Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 марта 2012 г. N А60-48011/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012 года
Полный текст решения изготовлен 15 марта 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ЗАО "Андриановский леспромхоз"(ИНН 6632015080, ОГРН 1026601816493, далее заявитель, общество)
к Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области (ИНН 6680000013, далее заинтересованное лицо, инспекция)
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя А.М.Николаева, представитель по доверенности N б/н от 24.08.2011, паспорт;
от заинтересованного лица: Н.С.Дудырева, представитель по доверенности N 9 от 10.01.2012, паспорт; Е.В.Прожерина, представитель по доверенности N 31 от 13.02.2012, паспорт.
Уведомление лиц, участвующих в деле подтверждается следующими документами:
заявитель - подпись представителя в протоколе судебного заседания от 17.02.2012;
заинтересованное лицо - подпись представителя в протоколе судебного заседания от 17.02.2012;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель заявил ходатайство о приобщении в материалы дела дополнительных документов, которое судом удовлетворено. Иных заявлений и ходатайств не поступало.
ЗАО "Андриановский леспромхоз" просит признать недействительным решение инспекции от 31.08.2011 N 06-19-379 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю предложено уплатить в бюджет 72525 руб. - НДС, 1756,24 руб. - пени за несвоевременную уплату НДС и 14505 руб.- штраф по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату НДС, полагая, что оспариваемое решение не соответствует ст.165 НК РФ. При этом заявитель не оспаривает соблюдение налоговым органом установленной Налоговым кодексом РФ процедуры проведения камеральной налоговой проверки и порядка вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности.
Заинтересованное лицо отзыв и дополнение к нему представило, требования не признало, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной инспекцией ФНС России N 4 по Свердловской области (правопреемником является Межрайонная инспекция ФНС России N 26 по Свердловской области) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011, представленной ЗАО "Андриановский леспромхоз", результаты проверки оформлены актом N 06-22-780 от 02.08.2011, на который налогоплательщик 18.08.2011 представил инспекции свои возражения.
Руководитель инспекции, рассмотрев материалы проверки и возражения общества, 31.08.2011 вынес решение N 06-19-379 о привлечении ЗАО "Андриановский леспромхоз" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением обществу предложено уплатить в бюджет 72525 руб. - НДС, 1756,24 руб. - пени за несвоевременную уплату НДС и 14505 руб.- штраф по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату НДС.
Заявитель, не согласившись с решением инспекции от 31.08.2011, обжаловал его в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Свердловской области, которое своим решением от 25.10.2011 N 1405/11 оспариваемое решение оставило без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
ЗАО "Андриановский леспромхоз" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд Свердловской области.
Как следует из оспариваемого решения основанием для доначисления заявителю НДС, пени и взыскания штрафа послужили выводы инспекции о том, что обществом не подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0%, поскольку на представленных трех грузовых таможенных декларациях: 10509010/180810/0003686, 10509010/809010/0003545,
10509010/130710/0003090 отсутствовали отметки "товар вывезен" таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации. На указанных ГТД имелись только отметки Нижнетагильской таможне "выпуск разрешен" соответственно от 18.08.2010, 10.08.2010, 14.07.2010.
Налоговый орган, ссылаясь на ст.165 НК РФ, пришел к выводу о том, что поскольку на представленных заявителем ГТД отсутствуют отметки таможенного органа "товар вывезен", следовательно, общество не подтвердило факт вывоза товара за пределы таможенной территории Таможенного союза. Учитывая, что ЗАО "Андриановский леспромхоз" не представило в 180- дневный срок налоговому органу полный пакет документов, подтверждающий экспорт, инспекция считает, что на основании п.9 ст.165 НК РФ у общества возникает обязанность по уплате НДС.
Заявитель в обоснование своих требований ссылается на то, что общество в установленный срок (180 дней) представило налоговой инспекции документы, подтверждающие правомерность применения нулевой ставки НДС, в том числе: контракт от 17.03.2010 N 9 на поставку лесопродукции гражданину Узбекистана Ражабову К.Э. и контракт N 10 от 13.03.2010 на поставку лесопродукции гражданину Узбекистана Хабибову Б.Р.; грузовые таможенные декларации 10509010/180810/0003686, 10509010/809010/0003545,
10509010/130710/0003090 с отметками Нижнетагильской таможни "выпуск разрешен", а также документы, подтверждающие поступление денежных средств от контрагентов.
Ссылаясь на условия контрактов N 9 и N 10, которыми предусмотрено, что поставка лесопродукции осуществляется в Узбекистан через орган выезда Орск (графа 29 ГТД), затем через Казахстан, заявитель полагает, что в указанной ситуации отсутствует необходимость в проставлении отметок таможни "товар вывезен" при наличии отметок таможни "выпуск разрешен". При этом общество указывает, что Республика Казахстан в соответствии с Соглашением о создании Тройственного Таможенного союза от 27.11.2009, вступившего в силу с 01.01.2010, является членом данного союза, заявитель считает, что в данном случае следует руководствоваться абзацем 3 пп 3 ч.1 и абзацем 3 пп 4 ч.1 ст.165 НК РФ (в редакциях, действовавших в спорный период). Данными нормами предусмотрено, что при вывозе в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством- членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, проводившего таможенное оформление указанного товара. Кроме того, заявитель в обоснование своих требований ссылается на письма Федеральной таможенной службы от 13.10.2010 N 04-45/49897, от 01.02.2011 N 01-11/3786, письмо Министерства финансов РФ от 19.10.2010 N 03-07-08/296, а также на Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 330.
Суд, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя их следующего.
Согласно статье 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ (в редакции действовавшей в спорный период) для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов налогоплательщик обязан представить следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) с отметками российского таможенного органа; копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов.
По смыслу названной нормы указанные документы должны быть достоверными, составлять единый комплект, относящийся к определенной экспортной операции, не иметь противоречий в содержащихся в них сведениях, которые исключают идентификацию полученного налогоплательщиком и впоследствии поставленного им на экспорт товара.
В оспариваемом решении Инспекция ссылается на то, что в трех ГТД (налоговые периоды - июль, август 2010), в нарушение требований ст.165 НК РФ отсутствует штамп таможенных органов "товар вывезен", подтверждающий фактический вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 165 НК РФ документы, указанные в подпунктах 1 - 3 данной статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в п.1 ст.164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта. Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов.
При таких обстоятельствах недоимка по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, может возникнуть лишь в случае непредставления документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, в вышеуказанный срок. До истечения данного срока налогоплательщик вправе подтвердить правомерность применения нулевой ставки, собрав все необходимые документы.
Представитель Общества в ходе судебного заседания пояснил, что заявитель руководствовался абз. 3 пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, Письмами Минфина России от 19.10.2010 N 03-07-08/296 (п. 3), от 08.09.2010 N 03-07-08/257, от 22.06.2010 N 03-07-08/182, разъяснениями Федеральной таможенной службы, из которых следует, что если товар вывозится через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны, то в этом случае одной отметки "Выпуск разрешен" на таможенной декларации достаточно для подтверждения факта вывоза.
Вместе с тем по настоянию налогового органа общество истребовало из таможенных органов дополнительные документы о том, что товар по трем спорным ГТД действительно вывезен в режиме экспорта. Налоговой инспекции и суду обществом представлены письма Оренбургской таможни и ГТД с отметками "товар вывезен". Таким образом, заявитель подтвердил, что товар в режиме экспорта вывезен по трем спорным ГТД.
В судебном заседании представители налоговой инспекции подтвердили, что заявитель представил в установленный ст.165 НК РФ срок- 180 дней документы, подтверждающие применение нулевой ставки, за исключением того, что на трех ГТД отсутствовали отметки "товар вывезен". Инспекция считает, что поскольку ГТД с отметками "товар вывезен" представлены налоговому органу спустя 180 дней, следовательно, общество обязано уплатить НДС и соответствующие пени. Исходя из этого, считает оспариваемое решение законным.
Суд отмечает, что порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации товаров из Российской Федерации в Республику Казахстан установлен Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).
В соответствии со ст. 2 Соглашения при экспорте товаров с территории одного государства - участника Таможенного союза (Республика Казахстан является его участником) на территорию другого государства - участника Таможенного союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта.
Перечень документов, представляемых в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога, установлен п. 2 ст. 1 Протокола.
Согласно п. 3 ст. 1 Протокола документы, перечисленные в вышеуказанном п. 2 ст. 1 Протокола, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров из Российской Федерации в Республику Казахстан в налоговые органы представляются документы, предусмотренные п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол), в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками казахстанского налогового органа.
Письмом ФТС России от 16.07.2010 N 04-45/35094 установлено, что при помещении до 1 июля 2010 товаров под таможенные режимы, предусматривающие их вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации, и их вывозе (независимо от даты фактического вывоза) на территорию Республики Казахстан таможенные органы руководствуются положениями Приказа ФТС России от 18.12.2006 N 1327, которым утвержден Порядок подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации российскими пограничными таможенными органами. В связи с этим для подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по указанным товарам в налоговые органы представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 Кодекса, в том числе таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, расположенного на российско-казахстанском участке государственной границы Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Письмом ФТС России от 16.07.2010 N 04-45/35094 подтверждение фактического вывоза товаров, помещенных после 1 июля 2010 г. под таможенные процедуры, предусматривающие их вывоз за пределы таможенной территории таможенного союза, будут осуществляться по аналогии с действующим порядком подтверждения фактического вывоза товаров с территории Союзного государства России и Беларуси.
Таким образом, после 1 июля 2010 г. при осуществлении указанных поставок товаров в налоговые органы представляются таможенная декларация (ее копия) и копии транспортных (товаросопроводительных) документов с отметками регионального таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление.
Решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 330 утвержден Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, который применяется в случае вывоза товаров из России за пределы Таможенного союза через Белоруссию или Казахстан (п. 1 Порядка подтверждения вывоза с территории ТС, Письма ФТС России от 01.02.2011 N 01-11/3786, от 13.10.2010 N 04-45/49897).
Своим письмом Федеральная таможенная служба от 01.02.2011 N 01-11/3786 "О подтверждении фактического вывоза товара" указала, что "Для подтверждения фактического вывоза товаров при их убытии с территории Российской Федерации через территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан применяется Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 330. Для получения документов, свидетельствующих о дате фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, следует обращаться в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, допускающей вывоз товаров.
Таможенным органам, в регионах деятельности которых расположены места убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, необходимо оформлять разрешение на убытие товаров путем проставления штампа "Вывоз разрешен", подписи с указанием даты проставления отметки и оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа."
Как следует из представленных суду ГТД данные отметки Нижнетагильской таможни имелись на трех спорных ГТД.
На основании изложенного, принимая во внимание, что заявитель подтвердил фактический вывоз товара в режиме экспорта через государства - участника Таможенного союза в июле- августе 2010 году, представил полный пакет документов, установленный ст.165 НК РФ, а также учитывая разъяснения налоговых и таможенных органов с учетом положений п. 7 ст.3 НК РФ, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке распределения судебных расходов следует взыскать с Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области в пользу ЗАО "Андриановский леспромхоз" 4000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, перечисленных в доход федерального бюджета платежными поручениями N 410, 411 от 18.11.2011.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области N 06-19-379 от 31.08.2011 о привлечении ЗАО "Андриановский леспромхоз" к ответственности за совершение налогового правонарушения как не соответствующее главе 21 Налогового кодекса РФ. Обязать Межрайонную ИФНС России N 26 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области в пользу ЗАО "Андриановский леспромхоз" 4000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 марта 2012 г. N А60-48011/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника