Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 22 ноября 2011 г.N 93
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов
Введение
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2012 год и основные параметры прогноза на период до 2014 года (далее - Прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга) составляется в целях:
создания основы для формирования проекта бюджета муниципального образования "город Екатеринбург";
определения основных проблем развития Екатеринбурга и возможных путей их решения органами местного самоуправления;
выработки экономической политики, формирования целевых программ развития Екатеринбурга на среднесрочную перспективу, основных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга на 2012 год и приоритетных направлений на 2013-2014 годы;
соотнесения Стратегического плана развития Екатеринбурга и мероприятий утвержденных стратегических проектов со среднесрочными и текущими планами деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Екатеринбурга.
Прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга составлен с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации(1), итогов социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" в 2010 году и ожидаемых итогов 2011 года.
Основные тенденции социально-экономического развития Екатеринбурга определяются на основе данных, полученных методами:
опроса предприятий, учреждений и организаций Екатеринбурга о перспективах их деятельности на 2012-2014 годы;
анализа прогнозных оценок деятельности отраслевых (функциональных) органов Администрации города Екатеринбурга;
экспертных заключений о тенденциях развития Екатеринбурга в 2012-2014 годах с учетом итогов его социально-экономического развития в текущем году и динамики показателей в предшествующие годы;
математического моделирования экономических процессов на основе факторов, определяющих направление развития Екатеринбурга в прогнозируемый период.
Исходными условиями (гипотезами) для формирования вариантов развития экономики Екатеринбурга в 2012-2014 годах являются внешние факторы.
Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и параметров прогноза на период до 2014 года осуществлялась на вариантной основе в составе двух базовых вариантов (2 и 1) и двух дополнительных вариантов (А и С).
Умеренно-оптимистичный вариант прогноза (вариант 2) предусматривает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики (что проявляется в усилении тенденции к импортозамещению) и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала в 2013-2014 годах. Данный вариант прогноза базируется на относительно благоприятных оценках внешних условий: восстановление мировой экономики темпами 3,7-4,0 процента в год и стабилизация цены на нефть марки Urals в диапазоне 97-101 доллар США за баррель. Рост валового внутреннего продукта в 2012-2014 годах прогнозируется на уровне 3,7-4,6 процента.
Консервативный вариант прогноза (вариант 1) предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту и отсутствие притока капитала при медленном восстановлении инвестиционной активности и сокращении реальных государственных расходов на развитие. Параметры цен на нефть марки Urals соответствуют умеренно-оптимистичному варианту прогноза. Годовые темпы роста экономики в 2012-2014 годах оцениваются на уровне 2,8-3,8 процента, что уступает ожидаемым темпам роста мировой экономики.
Дополнительные варианты прогноза (варианты А и С) разработаны с учетом различной динамики цен на нефть и темпов роста мировой экономики.
Негативный вариант прогноза (вариант А) характеризуется ухудшением динамики мировой экономики (на грани стагнации в развитых странах), хотя и не предполагает возобновления рецессии. В этих условиях ожидается снижение цены на нефть к 2013 году до 80 долларов за баррель. Учитывая большую зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, этот сценарий обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Прогнозируется замедление роста российской экономики в 2012-2013 годах до 1,5-2,5 процента и в 2014 году - до 3,7 процента при значительном ослаблении курса рубля.
Дополнительно рассмотрен вариант А2 возобновления мировой рецессии и падения цен на нефть в 2012 году до 60 долларов за баррель. В этом сценарии валовый внутренний продукт может сократиться на 0,5-1,4 процента при значительной девальвации.
Оптимистичный вариант прогноза (вариант С) отражает сохранение относительно высоких темпов роста мировой экономики и мировых цен на нефть в 2012-2013 годах на уровне 105-109 долларов США за баррель с ускорением роста до 113 долларов за баррель в 2014 году. Темпы роста валового внутреннего продукта в 2012-2014 годах могут быть выше базового сценария до 0,2 процентных пункта и оцениваются на уровне 3,9-4,6 процента в год.
В качестве базового варианта для разработки параметров федерального бюджета на 2011-2014 годы предполагается умеренно-оптимистичный вариант (вариант 2).
Умеренно-оптимистичным вариантом прогноза предусмотрено постепенное замедление темпов инфляции (Таблица 1).
Таблица 1
Динамика
инфляции в Российской Федерации
в процентах
Показатели |
2010 год факт |
2011 год оценка |
Прогноз |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
Индекс потребительских цен (декабрь текущего года к декабрю предыдущего года) |
108,8 |
106,5-107,0 |
105,0-106,0 |
104,5-105,5 |
104,0-105,0 |
Индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) |
106,9 |
108,6 |
105,1 |
105,9 |
105,2 |
После ускорения роста цен в конце 2010 - начале 2011 года, обусловленного ростом цен на зерно и продовольственные товары в связи с засухой и неурожаем 2010 года, во втором полугодии 2011 года потребительская инфляция начала замедляться. Начавшееся замедление роста потребительских цен прежде всего связано с окончанием "эффекта засухи" и снижением мировых цен на зерно и большинство видов продовольствия. Положительную роль в снижении темпов роста потребительских цен также сыграли принятые Правительством Российской Федерации в конце 2010 - начале 2011 года меры по насыщению продовольственных рынков, в том числе за счет импорта товаров, а также стабильность курса рубля.
Влияние факторов, обусловивших инфляцию издержек, также заметно ослабло к началу второго полугодия 2011 года. В результате принятых мер по сдерживанию роста цен на электроэнергию в конце первого полугодия конечные цены на электроэнергию для потребителей, кроме населения, упали до 13,7 процента после скачка цен в начале года до 17 процентов. Рост цен на горюче-смазочные материалы остается более умеренным по сравнению с динамикой цен на мировом рынке, что связано с принятыми мерами по сдерживанию цен (временное введение повышенных экспортных пошлин с мая месяца), направленных на преодоление дефицита на внутреннем рынке. Прогнозируется, что до конца года потенциал повышения цен на нефтепродукты будет уменьшаться в связи со стабилизацией мировых цен на нефть и возможным их снижением. Ожидается, что инфляция в 2011 году по Российской Федерации не превысит 7 процентов.
Определенные риски для инфляции текущего года и начала 2012 года могут быть связаны с высоким ростом цен на топливо в 2011 году (уголь и мазут - на 17-20 процентов за годовой период), что может сказаться на темпах инфляции в период отопительного сезона. Вместе с тем в начале 2012 года этот рост будет сглаживать перенос на середину года (июль) индексации роста регулируемых цен и тарифов на газ и регулируемых тарифов на естественно-монопольные виды деятельности в электроэнергетике, когда традиционно снижается их потребление (Таблица 2). За счет переноса индексации рост тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства в 2012 году снизится до 4,9 процентов в среднем за год к предыдущему году (для сравнения, в 2011 году - свыше 12 процентов). В 2012-2014 годах инфляция будет замедляться на фоне стабилизации мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, что также должно ослабить рост цен на сельскохозяйственные товары. Замедление инфляции в 2012 году будет также связано с сохранением относительно умеренного роста потребительского спроса.
Таблица 2
Рост
тарифов и оптовых цен на услуги естественных монополий в 2011-2014 годах в Российской Федерации
в процентах
Показатели |
Оценка |
Прогноз |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
Газ природный | ||||
Рост регулируемых оптовых цен в среднем для всех категорий потребителей |
115,3 |
107,5 |
115,0 |
115,0 |
Рост регулируемых оптовых цен для населения |
117,2 |
110,4 |
115,0 |
115,0 |
Индексация регулируемых тарифов для населения |
105,0 (с января) 109,5 (с апреля) |
115,0 (с июля) |
115,0 (с июля) |
115,0 (с июля) |
Электрическая энергия | ||||
Рост цен (регулируемые тарифы и рыночные цены) в среднем за год для всех категорий потребителей |
113,5-114,0 |
106,5-107,5 |
109,0-111,0 |
109,0-111,0 |
Рост регулируемых тарифов в среднем за год для населения |
110,0 |
103,0 |
108,0-109,0 |
110,0-112,0 |
Индексация регулируемых тарифов для населения |
|
111,0 (с июля) |
109,0-110,0 (с июля) |
109,0-110,0 (с июля) |
Тепловая энергия | ||||
Рост регулируемых цен на тепловую энергию в среднем за год |
112,5-113,0 |
104,8 |
111,0 |
109,5-110,0 |
Индексация регулируемых тарифов |
|
106,0 (с июля и сентября) |
108,0 (с июля) |
108,0 (с июля) |
Железнодорожные перевозки | ||||
Рост тарифов на железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе |
108,0 |
106,0 |
105,5 |
105,0 |
Рост тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе |
110,0 |
110,0 |
110,0 |
110,0 |
При формировании прогноза социально-экономического развития Екатеринбурга использованы целевые параметры инфляции, немного превышающие параметры, приведенные в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2014 годов (Таблица 3).
Однако, несмотря на высокую вероятность корректировки целевых параметров инфляции Российской Федерации в большую сторону, значительные расхождения между целевыми параметрами инфляции Российской Федерации и Екатеринбурга нецелесообразны, так как именно прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации служит основой формирования проекта федерального бюджета.
Таблица 3
Динамика инфляции
Показатель |
Единица измерения |
Отчетный период (год) |
Плановый период (год) |
||||
2009 факт |
2010 факт |
2011 оценка |
2012 прогноз |
2013 прогноз |
2014 прогноз |
||
Индекс потребительских цен в среднем за год |
Процент |
111,9 |
107,6 |
110,1 |
106,0 |
106,7 |
106,0 |
Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал |
Процент |
107,8 |
101,2 |
108,5 |
112,7 |
110,2 |
106,0 |
Факторами, влияющими на характер и тенденции развития экономики и социальной сферы Екатеринбурга, являются:
возобновление инвестиционной активности и восстановление уровня потребления;
восстановление уровня загрузки производственных мощностей вследствие расширения спроса;
рост доступности кредитных ресурсов;
высокая диверсификация экономики Екатеринбурга;
восстановление потребительского спроса, вызванное улучшением ситуации на рынке труда и ростом доходов населения;
развитая инфраструктура оптовой и розничной торговли, ориентированная не только на жителей Екатеринбурга, но и на гостей города, предоставляющая возможность роста объемов оборота;
конкурентоспособность продукции большей части обрабатывающих производств Екатеринбурга и возможность сохранения объема производства импортозамещающих видов продукции, достигнутого в 2009-2010 годы;
сохранение объемов строительно-монтажных работ (строительство и реконструкция жилых и офисных зданий, объектов торговли и оказания услуг, объектов транспортной инфраструктуры), в том числе за счет бюджетных инвестиций в транспортную инфраструктуру, реконструкцию и строительство детских дошкольных учреждений;
реализация инвестиционных программ коммунальных предприятий;
рост численности постоянного населения при некотором сокращении численности населения в трудоспособном возрасте;
сохранение значительной фискальной нагрузки на организации (снижение с 1 января 2012 года ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 процентов до 30 процентов, а для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сферах, - до 20 процентов; введение регрессивной ставки обложения доходов сверх порогового уровня(2)).
В целом прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга исходит из анализа сложившейся структуры экономики, итогов реализации Стратегического плана Екатеринбурга, сложившихся тенденций роста экономики Российской Федерации, Свердловской области и Екатеринбурга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.