Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 апреля 2012 г. N А60-53113/2011
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 июля 2012 г. N 17АП-6257/12 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2012 г. N Ф09-7569/12 по делу N А60-31617/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2012 г. N 17АП-3333/12
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Комета" (далее - заявитель)
к Органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (далее - заинтересованное лицо)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Левина Н. Н., представитель по доверенности от 28.07.2011 года,
от заинтересованного лица: Волков А. В., представитель по доверенности от 10.01.2012 года,
Процессуальные права и обязанности представителям разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Заявитель заявил ходатайство об уточнении заявленных требований. Уточнения судом приняты.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
С учетом уточнений заявитель просит признать незаконным отказ органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100282:48, общей площадью 25,8 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с восточной стороны жилого дома N 135 по улице Лермонтова и земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100034:121, общей площадью 28,0 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с северной стороны многоэтажного жилого дома по улице Московская, 5, выраженный в письме от 30 ноября 2011 года N 4512. Обязать орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления в аренду земельного участка с
кадастровым номером 66:45:0100282:48, общей площадью 25,8 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с восточной стороны жилого дома N 135 по улице Лермонтова и земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100034:121, общей площадью 28,0 кв. м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с северной стороны многоэтажного жилого дома по улице Московская, 5.
Заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Главы города Каменска-Уральского Свердловской области N 1610 от 04.10.2005 заявителю предоставлены в аренду сроком на пять лет земельный участок обшей площадью 25,8 кв. м. с кадастровым номером 66:45:01 00 282:0048, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с восточной стороны жилого дома N 135 по улице Лермонтова и земельный участок общей площадью 28,4 кв. м. с кадастровым номером 66:45:01 00 034:0343, расположенный но адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с северной стороны жилого дома N 5 по улице Московской. Границы земельных участков отражены на кадастровых планах.
На основании указанного Постановления и Приказов МУГИСО N 5649 от 22.11.2005 г. и N 5490 от 16.11.2005г. между ООО "Комета" и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области 5 декабря 2005 года и 14 декабря 2005 года заключены договоры аренды земельных участков N 85 и N 90 соответственно, которые зарегистрированы в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 12.12.2005 года и 23.12.2005 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны регистрационные записи N 66-66-05/098/2005-368 и N 66-66-05/110/2005-472 соответственно.
Во исполнение требований законодательства 22 октября 2011 года заявитель обратился к Главе администрации МО "город Каменск-Уральский Свердловской области" Астахову М. С. и в Орган местного самоуправления "Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского" с заявлениями о предоставлении в аренду на новый срок арендованных земельных участков.
Письмом ОМС "Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского" от 25.11.2011 N 1974 уведомил о переадресации заявления ООО "Комета" председателю ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" В.Н. Романовой.
Письмом ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" от 30.11.2011 N 4512 сообщено, что предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с Порядком предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденных решением Городской Думы от 25.02.2009г. N 59 (с изменениями от 13.10.2010г. N 261). Согласно данному Порядку торговые павильоны являются нестационарными объектами торговли, в связи с чем, предоставление земельных участков для размещения таких объектов возможно только в соответствии со схемой размещения, утвержденной Постановлением администрации города Каменска-Уральского от 03.12.2010 г. N 1325, которая не предусматривает объекты, расположенные на испрашиваемых участках.
Считая, что этот отказ является незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого отказа незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие его законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.п. 2, 3). Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 4). Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 указанной статьи решения (п. 6).
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Городской Думы г. Каменск-Уральского от 25.02.2009 N 59 (в редакции, утвержденной решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 13.10.2010 N 261, действующей на момент обращения предпринимателя с соответствующим заявлением, далее - Порядок), предоставление земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой на следующий календарный год.
В силу п. 2.5 Порядка на основании утвержденных постановлением администрации города схем Комитет по управлению имуществом формирует перечень земельных участков, предлагаемых к предоставлению в аренду для размещения нестационарных торговых объектов на следующий календарный год с указанием характеристик этих земельных участков.
Проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка осуществляется на основании постановления администрации города Комитетом по управлению имуществом в соответствии с Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (п. 2.9 указанного Порядка).
Комитет по управлению имуществом в течение 5 дней с момента получения от Комитета по архитектуре и градостроительству кадастрового паспорта земельного участка готовит проект постановления о проведении торгов, которое содержит сведения о форме торгов и о сроке их проведения.
В соответствии с п. 2.11 Порядка после определения победителя торгов Комитет по управлению имуществом в двухнедельный срок готовит проект постановления администрации города о предоставлении соответствующего земельного участка в аренду победителю торгов. Договор аренды заключается Комитетом по управлению имуществом в недельный срок со дня издания указанного постановления.
В силу п. 2.13 Порядка предоставления земельных участков по истечении срока действия договора предоставление соответствующего земельного участка осуществляется в соответствии с п.п. 2.9-2.12.
Заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлениями о предоставлении в аренду указанных земельных участков в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и вышеназванным Порядком.
Испрашиваемые земельные участки поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 66:45:0100034:121 и 66:45:0100282:48 с разрешенным использованием - объект торговли - торговый павильон.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов на 2011 год, утв. Постановлением главы администрации г. Каменска-Уральского от 03.12.2010 N 1325, предусмотрено размещение одного торгового объекта с северной стороны жилого дома N 5 по ул. Московская (п. 96) и двух объектов с юго-восточной стороны жилого дома N 135 по ул. Лермонтова (п. 124).
Следовательно, у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа с указанием на то, что павильоны не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации г. Каменска-Уральского "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов и летних кафе на 2011 год на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" от 03.12.2010 N 1325.
Кроме того, оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
С учетом изложенного, государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп., уплаченная заявителем при предъявлении заявления, подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100282:48, общей площадью 25,8 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с восточной стороны жилого дома N 135 по улице Лермонтова и земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100034:121, общей площадью 28,0 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с северной стороны многоэтажного жилого дома по улице Московская, 5, выраженный в письме от 30 ноября 2011 года N 4512.
Обязать орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100282:48, общей площадью 25,8 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с восточной стороны жилого дома N 135 по улице Лермонтова и земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100034:121, общей площадью 28,0 кв. м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с северной стороны многоэтажного жилого дома по улице Московская, 5.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) взыскать с Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комета" (ИНН 6666009617, ОГРН 1026600936416) 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2012 г. N А60-53113/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 июля 2012 г. N 17АП-6257/12 настоящее решение оставлено без изменения