Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 апреля 2012 г. N А60-17798/2012
Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Фонд Ямала" (ИНН 8901002833, ОГРН 1028900579620)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
от заинтересованного лица: Алеева Л.А. - ведущий специалист-эксперт, доверенность N 62-12-09/дв от 24.01.2011).
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство судом удовлетворено.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции с соблюдением требований части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 137, части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд завершил предварительное судебное заседание, и с согласия представителя заинтересованного лица и при отсутствии возражений заявителя, перешел к судебному разбирательству.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "Фонд Ямала" (далее - общество) просит признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - отделение) от 28.02.2012 г. N 62-12-91/ПН о назначении административного наказания по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие денежных средств у общества, ввиду введения в отношении него 18.04.2011 г. процедуры наблюдения, что в свою очередь определяет введение специального порядка расходования денежных средств общества. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении рассматриваемого административного правонарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения и на отсутствие оснований для применения требований о малозначительности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
При рассмотрении представленного обществом в отделение ежеквартального отчета за 2 квартал 2011 года и осуществлении мероприятий по контролю за раскрытием обществом информации на странице в сети Интернет и в Ленте новостей выявлено нарушение требований Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, а именно, по состоянию на 13 октября 2011 года в Ленте новостей не опубликованы: сообщение о порядке доступа к информации, содержащей в ежеквартальном отчете общества за 2 квартал 2011 года; сообщение о раскрытии обществом на странице в сети Интернет списков аффилированных лиц общества за 2 квартал 2011 года, 3 квартал 2011 года.
В связи с выявленными нарушениями 17 октября 2011 года отделением обществу направлено предписание об устранении нарушений законодательства РФ (исх. N 62-11-СФ-08/12604 от 17.10.2011) (далее - предписание).
Указанное предписание необходимо было исполнить путем:
1) опубликования в Ленте новостей сообщения о порядке доступа к информации, содержащей в ежеквартальном отчете общества за 2 квартал 2011 года; сообщения о раскрытии обществом на странице в сети Интернет списков аффилированных лиц общества за 2 квартал 2011 года, 3 квартал 2011 года;
2) представления в отделение документов, подтверждающих исполнение предписания (скриншот страницы Ленты новостей информационного агентства, уполномоченного на раскрытие информации, с которым обществом заключен договор).
Срок исполнения предписания - в течение 30 календарных дней с момента его получения.
Предписание получено обществом 28.11.2011 г., о чем свидетельствует копия почтового уведомления о вручении N 62099442136682, представленная в материалы дела.
Поскольку в установленный срок предписание обществом не исполнено, в отношении ОАО "Фонд Ямала" составлен протокол об административном правонарушении от 15.02.2012 г.
При этом общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола: в адрес общества направлено уведомление N 62-12-08/431 от 16.01.2012 г. с указанием времени и места составления протокола, поскольку к указанному сроку (07.02.2012 г.) у отделения отсутствовали доказательства надлежащего извещения общества о времени и составлении протокола (указанное уведомление получено обществом только 13.02.2012 г.), в адрес общества направлена телеграмма о составлении протокола об административном правонарушении 15.02.2012 г.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество также извещено надлежащим образом, путем направления телеграммы, которая согласно отчету почты 24.02.2012 г. зачитана руководителю общества.
По результатам рассмотрения дела вынесено постановление от 28.02.2012 г. N 62-12-91/ПН, которым ОАО "Фонд Ямала" привлечено к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 500000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частью 9 ст. 19.5 КоАП установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пункту 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" состав информации, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Указанной статьей установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
Приказом ФСФР России N 06-117/пз-н от 10.10.2006 года утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
Согласно п. 1.1 Положения Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав но размещаемым (размещенным) ценным бумагам.
В соответствии с п. 5.1. Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном данным Положением, распространяется: а) на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; б) на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких цепных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500; в) на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц; г) на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.
Как следует из материалов дела, 15.05.1996 г. Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом зарегистрирован выпуск акций, сопровождавшийся регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг открытого акционерного общества "Специализированный чековый инвестиционный фонд приватизации по социальной защите жителей Севера "ЯМАЛ", регистрационный номер 1171-1 ф-163 от 22.02.1993 г., способ размещения ценных бумаг - открытая подписка.
Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом 29.01.1997г. зарегистрирован выпуск акций, сопровождавшийся регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг открытого акционерного общества "Специализированный чековый инвестиционный фонд приватизации по социальной защите жителей Севера "ЯМАЛ", регистрационный номер 1171-1 ф-260 от 29.01.1997 г., способ размещения ценных бумаг - конвертация в акции с большей номинальной стоимостью. Количество акционеров на момент конвертации - 14135.
01.01.1999 г. произошла смена наименования: открытого акционерного общества "Специализированный чековый инвестиционный фонд приватизации по социальной защите жителей Севера "ЯМАЛ" на открытое акционерное общество "Фонд Ямал".
На основании вышеизложенного, согласно подпункту "б" пункта 5.1 Положения, общество обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
В соответствии с п. 5.7 Положения в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала общество обязано опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет, который должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно п.5.5 Положения ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению N 10 к Положению о раскрытии информации.
В соответствии с п.5.8 Положения не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.
Сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете, должно быть составлено по форме согласно Приложению 11 к Положению.
В соответствии с п. 8.5.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
В соответствии с п. 8.5.3 Положения акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного па дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет (п. 8.5.4 Положения).
В соответствии с п. 8.5.5 Положения не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.
На основании п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", п. 2.1.7 Положения о Региональном отделении ФСФР России в Уральском Федеральном округе (утв. Приказом ФСФР от 12.03.2010 N 10-47/пз) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории РФ.
Поскольку, как следует из материалов дела, предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (исх. N 62-11-СФ-08/12604 от 17.10.2011) обществом не выполнено в установленный в предписании срок, суд считает событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, доказанным и подтвержденным материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отражена в оспариваемом постановлении и заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение предписания административного органа.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 г. N 10 (ред. от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоА11 РФ) не выделяет. В отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Суду не представлено доказательств того, что неисполнение предписания в установленный срок вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля общества, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований предписания заявителем.
Само по себе трудное финансовое положение, на которое в обоснование отсутствия вины ссылается общество, не является уважительной причиной для неисполнения в установленный срок законного предписания.
При невозможности исполнения предписания в установленный срок, как правомерно отмечено заинтересованным лицом в отзыве, общество имело возможность направить в Региональное отделение заявление о продлении срока исполнения предписания. Вместе с тем, указанное заявление от ОАО "Фонд Ямал" в РО ФСФР России в УрФО не поступало.
Кроме того, исходя из толкования норм Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что в период наблюдения деятельность общества как юридического лица не прекращается. Обязанность по раскрытию информации у общества сохраняется.
Довод Заявителя о том, что согласно ст. 64 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" общество вправе совершать сделки, в том числе о размещении информации в ленте новостей только с согласия временного управляющего должника является неверным, и судом во внимание не принимается.
Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает следующий исчерпывающий перечень сделок, которые могут совершать органы управления должника с согласия временного управляющего: 1) связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; 2) связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
Таким образом, сделки о размещении информации в ленте новостей в данный перечень не входят.
При таких обстоятельствах административным органом правомерно сделан вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер и не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности за неисполнение предписания также не нарушен.
Оснований для применения положения о малозначительности суд не усматривает.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2010 N ВАС-5572/10).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 г. N 10 разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2010 N ВАС-5572/10).
Согласно абзацу 12 пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 г. N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Состав правонарушения, предусмотренный частью 9 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, посягает на установленный государством порядок управления, характеризуется высокой степенью общественной опасности, охраняемые им общественные отношения подлежат особой защите.
Особая общественная опасность административного правонарушения, предусмотренного частью 9 ст. 19.5 КоАП РФ, отмечена законодателем.
С 13 апреля 2009 года Федеральным законом РФ от 09 февраля 2009 г. N 9-ФЗ "О внесении изменении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах..." штраф для юридических лиц за данное правонарушение составляет от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
При этом формальный состав - в силу высокой степени общественной опасности - является оконченным с момента начала выполнения объективной стороны состава правонарушения, и не требует наступления никаких последствий.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При этом суд учитывает, что общество не предприняло никаких мер для исполнения предписания Регионального отделения в установленный срок, проигнорировав требования федерального органа исполнительной власти, что не позволило своевременно осуществить функции контроля, тем самым нанесен вред охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, суд считает, что не могут применяться положения ст. 2.9 КоАП РФ в случае, если заявитель, настаивая на этом, считает, что отсутствует состав правонарушения.
Поскольку малозначительность применяется только при наличии состава правонарушения, при указанных обстоятельствах освобождение общества от административной ответственности в данном случае не будет отвечать целям административного наказания. Применение требований о малозначительности при отрицании обществом состава правонарушения, подрывает авторитет не только заинтересованного лица (как контролирующего органа), но и в целом всю систему государственных органов исполнительной власти, реализация функций которых обеспечена неотвратимостью применения мер государственного принуждения (в том числе административного воздействия).
Об отсутствии оснований для применения положения о малозначительности свидетельствует также то, что на момент рассмотрении настоящего дела предписание обществом так и не выполнено, что подтверждается актом о неисполнении предписания, представленным заинтересованным лицом в материалы дела.
При определении наказания административным органом правомерно учтены, как отягчающие ответственность обстоятельства, повторность совершения административного нарушения и продолжение противоправного деяния, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Фонд Ямала" (ИНН 8901002833, ОГРН 1028900579620) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 апреля 2012 г. N А60-17798/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника