Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 19 апреля 2012 г. N 33-4660/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Шаламовой И.Ю. и Протасовой М.М.,
при секретаре Торичной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19.04.2012 гражданское дело по иску Мышкиной Е.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и администрации Муниципального образования "город Нижний Тагил" о возложении на строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение, распределить и безвозмездно передать в муниципальную собственность, о возложении на Администрацию Муниципального образования "город Нижний Тагил" обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма
по апелляционной жалобе ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 23.11.2011.
Заслушав доклад судьи Плотниковой Е.И., объяснения истца Мышкиной Е.В., её представителя Малаховой И.В., судебная коллегия
установила :
Мышкина Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" Свердловской области для Мышкиной Е.В., безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" для целевого распределения его Мышкиной Е.В. Обязать администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Мышкиной Е.В. по договору социального найма.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился.
В письменном отзыве в удовлетворении исковых требований Мышкиной Е.В. просил отказать.
Представитель ответчика администрации МО " города Н.Тагил" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 23.11.2011 исковые требования Мышкиной Е.В. удовлетворены.
На Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложена обязанность построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области, для Мышкиной Е.В. и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области для целевого распределения его Мышкиной Е.В..
На Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области возложена обязанность оформить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность и заключить с Мышкиной Е.В. договор социального найма жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права.
Так представитель ответчика указывает, что Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в абз. 2 п. 1 ст. 8 определена такая категория граждан, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, соответственно наличие на праве пользования жилой площади менее учетной нормы не является основанием для возникновения права на обеспечение жилым помещением в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ за счет средств бюджета Свердловской области из государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. Наличие на праве пользования жилой площади менее учетной нормы является основанием для обеспечения вне очереди жилым помещением в соответствии с ч. 2 ст. 49, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ из муниципального жилищного фонда.
В заседание суда апелляционной инстанции истец и её представитель Малахова И.В. просили оставить решение без изменения.
Представители ответчиков не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили и поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Судом установлено, что Мышкина Е.В. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, с 08.06.1993 по 31.08.2002 она являлась воспитанницей Нижнетагильского МОУ "Детский дом-школа N1" (л.д. 34); на основании Постановления главы Администрации Дзержинского района города Нижний Тагил от 03 июня 1993 года N 200 за ней на период нахождения в детском доме было закреплено жилое помещение по адресу: г.Н.Тагил, ул...., N.... Истец является малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в квартире зарегистрированы 7 человек, кроме того 3 лиц сняты с регистрации в связи с осуждением и 2 со службой в рядах СА, которые также не утрачивают право на проживание в данной квартире. Постановлением главы города Нижний Тагил от 30 декабря 2004 года N 1353 "Об утверждении предложений городской комиссии по жилищным вопросам" Мышкина Е.В. принята на учет по месту жительства и на 01.01.2011г. ей установлена очередь по списку граждан, нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Н.Тагил- 702 (л.д.18) В связи с наличием закрепленного жилья истице во включении в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил отказано.
Установив названные обстоятельства и применив нормы ст. ст. 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд пришел к выводу о праве истца на обеспечение жильем по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, находя доводы жалобы необоснованными с учетом следующей позиции.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, указанной нормой предусмотрено внеочередное предоставление жилья не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действительно, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жильем вне очереди предоставлено лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. Такая категория как "лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в данной норме не поименована.
Это, однако не означает отсутствие у таких лиц права на внеочередное обеспечение жильем по указанным нормам права, что следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07.06.2011 N 746-О-О.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
Принимая во внимание, что в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации поименованы лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именно этот закон имеет приоритет над положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", доводы жалобы об отсутствии у истца права на внеочередное обеспечение жильем признаются судебной коллегией несостоятельными.
При этом судебная коллегия учитывает толкование, данное в указанном Определении Конституционным Судом Российской Федерации нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с этим толкованием пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Истец признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении (по п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), является лицом, из числа детей-сирот, а потому суд правомерно пришел к выводу о его праве на внеочередное получение жилья по социальному найму за счет средств областного бюджета (по норме п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены нет.
Доводы жалобы как основанные на неправильном толковании материального закона отклоняются судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 23.11.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 19 апреля 2012 г. N 33-4660/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru