Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 20 марта 2012 г. N 33-3115/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Константиновой О.В.,
судей Москаленко Ю.П. и Ковелина Д.Е.,
при секретаре Сотниковой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.03.2012 гражданское дело по иску Дортмана И.И. к администрации г. Екатеринбурга, администрации Ленинского района г. Екатеринбурга Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулакова Д.С. на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 25.11.2011,
У С Т А Н О В И Л А :
Дортман И.И. обратился в суд с указанным иском. В обоснование требований было указано, что Дортман И.И. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец Д.И.К. решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 18.05.2007 признан безвестно отсутствующим, а его мать умерла 16.06.1997. Распоряжением администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от 19.07.2011 Дортман И.И. поставлен на учет для целей предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Дортман И.И. проживает в общежитии по адресу: ..., по указанному адресу Дортман И.И. зарегистрирован. Указанное жилое помещение было предоставлено Дортману И.И. для проживания по месту работы. Однако какого-либо жилья в собственности или на условиях социального найма Дортман И.И. не имеет. С учетом изложенного истец просил суд обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Дортману И.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 33 кв.м. вне очереди.
В письменном отзыве на иск представитель СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" Федорук А.В. указал, что СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" является ненадлежащим ответчиком по делу.
В письменном отзыве на иск представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаков Д.С. исковые требования не признал, указав, что в настоящее время истец проживает в служебном жилом помещении, место жительства истца находится на территории МО "Алапаевский район", следовательно, обеспечение истца жилым помещением должно производиться по месту жительства.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 25.11.2011 исковые требования Дортмана И.И. удовлетворены, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложена обязанность приобрести за счет средств Свердловской области и передать в собственность МО "г. Екатеринбург" благоустроенное жилое помещение площадью не менее 16 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям для предоставления Дортману И.И., на администрацию г. Екатеринбурга возложена обязанность предоставить данное помещение Дортману И.И.
С таким решением представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаков Д.С. не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное. Полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела не учел, что Дортман И.И. проживал по месту жительства на территории МО "Алапаевское", следовательно, обеспечение жилым помещением Дортмана И.И. в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" должно быть осуществлено по месту жительства.
В письменном отзыве на иск представитель истца Дортмана И.И. - Мариева А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили и поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса (далее - ЖК) Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Как установлено судом, Дортман И.И., ..., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец Д.И.К. решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 18.05.2007 признан безвестно отсутствующим, а его мать умерла 16.06.1997. Распоряжением администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от 19.07.2011 Дортман И.И. поставлен на учет для целей предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Дортман И.И. проживает в общежитии по адресу: ... по указанному адресу Дортман И.И. зарегистрирован. Указанное жилое помещение было предоставлено Дортману И.И. для проживания по месту работы в ГОУ ВПО "Уральский государственный горный университет". Однако какого-либо жилья в собственности или на условиях социального найма Дортман И.И. не имеет.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что Дортман И.И. как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Процедура обеспечения жильем лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прямо предусмотрена Порядком обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года N....
С учетом установленной указанным Порядком процедуры обеспечения жильем лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, возложив на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по передаче в муниципальную собственность жилого помещения для Дортмана И.И., а на администрацию г. Екатеринбурга - обязанность по заключению с Дортманом И.И. договора социального найма в отношении этого жилого помещения.
Не могут служить основанием для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилым помещением Дортмана И.И. в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" должно быть осуществлено по месту жительства (МО "Алапаевское").
В соответствии со ст. 4, 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как было указано ранее, в Свердловской области утвержден Порядок обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. При этом указанный Порядок не содержит положений, предусматривающих, что обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан должно производиться исключительно по их месту жительства.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.
Поскольку Дортман И.И. фактически проживает и работает в г. Екатеринбурге, он поставлен на учет для целей предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании распоряжения администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от 19.07.2011, следовательно, Дортман И.И. должен быть обеспечен жилым помещением на территории МО "г. Екатеринбург".
Иных доводов в апелляционной жалобе не приводится, другими лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 25.11.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулакова Д.С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 20 марта 2012 г. N 33-3115/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru