательщик обязан учитывать стоимость остатков драгоценных металлов, находящихся в незавершенном производстве (НЗП), подлежит отклонению, так как нормы главы 21 Налогового кодекса РФ не предусматривают обязанность налогоплательщика при распределении налоговых вычетов по операциям реализации, облагаемым разными налоговыми ставками, учитывать стоимость остатков незавершенного производства.
Из анализа методики расчета НДС, применяемой Обществом с 01.01.2010 , следует, что коэффициент реализованных драгоценных металлов (КРДМ) применяется к доле НДС, относящегося к операциям, облагаемым по ставке 0%, размер которой определен исходя из выручки (стоимости) реализованных (т.е. отгруженных) драгоценных металлов в отчетном периоде.
Таким образом, коэффициент реализованных драгоценных металлов (КРДМ) является показателем доли реализованных банкам в отчетном периоде драгоценных металлов в общем объеме произведенных (аффинированных) драгоценных металлов (готовой продукции).
Поскольку в расчете КРДМ, согласно методике расчета НДС, учитываются показатели готовой продукции (аффинированных драгоценных металлов), которая может быть реализована банкам с применением к таким операциям реализации налоговой ставки НДС 0%, то использование в расчете КРДМ показателей остатков НЗП неправомерно, так как продукция НЗП не может быть отнесена к готовой продукции, реализация которой подлежит обложению по ставке 0%.
Вывод налогового органа, о том, что наличие остатков на счетах 20 и 21 свидетельствует о наличии нереализованных аффинированных драгоценных металлов, основан на предположениях.
Налоговым органом не доказано, что применяемая Обществом методика расчета НДС нарушает требования п.3 ст. 172 , п. 8 ст. 165 НК РФ.
Данный довод налогового органа опровергается имеющимися в деле документами, подтверждающими отгрузку драгоценных металлов банкам в 3 и 4 кварталах 2010 года, которые представлялись Обществом налоговому органу при проведении камеральных налоговых проверок.
Пункт 3 статьи 172 НК РФ определяет, что вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.
Пункт 1 ст. 167 НК РФ устанавливает момент определения налоговой базы как наиболее раннюю из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Документы об отгрузке драгоценных металлов, имеющиеся в материалах дела, указывают дату отгрузки (1кв. и 2 кв. 2010 г.), на которую, в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ устанавливается момент определения налоговой базы (1кв. и 2 кв. 2010 г.).
В расчетах НДС за проверяемый период, произведенных Обществом на основании методики расчета НДС, применяемой с 01.01.2010 г., определены суммы вычетов НДС, приходящиеся на отгруженные банкам в данных налоговых периодах драгоценные металлы.
Учитывая изложенное, суд считает, что осуществление налоговым органом перерасчета налоговых вычетов НДС за 3 и 4 кварталы 2010 года, в ходе камеральных налоговых проверок, является неправомерным.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральных проверок налоговым органом установлено, что обществом, в проверяемые периоды, неправомерно заявлен к вычету НДС и необоснованно применена ставка 0% процентов к операциям по реализации драгоценных металлов, произведенных обществом из приобретенной у ООО "Уральское геологоразведочное предприятие" руды Дегтярского месторождения за 3 квартал 2010 года на сумму 353 443 830 рублей (в резолютивной части решения N 6 от 24.03.2011 указана сумма 353 452 889 руб.), за 4 квартал 2010 на сумму 225 713 263рублей.
Основанием для принятия оспариваемых решений, явились выводы налогового органа о том, что налогоплательщиком не соблюдены требования пп. 6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае непосредственно добыча полезных ископаемых осуществляется не заявителем по настоящему делу, а его контрагентом.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Золото Северного Урала" на основании договора N 230(03-1)690 от 01.09.2009, заключенного с ООО "Уральское геологоразведочное предприятие", приобрело у последнего золотосеребросодержащую руду бурожелезняковых образований Дегтярского месторождения для последующего извлечения драгоценных металлов (п.1.4 договора).
В последующем, ЗАО "Золото Северного Урала" осуществляло реализацию драгоценных металлов ОАО "Газпромбанк", ОАО "ВТБ", ОАО "НОМОС-Банк". Реализованные драгоценные металлы на указанные суммы получены из покупного сырья.
В соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам.
Указанная норма, согласно которой не облагается НДС реализация драгоценных металлов банкам, установлена для всех налогоплательщиков (плательщиков НДС). Исключение составляют налогоплательщики, поименованные в пп. 6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пп.6 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.
Налоговый кодекс РФ не содержит понятия добычи драгоценных металлов, в связи с чем, в соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Процесс добычи включает в себя извлечение драгоценных металлов из месторождений (в рассматриваемом случае в виде руды) и технологический (производственный) процесс по получению концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Указанное толкование напрямую следует из вышеприведенного определения, а также из того факта, что в качестве концентрата и полупродукта драгоценные металлы в естественной среде не встречаются.
Добыча драгоценных металлов и камней возможна посредством извлечения из природной естественной среды. Обычно драгоценные металлы находятся в горных породах, их извлечение представляет собой технологический и производственный процесс добывания и сортировки горных пород в тех местах, где присутствуют драгоценные металлы. При этом драгоценные металлы в природе в чистом виде практически не встречаются, они попадаются в виде сплавов с различными другими металлами, как правило, также драгоценными.
Таким образом, как указано выше, добыча драгоценных металлов включает в себя как извлечение руды из месторождений, так и технологический (производственный) процесс по получению из нее концентратов и полупродуктов, содержащий драгоценные металлы.
Поскольку общество приобретало руду, но самостоятельно получало полупродукты, содержащие драгоценные металлы, то исходя из вышеуказанного понятия "добыча драгоценных металлов" заявитель осуществлял добычу драгоценных металлов (извлекал из руды), а соответственно, реализация кредитной организации драгоценных металлов, доведенных налогоплательщиком до товарного вида, в силу положений п.п.6 п.1 ст. 164 НК РФ признается хозяйственной операцией, подлежащей налогообложению по ставке 0%.
В связи с вышеизложенным, доводы налогового органа о том, что в целях применения п.п. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ переработка сырья для получения полезного ископаемого всегда должна иметь место в добывающей организации вместе с процессом добычи (извлечения) сырья из недр и, более того, включаться в него, основаны на неверном, толковании нормы права.
По указанным основаниям не принимаются судом и ссылки на отсутствие у общества лицензии, а кроме того, действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по извлечению из минерального сырья (руды) драгоценных металлов с получением полупродуктов.
При таких обстоятельствах, в данной части оспариваемые решения в указанной части являются неправомерными.
Кроме того, суд учитывает, что обстоятельства, связанные с правомерностью применения налогоплательщиком ставки 0 процентов к операциям по реализации драгметаллов, произведенных обществом из приобретенной у ООО "Уральское геологоразведочное предприятие" руды Дегтярского месторождения, были предметом рассмотрения в Арбитражном суде Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2011 по делу N А60-44561/2010-С6 по заявлению закрытого акционерного общества "Золото Северного Урала" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о признании недействительными ненормативных актов, вступившим в законную силу (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4110/2011-АК от 03.06.2011), установлен факт обоснованного применения ЗАО "Золото Северного Урала" ставки 0 процентов к операциям по реализации драгметаллов, произведенных обществом из приобретенной у ООО "Уральское геологоразведочное предприятие" руды Дегтярского месторождения.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, налоговым органом в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 6 от 24.03.2011 сделан вывод о том, что принятие в 3 квартале 2010 года к вычету НДС в размере 2 357 177 руб. при приобретении товара по ГТД 216120/060810/0028239 (отражен налогоплательщиком как уплаченный в 3 кв. 2010 г. при ввозе товара на территорию РФ), является неправомерным, поскольку Обществом не подтверждена фактическая уплата таможенного НДС в указанном размере.
Как следует из материалов проверки ЗАО "Золото Северного Урала" заключен контракт от 21.01.2010 г. N 230(03-1)755-1 с HYOSYNG CORPORATION (г. Сеул, Республика Корея), согласно которому, ЗАО "Золото Северного Урала" импортирует из Республики Корея цианид натрия 98%. Поставка товара осуществлялась на условиях CIF Петербург, Северная верфь.
В 3 квартале 2010 года на территорию Российской Федерации был осуществлен ввоз товара в количестве 540 тонн стоимостью 945 000 долларов США, по ГТД N 10216120/060810/0028239. НДС по спорной ГТД (с учетом корректировки таможенной стоимости (КТС) 1/2002/3) составил 7 719 938,41 руб. (5 362 761,83 + 2 357 176,58).
В подтверждение уплаты таможенного НДС налогоплательщиком представлены платежное поручение от 03.08.2010 г. N 2740 на сумму 9000000 руб., платежное поручение от 10.08.2010 г. N 2821 на сумму 1000000 руб., таможенная расписка N ТР-3206775 на сумму внесенного денежного залога в размере 2 980 768,26 руб.
Товар был условно выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей (внесение денежного залога) с первоначальной уплатой НДС по рассматриваемой ГТД в сумме 5 362 761,83 руб. (данные по коду графы 300 платежного поручения от 03.08.2010 г. N 2740/740).
Выпуск товара под денежный залог по рассматриваемой ГТД произведен в связи с тем, что окончательная стоимость товара не сформирована, в дальнейшем будет корректироваться.
Согласно п.5 ст.345 ТК РФ в подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка. Следовательно, денежный залог, на который выдается таможенная расписка, является обеспечением уплаты таможенных платежей и НДС по откорректированной в дальнейшем стоимости товара.
Платежными поручениями от 03.08.2010 г. N 2740, от 10.08.2010 г. N 2821/821 налогоплательщиком были внесены денежные средства в сумме 2 980 768,26 руб. на счет (депозит) таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог). Налогоплательщику была выдана таможенная расписка N 10216120/120810/ТР-3206775, которая, по мнению налогового органа, не является подтверждением уплаты НДС в бюджет.
В ответ на требование Инспекции от 28.10.2010 г. N 3921 налогоплательщиком представлена КТС-1 N 6389585 с типом корректировки 1/0000/1, согласно которой сумма НДС по ввезенному товару увеличена на 2 357 177 руб.
Порядок заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей утвержден Приказом Федеральной таможенной службы от 20.09.2007 г. N 1166 "Об утверждении комплектов бланков "Форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1)", "Добавочный лист (КТС-2)" и инструкции о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Инструкция о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, утвержденная Приказом Федеральной таможенной службы от 20 сентября 2007 г. N 1166
Согласно раздела II п.5 Инструкции о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, в случае корректировки таможенной стоимости или при выпуске с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей одного товара используется основной лист (КТС-1). Расчет величины скорректированной таможенной стоимости товара отражается на бланке декларации таможенной стоимости (далее - ДТС), оформляемом в установленном порядке.
В ответ на требование Инспекции N 69 от 17.01.2011 г. ЗАО "Золото Северного Урала" представлена КТС-1 N 6762587 с типом корректировки 2/2002/3. Указанный тип корректировки свидетельствует о том, что таможенная стоимость окончательно сформирована и составляет 7 719 938,41 руб. (в т.ч. из них 5 362 761,83 руб. уплачена первоначально, а на сумму 2 357 176,58 руб. имеется таможенная расписка). Таким образом, произведена уплата НДС в размере в сумме 5 362 761,83 руб., а оставшаяся сумма НДС в размере 2 357 176.58 руб. в бюджет не поступала.
В ходе рассмотрения возражений дополнительно налогоплательщиком представлено платежное поручение от 03.08.2010 г. N 2740/740, от 10.08.2010 г. N 2821/821; Уведомление о зачете денежных средств и направление требования от 06.10.2010 г. N 15-05/32412; письмо ЗАО "Золото Северного Урала" от 11.08.2010 г. N П-156/230; письмо Балтийской таможни от 25.01.2011 г. N 15-05/1805 с приложением подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов.
При этом общество считает, что обязанность по уплате таможенных платежей является исполненной с момента подачи таможенной декларации (12.08.2010 г.) и представления таможенному органу письменного распоряжения от 11.08.2010 г. об использовании авансовых денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товара на территорию РФ.
В п. 1 ст.172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Согласно п. 3 ст. 330 ТК РФ денежные средства, перечисленные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса.
В данном случае на основании соответствующих платежных поручений денежные средства были внесены обществом с указанием в назначении платежа "авансовые платежи". Потом соответствующая сумма авансового платежа была зарезервирована таможней на основании письма общества от 11.08.2010 г. с просьбой о выпуске товара под предоставленное обеспечение в качестве денежного залога, который также остается собственностью общества и не признается таможенным платежом. Тем более, на дату представления такого письма и ГТД в августе 2010 г. сумма таможенного обязательства (в т.ч. по уплате НДС) по результатам корректировки таможней таможенной стоимости еще не возникла.
Письмом Балтийской Таможни от 06.10.2010 г. N 15-05/32412 в адрес налогоплательщика на основании п. 7 ст. 323 ТК РФ направлено требование об уплате таможенных платежей от 30.09.2010 г. N 798-0, декларация таможенной стоимости (ДТС-2) и третий экземпляр окончательной корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, а также доведена информация о том, что денежные средства, зарезервированные по таможенным распискам N 10216120/120810/ТР-3206775 в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, зачтены в счет уплаты таможенных платежей по требованию от 30.09.2010 г. N 798-0.
Соответственно, на дату выставления Требования таможенного органа от 30.09.2011 г. таможенный НДС в откорректированном объеме (2 357 177 руб.) не считался уплаченным.
В соответствии со ст.332 Таможенного Кодекса РФ Федерального Закона от 27.11.2010 г. N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании РФ" обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
В письме Балтийской Таможни от 06.10.2010 г. N 15-05/32412 отражена информация о направлении обществу требования об уплате таможенных платежей с 30.09.2010 г. N 798-0, а также о том, что денежные средства, зарезервированные по таможенным распискам N 10216120/120810/ТР-3206775 в качестве обеспечения уплаты таможенных платеже зачтены в счет уплаты таможенных платежей по требованию от 30.09.2010 г. N 798-С
Таким образом, зачет и уплата таможенного НДС был осуществлен таможенным органом после направления заявителю указанного требования, т.е. после окончания 3 квартала 2010 года.
На основании информационного письма Балтийской таможни от 24.03.2011 г. N 15-05/9& фактическое проведение зачета денежных средств было произведено таможенным органом в 4 квартале 2010 года, а именно 04.10.2010 г.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителей заинтересованного лица и не оспаривается заявителем, ЗАО "Золото Северного Урала" подана уточненная декларация за 4 квартал 2010 года, в которой заявлен к вычету таможенный НДС, уплаченный при приобретении товара по ГТД 10216120/060810/0028239.
В настоящее время налоговым органом проведена камеральная проверка указанной декларации, по результатам которой принятие обществом в 4 квартале 2010 года к вычету НДС при приобретении товара по ГТД 10216120/060810/0028239 признано правомерным, сумма налога возмещена заявителю.
С учетом изложенного, суд считает, требования заявителя о признании решения N 6 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.03.11 и решения N 8 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 24.03.11, в указанной части, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 24 марта 2011 года N 6 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части, касающейся выводов налогового органа:
об отказе Закрытому акционерному обществу "Золото Северного Урала" в праве на применение ставки НДС 0 процентов по операциям реализации драгметаллов на сумму 353 452 889 руб. в 3 квартале 2010 года (п. 2 резолютивной части);
об отказе Закрытому акционерному обществу "Золото Северного Урала" в праве на применение налоговых вычетов в 3 квартале 2010 года в размере 29 534 498,40 руб. и в праве на возмещение НДС в размере 29 534 498,40 руб. (п. 3 резолютивной части).
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 24 марта 2011 года N 8 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в размере 29 534 498,40 руб.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 15 июня 2011 года N 27 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части, касающейся выводов
налогового органа:
об отказе Закрытому акционерному обществу "Золото Северного Урала" в праве на применение ставки НДС 0 процентов по операциям реализации драгметаллов в сумме 225 713 263 руб. в 4 квартале 2010 года (п. 2 резолютивной части);
об отказе Закрытому акционерному обществу "Золото Северного Урала" в праве на применение налоговых вычетов в 4 квартале 2010 года в размере 9 801 099,90 руб. и в праве на возмещение НДС в размере 9 801 099,90 руб. (п. 3 и п. 5 резолютивной части решения).
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 15 июня 2011 года N 27 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в соответствующей части.
Обязать Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Закрытого акционерного общества "Золото Северного Урала" путем принятия решений о возмещении соответствующих сумм налога на добавленную стоимость по уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2010 года и налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2010 года.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области в пользу Закрытого акционерного общества "Золото Северного Урала" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 8000 (восемь тысяч) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 декабря 2011 г. N А60-33451/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника